ТОП 10:

Урок 150. Что такое текст-рассуждение?



Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять вид текста (описание, повествование или рассуждение); составлять текст-рассуждение; применять правила правописания.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Словарная работа

CCLI.Закончите стихотворение.

Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня... (Поступает в первый класс).

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу... (Потому что он хороший).

А. Барто

CCLII.В стихотворении есть новое словарное слово потому что. В чем особенность этого слова? (Оно пишется раздельно, в два слова.)

Точно так же в два слова пишется так как.

CCLIII.Запишите эти слова, запомните их написание. 2. Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис.

CCLIV.Прочитайте названия спортивных игр.

CCLV.Спишите названия в алфавитном порядке. Допишите на­звание еще одной спортивной игры.

CCLV. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Куница — зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, она хорошо ла­зает по деревьям, отлично бегает по земле.

CCLVI.Прочитайте текст.

CCLVII.Определите вид теста. (Текст-описание.)

CCLVIII.Докажите. (Описан внешний вид, особенности поведения жи­вотного. В тексте много прилагательных.)

К этому тексту можно поставить вопрос какой предмет ?.

CCLIX.Прочитайте еще один текст.

Еще зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку, и мать еще в берлоге кормит их молоком.

CCLX.Определите вид теста. (Текст-повествование.)

CCLXI.Докажите. (Рассказывается о событиях и действиях.) К этому тексту можно поставить вопрос что произошло ?.

CCLXII.Прочитайте третий текст.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему?

Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездо­чек. Атак как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

К этому тексту можно поставить вопрос почему? Это текст- рассуждение. Рассуждение — это объяснение какого-либо явления.

CCLXIII.Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

Упр. 180 (с. 105).

(Устное выполнение с комментированием.)

 

CCLXIV. Найдите в тексте-рассуждении три части:

- Мысль, требующую доказательств. (Сова — уникальная птица.)

- Объяснение, доказательство (Оба глаза «на лице», поворачи­вает голову, летает бесшумно, видит и днем, и ночью.)

- Вывод. (Сова — птица-чудо.)

- Физкультминутка

Сначала буду маленьким, К коленочкам прижмусь, Ну а потом я вырасту, До лампы дотянусь.

- Закрепление изученного материала

Упр. 181 (с.106).

(Устное выполнение с комментированием.)

- Рефлексия

Карточка

- Соедини тип текста и вопрос, на который он отвечает.

Текст-описание Что произошло?

Текст-повествование Какой?

Текстграссуждение Почему?

- Приведи примеры своих текстов.

- Подведение итогов урока

CCLXV.С каким текстом мы познакомились?

CCLXVI.На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

CCLXVII.Из каких частей состоит?

Домашнее задание

Выполнить упр. 182 (с. 106).

Урок 1 5 1. Проверка знаний

Цель: проверить умение писать местоимения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять сооб­щение по данному плану; писать местоимения отдельно от других слов; определять тип текста; отвечать на вопросы по содержанию текста; применять правила правописания.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Дрожащая ..., цветная ..., детский ..., зеленая ..., деревянная ..., сту­деный ..., тростниковый ..., чайная ..., богатый ..., фигурные ....

CCLXVIII.Дополните словосочетания словарным словом. Обозначь­те непроверяемую безударную гласную. (Осина, капуста, рисунок, лягушка, лопата, декабрь, сахар, посуда, урожай, коньки.)

Орфографическая работа

(На доске записаны слова.)

Работа, неприятель, путешествие, слякоть, трепет, трусливый, по­клажа.

CCLXIX.К данным словам подберите слова-синонимы. (Труд, враг, поездка, грязь, дрожь, робкий, груз.)

CCLXX.Какое правило повторили? Допишите еще два слова на это правило.

CCLXX. Самоопределение к деятельности

CCLXXI.Выпишите местоимения.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, снег, он, горка, учитель, я, ты, друг, вы, ученики.

- Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 107). Проводится по заданиям учебника.)

- Физкультминутка

Мелкие шажки — раз, два, три. Легкие прыжки — раз, два, три. Движенья эти повтори. Вот и вся зарядка — раз, два, три. Мягкая посадка — раз, два, три.

- Закрепление изученного материала

CCLXXII.Запишите текст, вставляя местоимения.

... живем (в)красивом небольшом гор..де. ... ст..ит на берегу (А, а) зовского моря. Море редко замерзает. ... волны плещутся (о) пологий берег.... нравятся з.леные улицы, т..нистые скверы, изумрудный шатер парка.... любим свой город.

