Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В данной главе представлены закономерности формирования и функционирования стиля в сфере дизайнерского творчества.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «стиль» опирается на представление о первых значительных стилях, которые складывались в период древних цивилизаций. Стиль являет собой определенную форму выражения пластической способности искусства. Исследователь стилей первобытного искусства В.Б. Мириманов, анализируя фигуративные наскальные изображения, делает вывод, что они позволяют получить хотя и скупые, но объективные показатели, из которых складывается стиль [11, с. 15]. Он выделяет два типа геометризации изображений (на примере рисунков верблюда и фигуры человека): криволинейный (изгиб, рис. 1.1.) и прямолинейный (излом, рис. 1.2.). На протяжении всей истории материальной культуры тот или иной тип геометризации определял суть всех больших стилей и суть графических стилизаций, задача которых являлось формировать визуальный образ с характерными отличительными признаками. Основные характерные признаки двух типов стилизации следующие: · первый тип – мягкость, криволинейность, изгиб, пластичность (биоморфизм); · второй тип – жесткость, прямолинейность, излом, «рубленность» (кристалломорфизм).
Стиль в культуре (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) можно определить как единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д. Понятие стиля по своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного типа в менталитете любой эпохи. Любому стилю присущ «империализм конструктивного принципа» (Ю.Н. Тынянов), поскольку раз найденные композиционные приемы, если они адекватны самосознанию эпохи, стремятся расшириться и распространить свое господство на все формы деятельности человека. Стиль всегда есть амальгама социального, стадиального и индивидуального. Исследования в области истории искусства (с позиции истории стилей)выявляют следующую динамику становления стилей с точки зрения индивидуального творчества [11, 35]: Стиль первобытного искусства – индивидуальность не различима. Этнические (традиционные) стили – голоса звучат в унисон внутри своего этноса. Имперские стили – отдельный голос минимально своеобразен, но различим. Стили Возрождения – полифония солирующих голосов в пределах региональной мозаики. Стили Нового времени (XIX век) – ясно различима индивидуальность в пределах национальной культуры и классической эстетической парадигмы. Стили конца XIX – первой половины XX века (постнеклассический период) – ярко выраженные индивидуальности в русле интернациональных течений. Стиль в дизайне определяется как гармоничное единство всех элементов формы изделия (комплекса, системы, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью применяемых композиционных приемов, формирующих художественный образ произведения дизайна. Помимо термина «стиль» применяется и термин «стилизация». Стилизация (stylization) подразумевает следующее: - сознательное использование дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий; - прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области ее декора (пластического, цветографического, цветофактурного, текстурного); - создание подчеркнуто декоративной формы объекта разработки путем подражания внешним признакам формы природных или созданных человеком объектов (рис. 1.3.).
Рис. 1.3. Стилизация образа
Основная операция стилизации – это формализация объемно-пластических, колористических, графических мотивов, их упрощение, обобщение, организация в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности. [12, с. 56] Стили в дизайне структурно проявляются в следующих уровнях: · Стиль определенного периода развития культуры (Большие стили, или Эпохальные стили), характеризующийся особенностями композиционных приемов, спецификой образного языка. Условно их можно разделить на «западные» и «восточные». Западные стили. Византийский стиль отличаетчрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями, что уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы – золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. Отличительной особенностью византийского стиля является неглубокий рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью – низкие диваны, тахты, – заимствованной из Персии и других восточных стран. Романский стиль выражается в лаконизме массивных форм (нередко украшенных резным геометрическим, растительным или ленточным орнаментом), глухая нерасчленённость объёма. Готический стиль это удлиненные пропорции, «каменное кружево» тонкостенных построек, просторные, чрезмерно вытянутые вверх помещения. Готика – время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности. Предметы быта (мебель) как бы перекликалась со структурой готических архитектурных сооружений. Легкая и прочная рамно-филеночная каркасная конструкция мебели композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растительных и геометрических узоров, фигурных изображений. Для ренессансного стиля характерны: архитектоническая ясность пластически законченных композиций; гармоничное сочетание элементов архитектурного ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг); заполнение плоскости филёнок рельефными или живописными композициями (на религиозные, мифологические и другие темы) Барокко или стиль Людовика XIV отличается пышностью и обилием орнамента, декоративной роскошью, обилием позолоты. Орнамент используется отдельно от мебельных деталей и накладывается в процессе отделки. Орнамент отличается легкостью и конкретностью рисунка, тонкостью и проработанностью линий, более организованным распределением по поверхности и более овеществленными сюжетными