Языковые средства, характерные для рассуждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Языковые средства, характерные для рассуждения



Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Вводные слова     Ситуация, при которой употребляется данная конструкция
Во-первых, во-вторых…, наконец При введении нескольких аргументов;
С одной стороны…, с другой стороны… При рассмотрении тезиса с разных позиции;
Наоборот, напротив. однако При опровержении;
На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника При указании на источник сообщения;
Предположим, представим, допустим При ограничениях своих взглядов от чужого мнения

 

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

 

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки
1. Указание причины В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.
2. Указание на условие В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы
3. Указание на уступку В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что
4. Указание на следствие В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.
5. Сопоставление, противопоставление, сравнение В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

 

Типовые фрагменты текста

 

Описание предмета

/каков предмет?/

 

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

 

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

 

Описание состояния человека

/Каково ему?/

 

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок! Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза. То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

 

Повествование

/Что делает предмет?/

 

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и бросились вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали выстрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, на котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/ А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение – доказательство

/Почему?/

 

Да, такой гнев может родить мужество… Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, - защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/ М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

 

Этика /греч. Ethica, от ethos – обычный/ - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М., 1981/

 

Описание природы

/Каково вокруг?/

 

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

 

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе – он /Абай/ один. Правда, у него есть сила и надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – не останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

 

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь памяткой.

 

Памятка к анализу текста

1. Выявление темы и основной мысли.

2. Стилевая характеристика высказывания:

- установление задач автора;

- установление адресата;

- стилевые черты.

3. Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.

4. Характеристика строения текста и его частей:

- определение микротем – составление плана;

- выявление типового значения фрагментов и способов его выражения – составление схемы строения текста;

- анализ способов и средств связи предложений и частей текста.

 

Порядок анализа связного текста

1. Тема, основная мысль, тип и стиль речи.

2. Выбор автором языковых средств и приемов их использования.

3. Памятка к анализу текста.

 

Наблюдения над текстом описательного характера

1. Какой объект избран для описания? Цель описания?

2. Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?

3. Имеются ли общие положения с последующей детализацией?

4. Каков порядок расположения признаков?

5. Как закончено описание?

6. Как сформулирован вывод?

 

Наблюдения над текстом повествовательного характера

1. Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?

2. Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?

3. Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?

4. Окончание текста: в чем его особенности?

5. Есть ли описание? Уместно ли оно?

6. Есть ли диалог? Его назначение.

 

Наблюдение над текстом-рассуждением

1. Найдите тезис /основное положение/.

2. Найдите доказательства.

3. Что представляет собой доказательства? Что еще могло бы быть доказательством /суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание/?

4. Определите порядок доказательств.

5. Вывод и его формулировка.

Раздел 3

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

 

В распоряжении человека, владеющего литературным языком, есть как бы целый набор вариантов, каждый из которых предназначен для употребления в определенной сфере жизни. И в этом умении выбрать соответствующий случаю вариант литературного языка и заключается владение языком. Варианты литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения, называются функциональными стилями речи.

Известно, что язык существовал вначале только в устной форме - исконном и естественном его качестве. На этой стадии ему была свойственна единственная функция - функция общения. Затем в ответ на запросы общества, общественной практики появляется необходимость регламентировать жизнь внутри государства, заключать договоры с соседями. В результате развивается официально-деловая функция языка и формируется деловая речь. Появляются и другие функции - научно-информативная, формирующая научный стиль, агитационно-коммуникативная, дающая начало газетно-публицистической речи, эстетическая, формирующая язык художественной литературы. Таким образом, в соответствии с вышеназванными функциями языка выделяются следующие стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.

Ко всем стилям предъявляется общее требование - наилучшим образом обслуживать соответствующие им сферы человеческой деятельности. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация давали коммуникативный эффект.

Известно, что речь признается хорошей, если она удовлетворяет

трем наиболее общим критериям: правильности, точности, эстетичности.

В пределах каждого стиля своя система нормы, свои критерии правильности, точности, эстетичности. Эти критерии отражают функциональную специфику стиля, его традиции, а также типичные формы его речевой организации.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает термин «функциональный стиль»?

2. Какие функциональные стили литературного языка вы знаете?

3. Подберите образцы текстов различного функционально-стилистического характера. Сделайте их описание в соответствии со сторонами реализации.

 

Глава 1. Разговорный стиль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 2413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.11.93 (0.023 с.)