Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы композиции в промышленном дизайне

Поиск

 

Нет смысла производить какую-то вещь, Если не можешь сделать ее совершеннее.

Джаспер Моррисон

 

КАТЕГОРИИ КОМПОЗИЦИИ

Создаваемое по законам композиции [5] промышленное изделие обладает такими функциональными и конструктивными связями, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи, обеспечивая достижение гармоничного единства частей и целого. Так проявляют себя законы композиции в дизайне. Категории композиции выражают наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. Такими категориями, прежде всего, являются характер объемно-пространственной структуры и тектоника.

 

Рассмотрим подробно категории композиции, которые выражаются в определении основных типов объемно-пространственных структур и тектонике промышленного изделия.

При проектировании изделий дизайнер имеет дело с предметами, части которых определенным образом соотносятся между собой, а форма изделия так или иначе соотносится с простран­ством, поэтому в отношении любой формы можно говорить о двух компонентах структуры – объеме и пространстве. Для промышленных объектов можно наметить пять основных типов объёмно-пространственной структуры [14].

1. Композиции, имеющие целостный объем, без развитого внутреннего пространства. Множество промышленных изделий имеют цельный объем и сравнительно неразвитое внутреннее пространство: посуда, инструменты, сосуды или емкости, целый ряд бытовых предметов.

2. Предметы, которые представляют собой цельный объем и имеют внутреннее пространство, не функционирующее непосредственно для человека. Например, приборы, внутри которых находится какая-то «начинка»,связанная с электроникой, с электротехникой теплотехникой и т.д. Это один из довольно распространенных типов структуры промышленных изделий. В таких изделиях с точки зрения композиции представляет интерес, прежде всего решение основного объема, хотя там есть и внутреннее пространство. Но это пространство представляет для дизайнера интерес только с точки зрения того, как оно определяет общий характер и габариты внешней формы.

3. Изделия с объемно-пространственной структурой, имеющей развитый объем и внутреннее пространство, которым человек может пользоваться непосредственно. Например, автомобиль (Рис. 1.46) или любой другой вид транспорта, телефонная будка и т.п.

Рис. 1.46. Пионер автомобилестроения Рис. 1.47 Экскаватор-погрузчик New Holland LB115.B

4. Композиции, имеющие постоянные внутренние и изменяющиеся внешние объемы. Это, как правило, какие-то механизмы, например, дорожные или строительные машины, у которых внешний объем в процессе работы может меняться (рис. 1.47).

5. Композиции, имеющие только внутреннее пространство, например, отдельные помещения жилых, производственных или общественных зданий. Дизайнер, решая эти композиции, не может не думать о всем здании в целом, но целью его работы является все же отдельно взятое внутреннее пространство одного или нескольких помещений.

Совершенно понятно, что кроме названных типов объемно-пространственной структуры могут быть и какие-то смешанные типы.

Образование той или иной объемно-пространственной структуры зависит от конструкции, основной функции изделия, его связей с человеком и средой, свойств материалов и других факторов, поэтому правильное построение этой структуры является важнейшей задачей и определяется уже в самом начале проектирования.

Как только начинается компоновка изделия, т.е. размещение и взаимоувязка основных его элементов, тут же начинается и рождение соответствующей объемно-пространственной структуры, ее типа и характера. В объёмно-пространственной структуре сразу же должен выразиться, таким образом, весь комплекс связей содержания изделия, получаемого в процессе анализа формообразующих факторов. И в соответствии с этим становится ясным, какие общие требования можно предъявить к вновь образуемой объёмно-пространственной структуре. Любая объемно-пространственная структура, над которой работает дизайнер, должна обладать рядом постоянных качеств: она должна быть целесообразной и совершенной с точки зрения функционирования; в ней уже должны быть заложены будущие удобства пользования вещью, должны учитываться вопросы экономики и требования, связанные с формальным решением и с эстетикой в целом. Уже на стадии решения объемно-пространственной структуры должна зарождаться гармония между содержанием и формой.

