Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 131. Единственное и множественное число глаголов

Поиск

Урок 131. Единственное и множественное число глаголов

Цели: познакомить с единственным и множественным числом i паголов, их отличительными признаками и ролью в речи; разви- м;пъ речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять чис- /ю глаголов; строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

- Спишите, разделив текст на предложения.

Берлога

У белой медведицы родился медвежонок она назвала его Умкой мед- меди жили в берлоге там было тепло на дворе стояла долгая ночь не было ницно ни одной звезды сквозь плотную снежную крышу.

— Найдите и подчеркните основу в первом, втором, третьем предложениях.

- Найдите глагол во множественном числе. (Жили.)

— Какая орфограмма в этом слове?

- Найдите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

| - А теперь найдите слова с непроверяемой гласной. [ — Какие еще орфограммы встретились в этом тексте?

V. Работа по теме урока

Упр. 131 (с. 76).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Взаимопроверка. Сверка с образцом.)

- Измените число глаголов. (Отвечают по цепочке, называя по одному глаголу.)

Упр. 135 (с. 78).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по орфоэпическому словарю.)

- Физкультминутка

Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся. Головой кивнул три раза, Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке пошел. Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик...

Е. Гайтерова

- Закрепление изученного материала

Упр. 133 (с. 77).

- Употребление каких слов повторим сегодня на уроке? (Одеть и надеть.)

- Однокоренные это слова? (Да. Они близкие по значению, и у них есть общая часть — корень.)

- Кто знает: когда говорят одеть, а когда — надеть? (Одевают кого-то: дочку, куклу. Надевают что-то: новое платье, шапку.)

- Вставьте существительные вместо вопросов. Какие слома отвечают на вопрос что? А какие на вопрос кто?

- У кого есть младшие братья и сестры? Как вы о них заботитесь?

Рефлексия

- Измените число глаголов.

Кусает, ходят, шумит, прыгнул, сверкает, смотрит, любит, срезают, делает.

(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью «светофора».)

Подведение итогов урока

- Чему научились на уроке?

- Кого хочется похвалить за активную работу на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 134 (с. 77).

Урок 132. Правописание частицы НЕ с глаголами

Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить с их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать частицу Н Е раздельно с глаголами; строить сообщения в устной и пись­менной форме.

Ход урока

VI. Организационный момент

VII. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

- Запишите под диктовку.

Словно музыка степная, Золотая рожь встает, В полный колос слышен голос — Это Родина поет.

- Разделите слова четверостишия вертикальной линией для переноса.

— Выпишите слова с орфограммой:

а) безударная гласная в корне. Проверьте ее;

б) парная согласная в корне. Проверьте ее;

в) словарные слова.

IV. Самоопределение к деятельности

(Учительчитает текст.)

- Слезь со стула!

- Не хочу!

- Упадешь!

- Не упаду!

- Отойди!

- Не отойду!

- Приедешь?

- Не приеду!

- Придешь?

- Нет, не приду!

- Услышишь?

- Не услышу!

- Найдешь?

- Нет, не найду!

III. Знаком ли вам такой диалог? Часто ли родители от вас слы­шат глаголы с частицей НЕ?

VIII. Мама говорит: «Иди спать», а вы...

IX. Мама говорит: «Помой посуду», а вы...

X. Мама говорит: «Прибери игрушки», а вы...

XI. Слова эти вы говорите, а кто задумывался, как их написать?

XI. Работа по теме урока

Упр. 135 (с. 78).

XII. Прочитайте стихотворение. О чем оно? (О вредных привычках.)

XIII. Почему оно так странно названо? (Предположения детей.)

XIV. Какие еще хорошие привычки должны быть у девчонок и мальчишек? (Ответы детей.)

XV. Выпишите глаголы с частицей НЕ.

XVI. Прочитайте глаголы с частицей НЕ.

XVII. Подчеркните пробел. Упр. 136 (с. 78).

XVIII. Прочитайте пословицы.

XIX. Какая пословица вам больше нравится?

XX. Как вы понимаете пословицу?

XXI. Приготовьтесь к письму по памяти.

(Письмо по памяти. Самопроверка. Сверка с образцом в учеб­нике.)

- Физкультминутка

Еж спешил к себе домой, Нес запасы он с собой. Через кочки еж скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился — В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

- Закрепление изученного материала

Упр. 137 (с. 79).

