Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кухта М.С., Жукова Л.Т., Гольдшмидт М.Г.

Поиск

Кухта М.С., Жукова Л.Т., Гольдшмидт М.Г.

К957 Основы дизайна: учебное пособие / М.С. Кухта, Л.Т. Жукова, М.Г. Гольдшмидт. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 300 с.

В учебном пособии раскрыты основные вехи становления дизайна и теория промышленного дизайна. Рассматриваются основные принципы, свойства и средства композиции, выявляется роль цвета в практике дизайнерской деятельности, анализируются процессы и процедуры формообразования промышленных изделий. Даны основы материаловедения и технологии художественной обработки материалов, применительно к проблемам дизайна, рассматриваются вопросы конструирования промышленных изделий. Приводится толкование основных употребляемых терминов.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 261000 «Технология художественной обработки материалов». Издание будет также полезно преподавателям и всем интересующимся вопросами дизайна.

УДК 658.512.23(075.8)

ББК 30.18я73

 

Рецензенты

Доктор технических наук, профессор Московского государственного университета приборостроения и информатики

г. Москва

М.Л. Соколова

Доктор технических наук, профессор Липецкого государственного технического университета

г. Липецк

Е.С. Гамов

 

 

ISBN 0-00000-000-0 © Кухта М.С., Жукова Л.Т., Гольдшмидт М.Г., 2009

© Томский политехнический университет, 2009

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2009

© Дизайн обложки Василькова М.А.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие Введение  
1. История и теория дизайна  
1.1.Основные понятия и определения  
1.1.1. Содержание термина «дизайн» и границы его применения  
1.1.2. Виды дизайна  
1.1.3. Стили в дизайне  
1.2. История дизайна  
1.2.1. Важнейшие достижения доиндустриальных цивилизаций  
1.2.2. Дизайн в индустриальном машинном производстве. Конец XVIII века начало XX века  
1.2.3. Роль промышленных выставок XIX в. в становлении и развитии дизайна  
1.3. Первые теории и школы дизайна  
1.3.1. Философия формы промышленного изделия  
1.3.2. Производственный союз «Веркбунд» и «Баухауз»  
1.3.3. Производственное искусство в Советской России. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН  
1.4. Теория промышленного дизайна  
1.4.1. Функциональные характеристики и форма промышленного изделия  
1.4.2. Материал. Конструкция. Технология и форма  
1.4.3. Анализ дизайна промышленного изделия  
1.4.4. Основы теории цвета в дизайне  
1.5. Основы композиции в промышленном дизайне  
1.5.1. Категории композиции  
1.5.2. Свойства и качества композиции  
1.5.3. Средства композиции  
Контрольные вопросы и задания Рекомендуемая литература  
2. Материалы и формообразование в дизайне  
2.1. Материалы в дизайне как новое междисциплинарное научное явление  
2.1.1. Наноматериалы  
2.1.2. Нанотехнологии  
2.1.3. Синергетический подход к дизайну и материаловедению  
2.1.4. Сквозное проектирование художественно-промышленных изделий  
2.2. Формообразование художественно-промышленных изделий 2.2.1. Технологические процессы изготовления продукта  
2.2.2. «Делкам» – мировой лидер в разработке программных продуктов для моделирования, изготовления и контроля сложных изделий и технологической оснастки  
2.2.3 Материалы, оборудование, инструмент, компьютерная графика для изготовления мастер-модели  
3.. Конструирование и технологии в дизайне  
Заключение  
Глоссарий  

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В России в связи с новыми экономическими условиями резко возросла потребность в специалистах в области промышленного дизайна, повысились требования к их профессиональному обучению. Подготовка по различным видам дизайнерской деятельности стала осуществляться не только на базе художественно-промышленных и архитектурных университетов, но и на ряде кафедр политехнических вузов. В этих условиях, а также в связи с новым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, уточняющим наименование и содержание учебных дисциплин, актуальной стала проблема научно-методического обеспечения учебного процесса.

