Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности организации



Билет 9.

Количественные методы - это такие методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные зависимости, т.е. взаимосвязь анализируемых показателей и определяющих их факторов выражается с помощью формул.

Количественные методы предназначены для оценки степени влияния факторов на показатели деятельности организации. Количественные методы экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические. Математическое моделирование экономических процессовкак отражение действительности с помощью математических моделей – формул является важным инструментом экономического анализа.

В экономическом анализе используются математические модели, описывающие изучаемое явление или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств. Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:

1) анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;

2) определение методов, с помощью которых можно решить задачу;

3) анализ полученных результатов.

Наиболее часто встречаются следующие модели:

1) аддитивные (модели сложения), например себестоимость:

S = А + М + U,

где А– амортизация; М– материалы; U– зарплата с начислениями;

2) мультипликативные (модели умножения), например сумма от реализации продукции:

N= Dx E,

где N– оборот, т. е. сумма, полученная за рассматриваемый период от реализации продукции; D– оборачиваемость оборотного капитала, т. е. объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб., вложенный в оборотные средства организации;

Е– средняя (хронологическая) величина оборотного капитала;

3) кратные (модели деления), например производительность труда:

Q = N/R

где R– численность работников в организации.

Экономико-статистические методы, основаны на разработке моделей, которые учитывают различные факторы, влияющие на платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее распространена пятифакторная модель:

Z= K1x1,2 + K2 X1,4 + K3 x 3,3 + K4 X0,6 + K5 x 0,999.

В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность предприятия; второй и четвертый – отражают структуру капитала; третий – рентабельность активов, исчисленную исходя из балансовой прибыли; пятый – оборот капитала.

Бухгалтерский методприменяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в фонд накопления, в фонд потребления и др. Общее понятие баланс представляет собой систему показателей, характеризующую какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Например:

Он + П= Р+ Ок,

где Он – остаток средств фонда на начало планового периода;

П– поступление средств в фонд;

Р– расходование средств в фонд;

Ок – остаток средств фонда на конец планового периода.

 

Билет 10.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

В анализе хозяйственной деятельности используются разные виды относительных величин: планового задания, выполнения плана, динамики, структуры, координации. интенсивности, эффективности.

Относительная величина планового задания представляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.

Относительная величина выполнения плана - это отношение между фактическим и плановым уровнем показателя, выраженное обычно в процентах.Для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом уровень показателя следующего года относится к предыдущему.

Показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия.

Относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала и т.д.

Относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации и т.д.

Относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.

В практике экономической работы наряду с абсолютными и относительными показателями очень часто применяются средние величины. Они используются в АХД для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя зарплата рабочих используется для обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. С помощьюсредних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.

В анализе хозяйственной деятельности используются разные типы средних величин: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др.

При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства. Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

 

 

Билет 11. Методы детерминированного факторного анализа. Метод цепных подстановок.

Факторный анализ – методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

В анализе хозяйственной деятельности, который иногда называют бухгалтерским анализом, преобладают методы детерминированного моделирования факторных систем, которые дают точную сбалансированную характеристику влияния факторов на изменение результативного показателя. Но достигается эта сбалансированность разными методами. Рассмотрим основные методы детерминированного факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Методы детерминированного факторного анализа: Метод цепных подстановок; Метод абсолютных разниц; Метод относительных разниц; Интегральный метод; Метод логарифмирования.

Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы, и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства.

Метод цепных подстановок в экономическом анализе. Он используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого.

Таким образом, применение способа цепной подстановки требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненное, умения правильно их классифицировать и систематизировать, поскольку от порядка подстановки зависят результаты расчетов.

Билет 12. Системаформирования экономических показателей как база комплексного анализа.

Хозяйственная деятельность организации (предприятия) характеризуется системой экономических показателей, которая включает:

Показатели использования основных производственных средств (F):

фондоотдача — N: F, фондоемкость — F: N, амортизация — А. где N – выпуск продукции.

Показатели использования материальных ресурсов (М):

материалоотдача — N: М, материалоемкость — М: N.

Показатели использования труда и заработной платы (К, U):

производительность труда — N: К; трудоемкость — К: N.

Показатели объема, структуры и качества продукции (N), создаваемой в процессе использования перечисленных и иных производственных ресурсов (N):

N = F*N/F, N = M*N/M, N = K*N/K

Одновременно потребленные ресурсы формируют совокупные затраты, или себестоимость продукции (S):

S = А + М + U.

Разница между объемом продукции и ее себестоимостью определяет величину, динамику и качество прибыли (П):

П = N - S.

На приобретение примененных ресурсов необходимо авансировать капитал (Ак), который характеризуется величиной и структурой (внеоборотный и оборотный капитал):

Ак = F + Е.