мотивами с изображениями птиц, животных, ветвей деревьев, фруктовых плодов, ангелоподобных существ. Мебельные формы приобретают более замысловатые линии: плоский верх корпусной мебели и боковые грани трансформируются в изогнутые, криволинейные очертания. Рококо или стиль Людовика XV в отличие от пышности и величественности барокко, стиль более легкий, капризный, с полным отсутствием прямых линий. Обильная резьба и бронзовые накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляют своеобразный рисунок рокайльного орнамента. Для классицизма или стиля Людовика XVI характерны простота и четкость пропорций с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями; использование в качестве украшений маркетри (клееной мозаики из разных пород дерева), бронзовых накладных медальонов, фарфоровых вставок; применение для обивки гобеленов или вышитых тканей с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен; вместо позолоты и окраски – фактура дерева. Стиль ампир (от французского empire – империя) выражает вкусы военной империи Наполеона I и отличается: строгостью форм; отделкой античными деталями; обращением к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.); использованием для обивки шелковых тканей. Восточные стили. Египетский стиль отличается целостностью и органичностью, мягкостью очертаний. Для него характерны: неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкцию в скульптуру; сглаженные углы, изгибы, кривизна. Внешнее пластическое (осязательное и визуальное) отношение к предмету сильнее конструктивного. В египетском стиле нет культа материала, который часто скрывается под толстым слоем шпаклевки с последующей раскраской и инкрустацией. Украшения имеют знаковый смысл. Китайский стиль является отражение философского мировоззрения. «Вы живете во времени и пространстве, а мы только в пространстве», – гласит китайская мудрость. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук. Мебель декорируется сложной техникой многослойной лакировки. Китайцы полно используют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек. В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии – врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттенков на поверхности столов, шкафов. Все предметы изготавливаются с использованием бамбука и имеют, в основном, прямоугольные формы. Еще одним отличительным признаком является полное отсутствие занавесей на окнах. Характерной особенностью японского стиля является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит. Если в китайском стиле широко в качестве перегородок используются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. Причем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне проводят длительный период всей жизни – беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят. Главная задача хозяина дома – это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок используются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения, такие, как вазы. Индийский стиль – это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями». Африканский стиль – самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки – очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эффект дизайну придают шкуры тигров и зебр. · Стиль различных направлений в дизайне, отражающий различные концепции стилеобразования предметной среды. Модерн (ар-нуво (art nouveau), югенд стиль, сецессион) – стиль предметной среды интерьеров жилых и общественных зданий, сформировавшийся в конце XIX – начале XX вв. в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии, России отражал своеобразие воплощения общей идейно-эстетической концепции нового подхода к стилевому единству среды в разных странах Европы. Для него характерны извилистые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в историю под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо почитались цветы ирисы и орхидеи. Функционализм, «Баухауз-стиль» с вязан с деятельностью архитектурно-художественно школы Баухауз, пропагандирующей простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их функциональной полезности. Конструктивизм – с тиль, воплощающий идеологию первой советской школы дизайна ВХУТЕМАС, ведущими принципами которой являлось экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространств, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось поверхностное украшательство. Стиль русских конструктивистов, отражавший «производственное искусство» Советской России 20-х гг. представлен в работах А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Н. Ладовского, преподававших во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) и выполнявших разнообразные проекты изделий и сооружений. Неомодерн характеризует использование пластических форм модерна для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов. Стайлинг – направление художественного конструирования не затрагивающее конструктивную и функциональную основу промышленных изделий; использующее линии, формы, тона, цвета для внешнего изменения этих изделий с целью вызвать у потребителя положительную эмоциональную реакцию. «Стайлинг направлен на иллюзию перемен, за неимением возможности создать подлинные перемены». (Дж. Нельсон). Аrt-Deco, «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Зигзаг-модерн, «Обтекаемый модерн» –это легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин, породил стиль декоративного искусства, называющегося «Art-Deco». Влияние на него оказали кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения. Модернизм – это порождение кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауз». