Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы композиции в промышленном дизайнеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Нет смысла производить какую-то вещь, Если не можешь сделать ее совершеннее. Джаспер Моррисон
КАТЕГОРИИ КОМПОЗИЦИИ Создаваемое по законам композиции [5] промышленное изделие обладает такими функциональными и конструктивными связями, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи, обеспечивая достижение гармоничного единства частей и целого. Так проявляют себя законы композиции в дизайне. Категории композиции выражают наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. Такими категориями, прежде всего, являются характер объемно-пространственной структуры и тектоника.
Рассмотрим подробно категории композиции, которые выражаются в определении основных типов объемно-пространственных структур и тектонике промышленного изделия. При проектировании изделий дизайнер имеет дело с предметами, части которых определенным образом соотносятся между собой, а форма изделия так или иначе соотносится с пространством, поэтому в отношении любой формы можно говорить о двух компонентах структуры – объеме и пространстве. Для промышленных объектов можно наметить пять основных типов объёмно-пространственной структуры [14]. 1. Композиции, имеющие целостный объем, без развитого внутреннего пространства. Множество промышленных изделий имеют цельный объем и сравнительно неразвитое внутреннее пространство: посуда, инструменты, сосуды или емкости, целый ряд бытовых предметов. 2. Предметы, которые представляют собой цельный объем и имеют внутреннее пространство, не функционирующее непосредственно для человека. Например, приборы, внутри которых находится какая-то «начинка»,связанная с электроникой, с электротехникой теплотехникой и т.д. Это один из довольно распространенных типов структуры промышленных изделий. В таких изделиях с точки зрения композиции представляет интерес, прежде всего решение основного объема, хотя там есть и внутреннее пространство. Но это пространство представляет для дизайнера интерес только с точки зрения того, как оно определяет общий характер и габариты внешней формы. 3. Изделия с объемно-пространственной структурой, имеющей развитый объем и внутреннее пространство, которым человек может пользоваться непосредственно. Например, автомобиль (Рис. 1.46) или любой другой вид транспорта, телефонная будка и т.п.
4. Композиции, имеющие постоянные внутренние и изменяющиеся внешние объемы. Это, как правило, какие-то механизмы, например, дорожные или строительные машины, у которых внешний объем в процессе работы может меняться (рис. 1.47). 5. Композиции, имеющие только внутреннее пространство, например, отдельные помещения жилых, производственных или общественных зданий. Дизайнер, решая эти композиции, не может не думать о всем здании в целом, но целью его работы является все же отдельно взятое внутреннее пространство одного или нескольких помещений. Совершенно понятно, что кроме названных типов объемно-пространственной структуры могут быть и какие-то смешанные типы. Образование той или иной объемно-пространственной структуры зависит от конструкции, основной функции изделия, его связей с человеком и средой, свойств материалов и других факторов, поэтому правильное построение этой структуры является важнейшей задачей и определяется уже в самом начале проектирования. Как только начинается компоновка изделия, т.е. размещение и взаимоувязка основных его элементов, тут же начинается и рождение соответствующей объемно-пространственной структуры, ее типа и характера. В объёмно-пространственной структуре сразу же должен выразиться, таким образом, весь комплекс связей содержания изделия, получаемого в процессе анализа формообразующих факторов. И в соответствии с этим становится ясным, какие общие требования можно предъявить к вновь образуемой объёмно-пространственной структуре. Любая объемно-пространственная структура, над которой работает дизайнер, должна обладать рядом постоянных качеств: она должна быть целесообразной и совершенной с точки зрения функционирования; в ней уже должны быть заложены будущие удобства пользования вещью, должны учитываться вопросы экономики и требования, связанные с формальным решением и с эстетикой в целом. Уже на стадии решения объемно-пространственной структуры должна зарождаться гармония между содержанием и формой. Рассматривая влияние различных внешних факторов на образование формы промышленных изделий, мы затронули вопросы, связанные с влиянием на форму материалов и конструкции. Отметили, что влияние это неодинаково и зависит от целого ряда условий. Однако для дизайнера важно не только зафиксировать факт влияния материала и конструкции на дизайн-форму изделия, но еще и понимать, как при работе над этой формой можно правильно выразить работу материала и конструкции. Способность дизайнера пластически-образно выразить в форме работу материала и конструкции, а также принцип технологического построения изделия связана с понятием тектоники изделия. Тектоника – это зримое отражение в форме изделий существа его конструкции и организации в нем материала. Это специфическое средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной объемно-пространственной структурой изделий. Именно в тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Тектонические закономерности распространяются при проектировании всех изделий в машиностроении, приборостроении, изделий культурно-бытового назначения и т. п. Тектоника промышленных изделий – результат познания и пластически образного выражения в их объемно-пространственной структуре физико-механических свойств материалов и конструкций: прочности, устойчивости, распределения и погашения усилий и т.д. Закономерности тектоники отражают логику работы конструкций и материалов и опираются на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др. Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований. Тектоническое формообразование промышленных изделий и технических объектов представляет собой сложную задачу в связи с многообразием их типов, функций, конструкций, применяемых материалов. Дизайнеру приходится иметь дело с большими и маленькими изделиями, подвижными и неподвижными, статичными и динамичными и т.д. По своей тектонической структуре небольшое промышленное изделие может быть сложнее, чем, например, архитектурное сооружение. С известной долей условности можно говорить о четырех основных тектонических системах, с которыми приходится иметь дело дизайнеру [14]: · Монолитные системы, т.