В данной главе представлены закономерности формирования и функционирования стиля в сфере дизайнерского творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В данной главе представлены закономерности формирования и функционирования стиля в сфере дизайнерского творчества.



 

Понятие «стиль» опирается на представление о первых значительных стилях, которые складывались в период древних цивилизаций. Стиль являет собой определенную форму выражения пластической способности искусства.

Исследователь стилей первобытного искусства В.Б. Мириманов, анализируя фигуративные наскальные изображения, делает вывод, что они позволяют получить хотя и скупые, но объективные показатели, из которых складывается стиль [11, с. 15]. Он выделяет два типа геометризации изображений (на примере рисунков верблюда и фигуры человека): криволинейный (из­гиб, рис. 1.1.) и прямолинейный (излом, рис. 1.2.).

На протяжении всей истории материальной культуры тот или иной тип геометризации определял суть всех больших стилей и суть графических стилизаций, задача которых являлось формировать визуальный образ с характерными отличительными признаками. Основные характерные признаки двух типов стилизации следующие:

· первый тип – мягкость, криволинейность, изгиб, пластичность (биоморфизм);

· второй тип – жесткость, прямолинейность, излом, «рубленность» (кристалломорфизм).

 
Рис. 1.1. Африка. Сахара. Криволинейный стиль. Рис. 1.2. Африка. Сахара. Прямолинейный (битреугольный) стиль.

Стиль в культуре (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма) можно определить как единство морфологических особенностей, отличающее творческую манеру отдельного мастера, национальную или этническую художественную традицию, искусство эпохи, цивилизации и т.д. Понятие стиля по своей природе свидетельствует о существовании устойчивого конструктивного типа в менталитете любой эпохи. Любому стилю присущ «империализм конструктивного принципа» (Ю.Н. Тынянов), поскольку раз найденные композиционные приемы, если они адекватны самосознанию эпохи, стремятся расшириться и распространить свое господство на все формы деятельности человека. Стиль всегда есть амальгама социального, стадиального и индивидуального. Исследования в области истории искусства (с позиции истории стилей)выявляют следующую динамику становления стилей с точки зрения индивидуального творчества [11, 35]:

Стиль первобытного искусства – индивидуальность не различима.

Этнические (традиционные) стили – голоса звучат в унисон внутри своего этноса.

Имперские стили – отдельный голос минимально своеобразен, но различим.

Стили Возрождения – полифония солирующих голосов в пределах региональной мозаики.

Стили Нового времени (XIX век) – ясно различима индивидуальность в пределах национальной культуры и классической эстетической парадигмы.

Стили конца XIX – первой половины XX века (постнеклассический период) – ярко выраженные индивидуальности в русле интернациональных течений.

Стиль в дизайне определяется как гармоничное единство всех элементов формы изделия (комплекса, системы, среды), воплощаемое в определенной системе устойчивых характерных признаков, обеспечиваемых общностью применяемых композиционных приемов, формирующих художественный образ произведения дизайна.

Помимо термина «стиль» применяется и термин «стилизация». Стилизация (stylization) подразумевает следующее:

- сознательное использование дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий;

- прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области ее декора (пластического, цветографического, цветофактурного, текстурного);

- создание подчеркнуто декоративной формы объекта разработки путем подражания внешним признакам формы природных или созданных человеком объектов (рис. 1.3.).

 

Рис. 1.3. Стилизация образа

 

Основная операция стилизации – это формализация объемно-пластических, колористических, графических мотивов, их упрощение, обобщение, организация в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности. [12, с. 56]

Стили в дизайне структурно проявляются в следующих уровнях:

· Стиль определенного периода развития культуры (Большие стили, или Эпохальные стили), характеризующийся особенностями композиционных приемов, спецификой образного языка. Условно их можно разделить на «западные» и «восточные».

Западные стили.

Византийский стиль отличаетчрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями, что уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы – золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. Отличительной особенностью византийского стиля является неглубокий рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью – низкие диваны, тахты, – заимствованной из Персии и других восточных стран.

Романский стиль выражается в лаконизме массивных форм (нередко украшенных резным геометрическим, растительным или ленточным орнаментом), глухая нерасчленённость объёма.

Готический стиль это удлиненные пропорции, «каменное кружево» тонкостенных построек, просторные, чрезмерно вытянутые вверх помещения. Готика – время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности. Предметы быта (мебель) как бы перекликалась со структурой готических архитектурных сооружений. Легкая и прочная рамно-филеночная каркасная конструкция мебели композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растительных и геометрических узоров, фигурных изображений.