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей. Минимализм –стиль последних десятилетий XX в., воплощающий эстетические идеи «благородной простоты», рационального пуританства в технически обусловленной форме-конструкции вещи, рекламирующий «антиформализм», но фактически превратившийся в новую разновидность формализма в дизайне. Эклектика (есlесtiс) – использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился. Можно сказать, что нынешнее время, конец XX – начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально. Этот стиль характеризуется скругленными углами и строгими вертикальными линиями. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц. Индустриальный стиль тесно примыкает к минимализму. Индустриальный стиль – с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Индустриальный стиль – это своеобразная игра в промышленность. Хай-тек возник в Британии в 70-е годы XX века. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты – все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии. Пост-модерн развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, классицизм и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля – гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды. ● Стиль, образно идентифицирующий данное изделие – товар (или услугу) с продукцией определенной фирмы – фирменный стиль. Это – графический фирменный стиль, включающий прежде всего фирменную (торговую) марку, знак обслуживания; фирменный или деловой и рекламной документации, особенности ее композиционно-стилевого решения, включая колористику (фирменная цветовая гамма); упаковку товаров. Одним из первых авторов разработки фирменного стиля в промышленности был Петер Беренс (начало XX века). Развитие промышленности в Европе и, особенно, в Америке обусловило качественно повое отношение предпринимателей к корпоративному дизайну и предвоенные 1930-е годы, привлечение к сотрудничеству представителей новой специальности. Однако подлинно широкомасштабное внедрение методов дизайна в создание фирменных стилей началось в 1950-е годы, а в начале 60-х годов XX века по всему миру прошла волна изменений, ознаменовавших начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию. Весьма удачным визуальным образом отличаются знак и элементы фирменной рекламы нефтяного гиганта «Шелл» в Нидерландах. В конце XIX века основатель компании, торговавший антиквариатом, стал заниматься куплей—продажей в Лондоне; среди предметов торговли были и морские раковины. Его сын расширил сферу деятельности, начав, в первую очередь, торговать русской нефтью. В память об отце он назвал компанию «Шелл» (раковина). Принятый в 1900 году первый символ транспортной и торговой компании «Шелл» – раковина мидии. Цвета корпорации – желтый и красный – появились в 1915 году, когда «Шелл» стала торговать в Калифорнии. Эти цвета, национальные цвета Испании, некогда владевшей Калифорнией, официально были утверждены в 1948 году. Современный вид знака предложен в 1971 году, его автор – легенда американского и мирового коммерческого дизайна Р. Лоуи. Он же разработал товарные знаки многих фирм, а также активно участвовал в графическом сопровождении рекламных акций «Кока-Колы» [15]. · Индивидуальный творческий стиль дизайнера (авторский стиль) Стиль связанный со своеобразным творческим подчерком конкретного дизайнера. Так «стиль Оливетти» в Италии, получивший особую известность с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли. Визитной карточкой «стиля Оливетти» стали сенсационные по своим эстетическим качествам пишущие машинки «Лексикон-80» и «Леттера-22». Философию «стиля Оливетти» можно определить, как стремление сделать любую продукция обязательно красивой, привлекательной и первосортной. «Стиль Браун» создавался немецким дизайнером Фрицем Айхлером и связан с деятельностью фирмы «Браун», производящей высококачественную аппаратуру. Для этого стиля характерны отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная ахроматическая гамма, построенная на оттенках серого, черного и белого цветов. «Стиль Браун» – экономичный стиль, создающий цельный образ самыми простыми и минимальными средствами. Яркой индивидуальностью отличается стиль Широ Кураматы, японского дизайнера – «поэта креативной пустоты», соединившего западный модернизм Баухауза, сюрреализм и минимализм с восточной философией. Ключом формообразования Куроматы является прозрачность и легкость. Своим творчеством Куромата перевел обыденные индустриальные материалы в разряд поэтических объектов. Французский архитектор, представитель современного аваргардного дизайна Филипп Старк, автор биоморфных творений, напоминающих объекты, заброшенные в наш мир иными цивилизациями. Звезда дизайна XX века Рон Арад работает с самыми новейшими технологиями в области дизайна. Использование современного лазера в полимерном производстве позволило ему делать светильники невероятных форм, а жесткий и холодный листовой металл преобразовывать в пластичные скульптуры, мебель – в произведение искусства. Немецкий дизайнер Хартмут Эслингер получил международную известность благодаря функциональному дизайну стереосистем, а затем классического образца компьютеров Макинтош, ставшего лидером эстетики новых компьютеров. Английский дизайнер Джаспер Моррисон лидер современного английского авангардного дизайна, представитель «новой простоты». В минималистической фанерной мебели с необработанными поверхностями Моррисон выразил протест против необарочных образцов дизайна роскоши. Стили модных коллекций одежды, создававшихся в прошедшие десятилетия XX в. (и в настоящее время) называются именами дизайнеров Габриэль Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Пьер Лорен, Ив Сен-Лоран.
ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.62 (0.014 с.) |