Влияние окружающей среды на стилевой характер предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние окружающей среды на стилевой характер предмета



Стилевой характер предмета зависит от характера взаимосвязи со средой. Например, в любой исторической городской среде современные витрины, реклама, киоски, средства транспорта, указатели подчеркивают ее жизненные функции и связь с деятельностью населяющих людей.

Стилевой характер предмета зависит от места и роли в предметной среде. Как правило, любой проектируемый предмет должен быть увязан со стилевым характером предметного окружения, среды.

Например, в современном интерьере с современной обстановкой мебелью могут быть старинной работы часы или старый уникальный рояль, редкое музейное кресло, картины в резных рамках. Точно так же сюда могут «вписаться» и кустарные изделия народных промыслов. Но этих разнохарактерных и разностильных предметов должно быть не много. Если же они будут все уникальны, разностильны, то это будет скорее напоминать склад, комиссионный магазин или музей, а не жилую функциональную среду. Если в современный гарнитур добавить одну-две также современные вещи – шкаф, кресло, но другого стилевого характера, то это будет выглядеть совершенно случайным, чужеродным. Их выделение ничем не оправдано: ни их исторической ценностью, ни ценностью ручного труда в них заложенного, ни «сувенирностью» – ценностью как память о чем-то важном, интересном и т.д. Это будет без всякого видимого смысла случайный, хаотический подбор вещей.

Из всего вышесказанного следует: между предметом и средой возникают сложные, самые различные функциональные. композиционные и другие взаимосвязи, поэтому нельзя проектировать то или иное изделие отвлеченно, оторвано, изолированно от окружения, от конкретных условий его применения; изделие, запроектированное без учета этих взаимосвязей, хорошее само по себе, может оказаться совершенно непригодным для тех конкретных условий, где оно должно применяться.

Понятно, что учесть конкретные условия и окружающую среду возможно и нужно, когда предмет или вещь проектируются индивидуально для конкретного случая, для определенного существующего или проектируемого объекта: определенного интерьера, обстановки и т.п. Но вполне правомерен вопрос: а можно ли и каким образом учесть конкретные условия при проектировании изделий не индивидуального заказа, а так называемых типовых, рассчитанных на массовое производство? Можно ли в данном случае руководствоваться принципом увязки со средой? Можно и нужно. Для этого необходимо выявить и рассмотреть те конкретные ситуации и условия, которые могут встретиться при эксплуатации изделия и только после того приступить к его проектированию.

В результате учета всех выявленных требований может появиться универсальное изделие, подходящее для всех случаев (что редко) или потребуется создать ряд изделий (что чаще) для определенных конкретных ситуаций. В том и другом случае изделия будут спроектированы не «вообще» отвлечённо, а иметь определенный «адрес» и потребитель сможет подобрать подходящие для своего конкретного случая и условий.

Приведем пример. Рассмотрим проектирование осветительной арматуры для жилья.

Проектирование осветительных приборов для жилья – это проектирование прежде всего системы освещения, поэтому и процесс проектирования должен складываться соответствующим образом: необходимо взять ряд различных типов существующих и проектируемых на будущее одно-, двух- и трехкомнатных квартир; просмотреть возможные варианты их заселения (молодые супруги с ребенком, без ребенка, пожилые люди и т.д.); варианты по характеру и роду занятий; произвести (на планах и развертках) для всех этих случаев во всех помещениях расстановку мебели – как средства организации жизненного процесса.

Только после этой подготовительной работы можно присту­пить к проектированию систем освещения и далее – самих осветительных приборов. Работа начинается со схем (в развертках и планах) распределения света в помещениях.

В соответствии с функциональными процессами в каждом помещении определяются зоны освещения, намечаются схемы светильников, их типы, обеспечивающие нужное распределение света и его качество: силу света, освещенность, характер освещения – прямой, рассеянный и др.