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

- Рефлексия

XXII. Выпишите только глаголы с частицей НЕ.

Ленивая кошка Не ловит мышей. Ленивый мальчишка Не моет ушей. Ленивая мышка Не выроет норку. Ленивый мальчишка Не любит уборку.

Ю. Мориц

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока

XXIII. Что нового узнали на уроке?

XXIV. Как нужно писать НЕ с глаголами?

XXV. О каких полезных привычках мы говорили?

Домашнее задание

Выполнить упр. 138 (с. 79).

Урок 133. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

Цели: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать части­цу НЕ раздельно с глаголами; строить сообщения в устной и пись­менной форме.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

Орфографическая минутка

(На доске запись.)

Заяц жил на островке вода в реке стала быстро прибывать заяц спо­койно спал под кустом он проснулся вокруг него была вода зайцу удалось прыгнуть на толстый сук дерева три дня он просидел на дереве.

XXVI. Определите границы предложений.

XXVII. Спишите. В конце каждого предложения ставьте точку, на­чало нового пишите с большой буквы.

XXVIII. Подчеркните глаголы.

XXIX. Найдите имена существительные, напишите над ними число.

XXX. Выпишите слова с орфограммами: 1) безударные гласные в корне; 2) парные согласные в корне.

- Работа по теме урока

Упр. 139 (с. 80).

XXXI. Прочитайте отрывок из стихотворения.

XXXII. Почему автор использовал так много глаголов? (Чтобы по­казать, как много дел сделано.)

(Объяснение орфограмм по цепочке.)

XXXIII. Выпишите глаголы.

(Проверка — хоровое чтение глаголов.)

Упр. 140 (с. 80).

(Работа в парах. Выполняют задание по очереди. Взаимооценка.)

XXXIV. Физкультминутка

Антилопе каждый день Поразмяться все не лень. Встанет рано поутру, Скачет быстро по двору, Головой своей качает — Повороты выполняет.

Е. Гайтерова

XXXV. Закрепление изученного материала

Упр. 141 (с. 81).

- Прочитайте слова с правильным ударением.

- Всегда ли вы так произносите эти слова?

- Почему нужно правильно произносить слова? (Ответы детей.)

- Спишите слова, поставьте ударение, запомните, как они пишутся.

Упр. 142 (с. 81).

(Самостоятельная работа со словарями. Взаимопроверка в па­рах. Взаимооценка.)

- Рефлексия

- Вставьте частицу НЕ.

Шила в мешке... утаишь. Лежа хлеба... добудешь. Одна ласточка весны... делает. После драки кулаками... машут.

- Как записали частицу с глаголами?

- Подчеркните пробелы.

- Оцените свою работу.

Подведение итогов урока

- Какую тему повторили?

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

Домашнее задание

Выполнить упр. 143 (с. 81).

Урок 134. Что такое текст-повествование?

Цели: познакомить учащихся с понятием текст-повество­вание, его отличительными признаками; формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки; пи-

cm ь частицу НЕ раздельно с глаголами; строить сообщения в уст­ной и письменной форме.

Ход урока

XXXVI. Организационный момент

XXXVII. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

- Составьте текст. Волк их поймал.

Два ягненка отошли от стада.

Волк посоветовал им не слушать мать.

Овцы дружно ходили около леса.

Старая овца забеспокоилась, позвала их.

За стадом наблюдал волк.

Глупые ягнята стали бегать по всему полю.

Они далеко ушли от стада.

(По Л. Толстому)

XXXVIII. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте текст, который у вас получился.

- На какой вопрос отвечает ваш текст? (Что произошло?)

- Как называется такой текст?

XXXIX. Работа по теме урока

Упр. 144 (с. 82).

- Прочитайте текст. Назовите тему текста. {Утро.)

- Выполните задания учебника.

- На какие вопросы отвечает текст? (Что случилось? Что про­изошло?)

- Прочитайте, как называется такой текст. (Повествование.)

XL. Физкультминутка

На болоте жабы жили И друг с другом так дружили! Прыгали они по кочкам, Спали вместе темной ночкой. А проснувшись поутру, Начинали вновь игру: Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.

Е. Гайтерова

Упр. 145 (с. 83).

(Фронтальная работа.)

XLII. Рефлексия

- Что на уроке вам понравилось?

- Какая работа показалась сложной?

- Оцените свою работу на уроке.