Цель настоящего учебного пособия – раскрыть специфику дизайна и выявить его историко-культурные и теоретико-философские основания, дать базовые сведения по основам материаловедения и формообразования, методологии конструирования промышленных изделий и особенностям технологических процессов их изготовления.

Учебное пособие состоит из трех разделов:

В первом разделе «История и теория дизайна» (Кухта М.С., д.ф.н., профессор Томского политехнического университета) даются толкование основных терминов, ретроспектива развития материальной культуры, исследуются философия формы промышленного изделия, основы композиции в технике и зарождение индустриального дизайна.

Во втором разделе (Жукова Л.Т., д.т.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна) рассматриваются вопросы материаловедения в дизайне, особенности современных материалов и специфика компьютерных технологий при разработке сложных изделий.

Третий раздел (Гольдшмидт М.Г., к.т.н., доцент Томского политехнического университета) посвящен вопросам методологии конструирования и элементам технологии изготовления изделий.

Принятая авторами композиция учебного пособия отражает их убежденность в том, что эстетика задуманного промышленного изделия должна опираться на «техническую основу», иными словами, дизайнер должен владеть навыками и знаниями художника, конструктора и технолога. В этом, пожалуй, состоит основное отличие предлагаемого пособия.

Авторы выражают искреннюю признательность за представление материалов для оформления учебного пособия художнику Гусевой Екатерине, дизайнеру Васильковой Марине и студентам машиностроительного факультета Томского политехнического университета, обучающихся по направлению 261000 «Технология художественной обработки материалов» Козловой Анастасии, Потемкиной Ольге, Василюк Ольге, Какаулиной Наталье.


ВВЕДЕНИЕ

 

Дизайн в современном мире понимается чрезвычайно широко, как «комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественно-научные, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех сферах жизнедеятельности» [12, 10]

Основной проблемой дизайна, по мнению исследователей является создание культурно- и антропосообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный и целостный. Для этого необходима интеграция наряду с инженерно-техническими и естественно-научными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, психологии, социологии, истории искусств, семиотики.

Когда зародился дизайн? По этому вопросу существуют различные точки зрения.

· Дизайн был всегда – с момента появления человека, как разумного существа, конечно, в то время он ещё дизайном не назывался. Оформление и декорирование окружающего предметного пространства генетически присуще человеку.

· Дизайн связан с научно-технической революцией конца XVIII века, когда изготовление вещей вручную сменилось машинным производством, и появилась необходимость стандартизации.

· Дизайн – новый этап отношений человек-предмет и связан с новым этапом синтеза в предметной среде

Согласно первой позиции, возникнув в глубокой древности, дизайн проявился в тесной связи художественного творчества и ремесла, как создание изделий, имеющих практической назначение в общественном и частном быту. На этом этапе большую роль играет личность мастера – кузнеца, витражиста, ткача и не стоит задача массового производства. Задачи дизайнера существенно меняются при проектировании поточного изделия. К художественным навыкам добавляются технические и технологические аспекты, а предмет, созданный дизайнером, можно повторить по определённой технологии, в условиях производства, без участия личности художника в процессе изготовления. И, наконец, третья точка зрения на этап зарождения дизайна фиксирует новый этап синтеза в предметной среде, в котором воспроизводится не только структурное подобие живым организмам, но и их динамика. Это определяет новый уровень отношений человек-предмет, когда форма растворяется в функции, дающий начало новому циклу эволюции не только предметной среды, но и самого человека. Таким образом, эти три позиции развертывают фазы эволюции дизайна и, не являясь взаимоисключающими, показывают развитие дизайна в исторической перспективе.

История дизайна представленная в учебном пособии является важной как для опытных разработчиков, так и для начинающих дизайнеров. Обращаясь к истории, можно найти большое количество актуальной информации, поскольку дизайнеры во все времена сталкивались со сходными проблемами, связанными с разработкой функционального, долговечного изделия, форма которого стилистически не противоречива.

