В истории дизайна есть ключевые объекты, проекты, с экземплярной точностью создающие эпохальные линии, подкрепленные феноменологически. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В истории дизайна есть ключевые объекты, проекты, с экземплярной точностью создающие эпохальные линии, подкрепленные феноменологически.



Герт Зелле

ВАЖНЕЙШИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ДОИНДУСТРИАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

История дизайна неразрывно связана с историей развития техники и технологий. Первые орудия труда открыли путь к усовершенствованиям и изобретениям, среди которых наиболее значимыми вехами стали: изобретения лука, изобретения рычага, изобретения колеса, а также развитие гончарного производства и обработка металлов (ковка, литье)

Корни дизайна уходят вглубь тысячелетий, к истокам появления «homo sapiens», к созданию первых орудий труда и первой утвари. Вещественные памятники доисторических эпох сохранили каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И многие предметы мы можем назвать произведениями искусства, поскольку они художественно оформлены – стилизованы в виде выполнены в виде фигурок зверей, декорированы орнаментом (рис. 1.4).

Рис 1.4. Посох, декорированный мордами лосих (неолит, мезолит)

Отражая образы мира, творчески воссоздавая грандиозные сцены на сводах Альтамиры, человек делал первые шаги на пути самопознания. Приблизительные даты возникновения первых изобразительных памятников первобытного искусства относят к 35–20 тыс. до н.э. Рисунки в древних пещерах трактуются исследователями как планы, чертежи ловушек на зверей, что свидетельствует о проектном мышлении наших предков (рис. 1.5).

Изобретение в мезолите первого лука, тетивы и стрел явилось для человечества не менее важным событием, чем впервые добытый огонь. Лук изменил пути и судьбы многих народов (рис. 1.6.). Название «лук» произошло от слова «лука» изгиб, дуга. «Лук открыл человеку тайну передачи и преобразования движения, став первым прообразом сверлильного приспособления…».[12]

Рис. 1.5. Сцена охоты. Мезолит Рис.1.6. Лучники. Стоянка Тин Тазарифт на юго-востоке Алжира

Вторым после лука значимым по важности изобретением становится рычаг – устройство для уравновешивания большей силы меньшей. Представляет собой твердое тело с точкой опоры, находящейся под действием сил, расположенных в плоскости, проходящей через эту точку. Рычаг – одно из первых древнейших изобретений человечества – был знаком народам Древнего Египта, создавшим пирамиды. Рычаг использовался для поднятия и горизонтального перемещения каменных глыб служил, для подъема воды. В античности Архимед открыл закон действия рычага. Применение рычага в машинах и механизмах дает выигрыш в силе, при этом столько же проигрывается в перемещении.

Периоды войн, связанные как с необходимостью как осады, так и обороны городов требовали специальных осадных и оборонительных механизмов в создании которых принимали участие лучшие инженерные умы. На основе рычага работала баробаллиста – рычажно-пращевой противовесный камнемет – метательная машина, использующая потенциальную энергию тяжести противовеса и метающая снаряд с помощью рычага с закрепленной на нем пращей. В средневековых хрониках, книгах по военному делу, и даже в сборниках песен миннезингеров имеется немало рисунков баробаллист. Нередко на них зафиксированы интересные конструктивные особенности. Однако пропорции машин и отдельных их частей здесь часто сильно искажены.

Трудно найти другое открытие, которое дало бы такой мощный толчок развитию техники как изобретение колеса. Самое древнее колесо было найдено на территории Месопотамии, и сделано оно было около 55 веков назад. Повозка, гончарный круг, мельница, водяное колесо и блок – вот далеко не полный перечень устройств, в основе которых лежит колесо. Первые колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из нескольких досок и затем обрезали по кругу. Для такой обработки дерева требовались пилы и другие инструменты развитого общества, знакомого с металлом и изделиями из него.