- Рефлексия

CCLXXIII.Определите вид текста.

На весеннем лугу цветут лютики. За что же эти веселые цветы по­лучили такие страшные имена? Сок у всех лютиков ядовит — попадет на кожу, и это место будет жечь, щипать. Да и само название «лютик» происходит от слов «лютый», «жестокий». Из-за жгучего сока лютики в старину часто применяли вместо горчичников. Стебли многих люти­ков в разной степени ядовиты, но при высушивании (в сене) ядовитость теряется. (Текст-рассуждение.)

Цветки у лютика желтые, лепестки снаружи матовые, а внутри бле­стящие, так и сверкают на солнце. Хоть и невелики у лютиков цветочки, но по весне их бывает так много, что даже в пасмурный день луг кажется солнечным. (Текст-описание.)

Научное название в переводе с латинского означает «лягушонок» и дано за сходство вкусов у лягушек и лютиков, выбирающих одни и те же места обитания. Лютик растет в тех местах, где весной бывает вода, — он как бы память земли о весеннем половодье*. (Текст-пове- ствование.)

VIII. Подведение итогов урока

CCLXXIV.Что такое местоимение?

CCLXXV.Какие вы знаете местоимения?

CCLXXVI.Какое задание было для вас наиболее сложным?

Урок 152. Контрольньвй диктант

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под дик­товку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от­дельно от других слов; применять правила правописания.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Словарная работа

CCLXXVII.Запишите слова.

Быстро, платок, потому что, малина, шел, антонимы, желтый, алфа­вит, до свидания, ягода, рисунок, снегирь, облако, здравствуй.

CCLXXVII. Самоопределение к деятельности

CCLXXVIII.Я говорю слово, а вы называете орфограмму.

—Чаща — (правописание сочетаний).

—Сказка — ... (правописание согласных в корне слова).

—Мальчики — ... (мягкий знак для обозначения мягкости со­гласных).

—Вьюга — ... (правописаниеразделительного мягкого знака).

—Россия — ... (заглавная буква в именах собственных).

—Гроза — ... (проверяемые безударные гласные).

—Сахар — ... (непроверяемые безударные гласные).

—В море — ... (правописание предлогов).

CCLXXIX. Контрольный диктант

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и реч­ки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг по­явилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!

Грамматические задания

CCLXXIX.В первом предложении подчеркните главные члены пред­ложения, обозначьте части речи.

CCLXXIX.Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.

CCLXXIX.Разделите слова для переноса. Сильный, длинные, пыль.

CCLXXX. Рефлексия

- Довольны ли вы своей работой?

- Кто сомневается в правильности выполнения работы?

- Какое задание было для вас наиболее сложным?

- Подведение итогов урока

- Что такое местоимение?

- Какие вы знаете местоимения?

Урок 1 5 3. Работа над ошибками

Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и ис­правлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с из­ученными правилами; применять правила правописания.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Словарная работа

- Напишите словарные слова в алфавитном порядке. Суббота, скоро, апрель, синонимы, октябрь, одежда, алфавит.

Самоопределение к деятельности

(Учитель сообщает результаты контрольной работы.)

Работа по теме урока

(Учитель раздает детям листочки со списком орфограмм.) 1. Правописание сочетаний.

CCLXXX.Правописание согласных в корне слова.

CCLXXX.Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

CCLXXX.Правописание разделительного мягкого знака.

CCLXXX.Проверяемые безударные гласные.

CCLXXX.Непроверяемые безударные гласные.

CCLXXX.Правописание предлогов.

- Назовите орфограммы, которые встретились в диктанте.

- Запишите слово, в котором допущена ошибка, в таблицу. Вспомните правило. Если нужно, напишите рядом прове­рочное слово.

             

(По ходу выполнения учитель оценивает работу детей.)

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Закрепление изученного материала

Диктант

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в густой листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Заблестели на листьях капли росы. Над цветами стали кружить золо­тистые пчелки. Они жадно пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и легкие крылья.

Рефлексия

- Из текста диктанта запишите по одному слову с орфограм­мами в нашу таблицу.

(Учитель выбирает подготовленных детей для проверки вы­полненной работы.)

Подведение итогов урока

- На какое правило больше всего выписано слов?

- Что надо сделать дома, чтобы не испытывать затруднений в следующий раз?

- Что особенно понравилось на уроке?

ПОВТОРЕНИЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.232.51.240 (0.018 с.)