Теория дизайна – это система накопленного веками опыта по «улучшению» окружающего нас мира – от кухонных приборов до космических кораблей, от концептуальных разработок до поточного производства. Теоретиками дизайна принято выделять два основных направления в становлении дизайна, заложивших базу всех мировых школ, и сформировавших концепции дизайнерского образования: германское – Баухауз и российское – ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технический мастерские). Именно в этих школах были разработаны курсы, составляющие основы дизайнерской подготовки, цель которых была научить видеть простое в сложном, разделять любую форму на геометрические первоэлементы, понимать функциональные процессы.

Предлагаемое учебное пособие может быть использовано как при изучении отдельных дисциплин основной образовательной программы, так и при выполнении комплексных междисциплинарных заданий – выпускной квалификационной работы, курсовых проектов и т.д.

Современное наполнение и развитие теории промышленного дизайна и основ композиции в технике, дополненное данными в области материалов в современном дизайне и технологий их художественной обработки, методологией конструирования промышленных изделий и составляет, на взгляд авторов учебника, те основы, изучив которые молодой специалист в области художественной обработки материалов может начать творческую карьеру.

 

 


ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Дизайн в повседневной жизни должен делать то же, что делает искусство: поражать нас, пугать нас или восхищать нас, но при этом непременно открывать для нас новые миры в повседневной жизни.

Аарон Бетски

СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНА «ДИЗАЙН»

И ГРАНИЦЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Поиск смыслового содержания термина «дизайн» и определение границ его применения, представленный в данной главе позволяет структурировать и систематизировать все многообразие взаимодополняющих позиций толкования термина.

Стремительный рост популярности дизайна за последнее столетие связанный с бурным научно-техническим прогрессом, породил множество определений «дизайна», в которых выявляются различные грани дизайнерской деятельности.

Ведущие теоретики и практики дизайна определяют дизайн как:

· философию: «различные философии дизайна являются выражением различного отношения к миру. Место, которое мы отводим дизайну в мире, зависит от того, как мы понимаем этот мир» (Томас Мальдонадо)

· творчество: «в сознании большинства людей дизайн – это оболочка. Это художественное оформление внешнего вида. Это материал обивки дивана. Но для меня это самое неправильное определение дизайна. Дизайн – это душа человеческого творчества, которая выражается в многочисленных слоях изделия или услуги». (Стив Джобс) «... дизайн, это образ жизни и мысли – дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения...» (Артемий Лебедев)

· деятельность: «Дизайн…– деятельность, не отличающаяся от деятельности парикмахера, и должна характеризоваться приятностью потребителей» (Макс Билл) «Когда я говорю о дизайне, я думаю не о внешнем орнаменте или чистой декорации. В этом вопросе многое нужно улучшить, и с художественной точки зрения все это чрезвычайно существенно, но «дизайн» подобного рода не влияет практически на утилитарность предмета. Я имею в виду дизайн формы, конструкции и материала, направленный на то, чтобы дать потребителю максимально возможные удобства, удовлетворение от созерцания и прикосновения к предмету» (Чарльз Теннисон) «Дизайн, – это создание всей предметно-пространственной среды, всей визуально воспринимаемой среды» (Джио Понти)

· технологию: «дизайн – интересное, продуктивное использование ограничений технологий, которые встретились дизайнеру в процессе его работы» (Артемий Лебедев)

· процесс: «дизайн – это процесс производства вещей, мудрое и творческое решение человеческих проблем» (Брайен Хорриган)

· проектное мышление: «дизайн остается профессией в узком смысле, мастерской изобретений, которая идет на пользу тому, чтобы быстроразвивающаяся индустрия отвечала вопросам формообразования» (Кеби Гантенбай) « Важнейшей проблемой дизайнера является примирение (принесение в жертву) своих социальных и эстетических идеалов с его долгом помочь своему клиенту или работодателю получить прибыль» (Эшфорд)