- Подведение итогов урока

- С каким видом текста сегодня познакомились? (С повест­вованием.)

- На какие вопросы отвечают тексты-повествования? (Что случилось? Что произошло?)

- Какая часть речи играет в таких текстах ведущую роль? (Гла­голы.)

Урок 1 3 5. Проверка знаний

Цель: проверить знания по теме «Глагол».

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать частицу НЕ раздельно с глаголами, видеть глаголы в тексте; строить сооб­щения в устной и письменной форме.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Орфографическая минутка

- Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы. Мел..ница ст..яла у самой в..ды. Возле ее ст..ны вращ.лось огромное

кол.хо. Нижняя ч..ст.. кол..са (на)х..дилас.. (под)в..дой. Монотонный скри.. был единственным громким звуком, нарушающим в.лернюю т..ш..ну.

- Подчеркните глаголы. Укажите, в каком числе они упо­треблены.

Работа по теме урока

Упр. 146 (с. 84).

- Кто из вас делал салат?

- Кто видел, как делают его?

- Из чего будем делать салат?

- Расскажите, что нужно сделать сначала, что потом. (Ответы детей.)

- Письменно составьте текст-повествование. (Отвечают три-четыре ученика.)

- Салат подан к столу. А сейчас вспомним правила этикета. Упр. 147 (с. 84).

- Прочитайте стихотворение.

XLIII. Какое замечание сделала мама? (Не болтать.)

XLIV. В каком значении она употребила это слово? (Не разгова­ривать.)

XLV. Что значит болтать ногами? Почему мальчик неправильно понял маму? (Слово многозначное.)

XLVI. Выполните письменное задание самостоятельно. (Проверка. Сверка с образцом на контрольной карточке.)

- Физкультминутка

Очень трудно так стоять, Ножку на пол не спускать И не падать, не качаться, За соседа не держаться.

- Проверочная работа

(«Проверь себя» (с. 85). Работа в группах по четыре человека. Отвечают на вопросы по очереди.)

- Рефлексия

(Взаимооценка. Самооценка с помощью «светофора».)

- Подведение итогов урока

XLVII. Что интересного узнали на уроке?

XLVIII. Чему научились?

Домашнее задание

Повторить все, что узнали о глаголе.

Словарная работа

I (На доске запись.)

МОЯГОДАРЫЗЕОАЛ П КЮХВЕТЕРМЦАЕЬБ ЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО

 

XLIX. Найдите слова в строчке и выпишите их. {Ягода, ветер, ло­пата, скоро.)

L. Подчеркните непроверяемую безударную гласную. 2. Орфографическая минутка

(На доске запись.) Дру..на, ма..на, пру..на, ти..на.

LI. Вставьте слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова. (Дружина, пружина, тишина, машина.)

(Один ученик работает на откидной доске.)

LII. Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допиши те еще два слова на это правило.

IV. Работа по теме урока

Упр. 148 (с. 86).

(Устное выполнение.)

LXI. Прочитайте слова тетушки Совы.

LXII. Что обозначают слова? (Признаки предметов.)

LXIII. На какие вопросы отвечают? (Какая? Какой? Какое? Какие'.')

LXIV. Как называются такие слова? (Имена прилагательные.) (Учитель читает стихотворение.)

У существительных подчас Не жизнь, а просто скука.

k/ui-ч ■ w.: ' j i awe mi vi л i i ^ jvij I a I a 1 cj юпис

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. Вот громкий стук, Вот желтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик.

LXV. О каких словах рассказывает поэт? (Обименах прилагательных.) Упр. 149 (с. 86).

(Выполнение в соответствии с заданиями. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

LXV. Физкультминутка

- Дружно встали на разминку. И назад сгибаем спинку. Поскакали на носочках: Прыг-скок, прыг-скок. Встали ровненько в рядочках И продолжили урок.

Упр. 151 (с. 87).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

LXV. Рефлексия

(На доске запись.) Краска (какая?) белая, заяц (какой?) робкий, кресло (какое?) деревянное, улицы (какие?) широкие.

LXVI. Составьте и запишите словосочетания из слов, записанных на доске.

(Проверка. Один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)

LXVII. Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилага­тельные.

Этот... зв..рек ж..вет в л..су. У него...,... у..ки,... хвост. Передние лапы..., а задние —.... Шу..кау зв..рька летом..., аз..мой —.... Морковка,,.. к..пуста — любимые лакомства животного.