Оборачиваемость капитала характеризуется показателями:

Kоб = N / Ак

eo = N / E

Обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является показатель активов (Ra)

Ra = П / Ак = П / N * N / Ак

Условные обозначения:

А — амортизация; N — объем продукции; Е — оборотные средства; F — основные средства; Ra — рентабельность; М — материальные разряды; U — оплата труда; Коб — оборачиваемость капитала; ео — оборачиваемость оборотных средств;

 

Билет 13. Классификация факторов и резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Планирование аналитической работы

Важным условием, от которого зависит действенность и эф­фективность АХД, является планирование аналитической работы. Правильно составленный план — залог ее успеха и результатив­ности. Комплексный план аналитической работы разрабатывается на один год специалистом, ответственным за ее проведение. В нем прежде всего намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается сис­тема показателей, анализ которых обеспечивает достижение по­ставленной цели. В плане в обязательном порядке предусматривается периодич­ность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквар­тально, ежемесячно, подекадно, ежедневно) и сроки выполнения аналитической работы (например, к 5-му числу следующего ме­сяца). В плане необходимо указать состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Сле­дует также предусмотреть источники информации и методическое обеспечение анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инст­рукции или компьютерной программы). В плане указываются внешние и внутренние пользователи анализа. Кроме комплексного плана в хозяйстве могут составляться и тематические планы. Это планы проведения анализа по комплекс­ным вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др. Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в це­лом.

Билет 15. Методология и методика проведения экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят: сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно разделить на три группы: методы моделирования (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы математического программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

Методы экономического анализа находят свое практическое отображение в конкретных приемах или инструментах. Среди них можно выделить традиционные приемы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации, и нетрадиционные (специальные) приемы экономического анализа.

К традиционным приемам относятся:

  • сравнение (сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни);
  • относительные (проценты, удельные веса, коэффициенты, индексы) и средние статистические величины;
  • способ группировки (используется для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями);
  • балансовый метод (соизмерение двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию);
  • графический способ (построение масштабных изображений показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур).

В специальных приемах экономического анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:

  • способ цепных подстановок (определение ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные);
  • способ абсолютных разниц (изменение результативного признака определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора);
  • процентных, или относительных, разниц (применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя);
  • сокращенных подстановок (используются подстановки промежуточных произведений факторов);
  • метод выявления изолированного влияния факторов (основан на вычитании результирующего признака при единственном изменяющемся факторе);
  • интегральный метод (основан на логарифмическом законе перераспределения факторных нагрузок).

 

Билет 16. Анализ в системе маркетинга. Основные объекты анализа.

Маркетинговое исследование представляет собой сбор, обработку и анализ системы показателей для исследования конъюнктуры рынка. Ос новными показателями данного исследования являются:

- показатели производства;

- показатели внутреннего товарооборота;

- показатели внешней торговли;

- показатели уровня цен;

- финансовые показатели.

Процесс анализа состоит из следующих этапов:

I этап. Выделяются основные факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, которые оцениваются через систему статистических показателей.

II этап. Строятся динамические ряды по каждому показателю, с помощью которых отражается действие соответствующего фактора в про шлом.

III этап. На основе имеющихся оценок определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в буду щем. При этом необходимо установить главные причины изменения объема выпуска товаров, ввод новых производственных мощностей, по вышение уровня автоматизации, активизация или снижение спроса.

IV заключительный этап. Определяется общий итог взаимодействия всех факторов и выявляется место и роль каждого из них в формировании конъюнктуры.

Основными элементами маркетингового исследования являются: схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы сти мулирования продаж, организация послепродажного обслуживания кли ентов (для технических товаров), формирование общественного мнения о фирме и товарах.

Процесс формирования рыночной цены включает в себя несколько этапов: постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку издержек, проведение анализа цен и товаров конкурентов, выбор метода установления цен, определение окончательной цены и правил ее будущих изменений, учет мер государственного регулирования цен.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Объектом исследования экономического анализа выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия. Предметом его изучения являются причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующих результаты деятельности субъекта хозяйствования.

Билет 17.

Темпы роста объема производства и реализации продук­ции, повышение качества непосредственно влияют на вели­чину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. По этому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличена объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:

– оценка динамики по основным показателям объема структуры и качества продукции;

– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;

– выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

– выявление внутрихозяйственных резервов увеличена выпуска и реализации продукции;

– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

– объем производства и реализации продукции;

– ассортимент и структура продукции;

– качество продукции;

– ритмичность продукции.

Показатели.

1. Для характеристики объема выполненных работ используется показатель валовой продукции (ВП) - это количество изделий работ, услуг, которые находились в производстве несмотря на степень готовности, именно этот показатель определяет объем з/платы и объем труда затраченного в данном отчетном периоде.

2. Товарная продукция или готовая продукция (ТП) это количество изделий работ, услуг═полностьюзаконченныхипредназначенныхдляреализации. Этотпоказательхарактеризуетобъемпродукции).

3. Отгруженная продукция (ОП)═Этоколичествоизделийотгруженныхвнезависимостиотоплаты.

4. Реализованная продукция (РП) Это количество продукции, за которую поступили денежные средства в кассу, или на расчетный счет.

 

Билет 18

Производство продукции оценивается в натуральных, ус­ловно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Объем производства характеризуется валовой и чистой про­дукцией, объем выпуска – товарной и готовой продукцией, объем реализации – отгруженной и реализованной товарной продукцией.