Для ренессансного стиля характерны: архитектоническая ясность пластически законченных композиций; гармоничное сочетание элементов архитектурного ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг); заполнение плоскости филёнок рельефными или живописными композициями (на религиозные, мифологические и другие темы)

Барокко или стиль Людовика XIV отличается пышностью и обилием орнамента, декоративной роскошью, обилием позолоты. Орнамент используется отдельно от мебельных деталей и накладывается в процессе отделки. Орнамент отличается легкостью и конкретностью рисунка, тонкостью и проработанностью линий, более организованным распределением по поверхности и более овеществленными сюжетными мотивами с изображениями птиц, животных, ветвей деревьев, фруктовых плодов, ангелоподобных существ. Мебельные формы приобретают более замысловатые линии: плоский верх корпусной мебели и боковые грани трансформируются в изогнутые, криволинейные очертания.

Рококо или стиль Людовика XV в отличие от пышности и величественности барокко, стиль более легкий, капризный, с полным отсутствием прямых линий. Обильная резьба и бронзовые накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляют своеобразный рисунок рокайльного орнамента.

Для классицизма или стиля Людовика XVI характерны простота и четкость пропорций с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями; использование в качестве украшений маркетри (клееной мозаики из разных пород дерева), бронзовых накладных медальонов, фарфоровых вставок; применение для обивки гобеленов или вышитых тканей с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен; вместо позолоты и окраски – фактура дерева.

Стиль ампир (от французского empire – империя) выражает вкусы военной империи Наполеона I и отличается: строгостью форм; отделкой античными деталями; обращением к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.); использованием для обивки шелковых тканей.

Восточные стили.

Египетский стиль отличается целостностью и органичностью, мягкостью очертаний. Для него характерны: неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкцию в скульптуру; сглаженные углы, изгибы, кривизна. Внешнее пластическое (осязательное и визуальное) отношение к предмету сильнее конструктивного. В египетском стиле нет культа материала, который часто скрывается под толстым слоем шпаклевки с последующей раскраской и инкрустацией. Украшения имеют знаковый смысл.

Китайский стиль является отражение философского мировоззрения. «Вы живете во времени и пространстве, а мы только в пространстве», – гласит китайская мудрость. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук. Мебель декорируется сложной техникой многослойной лакировки. Китайцы полно используют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек. В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии – врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттенков на поверхности столов, шкафов. Все предметы изготавливаются с использованием бамбука и имеют, в основном, прямоугольные формы. Еще одним отличительным признаком является полное отсутствие занавесей на окнах.

Характерной особенностью японского стиля является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит. Если в китайском стиле широко в качестве перегородок используются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. Причем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне проводят длительный период всей жизни – беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят. Главная задача хозяина дома – это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок используются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения, такие, как вазы.

Индийский стиль – это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».

Африканский стиль – самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки – очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эффект дизайну придают шкуры тигров и зебр.

· Стиль различных направлений в дизайне, отражающий различные концепции стилеобразования предметной среды.

Модерн (ар-нуво (art nouveau), югенд стиль, сецессион) – стиль предметной среды интерьеров жилых и общественных зданий, сформировавшийся в конце XIX – начале XX вв. в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии, России отражал своеобразие воплощения общей идейно-эстетической концепции нового подхода к стилевому единству среды в разных странах Европы. Для него характерны извилистые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в историю под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо почитались цветы ирисы и орхидеи.

Функционализм, «Баухауз-стиль» с вязан с деятельностью архитектурно-художественно школы Баухауз, пропагандирующей простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их функциональной полезности.

Конструктивизмс тиль, воплощающий идеологию первой советской школы дизайна ВХУТЕМАС, ведущими принципами которой являлось экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространств, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось поверхностное украшательство. Стиль русских конструктивистов, отражавший «производственное искусство» Советской России 20-х гг. представлен в работах А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Н. Ладовского, преподававших во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) и выполнявших разнообразные проекты изделий и сооружений.

Неомодерн характеризует использование пластических форм модерна для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Стайлинг – направление художественного конструирования не затрагивающее конструктивную и функциональную основу промышленных изделий; использующее линии, формы, тона, цвета для внешнего изменения этих изделий с целью вызвать у потребителя положительную эмоциональную реакцию. «Стайлинг направлен на иллюзию перемен, за неимением возможности создать подлинные перемены». (Дж. Нельсон).

Аrt-Deco, «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Зигзаг-модерн, «Обтекаемый модерн» –это легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин, породил стиль декоративного искусства, называющегося «Art-Deco». Влияние на него оказали кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Модернизм – это порождение кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауз». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей.

Минимализм –стиль последних десятилетий XX в., воплощающий эстетические идеи «благородной простоты», рационального пуританства в технически обусловленной форме-конструкции вещи, рекламирующий «антиформализм», но фактически превратившийся в новую разновидность формализма в дизайне.