· искусство: «мое убеждение заключается в том, что утилитарные искусства – объект, выполняемый, прежде всего для использования, – воспринимаются эстетическим чувством как абстрактное искусство» (Гербарт Рид) или «дизайн – выражение замысла. Впоследствии (при соответственно высоком уровне) он может оцениваться как искусство» (Чарльз Имз)

· самовосприятие и самовыражение: «дизайн – это средство, пользуясь которым можно воспринять самого себя, и одновременно это средство, пользуясь которым, можно выразить себя для других» (Эллиот Нойес) «Дизайн – это не бизнес, и даже не профессия, это способ мышления. Дизайн – это судьба, как бы пафосно это не звучало» (Александр Линецкий)

Корни слова «дизайн» можно найти в различных языках:

· латинском designatus (намеченный, предусмотренный, назначенный)

· итальянском disegno (выражение художественного творчества посредством рисунка)

· французском «dessin» (рисунок) и «dessein» (замысел).

Англо-русский словарь определяет дизайн как:

· существительное – замысел, план, намерение, цель, интрига, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, композиция;

· глагол – задумывать, придумывать, разрабатывать, замышлять, проектировать; конструировать, делать эскизы, наброски, создавать узоры и т. п..

В составе слова design можно выделить корень sign (знак, символ). Тогда вместе с префиксом de слово design можно проинтерпретировать как «имеющий смысл, значение», «сделанный с какой-то целью», «значимый», «осмысленный», «осознанный».

· Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты (словарь Ожегова С.И.)

· Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. (Международный семинар по дизайнерскому образованию в Брюгге, 1664)

· Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Соединение в дизайнерской деятельности «алгебры и гармонии», интуиции и логики, искусства и технологии требуют от специалиста широкого знания разнообразных дисциплин – художественных и инженерно-технологических.

В учебном пособии рассматривается промышленный дизайн, в связи с этим, предлагается определение, данное ИКСИД – международной организацией дизайна:

Дизайн (англ. Design) – творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

ВИДЫ ДИЗАЙНА

 

В настоящее время объектом работы дизайнера становятся не только промышленные изделия, но все более разнообразные предметно-пространственные системы – ландшафты, фирменный стиль, реклама, выставочные пространства, интерьеры, специальные услуги и т.д.

Можно выделить следующие виды дизайна:

· Промышленный – дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше.

· Средовой дизайн – дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.

· Графический дизайн – проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и тд.

· Публиш-арт – так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе.

· Нон-дизайн – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера

· Web-дизайн – проектирование Интернет-серверов.

· Сайнс-дизайн – научный дизайн.

· Фито-дизайн – дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

· Рекламный дизайн – скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.

· Футуро-дизайн – исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.

· Кустарный дизайн – скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.

· Китч – примитивный, тупой (кухонный) «дизайн», в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860–1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения – английское слово sketch («набросок»).Один из словарей подробно объясняет этот источник: «Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch». Некоторые значения, существующие еще на этапе формирования термина и отраженные в немецких этимологических словарях, остаются в нем по сей день: коммерческое бытование (использование при описании китча слов «продажа», «распродажа», «сбывание»); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором «шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие»; подделка под что-либо ценное и новомодное.

· Арт-дизайн – дизайн штучный, концептуальный, элитный. Информационный, программный дизайн

· Психо-дизайн это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель «под человека» можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.

 

СТИЛИ В ДИЗАЙНЕ

Западные стили.

Византийский стиль отличаетчрезмерное увлечение роскошью, перенасыщение предметов обстановки украшениями, что уничтожило изящество форм мебели. При ее изготовлении делался упор на ценные материалы – золото, слоновую кость, драгоценные камни, что способствовало полному уничтожению византийской мебели. Отличительной особенностью византийского стиля является неглубокий рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета. В византийских жилищах были очень распространены ткани. Из узорных шелковых тканей делали занавесы, покрывала, скатерти. Пользовались византийцы и мягкой мебелью – низкие диваны, тахты, – заимствованной из Персии и других восточных стран.