; — Прочитайте получившийся текст.

LXVIII. Назовите слова с проверяемой безударной гласной. Дока­жите, что именно эту гласную надо писать в слове.

LXIX. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной. (Ка­пуста.)

LXX. Назовите слова с парной согласной. Какую согласную надо писать? Докажите.

LXXI. Выпишите из текста словосочетания.

LXXVII. Актуализация знаний

Словарная работа

(На доске записаны слова.)

Ветер, земляника, суббота, сахар, береза.

LXXVIII. От данных существительных образуйте прилагательные. Запишите их с подходящими по смыслу существительны­ми. (Ветерветряная мельница; земляниказемляничным пирог; субботасубботний вечер; сахарсахарная пудра; березаберезовый сок.)

LXXIX. Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначь­те непроверяемую безударную гласную.

урок и/, ивязь имени прилагательного с именем существительным

Орфографическая минутка

LXXX. Из прочитанных пар слов выпишите только слова с мягки­ми согласными звуками.

Нос — нес, ров — рев, Тома — Тема, мыл — мил, пил — пыл, бил — был, висок — высок, лук — люк, мал — мял.

LXXXI. Как в словах обозначена мягкость согласного звука?

- Самоопределение к деятельности

LXXXII. Как называются слова, о которых мы говорили на прошлом уроке? (Имена прилагательные.)

LXXXIII. На какие вопросы отвечают эти слова?

LXXXIV. Что они обозначают? Приведите примеры имен прилага­тельных.

LXXXV. Давайте поиграем. Я буду называть прилагательные, а вы подбирать подходящее по смыслу существительное.

Серый, хищный, жадный... (Волк.) Рыжая, хитрая, ловкая... {Лиса.) Косой, слабый, трусливый... (Заяц.) Сухое, свежее, душистое... (Сено.) Солнечный, веселый... (День.)

LXXXVI. Как называются части речи, из которых составлены сло­восочетания? (Имена существительные и имена прилага­тельные.)

LXXXVII. Назовите тему урока. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

- Работа по теме урока

LXXXVIII. Откройте учебники на с. 88. Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».

LXXXIX. Какие признаки могут обозначать имена прилагательные? Упр. 152 (с. 88).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

- Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки в стороны пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться — это пять — И на месте поскакать. На носок, потом на пятку — Любим делать мы зарядку!

Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс

XCI. Рефлексия

(На доске текст.)

Февральская метель

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

- К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Образец

Ветер (какой?) яростный, солнце..., пелена..., вихри..., поземка метель....

(Ученики сверяют свою работу с образцом выполнения на доске.)

- Каким вы представляете февраль?

- Какие прилагательные употребил автор для его описания?

- Что понравилось на уроке?

- Что хотели изменить?

- Подведение итогов урока

- Какая часть речи служит для украшения наших предложений?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

Домашнее задание

Выполнить упр. 154 (с. 90).

Урок 138. Прилагательные, близкие и противоположные по значению

Цель: формировать представление о прилагательных-синони­мах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать к су­ществительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и сущест­вительным; применять правила правописания; подбирать приме­ры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.

Оборудование: изображения веселого и грустного клоунов, земля­ники и клюквы; мячик, школьные словари синонимов и антонимов.

урок 138.1 |рилагательные, олизкие и противоположные по значению оиа

Ход урока

XCIII. Актуализация знаний

XCIII. Словарная работа

- Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте. Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания. Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.

- Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

Игра в слова

XCV. Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы дол­жны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

XCVI. Назовите слова, противоположные по смыслу слову близ­кий, добрый, огромный, медленный, грустный.

XCVII. Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

XCVIII. Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно най­ти в специальных словарях.

(Учитель показывает словари для учеников начальной школы.)

XCIX. Такие словари есть и в нашем учебнике.

XCIX. Физкультминутка

Сели — встали, сели — встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. А потом пустились вскачь, Будто наш упругий мяч. Снова вышли на парад. Раз-два, раз-два. Заниматься нам пора!

Упр. 156 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение после предварительного раз­бора по шагам.)

XCIX. Рефлексия

Карточка

XCIX. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.

XCIX. К данным словам подбери синонимы. Хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.

Слова для справок: голубой экспресс, черное золото, белое зо­лото, голубой экран.

