ТОП 10:

Выпиши из рассказа все местоимения.



Кто из нас не знает ласточки? Кто не любит этой резвой птички? Не знать её нельзя, потому что всё лето она кружится в небе и любит жить рядом с нами. Нет такой деревни, где бы под крышами домов не слепили бы своих гнёзд ласточки. Для


нас она вестник весны. По её полёту мы узнаём о наступающей перемене погоды. Её радостная песня бодрит и радует нас.

Постоянные признаки

Так же, как и у числительных, одним из постоянных признаков местоимений является разряд. Разрядов у местоимений много — целых девять. В четвёртом классе мы познакомимся с местоимениями одного из них — личными*.

Личные местоимения — я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Местоимения Я и МЫ указывают на говорящего (говоря­щих) — это местоимения 1-го лица.

Местоимения ТЫ и ВЫ** указывают на того (тех), к кому обращена речь — это местоимения 2-го лица.

Местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ указывают на лицо (лиц), в разговоре не участвующих, но упоминающихся говоря­щим — это местоимения 3-го лица.

111. Отгадай загадку. Сделайв тетради фонетический разбор отгадки.

Сорное растение с местоимением 1-го лица единственного
числа на конце встречается во льду на водоёме.

оянные признаки

число, падеж

По падежам изменяются (т.е. склоняются) все местоимения. Формы единственного и множественного числа выглядят так:

 

  1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
Единственное число Я ТЫ ОН, ОНА, ОНО
Множественное число МЫ ВЫ ОНИ

По родам изменяются местоимения 3-го лица единственного числа: ОН, ОНА, ОНО.

*Все остальные признаки местоимений мы будем рассматривать только по отношению к личным местоимениям.

**Местоимение ВЫ употребляется и как вежливое обращение к од­ному лицу.


112. Вставь пропущенные буквы. Сделай в тетради морфоло­гический разбор всех личных местоимений, которые ты най­дёшь в этом тексте.

Пётр Николаевич пр ехал в д ревню в август . Он

п с пился в дом к ' л__ сника на опушк" леса. Пр гляну­
лась ему эта___ збушка, потому что п зади неё открывался

пр крас___________ ный вид на долину, и резанную целой сет ю ре-

чуш__________ к. Пётр Николаевич ч сто гулял по окрес ност~~~. Осо­
бенно нравилось ему бр____ дить по то k^ZL тР пинк^ вдоль

ручья. Обрывистый болотистый бере , будто срезанный н жом,

в сел над глубок :, пр_ зрачн : в дой. На дне ручейка

ч рнели старые-пр старые коряги, мохнатые от тины. Они

т нулись из него в_ твями, п хож; на руки со скрючен­
ными и жадными пальц'

Правописания

Правило о правописании местоимений с предлогами очень простое.

Местоимения с предлогами всегда пишутся отдельно. Например: ^ <лшш, пер^ пикши

113. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Спиши текст
в тетрадь, выделяя все знакомые орфограммы. Сделай в тетра­
ди морфологический разбор личных местоимений из третьего
предложения.

В ЮжН___________ ' АфрикТ!1 была ранн| | в сна. Мы (пробира­
лись (к ]вод_________ паду. Путь (к)нему л жал (через)русла рек, но

в ды (в]них (не)было. (В]д ждливый период эти сух _ реки

пр_______________________ вращаются (в]бурные (по)токи, готовые [по)гл тить всё, что

встретится (на )их пути. Миновали д жди, и нет реки, снова —

обнажёнН 1, сухое дно. Поэтому так мало суд ходных рек в

ЮжИ I АфрикГ~1. М став (через)них (не)строят.

114. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Спиши текст
в тетрадь, выделяя все знакомые орфограммы. Сделай в тетра­
ди морфологический разбор всех личных местоимений, кото­
рые ты найдёшь в тексте.

Трава (по)обочинам дорог! | ст яла (в)тёмной болотн! |

в де. (В]ней тлел слабый з_____ кат. П свистывая т жёлыми

крыль! I. (про]л____________ тали (над)нами дик! | у ки. (Из)кустов

серыми косм1 ~|, свиваясь и пр падая к з мле, (вы)п пзал

туман. Он был такой густой, что (за)ним ни к| | куст ки и че-

зали, как (по)волшебству.


В начале личных местоимений 3-го лица единственного и |
I множественного числа в косвенных падежах после предлогов j
! пишется буква Н. |

■ Например: Ц&Ш1Ы- вЮ, Ц&ОМвЛ Ы Н/вЮ 1

115. Вставь в текст нужные местоимения. Определи их падеж.

Утка — водоплавающая птица. Тело у устроено так,

что оно поддерживает_____ на воде. Ноги прикреп­
лены ближе к хвосту. Ходьба по земле утомляет, но в

воде поймать_______ очень трудно. Перья смазыва­
ются жиром, и поэтому они у__ всегда сухие.