При планировании, учете и оценке производства продук­ции наряду с натуральными показателями (ассортимент и номенклатура) используются и стоимостные показатели (ва­ловая, товарная, реализованная продукция).

Товарная продукция характеризует объем производства по полностью законченным и подлежащим реализации (для про­даж) продукции, работ, услуг. В ее состав входят:

– стоимость готовых изделий (готовая продукция – ГП);

– полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизвод­ственным хозяйствам своего предприятия (ПФ);

– стоимость переработки сырья и материалов заказчика (СП.С.М.З.)

– стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособ­лений, отпущенных на сторону или зачисленных в ос­новные фонды предприятия (продукции вспомогатель­ных цехов) (ПВ.Ц);

– стоимость работ промышленного характера, выполнен­ных на сторону (РП.ХАР.)

ТП = ГП + ПФс + СП.С.М.З. + ПВ.Ц + РП.ХАР. (2.1)

Общий объем производства в стоимостном выражении характеризуется валовой продукцией (ВП), которая зависит от трудоемкости, материалоемкости и рентабельности изго­товленной продукции. ВП = ТП ± ИО.НЗ.П + СС..М.З (2.2)

где: ИО.НЗ.П – изменение остатков незавершенного производ­ства;

СС. М.З – стоимость сырья и материалов заказчика.

Валовая продукция характеризует объем производства как по полностью законченным и подлежащим реализации, так и по незаконченным изделиям.

В процессе анализа проверяется выполнение плана по вы­пуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска продук­ции, расчета темпов роста и прироста продукции. Для анали­за используются данные формы № П-1, которые сводятся в аналитическую таблицу.

 

Билет 19. Анализ ассортимента и структуры продукции

Ассортимент — состав продукции по видам и наименованиям с указанием ее объема по каждому виду. Оценка выполнения плана по ассортименту каждого вида продукции и по предприятию в целом может осуществляться:

• по способу наименьшего процента (выполнение плана определяется по наиболее низкому значению фактического показателя);

• по удельному весу в общем перечне изделий, по которым выполнен план выпуска;

• по среднему проценту как отношение общего фактического выпуска продукции каждого вида, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, к общему плановому выпуску продукции.

Фактический выпуск продукции против ее плановой величины по отдельным позициям ассортимента ведет к изменению структуры производства, т.е. изменению соотношения стоимости отдельных изделий в общей стоимости всего выпуска. При анализе ассортимента продукции необходимо выяснить, по какой причине план не выполнен и разработать мероприятия по обеспечению его выполнения.

Анализ выполнения плана по структуре продукции имеет место, если в фактическом выпуске продукции сохраняются плановые соотношения выпуска отдельных ее видов.

Изменение структуры продукции влияет на многие экономические показатели предприятия, например материалоемкость и трудоемкость, себестоимость, прибыль и рентабельность. Расчет влияния изменения структуры выпуска на объем продукции проводится способом цепных подстановок.

где — количество продукции определенного вида, произведенной фактически (по плану);
— удельный вес продукции определенного вида в общем выпуске фактически (по плану);
— плановая цена единицы продукции.

 

Билет 20. Анализ риска невостребованной продукции

Причины возникновения, виды риска и последствия невостребованной продукции. Диагностика риска невостребованной продукции.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Внутренние причины:

неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;

неправильная ценовая политика на рынках сбыта;

снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;

неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.

Внешние причины:

неплатежеспособность покупателей;

повышение процентных ставок по вкладам;

демографические;

социально-экономические;

политические и др.

Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направленных на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, конструктивные изменения, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и наоборот.

Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадиях. Больший эффект достигается, если риск будет обнаружен на предпроизводственной стадии. Тогда экономический ущерб будет включать в себя только расходы на исследование рынка, разработку изделия и др. Если же риск невостребованной продукции обнаружен на производственной или послепроизводственной стадии, то это может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия. В сумму ущерба, кроме перечисленных выше издержек, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частично сбыт продукции.

В зависимости от времени обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными. В первом периоде можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим. Во втором периоде еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок. Если риск обнаружен после изготовления продукции, то нужно думать как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция — это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку.

Билет 21. Анализ качества произведенной продукции

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

 

Билет 22.

Понятие и значение ритмичной работы предприятия. Прямые и косвенные показатели ритмичности производства. Порядок расчета коэффициентов ритмичности, аритмичности, вариации. Определение упущенных резервов увеличения выпуска продукции в связи с неритмичной работой. Причины аритмичности производства.

При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца, к третьей декаде предыдущего месяца.

Косвенные показатели ритмичности — наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Величина его определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:

Критм = 30 + 33,33 + 33,34 = 96,67 %.

Коэффициент вариации (Kв) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднеде-кадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

где х2- квадратическое отклонение от среднедекадного задания; п — число суммируемых плановых заданий; х — среднедекадное задание по графику.

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн руб., или 2,5 %, по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а второго - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние -несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064 млн руб.).

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.114 с.)