На следующем, основном для дизайнера этапе проектирова­ния при поиске и разработке конкретных форм светильников по помещениям необходимо соблюсти следующие условия: светильники в каждом помещении должны быть увязаны с его «образным» характером и функциональным значением, местом и значением этого помещения в общей системе жилого интерьера. Так, светильник и передней – в первом после улицы помещении жилой квартиры (помещении проходном) должен быть значительно скромней, утилитарней, чем в жилой комнате – общей или спальне; все светильники для жилой квартиры должны находиться в композиционной и стилевой увязке друг с другом, т.е. должны быть решены как единый ансамбль; должно быть спроектировано несколько наборов, в разном эмоциональном «ключе», в увязке с возможным различным «стилевым» характером предметной среды.

В результате такого системного метода проектирования можно получить большое разнообразие светильников, при этом не отдельных, не разрозненных, а объединенных еще в процессе их создания в ансамбли, максимально учитывающие многообразие как функциональных, так и эстетических ситуаций.

Продаваться осветительная арматура может как комплектами разного состава, так и отдельными изделиями, и потребитель всегда может составить необходимый ему по функциональным и эстетическим требованиям набор – ансамбль.

Подводя итог, важно отметить, что все композиционные закономерности не имеют точного математического выражения. Они лишь устанавливают наличие определенных устойчивых, повторяющихся при однотипных условиях, объективно существующих зависимостей между свойствами формы, ее художественными качествами и различными факторами. Это означает, что дизайнер в своем творчестве не должен идти наперекор этим объективно существующим зависимостям, он должен искать творческое решение в рамках этих зависимостей, решение, правильно отражающее в той или иной конкретной художественной форме эти зависимости.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

К ГЛАВЕ 1. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА

 

1. Понятие стиля и основные приемы стилизации (пояснить на примере рис. 1.3.).

2. Раскройте основные достижения эпохи «доиндустриальных цивилизаций».

3. Перечислите аргументы «за» «против» введения стандартизации.

4. Расскажите о теоретических основах формообразования в философии Готфрида Земпера

5. Каково влияние эстетической концепции Уильяма Морриса на формирование стиля модерн.

6. Расскажите об основных тенденциях подготовки дизайнеров в Баухаузе.

7. Раскройте особенности подготовки промышленных дизайнеров в советском ВХУТЕМАСе.

8. Выявите в чем состоит сходство и различие принципов функционализма и конструктивизма

9. Перечислите факторы, влияющие на внешний вид промышленного изделия.

10.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб.: Кольна, 1995. – Т1

2. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб.: Кольна, 1996 и 1997 Тт 2,3

3. Власов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. – М.: Союз дизайнеров России, 2001. – Тт1,2

4. Иттен Й. Искусство цвета. – М.: Изд. Д.Аронов, 2001 – 96 с.

5. Ковешникова Н.А. Дизайн: История и теория: М.: Омега-Л, 2005. – 224 с.

6. Люшер М. Магия цвета. – Харьков: АО Сфера, Сварог, 1996. – 432 с.

7. Медведев В.Ю. Стиль и мода. – СПб: СПГУТД, 2005. – 256 с.

8. Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика. – СПб: СПГУТД, 2005. – 116 с.

9. Медведев В.Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. – 76 с.

10. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. – М.: ВНИИТЭ, 1974. Вып. 2. – 179 с.

11. Мириманов В.Б. Изображение и стиль: Специфика постмодерна. Стилистика 1950-1990-х. – М.: Российск.гос. гуманит. Ун-т, 1998. – 80 с.

12. Михайлов С.М. История дизайна. – М: Союз дизайнеров России, 2002, 2003. – Тт.1,2.

13. Основные термины дизайна. Краткий справочник-словарь. М., ВНИИТЭ, 1988. – 88 с.

14. Проектирование и моделирование промышленных изделий. – М.: Машиностроение-1, 2004 – 694 с.

15. Ренато де Фуско. Ле Корбюзье – дизайнер. Мебель, 1929. – М.: Советский художник. 1986г пер с итальянского и англ. –107 с

16. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Книга 1. – М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с.

17. Сомов Ю.С. Художественное конструирование промышленных изделий. – М.: Машиностроение, 1967. – 176 с.

18. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционного формообразования в дизайнерском творчестве. – М.: АСТ: Асттрель, 2007. – 239 с.

19. Федоров М.В., Сомов Ю.С. Оценка эстетических свойств товаров народного потребления. – М.: Экономика, 1970 – 205 с.