Существуют археологические свидетельства того, что В Месопотамии обработка металла впервые достигла уровня развития, при котором стало возможно производство колесных повозок. (рис. 1.7)

Почти так же давно стали применять и водяное колесо, подливное – в Месопотамии, где реки текут медленно, и наливное – на быстрых горных реках. Судя по описанию Витрувия (I в. до н.э.), первым пользовались и древние римляне. Грузоподъемный блок и ворот – два устройства, где основным элементом служит колесо, – были привычными механизмами уже задолго до Рождества Христова.

Рис. 1.7. Парадная колесница Воспроизведено по изданию: Littauer M.A., Crouwel J.H. Wheeled Vehicles… Fig. 80. Рис.1.8. Ножная прялка с лучником.

Прялка, которую завезли в Европу в Средние века, ровесница, вероятно, Железного века (ок.1000 до н.э.) (рис. 1.8.). Ветряная мельница (с колесом, вращающимся на вертикальной оси) была общепризнанной в Персии уже в 10 в. Устройство того же типа, но с колесом, сидящим на горизонтальном валу, появилось в Европе в XII в.

Однако, первое использование колеса произошло не в транспортном средстве, а в механизме совсем иного назначения – гончарном круге. Тысячелетиями человек изучал свойства глины, выбирая те, которые отличаются наибольшей пластичностью, связанностью и влагоемкостью. Важными достижениями стали обжиг, позволяющий изменить свойства глины, придать ей камневидность, водонепроницаемость, огнестойкость и появление гончарного круга.

Глиняную посуду формовали в Древнем Египте уже около 3000 до н.э. – сначала на медленно вращающихся кругах, а спустя несколько столетий – и на быстрых, отчего возросло разнообразие их форм и улучшилось качество. Египтяне ставили на землю маленькое колесо, в него продевали стержень, а на стержень насаживали подставку. Колесо лежало плашмя, гончар вращал его ногой, а на подставке двумя руками формовал глиняный сосуд. Согласно египетской мифологии, первого человека сделал бог Хнум на гончарном круге (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Гончарный круг Древнего Египта. Рис. 1.10. Аграрно-магические изображения на сосуде трипольской культуры. Нео-энеолит

Поверхность сосудов украшались росписью из геометрических фигур. Богато орнаментированы трипольские сосуды, узоры которых имеют сложную семантику. Многоярусные композиции, декорирующие сосуды для зерна состоят из нескольких десятков элементов и не всегда поддаются расшифровке. Исследователи предполагают, что в узорах дана мифологическая картина мира, отражающая представления наших предков о вселенной и человеке (рис. 1.10).

Использование металла определило собой следующий этап в развитии человечества. Гончарная печь в процессе ее усовершенствования позволила освоить температуры свыше 500° и открыла людям металлы: бронзу и железо. Бронза (сплав меди и олова) имеет более низкую температуру плавления (700-900°), более высокие литейные качества, а при охлаждении обладает большей прочностью и твердостью. Если медное орудие в основном ковалось, то бронзовое – отливалось. Литье с использованием разъемных каменных форм, позволявшее изготавливать тиражи можно рассматривать как первое массовое производство орудий. [12] Главным изобразительным мотивом при изготовлении и украшении всевозможных изделий остаются звери, каждый из которых имеет свой магический, символический смысл. Образ трехголового лося, (рис. 1.11) в кулайской культуре трактовался как образ мира, все уровни которого были доступны только шаману. Три головы лося символизируют нижний мир – мир предков, средний мир – мир людей и верхний мир – мир богов. Творчество скифов проявилось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Сам образ их жизни определял характер и назначение создаваемых произведений: украшения человека, оружия, конской упряжи.

Рис.1.11 Трехголовый лось. Кулайская метало-пластика. Белая бронза Рис.1.12 Золотая нащитная бляха в виде пантеры. Кон. VII нач. VI вв. до н.э. Золото, эмаль. Келермесский курган

Причем все эти произведения выполняли магическую роль, выражали религиозно-мифологические представления скифов. Отлитая из золота фигурка пантеры (рис. 1.12) служила украшением щита, потому представлена в очень выразительной, напряженной, воинственной позе. На хвосте и лапках пантеры помещены свернувшиеся хищники, усиливавшие магические свойства изображения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.86.235.207 (0.026 с.)