Романский стиль выражается в лаконизме массивных форм (нередко украшенных резным геометрическим, растительным или ленточным орнаментом), глухая нерасчленённость объёма.

Готический стиль это удлиненные пропорции, «каменное кружево» тонкостенных построек, просторные, чрезмерно вытянутые вверх помещения. Готика – время рождения цветных витражей в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности. Предметы быта (мебель) как бы перекликалась со структурой готических архитектурных сооружений. Легкая и прочная рамно-филеночная каркасная конструкция мебели композиционно членилась на относительно самостоятельные поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готических архитектурных мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растительных и геометрических узоров, фигурных изображений.

Для ренессансного стиля характерны: архитектоническая ясность пластически законченных композиций; гармоничное сочетание элементов архитектурного ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг); заполнение плоскости филёнок рельефными или живописными композициями (на религиозные, мифологические и другие темы)

Барокко или стиль Людовика XIV отличается пышностью и обилием орнамента, декоративной роскошью, обилием позолоты. Орнамент используется отдельно от мебельных деталей и накладывается в процессе отделки. Орнамент отличается легкостью и конкретностью рисунка, тонкостью и проработанностью линий, более организованным распределением по поверхности и более овеществленными сюжетными мотивами с изображениями птиц, животных, ветвей деревьев, фруктовых плодов, ангелоподобных существ. Мебельные формы приобретают более замысловатые линии: плоский верх корпусной мебели и боковые грани трансформируются в изогнутые, криволинейные очертания.

Рококо или стиль Людовика XV в отличие от пышности и величественности барокко, стиль более легкий, капризный, с полным отсутствием прямых линий. Обильная резьба и бронзовые накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляют своеобразный рисунок рокайльного орнамента.

Для классицизма или стиля Людовика XVI характерны простота и четкость пропорций с ярко выраженной конструкцией, не перегруженной деталями; использование в качестве украшений маркетри (клееной мозаики из разных пород дерева), бронзовых накладных медальонов, фарфоровых вставок; применение для обивки гобеленов или вышитых тканей с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен; вместо позолоты и окраски – фактура дерева.

Стиль ампир (от французского empire – империя) выражает вкусы военной империи Наполеона I и отличается: строгостью форм; отделкой античными деталями; обращением к древнеегипетским декоративным формам (военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.); использованием для обивки шелковых тканей.

Восточные стили.

Египетский стиль отличается целостностью и органичностью, мягкостью очертаний. Для него характерны: неощутимый переход скульптуры в конструкцию и конструкцию в скульптуру; сглаженные углы, изгибы, кривизна. Внешнее пластическое (осязательное и визуальное) отношение к предмету сильнее конструктивного. В египетском стиле нет культа материала, который часто скрывается под толстым слоем шпаклевки с последующей раскраской и инкрустацией. Украшения имеют знаковый смысл.

Китайский стиль является отражение философского мировоззрения. «Вы живете во времени и пространстве, а мы только в пространстве», – гласит китайская мудрость. В китайском интерьере отсутствуют острые углы, громоздкая мебель. В качестве материала для изготовления, как мебели, так и различных других предметов, широко используется прочный, но эластичный бамбук. Мебель декорируется сложной техникой многослойной лакировки. Китайцы полно используют внутреннее пространство помещений, образуя ниши, арки для расположения декоративных предметов и игрушек. В мебели широко применяется известная и европейцам техника интарсии – врезное украшение из тончайшей фанеры различных оттенков на поверхности столов, шкафов. Все предметы изготавливаются с использованием бамбука и имеют, в основном, прямоугольные формы. Еще одним отличительным признаком является полное отсутствие занавесей на окнах.

