ТОП 10:

Вставь пропущенные буквы. Укажи время и число глаголов.



3 алел край неба. Б___________ пьшая серебристая луна п бледнела

и скоро совсем пр_ пала. Св_ тлеет воздух, снеет небо, б пе-

ют туч___ ки, з пенеют поля. Лучистыми алмазами зарделись

крупные капли р___ сы. Я прох жу мимо дер ва, оно не шелох­
нётся, оно нежится. Сквозь тонкГ^] пар ч рнеется длинная

п п са. Вы примете её за бли к[^Плес; но когда подойдёте

ближе, лес пр__________ вратится в высокую гря ку полын™ на меже.

123._____ Вставь пропущенные буквы. Укажи время и число глаголов.
Заб пела у мал____ нькой Тан____ чки мама. Врачи пр писали

ей горькое л_________ карство. Видит доч ка, что мама не хочет его

пить, п д щпя и говорит: «Мам чка! Давай я буду пить за тебя

это противное лекарство!»

Чтобы вывести правило об изменении глаголов по родам, проведём небольшое исследование: будем изменять глаголы по временам и числам. Понаблюдаем, какие формы глаголов изменяются по родам.


Впиши в табличку глагол «кричать» в разных формах. Обрати внимание на то, что форма будущего времени в данном случае состоит из двух слов (прибавится глагол «быть»

 

 

время\ Единственное число Множественное число
он она оно он она оно
н.вр.            
пр.вр.            
б.вр.            

ДЕЛАЕМ ВЫВОД, и у нас получается правило.

По родам изменяются глаголы, стоящие в
______ времени в______ числе.

Например: .

124. Измени время глаголов таким образом, чтобы они стали изменяться по родам. Запиши получившийся рассказик в тетрадь, выделяя все знакомые орфограммы. Определи род глаголов.

Ночь. Лес величественно тих. Неосязаемая серебряная пау­тина обвивает его вершины. В призрачном лунном сиянии при­чудливой кажется каждая веточка, и даже древесная кора мерещится покрашенной неведомым искусным мастером. Но выплывет на край неба солнце и озарит лес. И могучий великан проснётся и запоёт, зашумит, засверкает радостными краска­ми. Всё пробудится в нём и зашевелится, оторопелое от вос­торга. И золотом, и серебром, и тысячекрасочным соцветием засияет лес, и заблистают травы, и почудится, что воздух тоже дышит неуловимыми красками и сверкает цветами.

С грамматическим понятием «лицо» мы познакомились, ког­да изучали местоимения. И сейчас местоимения помогут нам разобраться, как изменяются по лицам глаголы.

Опять запишем в табличку формы глагола «кричать».

 

 

\Р°Д врем^ч Единственное число Множественное число
Я (1 л.) ты (2 л.) он (3 л.) мы (1 л.) вы (2 л.) они (3 л.)
н.вр.            
пр.вр.        
б.вр.        

Снова ДЕЛАЕМ ВЫВОД и записываем правило.

По лицам изменяются глаголы, стоящие в j
________ и_______ времени. j

Например: ______________________ 5

Но прошедшее время не в обиде — оно ведь единственное
изменяется по_

А теперь запомни новый термин.

• Изменение глаголов по лицам и числам называется : спряжением.

125. Обведив кружок глаголы, которые ты не сможешь изме­
нить по лицам. А можно ли изменить их по родам?

Тянулась, зарастает, удивится, раскинулось, идёт, потушил, случилось, слышу, спускаются, рокотал, загрохочет, плещется.

126. Запиши по 5 глаголов 1-го, 2-го и 3 лица. Не забывай о
помощниках-местоимениях.

127. Вставь пропущенные буквы. Определи лицо глаголов.

В тайге растёт много ягодных кустарн кГ^2- Кроме чере­
мух , к___ пины, р______ бины, вы встретите там крас ную и чёрную

смородину. Св___________ сают с веток огромные с невато-чёрные

яг ды ежевикГЗ Если вы выберетесь к реч ной долинГ^, то

увидите там к____ пючий куотарн__ к с грозд ями янтарных яг д

с аромат[_~ 7 ананаса. Это обл пиха. Но больше всего я люблю

малину, растущую на местах лес ных пожарищ — гарях. Вы

можете_____________ отправиться в тайгу и за ов щами. В изобили^ там

пр_ израстают щавель, спаржа, эстрагон, ревень, дикий лук.

Постланные признаки

Siiu

Представим себе печальную, но знакомую картину. У дос­ки стоит грустный ребёнок и угрюмо бурчит: «А я учил...» На что учительница ему отвечает: «Вот если бы ты выучил!»


Два таких похожих глагола: и корень один, и время прошед­шее, и род мужской. Какая же в них принципиальная разница? Что делал? йплил* — делал, но не довёл до конца. Что Сделал? ОыушА- — получил результат.

Эти глаголы относятся к разным видам: несовершенно­му и совершенному.

Исходя из названия видов, какой глагол, по-твоему, к како­му виду относится?