Рассматривая влияние различных внешних факторов на образование формы промышленных изделий, мы затронули вопросы, связанные с влиянием на форму материалов и конструкции. Отметили, что влияние это неодинаково и зависит от целого ряда условий.

Однако для дизайнера важно не только зафиксировать факт влияния материала и конструкции на дизайн-форму изделия, но еще и понимать, как при работе над этой формой можно правильно выразить работу материала и конструкции. Способность дизайнера пластически-образно выразить в форме работу материала и конструкции, а также принцип технологического построения изделия связана с понятием тектоники изделия.

Тектоника – это зримое отражение в форме изделий существа его конструкции и организации в нем материала. Это специфическое средство художественной выразительности, органически связанное с конструктивной объемно-пространственной структурой изделий. Именно в тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Тектонические закономерности распространяются при проектировании всех изделий в машиностроении, приборостроении, изделий культурно-бытового назначения и т. п. Тектоника промышленных изделий – результат познания и пластически образного выражения в их объемно-пространственной структуре физико-механических свойств материалов и конструкций: прочности, устойчивости, распределения и погашения усилий и т.д. Закономерности тектоники отражают логику работы конструкций и материалов и опираются на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др. Тектонические закономерности проявляются в форме предметов всегда конкретно в зависимости от функциональных, конструктивных и эстетических требований.

Тектоническое формообразование промышленных изделий и технических объектов представляет собой сложную задачу в связи с многообразием их типов, функций, конструкций, применяемых материалов. Дизайнеру приходится иметь дело с большими и маленькими изделиями, подвижными и неподвижными, статичными и динамичными и т.д. По своей тектонической структуре небольшое промышленное изделие может быть сложнее, чем, например, архитектурное сооружение.

С известной долей условности можно говорить о четырех основных тектонических системах, с которыми приходится иметь дело дизайнеру [14]:

· Монолитные системы, т.е. системы, образованные на базе конструкций из одного определенного материала. Некоторые бытовые предметы, например инструмент и посуда, имеют целостный объем и, как правило, монолитную конструкцию. Это сказывается на их форме. Она в максимальной степени пластична, поскольку используются преимущественно пластические, а не конструктивные свойства материала. Это позволяет образовывать форму, приспособленную к человеческой руке, и значительно варьировать ее в зависимости от эстетических требований.

· Решетчатые системы и системы типа оболочки, основанные на пространственных несущих конструкциях. В электроинструментах и других технически более сложных изделиях, имеющих нефункционирующие внутренние пространства, сразу же происходит усложнение конструкции и объемно-пространственной структуры, образовывается иная тектоническая структура. Вполне можно себе представить в этом случае сочетание какой-то монолитной формы (сверла, например) с оболочками, внутри которых находится основная конструкция электроинструмента (например, корпус электродрели, составленный из двух оболочек). Именно это обстоятельство и переводит форму данного изделия, с точки зрения тектоники, в другую систему, а именно в систему типа оболочки.

· Каркасные системы, образуемые как монолитными, так и сборными конструкциями из различных материалов (дерева, металла, пластмассы). Объемно-пространственная структура таких объектов, как самолет, автомобиль, железнодорожный вагон, шкаф или даже холодильник, имеющих функционирующее внутреннее пространство, образуется, как правило, на основе каркасной конструкции.

Кроме этого довольно распространенным является сочетание в одном изделии нескольких различных конструкций. В этом случае, очевидно, усложняется и затрудняется выбор и последовательная реализация в пластике внешней формы изделия ведущей тектонической системы.

Рассмотрим на конкретных примерах специфику подхода к тектонике промышленных изделий. Свойства материала, специально отобранные и связанные с определенным конструктивным решением, а также с необходимой для этого технологией изготовления, позволяют создавать различные, иногда резко контрастные решения (несмотря на один и тот же используемый материал). На примере дизайна стула выявим, как может выражать себя в форме такие материалы как дерево и пластик.