CXXVIII. Физкультминутка

У оленя дом большой, {Скрестить руки над головой.) Он глядит в свое окошко. (Показать руками окно.) Заяц по лесу бежит, {Бег на месте.) В дом к нему стучит. {Два хлопка.)

- Тук, тук, дверь открой!

{Потянуть на себя ручку воображаемой двери.) Там в лесу охотник злой.

{Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)

- Зайка, зайка, забегай, {Приглашающий жест.) Лапу мне скорей давай. {Руки в замок.)

CXXX. Рефлексия

Упр. 161 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

CXXXIII. Словарная работа

(Графический диктант. Учащиеся выписывают только непро­веряемую безударную гласную.)

Мебель, дорога, желтый, снегирь, мороз, коньки, урожай. Ответ. Е, О, Е, Е, О, О, О.

Упр. 167 (с. 97).

Я живу под землей в темной норке. Шубка серая, крошечный рост. Глазки, черные бусинки, зорки, И веревочкой тоненький хвост... Я боюсь долгоносой вороны, Желтоглазой совы и хорьков, Голодаю весною студеной, Зябну в сырости талых снегов.

О. Беляевская

- О ком эта загадка? {Омышонке.)

- В каких предложениях дано описание внешнего вида мы­шонка?

- В каких предложениях описываются особенности жизни животного?

- Назовите главную мысль текста-описания. (Мышонок всего и всех боится.)

(Выполнение в соответствии с заданиями.)

CXXXV. Рефлексия

Упр. 169 (с. 98).

- Составьте текст-описание вашего любимого животного по плану.

План

— Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто ту­ловище).

—Особенности животного (где живет, чем питается, что лю­бит делать).

—Как ты относишься к животному (любишь, заботишься, оберегаешь).

IV. Подведение итогов урока

- Какие бывают виды текстов?

- Назовите составные части текста-описания.

- Какой текст вам понравился? Почему?

Домашнее задание

Выполнить упр. 166 (с. 96).

Урок 141. Проверка знаний

Цель: проверить знания по теме «Имя прилагательное». Планируемые результаты: учащиеся научатся находить при­лагательные в тексте; ставить вопросы от существительных к при­лагательным; устанавливать связь между прилагательным и су­ществительным; подбирать к существительным" прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; различать текст-описа- ние и текст-повествование.

Ход урока

Словарная работа

- Послушайте детские стихи, найдите в них словарные слова.

Поигрался ветерок В бархатной листве. Пробежался сотней ног По лесной граве. — Где ты, ветер, мой малыш, Почему еще не спишь?

Т. Прокушева Лучше нет велосипеда — Едет он быстрей мопеда! Не забудь, что тут дорога, Где всегда машин так много! Поезжай во двор скорей, Покатай своих друзей.

О. Корнеева Если вас нашли в капусте Нет причин у вас для грусти, Потому что вам тогда Обеспечена еда.

А. Ивойлова

- Какие словарные слова услышали? (Ветер, дорога, капуста.)

- Что объединяет слова? (В них три слога.)

- Запишите слова, разделяя их на слоги и для переноса.

- Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Повидло, чай, сахар, подушка, озеро, ручьи.

- К данным существительным подберите прилагательные.

- Запишите словосочетания по образцу: повидло (какое?) яб­лочное.

(Проверка — ученики по цепочке читают словосочетания, чет­ко проговаривая окончания прилагательных.)

CXXXVIII. Назовите тему проверочной работы. (Имена прилагательные.)

- Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 99). Проводится по заданиям учебника.)

- Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руку левую к груди, Да смотри не упади.

- Закрепление изученного материала

CXXXIX. Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именем существительным, от которого они зависят.

Ранней весной цветет нежная ива. Золотистую пыльцу с желтых пухо­виков собирают пчелы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи.

- Рефлексий

Тест

- Имена прилагательные отвечают на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какие?

в) что делать?

- Имена прилагательные:

а) изменяются по числам;

б) не изменяются по числам.

- Укажите имена прилагательные.

а) похолодало;

б)холод;

в) холодный.

- Укажите слово, от которого образовалось прилагательное водный.

а) проводка;

б) уводить;

в) вода.

(Также можно использовать КИМы (с. 43).)

- Подведение итогов урока

CXL. О какой части речи говорили на уроке?

CXLI. Какое задание вам было интересно выполнять?

CXLII. Что не получилось?

Домашнее задание

Выполнить упр. 170 (с, 98),

Урок 142. Общее понятие о предлоге

Цель: формировать представление о предлоге как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слои в предложении с помощью предлога; применять правила право­писания.

