Метро-ритмические соотношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метро-ритмические соотношения



Гармонизации на основе метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в располо­жении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Каковы же объективные зако­номерности его установления?

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует (рис.*):

· сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения,

· выделение в метрическом ряду групп элементов,

· установление разрядок между группами,

· «оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов,

· изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы. В чем ее специфика?

Рис *. Метрический ряд как основа композиции.

Амстердам. Екатерина Гусева

 

Количество элементов и размеры пространства, в котором организуется метрическая композиция, могут быть различными. Если повторяющиеся элементы должны располагаться близко друг от друга, метрический ряд может оказаться перенасыщенным. Тогда элементам тесно, фон их не держит и повтор не воспринимается. Сохранить целостность ряда могут помочь нюансные решения элементов, например уменьшение насыщенности их цвета. Использование контрастных приемов, наоборот, будет способствовать перенасыщению композиции.

При разреженной композиции элементы ряда будут теряться. Чтобы повтор как закономерность смог выполнить свою организующую роль, элементы разреженного ряда должны быть сильными, предельно активными. Это особенно важно в тех случаях, когда метрический ряд является основой композиции. Если же повтор играет второстепенную роль, элементы можно не подчеркивать.

Роль метрического повтора особенно велика в тех дизайнерских разработках, где применяются унификация элементов и модульные сетки.

В технике метрический повторили метр, больше обусловливается конструктивными особенностями изделия. Но если необходимо организовать его форму, он может применяться как декоративное средство.

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся (рис.**)

Если одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим – порядок, основанный на свободном расположении элементов. Второй полюс граничит с аритмией или хаотичным расположением разных по своим свойствам композиционных элементов, но не сводится к нему. Он остается средством гармонизации при условии создания крайне динамичной, но все же собранной композиции. Элементы в нем, при кажущейся случайности расположения, определен­ным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, композиция распадается.

а) б)
Рис. ** а) – спокойная и б) – напряженная ритмическая композиция

 

Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции (рис.*, а), резкое – «напряженной» (рис. *, б). За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение ком­позиционно-ритмического строя.

Другой распространенный прием – изменение интервалов между элементами. С его использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые – за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение – к ее облегчению.[16, с.136] Активность ритма в композиции зависит от силы проявле­ния этой закономерности (рис.**, б)). Если изменения чередований незначительны, то проявление ритма выражено слабо. Наоборот, при явном чередовании элементов ритм может служить главным началом композиции. Многое зависит также от протяженности ряда. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов, так как три еще не создают впечатления закономерного повтора.

При использовании ритма как средства композиции очень важно уметь правильно завершить ряд, иначе может возникнуть впечатление случайного его обрыва. В этом смысле задача решается сложнее, чем при использовании метрического повтора.

Как средство композиции ритм используется дизайне в тех случаях, когда он объективно предопределен конструктивной основой. Проявления ритма в технике весьма разнообразны, например, при членении корпуса какого-либо транспортного средства или при организации элементов на плоскости приборной панели, т.е. там, где нужно ориентировать форму в каком-либо направлении или расположить и организовать элементы формы с ритмической направленностью к главной оси, к композиционному центру.

Метр и ритм могут быть связаны, с одной стороны, с пропорциями, а с другой – с модульной сеткой. В дизайне в ряде случаев эта зависимость определяется жесткой связью метрических рядов с конструктивной системой. В средствах транспорта, например, возникает обусловленная их структурой конструктивная сетка, которая является своеобразным модулем, и от него уже зависят все метро-ритмические соотношения других элементов, находящихся внутри салона.

Метро-ритмические ряды способствуют выделению главного в композиции, выявлению характерных, особенно для динамических композиций, акцентов и их закономерного чередования с пассивными интервалами, служащими как бы фоном.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под модулем (лат. «modulos» – мера) понимается величина, размер, принимаемый за основу расчета размеров какого-то предмета, машины или сооружения. Совокупность правил расчета и модулей, используемых для этого расчета, носит название модульной системы.

В дизайне понятие «модуль» встречается в основном там, где деятельность дизайнера так или иначе связана с оборудованием каких-то помещений или изготовлением самого оборудования из унифицированных элементов.

Оборудование и мебель для жилища, например, необходимо проектировать на основе единого модуля, который зависит от модуля архитектурного. Модульная координация находит применение также в приборостроении и в станкостроении, особенно там, где используются унификация и агрегатирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.007 с.)