   
Рис.1.48. Венский стул М. Тонета (модель №14) Рис. 1.49. Стул Ч. Макинтоша

На рис. 1.48 представлен «венский стул» Михаэля Тонета, знаменитая модель №14, созданная им во второй половине XIX века из гнутой древесины. Доведённая до совершенства конструкция собиралась всего из шести частей. Сочетание очень лёгкой, но прочной конструкции и низкой цены (благодаря серийному производству) сделали их невероятно популярными. Гибкие свойства дерева выражены в конструкции стула решительно, создают ощущение изящества и одновременно простоты.

В другом случае с тем же материалом шотландский дизайнер и архитектор эпохи ар-нуво Чарльз Макинтош в созданном им «стуле-камердинере» (рис. 1.49) подчеркивает массивность и устойчивость. Это уже не просто стул – предмет, на котором сидят. Он выполняет функцию вешалки – на него можно повесить пиджак или шляпу, ширмы – благодаря своим размерам он способен делить пространство помещения на зоны, и светового фильтра – свет проникает через отверстия между рейками спинки и параллельными полосами ложится на пол и сиденье стула.

Изделия из пластика также разному выражают свойства этого материала, наделяя знакомые предметы новыми качествами. В 1960 году 35-летний дизайнер Вернен Пантон создаёт свой гениальный Panton chair, чем показывает всему миру возможность сделать стул без ножек, спинки и подлокотников. Изготовленный из единого куска формованного пластика, Panton chair стал самым знаменитым стулом XX века в котором материал работает на пределе – мягкая текучесть, «пластичность» материала создает убедительный образ легкого, но одновременно устойчивого изделия, как бы созданного самой природой (рис. 1.50). Тектоничность стула «Кимоно» не менее выразительна. Плавность и изгиб приобретают в этом случае более завершенную форму, связанную с архетипом японской культуры (рис. 1.51).

Рис. 1.50. Стул Вернера Пантона Рис. 1.51. «Кимоно». Японский дизайн.

В качестве примера из машиностроения рассмотрим две модели автомобиля итальянской фирмы Fiat. В первом случае (рис.1.52) подчеркивается образ тяжелой и сильной машины. Корпус в этом случае играет роль рамы и ограждающей конструкции. Это сварная металлическая конструкция, грани корпуса четкие, прямоугольные. Во втором случае (рис.1.53) используются иные выразительные возможности того же материала – гибкость, пластичность, текучесть. Силуэт становится динамичным, устремленным и дополняется легким матерчатым тентом и ажурной конструкцией крепления.

Решая вопросы, связанные с тектоникой, дизайнеру приходится учитывать роль таких факторов, как целесообразность, экономичность, прочность, долговечность, простота обработки и изготовления, использования в максимальной степени полезных свойств материала, особенности влияния техники и т.д.

Рис. 1.52. Фиат Рис. 1.53. Торно-фиат

Специфика тектоники по сравнению с другими средствами выразительности заключается и в том, что на нее оказывает большое влияние тесная связь с наукой, техникой, уровнем развития производительных сил, экономикой, применением новых материалов, усовершенствованием различных технологий и создание новых, накопление и освоение опыта практической, созидательной деятельности человека, применение научных методов в проектировании. Все это изменяет и обновляет представление о сложившихся ранее тектонических системах. В связи с ростом технического оснащения возникают неограниченные возможности для реализации ранее невозможных решений. Происходит процесс постоянного развития, обогащения и обновления выразительных возможностей тектоники.

Таким образом, находить и применять все новые и новые тектонические решения – это задача, которая требует постоянного внимания, изучения и переосмысления. Только такое отношение к тектонике рождает свежие, смелые, интересные идеи и решения.

В заключение необходимо отметить, что объёмно-пространственная структура и тектоника, являясь категориями композиции, служат также и важными ее средствами, так как с их помощью закладываются основы качества формы.

Однако только этих средств недостаточно для решения всех задач композиции. Определяя общую композицию изделия, объемно-пространственная структура и тектоника формируют основу и предопределяют успешное использование в дальнейшем других средств композиции [14, с. 87].

СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.144.139 (0.008 с.)