ГЛОССАРИЙ

 

А

Агрегатирование - метод конструирования изделий на основе применения унифицированных и стандартизованных составных частей путем изменения характера их соединений и пространственного сочетания, применительно к заданным условиям

Асимметричной называется композиция, отдельные элементы лишены своей связующей – оси симметрии, поэтому работа над асимметричной формой сложнее, чем над симметричной. Соподчинение элементов формы и данном случае, сводится к соблюдению композиционного равновесия.

Б

Бионика (от греч. bion – элемент жизни) – наука об использовании в технике, архитектуре и дизайне знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию живых систем.

Д

Дизайн (англ. design) – творческая деятельность, цель которой определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

Динамичной принято считать односторонне и активно направленную форму. Это свойство композиции связано с пропорциями и отношениями элементов формы. При равенстве отношений для нее характерна статичность, а при их контрасте – динамичность.

К

Комплекс функциональных условий – сумма всех условий, наилучшим образом обеспечивающих процесс использования изделия

Композиционное равновесие – такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие неадекватно простому равенству элементов и зависит от распределения основных масс композиции относительно се центра.

Композиция (от лат. compositio – составление, соединение) – это научная дисциплина, которая излагает закономерности и раскрывает специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании, а также в литературе). Первая организация конструктивистов (А.М. Ган, А.М. Родченко, братья В.А. и Г.А. Стенберги, В.Ф. Степанова и др.) возникла в Инхуке в 1921. Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу «конструирования» окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных конструкций, а также эстетические качества таких материалов, как металл, дерево, стекло. Показной роскоши «буржуазного быта» конструктивисты противопоставляли простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.

Контраст – противопоставление, резкое различие между однородными свойствами. Так, низкое может противопоставляться высокому, легкое – тяжелому, светлое – темному, сложное – простому и т.д.

М

Масштабностью предметного мира – оразмерность или относительное соответствие формы предмета размерам человека, соответствие размеров предмета действительно необходимым.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной.

Метро-ритмические соотношения – это повторы или чередования, которые могут быть равномерными, убывающими или нарастающими, и повторность эта может быть двух типов: метрическая и ритмическая

Н

Нюанс – небольшие, слабо выраженные различия свойств.

П

Пластика формы характеризует особенности объёмно-пространственной структуры, определяет ее рельефность, насыщенность тенями и светом.

Промышленное изделие – любое изделие изготовленное промышленным (серийным) способом.

Пропорционирование – это использование с целью получения искомой целостности предмета закономерных соотношений различных величин или частей предмета между собой

Р

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними.

С

Симметричной называется всякая фигура, которая состоит из геометрически и физически равных частей, должным образом расположенных относительно друг друга. Под геометрическим равенством подразумевается совместимое (конгруэнтность) либо зеркальное равенство.

Стайлинг (styling) – особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при котором изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели, выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от аналогов, прототипов, способствуя коммерческой выгоде его сбыта.

Стилизация в дизайне (stylization) – 1) сознательное использование дизайнером признаков того или иного стиля при проектировании изделий (часто применяется в стайлинге); 2) прямой перенос наиболее явных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, чаще всего в области ее декора (пластического, цветографического, цветофактурного, текстурного); 3) создание подчеркнуто декоративной формы объекта разработки путем подражания внешним при формы природных или созданных человеком объектов. Основная операция стилизации – это формализация объемно-пластических, колористических, графических мотивов, их упрощение, обобщение, организация в целях достижения желаемого смыслового и декоративного впечатления, стилевой выразительности

Статичность – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы. Статичны предметы, которые имеют явный центр и ось симметрии. В средствах транспорта статичность исключается, в станках сочетаются статичные и движущиеся элементы.

Т

Тектоника – это результат познания и пластического выражения в структуре и форме изделия свойств материалов и конструкции, логики их работы. Зрительное ощущение прочности, устойчивости, равновесия, легкости или, наоборот, тяжести – вот что прежде всего имеется в виду, когда речь идет о тектонике.