Ход урока

CXLIV. Актуализация знаний

CXLIV. Словарная работа

- Выпишите из словаря пять слов с безударной Е и пять слов с безударной О. Обозначьте проверяемую безударную гласную.

- Орфографическая минутка

- Запишите ответы на вопросы. Рядом напишите провероч­ные слова.

Где растет морковь? (На грядке.) Буквы пишут где? (В тетрадке.) Чистим что мы? (Чистим зубки.) Надеваем в холод? (Шубки.) Любим все? (Снежки, салазки.) А читаем часто? (Сказки.)

- Какое правило повторили? Как проверить парную соглас­ную в корне слова?

- Напишите еще два слова на это правило.

Самоопределение к деятельности

- Какие части речи вы знаете?

- Что обозначает имя существительное? имя прилагательное? глагол?

- Прочитайте предложения. Определите части речи.

Мяч забросили сетку ворот. Лесную тропку кустов выскочил зайчик.

- Что вы замечаете? (Не хватает предлогов.)

- Допишем предлоги. (Мяч забросили в сетку ворот. Налесную тропку из кустов выскочил зайчик.)

- Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении.). — Какие предлоги вы знаете?

- Назовите тему урока.

CXLV. Работа по теме урока

Упр. 183 (с. 108).

(Самостоятельное выполнение.)

- Прочитайте слова тетушки Совы на с. 109.

- Что такое предлог?

- Для чего служат предлоги?

- Перед какими словами пишутся предлоги?

- Перед какими словами никогда не пишутся?

CXLVI. Физкультминутка

(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.) Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку.

CXLVIII. Рефлексия

(На доске запись.)

... полю бежит... волка заяц.... лесу... поляне прыгали белочки. Ре­бята... опушке леса нашли спелую землянику.... кошки зеленые глаза и кисточки... ушках.

- Спишите, вставляя нужные предлоги.

(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные — в тетрадях.)

CL. Организационный момент

CLI. Актуализация знаний

CLI. Словарная работа

- Отгадайте загадку.

Будит лес, поля и горы, Все полянки и сады. Он во все стучится норы, Напевает у воды. «Просыпайтесь! Просыпайтесь! Пойте, смейтесь, улыбайтесь!» Далеко слышна свирель. Это будит всех... (апрель).

- Это новое словарное слово. Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная? Написание этой буквы надо за­помнить.

- Разделите слово на слоги и для переноса.

- Запишите однокоренное слово. (Апрельский (день).)

- Орфографическая минутка

(На доске записаны слова.)

Письмо, коньки, пьют, семья, капелью, Демьян, свинья, белье, силь­ный, колокольчик, певунья, хохотунья, просьба, кольцо, скользко, ученье.

- Запишите слова в два столбика.

- Какие слова вы записали в первый столбик? (Слова с разде­лительным мягким знаком.)

- Какие слова вы записали во второй столбик? (Слова с.мяг­ким знаком — показателем мягкости.)

- Что показывает разделительный мягкий знак?

- Допишите еще слово в каждый столбик.

Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

О (- I

Выходить... Идти...

(дом) (лес) (брат)

Говорить... Заботиться

(щенок)

CLII. Объедините слова.

CLIII. Какая часть речи помогла объединить слова? {Предлог.)

CLIV. Для чего служит предлог?

CLV. Как пишется с другими словами?

CLVI. Спишите, раскрыв скобки.

Тропинка (с)пускалась (с)горы. Цветы (под)резали (под)корень.

CLVII. Объясните написание. (У глаголов предлогов не бывает, поэтому пишем слова слитно. У существительных предлоги есть, поэтому слова пишем раздельно.)

CLVIII. Назовите тему урока.

- Работа по теме урока

Упр. 189 (с. 111).

(Самостоятельное выполнение.)

CLIX. Как доказать, что предлог пишем отдельно от других слов? (Между предлогом и словом можно вставить другое слово.)

Упр. 191 (с. 112). (Самостоятельное выполнение.)

- Физкультминутка

В небе плавает луна, В облака зашла она. Раз, два, три, четыре, пять — Мы должны луну достать. Шесть, семь, восемь, Девять, десять — И пониже перевесить.

- Закрепление изученного материала

Упр. 191 (с. 112).