Характерной особенностью японского стиля является склонность к простоте и асимметрии. Интерьер как бы дышит. Если в китайском стиле широко в качестве перегородок используются ширмы, то в Японии, наряду с ширмами применяются циновки. Причем, не только для «зонирования» помещений, но в качестве настенных украшений, а так же для покрытия полов, на которых островитяне проводят длительный период всей жизни – беседуют, едят, занимаются домашними делами, спят. Главная задача хозяина дома – это полная изоляция от внешнего мира, чему способствует четкая функциональность комнат. Мебель, как таковая, отсутствует. В качестве шкафов, полок используются ниши в стенах (аналог встроенных шкафов), где располагаются не только гардероб, но и постельные принадлежности, и интерьерные украшения, такие, как вазы.

Индийский стиль – это бирюзовые, малиновые, оранжевые цвета, причем совершенно неповторимые в своем роде. Индийский шелк на ощупь не такой гладкий и скользкий, как китайский, немного шероховат. Мебель в индийских домах низкая, выпиленная вручную из очень прочного дерева тик. Характерная особенность – легкая трансформация деталей дома: стульчики и столы, ширмы, ставни и двери часто «меняются ролями».

Африканский стиль – самый экзотичный из этностилей. Цвета Африки – очень теплые и приятные, имитирующие окрас диких животных. Эффект дизайну придают шкуры тигров и зебр.

· Стиль различных направлений в дизайне, отражающий различные концепции стилеобразования предметной среды.

Модерн (ар-нуво (art nouveau), югенд стиль, сецессион) – стиль предметной среды интерьеров жилых и общественных зданий, сформировавшийся в конце XIX – начале XX вв. в Бельгии, Франции, Англии, Голландии, Германии, Австрии, России отражал своеобразие воплощения общей идейно-эстетической концепции нового подхода к стилевому единству среды в разных странах Европы. Для него характерны извилистые, плавные очертания с явной тенденцией к асимметрии. В мебельном декоре присутствуют природные и растительные мотивы. Для убранства в стиле ар-нуво характерно изображение женских фигур со струящимися потоками волос. В России этот стиль вошел в историю под названием Модерн. Символом данного стиля являются элементы растительности, особо почитались цветы ирисы и орхидеи.

Функционализм, «Баухауз-стиль» с вязан с деятельностью архитектурно-художественно школы Баухауз, пропагандирующей простоту и рациональность форм, красота и художественная выразительность которых должна вытекать из их функциональной полезности.

Конструктивизмс тиль, воплощающий идеологию первой советской школы дизайна ВХУТЕМАС, ведущими принципами которой являлось экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространств, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось поверхностное украшательство. Стиль русских конструктивистов, отражавший «производственное искусство» Советской России 20-х гг. представлен в работах А. Родченко, В. Татлина, Л. Лисицкого, Н. Ладовского, преподававших во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе) и выполнявших разнообразные проекты изделий и сооружений.

Неомодерн характеризует использование пластических форм модерна для архитектурного оформления помещений на современной технологической базе. Практически полное отсутствие орнаментов.

Стайлинг – направление художественного конструирования не затрагивающее конструктивную и функциональную основу промышленных изделий; использующее линии, формы, тона, цвета для внешнего изменения этих изделий с целью вызвать у потребителя положительную эмоциональную реакцию. «Стайлинг направлен на иллюзию перемен, за неимением возможности создать подлинные перемены». (Дж. Нельсон).

Аrt-Deco, «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Зигзаг-модерн, «Обтекаемый модерн» –это легкость и изящество декора, пытающегося воспринять скорость и напор наступающего века машин, породил стиль декоративного искусства, называющегося «Art-Deco». Влияние на него оказали кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Модернизм – это порождение кубизма и немецкой школы дизайна «Баухауз». Поиск рациональной эстетики, вскрывающей технологическую и утилитарную суть вещей.

Минимализм –стиль последних десятилетий XX в., воплощающий эстетические идеи «благородной простоты», рационального пуританства в технически обусловленной форме-конструкции вещи, рекламирующий «антиформализм», но фактически превратившийся в новую разновидность формализма в дизайне.