У

Унификация (от лат. unus – один и facio - делаю) – относительное сокращение разнообразия элементов по сравнению с разнообразием систем, в которых они применяются. Взаимозаменяемость и ремонтопригодность изделия существенно возрастают, при этом падает цена производства (за счет высокого уровня технологичности

Ф

Функционализм -направление в архитектуре 20 в., основанное на утверждении первичности функции (утилитарно-практические назначения) произведения архитектуры по отношению к его форме. Выдвинутая архитектором Л.Г. Салливеном формула «форму определяет функция» в середине 1920-х гг. была подхвачена западноевропейскими архитекторами. Основанные на этой формуле принципы функциональности разрабатывались и пропагандировались Ле Корбюзье во Франции, а наиболее последовательно – архитекторами, связанными с «Баухаузом«в Германии (В. Гропиус, Л. Мис ван дер Роэ, Х. Мейер и др.).

Функциональные характеристики – сумма всех условий, наилучшим образом обеспечивающих процесс использования изделия

Ц

Центр композиции – место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами, как правило, это и смысловой центр предмета.


Учебное издание

 

КУХТА Мария Сергеевна

ЖУКОВА Любовь Тимофеевна

ГОЛЬДШМИДТ Марк Георгиевич

 

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

 

Учебное пособие

 

 

В компьютерной верстке приняли участие Л.А. Оголь, С.Ф. Сизаск

 

 

Научный редактор

доктор наук П.Я. Крауиньш

Редактор И.О. Фамилия

Верстка И.О. Фамилия

Дизайн обложки М.А.Василькова

 

Подписано к печати 00.00.2008. Формат 60х84/16. Бумага «Снегурочка». Печать XEROX. Усл.печ.л. 000. Уч.-изд.л. 000. Заказ ХХХ. Тираж ХХХ экз.
Томский политехнический университет Система менеджмента качества Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2000
. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.

 

 


[1] В проекте дворца был использован принцип металлического каркаса – железные столбы и рамы со стеклянным заполнением, модуль несущих столбов в 24 фута (примерно 720 см), монтаж готовых блоков. Строительство Хрустального дворца заняло всего 4 месяца в основном за счет высокой организации труда строителей и использования готовых модулей. На переднем плане показано, как строители поднимают ферму, которую нужно соединить с трубчатыми колоннами из чугуна. На крыше находилось шесть тележек, или передвижных платформ, которые использовались для установки стеклянных панелей

[2] Эйфелева башня состоит из 3-х платформ, представляющие собой квадраты, образуемые 4-мя колоннами. На 3 платформе находится маяк с куполом, над которым расположена смотровая площадка на высоте 274 метров. Полный вес металлической конструкции более 10 тыс. тонн.

[3] Унификация (от лат. unus - один и facio - делаю) - относительное сокращение разнообразия элементов по сравнению с разнообразием систем,в которых они применяются.

[4] Агрегатирование - метод конструирования изделий на основе применения унифицированных и стандартизованных составных частей путем изменения характера их соединений и пространственного сочетания, применительно к заданным условиям

[5] Композиция (от лат. compositio - составление, соединение) - это научная дисциплина, которая излагает законо­мерности и раскрывает специфические приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.

[6] Васин, уточнить страницу

[7] Бионика (от греч. bion - элемент жизни) - наука об использовании в технике, архитектуре и дизайне знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию живых систем.

 

 

[8] Примеры по книге Васина (уточнить страницы)

[9] Техника молодежи № 12. 2004 с. 59.

[10] Техника молодежи № 12. 2004 с. 60.

 

[11] Устин. В. Композиция в дизайне. С. 130

[12] Согласно другой версии, знаменитый ряд был открыт Леонардо Фибоначчи, когда он во время лесных прогулок наблюдал структуры цветочных лепестков. Так он заметил, что лилии и ирисы имеют три лепестка, лютики, живокость и водосбор – по пять, у некоторых дельфиниумов – 8 лепестков, у златоцвета – 13, а у некоторых астр – 21 лепесток. У маргариток почти всегда 34, 55 или 89 лепестков. Встречая эти цифры всюду в природе, Фибоначчи обобщил свои наблюдения в последовательности, которая с тех пор носит его имя.

[13] http://www.modakontrast.narod.ru/index.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.247.144 (0.072 с.)