(Самостоятельное выполнение.) Упр. 187 (с. 110). (Самостоятельное выполнение.)

- Рефлексия

(На доске запись.)

(В)л..сахцв..тет орешник. (По)опушкам л..сов, (по)склонам оврагов (по)явились ранние цветы. Орел (с)вил себе ш..здо на высоком д..реве. Л..са (до)бралась (до)курятника.

CLX. Спишите текст, раскрыв скобки.

CLXI. Назовите существительные с предлогами.

CLXII. Назовите глаголы.

CLXIII. Объясните написание проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова.

CLXX. Актуализация знаний

Словарная работа

CLXXI. Откройте учебник на с. 112 и посмотрите на значок. Сего­дня мы запомним написание слова шел.

CLXXII. Какая гласная пишется в слове?

CLXXIII. Запишите слово. Запомните его правописание. Придумайте синонимы и антонимы к этому слову.

- Самоопределение к деятельности

CLXXIV. Отгадайте загадки.

Пушистый матросик, Лопаточкой носик, На ножках коротеньких Красные ботики. (Утенок.) Самолетик легкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза — Это чудо... (стрекоза).

CLXXV. Пофантазируйте, где могут встретиться утенок и стрекоза.

- Работа по теме урока

Упр. 192 (с. 112).

CLXXVI. Прочитайте слова первой строки. О ком в ней говорится? (О хозяйке.)

CLXXVII. Что делала хозяйка? (Ставила утятам корм.)

CLXXVIII. Когда это происходило? (Утром.)

CLXXIX. Составьте предложение. (Утром хозяйка ставила корм утятам.)

CLXXX. Прочитайте слова второй строки. О ком в ней говорится? (Об утятах.)

CLXXXI. Что делали утята? (Боялись подойти к тарелке.)

CLXXXII. К какому слову относится предлог?

CLXXXIII. Составьте предложение. (Утята боялись подходить к тарелке.) (Аналогично разбирают оставшиеся строки.)

CLXXXIV. Докажите, что записанные предложения — текст.

CLXXXV. Озаглавьте текст. («Храбрый утенок».)

CLXXXVI. Запишите заголовок.

CLXXXVII. Что надо помнить, чтобы правильно оформить предложения на письме? (Предложение начинается с большой буквы, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится тонка.)

CLXXXVIII. Будем ли после каждого слова ставить запятые?

CLXXXIX. Где будем писать следующее предложение? (Продолжим писать на этой строке.)

(Дети записывают текст.)

- Физкультминутка

Скачут белочки и зайки — Раз, два, три, раз, два, три. Скачут, скачут на лужайке — (Три прыжка на одной ноге, затем три прыжка на другой.) Посмотри, посмотри! (Шесть прыжков на двух ногах.) Встали — сели, встали — сели, Вправо-влево поглядели. (Повороты головы вправо-влево.)

- Закрепление изученного материала

CXC. Как пишутся предлоги?

CXCI. Прочитайте слова с предлогами из написанного текста.

- Рефлексия

(На доске записаны слова.) К морю, во мгле, на поле, за лесом, в библиотеке.

CXCII. Выпишите из текста предлоги, запишите их с другими су­ществительными.

Урок 1 4 5. Проверка знаний

Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги. Планируемые результаты: учащиеся научатся устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.

Ход урока

CXCV. Актуализация знаний

CXCV. Словарная работа

- Выпишите из словаря слова с непроверяемой безударной гласной Е. Обозначьте орфограмму.

- Орфографическая минута

- Запишите под диктовку.

Из леса, для папы, на север, через море, над окном, по лужайке, око­ло школы, про книгу.

(Проверка. Ученики по цепочке читают слова, называют пред­лог и орфограмму в словах.)

Самоопределение к деятельности

(На доске записаны слова.)

Ветка, она, около, черная, земля, в, пушистый, шел, подберезовики, перед, им, растет.

- Прочитайте слова, найдите предлоги.

- С какими из этих слов можно составить словосочетание с предлогом? Приведите примеры.

Работа по теме урока

(«Проверь себя» (с. 113). Проводится по заданиям учебника.)

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Затем пальчики сожмем, Сядем и писать начнем.

CXCVII. Рефлексия

- Спишите текст, раскрыв скобки.

(В)лесу (под)деревьями, (под)кустами растет мно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.30 (0.026 с.)