Эклектика (есlесtiс) – использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился. Можно сказать, что нынешнее время, конец XX – начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально. Этот стиль характеризуется скругленными углами и строгими вертикальными линиями. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

Индустриальный стиль тесно примыкает к минимализму. Индустриальный стиль – с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Индустриальный стиль – это своеобразная игра в промышленность.

Хай-тек возник в Британии в 70-е годы XX века. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты – все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии.

Пост-модерн развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, классицизм и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля – гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

● Стиль, образно идентифицирующий данное изделие – товар (или услугу) с продукцией определенной фирмы – фирменный стиль.

Это – графический фирменный стиль, включающий прежде всего фирменную (торговую) марку, знак обслуживания; фирменный или деловой и рекламной документации, особенности ее композиционно-стилевого решения, включая колористику (фирменная цветовая гамма); упаковку товаров. Одним из первых авторов разработки фирменного стиля в промышленности был Петер Беренс (начало XX века).

Развитие промышленности в Европе и, особенно, в Америке обусловило качественно повое отношение предпринимателей к корпоративному дизайну и предвоенные 1930-е годы, привлечение к сотрудничеству представителей новой специальности. Однако подлинно широкомасштабное внедрение методов дизайна в создание фирменных стилей началось в 1950-е годы, а в начале 60-х годов XX века по всему миру прошла волна изменений, ознаменовавших начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию.

Весьма удачным визуальным образом отличаются знак и элементы фирменной рекламы нефтяного гиганта «Шелл» в Нидерландах. В конце XIX века основатель компании, торговавший антиквариатом, стал заниматься куплей—продажей в Лондоне; среди предметов торговли были и морские раковины. Его сын расширил сферу деятельности, начав, в первую очередь, торговать русской нефтью. В память об отце он назвал компанию «Шелл» (раковина). Принятый в 1900 году первый символ транспортной и торговой компании «Шелл» – раковина мидии. Цвета корпорации – желтый и красный – появились в 1915 году, когда «Шелл» стала торговать в Калифорнии. Эти цвета, национальные цвета Испании, некогда владевшей Калифорнией, официально были утверждены в 1948 году. Современный вид знака предложен в 1971 году, его автор – легенда американского и мирового коммерческого дизайна Р. Лоуи. Он же разработал товарные знаки многих фирм, а также активно участвовал в графическом сопровождении рекламных акций «Кока-Колы» [15].

· Индивидуальный творческий стиль дизайнера (авторский стиль)

Стиль связанный со своеобразным творческим подчерком конкретного дизайнера.

Так «стиль Оливетти» в Италии, получивший особую известность с приходом дизайнера Марчелло Ниццоли. Визитной карточкой «стиля Оливетти» стали сенсационные по своим эстетическим качествам пишущие машинки «Лексикон-80» и «Леттера-22». Философию «стиля Оливетти» можно определить, как стремление сделать любую продукция обязательно красивой, привлекательной и первосортной.

«Стиль Браун» создавался немецким дизайнером Фрицем Айхлером и связан с деятельностью фирмы «Браун», производящей высококачественную аппаратуру. Для этого стиля характерны отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная ахроматическая гамма, построенная на оттенках серого, черного и белого цветов. «Стиль Браун» – экономичный стиль, создающий цельный образ самыми простыми и минимальными средствами.

Яркой индивидуальностью отличается стиль Широ Кураматы, японского дизайнера – «поэта креативной пустоты», соединившего западный модернизм Баухауза, сюрреализм и минимализм с восточной философией. Ключом формообразования Куроматы является прозрачность и легкость. Своим творчеством Куромата перевел обыденные индустриальные материалы в разряд поэтических объектов.

Французский архитектор, представитель современного аваргардного дизайна Филипп Старк, автор биоморфных творений, напоминающих объекты, заброшенные в наш мир иными цивилизациями.

Звезда дизайна XX века Рон Арад работает с самыми новейшими технологиями в области дизайна. Использование современного лазера в полимерном производстве позволило ему делать светильники невероятных форм, а жесткий и холодный листовой металл преобразовывать в пластичные скульптуры, мебель – в произведение искусства.

Немецкий дизайнер Хартмут Эслингер получил международную известность благодаря функциональному дизайну стереосистем, а затем классического образца компьютеров Макинтош, ставшего лидером эстетики новых компьютеров.

Английский дизайнер Джаспер Моррисон лидер современного английского авангардного дизайна, представитель «новой простоты». В минималистической фанерной мебели с необработанными поверхностями Моррисон выразил протест против необарочных образцов дизайна роскоши.

Стили модных коллекций одежды, создававшихся в прошедшие десятилетия XX в. (и в настоя­щее время) называются именами дизайнеров Габриэль Шанель, Кристиан Диор, Джанни Версаче, Пьер Лорен, Ив Сен-Лоран.

 


ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.023 с.)