е. системы, образованные на базе конструкций из одного определенного материала. Некоторые бытовые предметы, например инструмент и посуда, имеют целостный объем и, как правило, монолитную конструкцию. Это сказывается на их форме. Она в максимальной степени пластична, поскольку используются преимущественно пластические, а не конструктивные свойства материала. Это позволяет образовывать форму, приспособленную к человеческой руке, и значительно варьировать ее в зависимости от эстетических требований. · Решетчатые системы и системы типа оболочки, основанные на пространственных несущих конструкциях. В электроинструментах и других технически более сложных изделиях, имеющих нефункционирующие внутренние пространства, сразу же происходит усложнение конструкции и объемно-пространственной структуры, образовывается иная тектоническая структура. Вполне можно себе представить в этом случае сочетание какой-то монолитной формы (сверла, например) с оболочками, внутри которых находится основная конструкция электроинструмента (например, корпус электродрели, составленный из двух оболочек). Именно это обстоятельство и переводит форму данного изделия, с точки зрения тектоники, в другую систему, а именно в систему типа оболочки. · Каркасные системы, образуемые как монолитными, так и сборными конструкциями из различных материалов (дерева, металла, пластмассы). Объемно-пространственная структура таких объектов, как самолет, автомобиль, железнодорожный вагон, шкаф или даже холодильник, имеющих функционирующее внутреннее пространство, образуется, как правило, на основе каркасной конструкции. Кроме этого довольно распространенным является сочетание в одном изделии нескольких различных конструкций. В этом случае, очевидно, усложняется и затрудняется выбор и последовательная реализация в пластике внешней формы изделия ведущей тектонической системы. Рассмотрим на конкретных примерах специфику подхода к тектонике промышленных изделий. Свойства материала, специально отобранные и связанные с определенным конструктивным решением, а также с необходимой для этого технологией изготовления, позволяют создавать различные, иногда резко контрастные решения (несмотря на один и тот же используемый материал). На примере дизайна стула выявим, как может выражать себя в форме такие материалы как дерево и пластик.
На рис. 1.48 представлен «венский стул» Михаэля Тонета, знаменитая модель №14, созданная им во второй половине XIX века из гнутой древесины. Доведённая до совершенства конструкция собиралась всего из шести частей. Сочетание очень лёгкой, но прочной конструкции и низкой цены (благодаря серийному производству) сделали их невероятно популярными. Гибкие свойства дерева выражены в конструкции стула решительно, создают ощущение изящества и одновременно простоты. В другом случае с тем же материалом шотландский дизайнер и архитектор эпохи ар-нуво Чарльз Макинтош в созданном им «стуле-камердинере» (рис. 1.49) подчеркивает массивность и устойчивость. Это уже не просто стул – предмет, на котором сидят. Он выполняет функцию вешалки – на него можно повесить пиджак или шляпу, ширмы – благодаря своим размерам он способен делить пространство помещения на зоны, и светового фильтра – свет проникает через отверстия между рейками спинки и параллельными полосами ложится на пол и сиденье стула. Изделия из пластика также разному выражают свойства этого материала, наделяя знакомые предметы новыми качествами. В 1960 году 35-летний дизайнер Вернен Пантон создаёт свой гениальный Panton chair, чем показывает всему миру возможность сделать стул без ножек, спинки и подлокотников. Изготовленный из единого куска формованного пластика, Panton chair стал самым знаменитым стулом XX века в котором материал работает на пределе – мягкая текучесть, «пластичность» материала создает убедительный образ легкого, но одновременно устойчивого изделия, как бы созданного самой природой (рис. 1.50). Тектоничность стула «Кимоно» не менее выразительна. Плавность и изгиб приобретают в этом случае более завершенную форму, связанную с архетипом японской культуры (рис. 1.51).
В качестве примера из машиностроения рассмотрим две модели автомобиля итальянской фирмы Fiat. В первом случае (рис.1.52) подчеркивается образ тяжелой и сильной машины. Корпус в этом случае играет роль рамы и ограждающей конструкции. Это сварная металлическая конструкция, грани корпуса четкие, прямоугольные. Во втором случае (рис.1.53) используются иные выразительные возможности того же материала – гибкость, пластичность, текучесть. Силуэт становится динамичным, устремленным и дополняется легким матерчатым тентом и ажурной конструкцией крепления. Решая вопросы, связанные с тектоникой, дизайнеру приходится учитывать роль таких факторов, как целесообразность, экономичность, прочность, долговечность, простота обработки и изготовления, использования в максимальной степени полезных свойств материала, особенности влияния техники и т.д.
Специфика тектоники по сравнению с другими средствами выразительности заключается и в том, что на нее оказывает большое влияние тесная связь с наукой, техникой, уровнем развития производительных сил, экономикой, применением новых материалов, усовершенствованием различных технологий и создание новых, накопление и освоение опыта практической, созидательной деятельности человека, применение научных методов в проектировании. Все это изменяет и обновляет представление о сложившихся ранее тектонических системах. В связи с ростом технического оснащения возникают неограниченные возможности для реализации ранее невозможных решений. Происходит процесс постоянного развития, обогащения и обновления выразительных возможностей тектоники. Таким образом, находить и применять все новые и новые тектонические решения – это задача, которая требует постоянного внимания, изучения и переосмысления. Только такое отношение к тектонике рождает свежие, смелые, интересные идеи и решения. В заключение необходимо отметить, что объёмно-пространственная структура и тектоника, являясь категориями композиции, служат также и важными ее средствами, так как с их помощью закладываются основы качества формы. Однако только этих средств недостаточно для решения всех задач композиции. Определяя общую композицию изделия, объемно-пространственная структура и тектоника формируют основу и предопределяют успешное использование в дальнейшем других средств композиции [14, с. 87]. СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.204.241 (0.008 с.) |