Эклектика (есlесtiс) – использование смешанной стилистики или комбинация предметов различного происхождения, стилей и времен. Эклектика становится стилем в интерьере, если он спроектирован по принципу сочетания не более двух-трех стилистических типов, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением. Это направление стиля, а лучше сказать, отсутствие как такового, обычно процветает во времена, когда один стиль себя уже «выработал», а другой еще не появился. Можно сказать, что нынешнее время, конец XX – начало XXI века, является временем Эклектики. Модно все, что нравится или подходит функционально. Этот стиль характеризуется скругленными углами и строгими вертикальными линиями. От всех мебельных стилей его отличает применение декоративных элементов в виде зигзагов, окружностей, треугольников, солнц.

Индустриальный стиль тесно примыкает к минимализму. Индустриальный стиль – с открытыми стерильными пространствами, словно из фантастического фильма. Металлические предметы, напоминающие фантастические приборы и оборудование. Индустриальный стиль в дизайне интерьера характеризуется наличием нескрытых коммуникаций (трубы, вентили, провода), в интерьере видны строительные формы. Часто используют металлические столы, чугунные плиты на полу. Многим стиль кажется «нечеловечным», нежилым, но иногда применяется не только в офисных помещениях, но и в жилых. Индустриальный стиль – это своеобразная игра в промышленность.

Хай-тек возник в Британии в 70-е годы XX века. Стиль и теория проектирования, основанные на применении последних достижений техники. Отличительной особенностью является наличие выступающих элементов конструкций и инженерного оборудования. Хромированные трубы, металлические поверхности, отполированные перемычки соединений, болты – все, что свидетельствует о размышлении и современных понятиях о космических кораблях. Все атрибуты востребованы в интерьере «высоких технологий». Мода на «хай-тек» всплывает волнообразно, с появлением либо новых конструктивных и отделочных материалов, либо от спроса на определенные технологии.

Пост-модерн развивается в конце XX века в архитектуре и искусстве в противовес модернистскому радикализму. Постмодернисты используют сплав различных стилей прошлого, например, классицизм и барокко, часто применяя их с ироническим эффектом. Специфика стиля – гипербола как инструмент создания яркого театрального образа среды.

● Стиль, образно идентифицирующий данное изделие – товар (или услугу) с продукцией определенной фирмы – фирменный стиль.

Это – графический фирменный стиль, включающий прежде всего фирменную (торговую) марку, знак обслуживания; фирменный или деловой и рекламной документации, особенности ее композиционно-стилевого решения, включая колористику (фирменная цветовая гамма); упаковку товаров. Одним из первых авторов разработки фирменного стиля в промышленности был Петер Беренс (начало XX века).

Развитие промышленности в Европе и, особенно, в Америке обусловило качественно повое отношение предпринимателей к корпоративному дизайну и предвоенные 1930-е годы, привлечение к сотрудничеству представителей новой специальности. Однако подлинно широкомасштабное внедрение методов дизайна в создание фирменных стилей началось в 1950-е годы, а в начале 60-х годов XX века по всему миру прошла волна изменений, ознаменовавших начало новой эпохи в корпоративном дизайне. Главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию.

Весьма удачным визуальным образом отличаются знак и элементы фирменной рекламы нефтяного гиганта «Шелл» в Нидерландах. В конце XIX века основатель компании, торговавший антиквариатом, стал заниматься куплей—продажей в Лондоне; среди предметов торговли были и морские раковины. Его сын расширил сферу деятельности, начав, в первую очередь, торговать русской нефтью. В память об отце он назвал компанию «Шелл» (раковина). Принятый в 1900 году первый символ транспортной и торговой компании «Шелл» – раковина мидии. Цвета корпорации – желтый и красный – появились в 1915 году, когда «Шелл» стала торговать в Калифорнии. Эти цвета, национальные цвета Испании, некогда владевшей Калифорнией, официально были утверждены в 1948 году. Современный вид знака предложен в 1971 году, его автор – легенда американского и мирового коммерческого дизайна Р. Лоуи. Он же разработал товарные знаки многих фирм, а также активно участвов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.022 с.)