Глаголы бывают двух видов.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают, что действие не завершено, не имеет результата. Например: (что делать?) ЧШГЪСитЛу, 1/bUOf!UWbly

Глаголы совершенного вида отвечают на воп­рос что сделать? и обозначают

—действия, которые имеют результат к моменту речи;
Например: (что сделать?) п*иуъшпш>ъь>

—начало действия; ;

Например: (что Сделать?

однократные действия; Например: (что сделать?)

Видовые пары: 1Ш7ъашь- — гьр/уьи/тшпь-,

вороти внимание:

1. Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Такие глаголы называются одновидовыми.

Например: ОПйЛОНШГЬЬСЛ, (УЬМШПАОЯ,, ОШПЪШПЬСЛ, ОСММШШ,

п — одновидовые глаголы совершенного вида;

<жшштъье&, ышмсшгму, оооюсил&пш, одновидовые глаголы несовершенного вида.

2. Существуют в нашем языке и двувидовые глаголы. Их вид можно определить только по контексту.

Например: (что делать? что сделать?) ШМиХХЮЮМЪЬ-,


3. Очень часто глаголы совершенного вида образуются от
глаголов несовершенного вида при помощи приставок.

Например: (ЖрАШПЬ - ПХЮПЪрЛШПЛу, ёыОПЪрЛШШ;

шалоты — доим/юту, отм/мать

4.Глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем
времени.

5.Глаголы несовершенного вида образуют сложную фор­
му будущего времени.

Например: ОГПрАШШ - Ojfflf ОГПрАШШ

Глаголы совершенного вида образуют простую форму бу­дущего времени. Например: ПЛОППОитЬ - ПООГПЛ/М-

128. Запиши глаголы в соответствующий столбик таблицы. Под­бери видовые пары.

Буду кататься, продумал, заворчит, летел, погонимся, мол­чим, проговорят, затянуть, будет пылать, блестят, вынесет, плы­ла, верят, литься, катилось, отъехал, будут говорить, загромоздил.


Несовершенный вид Совершенный вид
   
   
   
   
   

 

Несовершенный вид Совершенный вид
   
   
   
   
   

129. Вставь пропущенные буквы. Спиши текст в тетрадь, рас­
крывая скобки. Определи вид глаголов.

У KL^Jflopo_ ка б жала (под)горку. Сумерки (с]каждой

минут| (с]гущ_ пись, и д ревня всё плотнее (за)тягивалась

сер[ | мглой. Внизу вспыхивали ре к[ |огоньки. Вокруг было

тихо. Только где-то (в]отдалениЦ (в]невидим| ручейк| |или
у б_ р_____________ гов речк[3 монотонно пл скалась вода.

130. Вставьпропущенные буквы. Спишитекст в тетрадь, рас­
крывая скобки. Определи видглаголов.

Ра_________________ кинулась степь. Осенн| | со нце ел пит гл за и

[об)жигает тело, как ра__ каленн! 1печ Серые ящер цы пуг­
ливо бр_____ саются [в)стор____ ну. Вдали, как застывш| [волны, тя­
нутся п______ ски. Кругом — ни куст ка, ни цв тов, ни звуков. Только

ст пной орёл широко ра правил крылья и парит (в]воздух| j


Глаголы в зависимости от того, какие у них личные оконча­ния, делятся на I и II спряжения.

 

Спряжение Гласные в окончании Пример
1 спряжение Е У Ю навоем, шррть, гшиутъ
II спряжение И А Я аъешитв, щьи/ьат,, Sonjurn'

Подробнее о спряжении глаголов мы узнаем чуть позже.

Неопределённая форма (инфинитив)

Глаголы имеют неопределённую форму, отвечающую на вопросы что делать? что сделать?.

Например: (что делать?) оеокать, <мшпмя/, uqmu,, пепь, пеашо;

(что сделать?) ОО/ШЖЛГПА, ОпЛМ?ШШуСЯу, WUMIVU/, и&ГЬвЩу,

Неопределённая форма называется так потому, что по ней нельзя определить ни время, когда действие происходит, ни лицо, которое это действие совершает.

Неопределённую форму называют ещё началь­ной формой или инфинитивом.

131. Выпиши из текста глаголы и поставь их в неопределён­ную форму.(Обрати внимание: вид— постоянный признак. Его ме­нять нельзя.)

Осень медленно, но верно подходила. Не так уже грело солн­це днем. Темнело раньше, ночи стали холодными. Затем насту­пил период дождей, и над городом повисли оборванные, лохматые тучи с бесконечными ушатами холодного, как змеи, дождя.

132. Вставь пропущенные буквы. Запиши текст в тетрадь. Вы­пиши глаголы и поставь их в неопределённую форму.(Обрати внимание: вид — постоянный признак. Его менять нельзя.]

Дрофа бегает очень быстро. Не всякий хищ н к может

д_гнать её. Перед под__________ ёмом в воздух дрофа, как сам пёт по

аэродрому, пр бегает несколько метров. И только тогда эта

т желая, крупная птица взл тает.


ПОДВЕДЁМ ИТОГ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.009 с.)