116. Вставь в пословицы нужные местоимения. Определи их
падеж.

Не змея страшна, а______________ яд. Совесть не сосед: от

не уйдёшь. Не рой другому яму: сам в попадёшь. Дали

орехов белке, когда у во рту зубов не стало.

117. Вставь в текст нужные местоимения. Определи их падеж.

Берёза — любимое дерево русского народа. Он воспевает
____ в песнях, разводит________ около своих жилищ, ис­
пользует _ ствол, кору и ветви. Кора у белого

. прочна, из .
цвета. Древесина .

. делают мебель.

Глагол

Вспомним, что мы знаем о глаголе.

Глагол — это часть речи, которая обозначает

. и отвечает на вопросы

___ ? и т.д.

118. Укажи в тексте знакомые части речи.

С неба пилились знойные лучи полуденного солнца. Раска­лённый воздух переливался струями, и в нём трепетали дым­кой подёрнутые силуэты двух молоденьких берёзок. Целое море спелой ржи переливалось волнами под лёгким ветерком, и среди пушистого золота мелькали синие глазки васильков.


119. Придумай и запиши такие предложения или словосочета­ния, чтобы слова каждой пары относились к разным частям речи.

Печь - печь, течь - течь.

Непостовтш& признаки

Все части речи мы начинали изучать с постоянных призна­ков. Сейчас же мы сначала узнаем, как глагол изменяется, а потом — каким он бывает.

Сравни предлжения:

Л ЧАлтсим. — Действие происходило в прошлом; Я питаю. — Действие происходит в настоящем; Л гшгшпам. — Действие произойдёт в будущем.

Время событий, происходящих в предложении, показы­вает глагол, точнее — время, в котором он стоит.

Глаголы изменяются по временам. Прошедшее время показывает, что действие проис­ходило до момента речи.

Например: ЗарЛ ПОШйЛО,

Настоящее время показывает, что действие происхо-; дило в момент речи.

: Например: СвГШМ ЩШММ ЛОМОТЬ Щ СШМШ.

Будущее время показывает, что действие будет про-'■■ исходить после момента речи.

! Например: CfWfbO HOCflbjfflMm, ШУМу

! Jywt, mSofy туш dyfem, слшгцишь с

Измени время глаголов.

Я прочитаю письмо. Мальчик играет в снежки. Утренняя заря краснеет на востоке. Звёзды гаснут. Луна бледнеет. Солнце под­нимается. Птицы просыпаются, летают и поют.


подводим итог.

лицо 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо
род М.р. Ж.р. Ср.р.
ЧИСЛО Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Ед.ч. Ед.ч. Мн.ч.
И.п. Я МЫ ТЫ ВЫ ОН ОНА ОНО ОНИ
Р.п. МЕНЯ НАС ТЕБЯ ВАС ЕГО НЕГО ЕЁ НЕЁ ЕГО НЕГО ИХ НИХ
Д.п. МНЕ НАМ ТЕБЕ ВАМ ЕМУ НЕМУ ЕЙ НЕЙ ЕМУ НЕМУ ИМ НИМ
В.п. МЕНЯ НАС ТЕБЯ ВАС ЕГО НЕГО ЕЕ НЕЁ ЕГО НЕГО ИХ них
Т.п. МНОЙ НАМИ ТОБОЙ ВАМИ ИМ НИМ ЕЙ ЕЮ НЕЙ НЕЮ ИМ НИМ ими ними
П.п. ОБО МНЕ О НАС О ТЕБЕ О ВАС О НЁМ О НЕЙ О НЁМ о них

План морфологического разбора

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (в И.п., в ед. ч.).

2.Постоянные признаки:

а) разряд;

б) лицо.

3. Непостояннные признаки:

а) падеж;

б) число;

в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

() 1. Н.ф. -она 2. Пост. а) личн.; б) 3-е л., 3. Непост. а) в Т.п.; б) в ед.ч.; в) в ж.р. . Дополнение.

Например: Ко/ш ёагигвпиомщу о Нбй/ шь I. (С) ней — мест.; заменяет сущ. II 1 Нф

II


121. Вставь пропущенные буквы. Укажи время глаголов.

Лето

3 румянилась вишня и слива,_______ Пахнет липа душ стая мёдом,

Н пилась з п_____ тистая рож , И шумит полный сумрака лес.

И, как море, в пнуется нива, Облаков з п тые волокна

И в тр ве на лугах не пройдёшь. Ввечеру весь облягут закат,

Солнце ходит высоко-высоко,______ И с полей в ра творённые окна

И под сводом пр зрачных небес П несётся с пьней аромат.

(Н. Греков)

Чш.;;?

Глаголы во всех временах изменяются по чис­лам. Они могут стоять в единственном и во множе­ственном числе.

 

Например: П/ТЩ/ЮЛ - ГЦШПАЪЛМ,',

думаю - щша&м; п/уштам гишопшем,







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.009 с.)