![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Т.В. Шклярова Шк 67 Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. Учебник для начальной школы. — М.; «Грамотей», 2005, 112 с. ISBN 5-89769-I85-1 Этот учебник — для работы в классе. Построенный доступно и рационально, он, надеемся, будет удобен и для учителя, и для ученика. Для работы дома пособие также окажется незаменимым: составлено оно с таким расчётом, чтобы разобраться в нём мог человек, даже весьма далёкий от грамматических премудростей. Например, мама или бабушка. О методике, положенной в основу учебника, подробно написано в предисловии. Здесь достаточно сказать: всё то, что предлагает нашему вниманию автор, возникло не умозрительно, не из отвлечённых соображений, а из опыта. Автор шлифовал свою методику во время многолетней работы в школе. Пособия Т.В. Шкляровой получили заслуженное признание не только в нашей стране, но и за её рубежами, среди русских людей, живущих в других странах — в частности, в Германии, Израиле, США, Канаде... Охраняется законом РФ об авторском прэве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Нарушение ззконз преследуется в судебном порядке. ISBN 5-89769-185-1 © Т.В. Шклярова © Издательство "Грамотей», 2005.
Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школа Директор издательства: И. Кулешов Главный редактор: Т. Шклярова Редактирование и корректура: В. Пальчиков Художник: Н, Климова Подписано в печать 15.10.2005 г. Формат 60x901 /8. Объем 14п.п. Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Европа. Тираж 10,000экз. Заказ 3326 Издательство «/]>лл\отей» 1 29626 г. Москва Рижский пр- д, д.З стр. 1 Тел.: 686-96-77, 217-42-82, 774-28-99; тел./фэкс:217-42-82. e-mail: gramotei@mail.ru Ваши пожелания, замечания, вопросы и знакомство с новыми авторами -e-mail: shkliaroua@list.ru СИСТЕМА ПОДАЧИ ЗНАНИЙ <=!> «ОПАСНЫХ МЕСТ И БУКВ-МИН» с=> КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ <=> РАБОТЫ НАД СШИБКАМИ В этом предисловии я постаралась как можно доступнее и короче её изложить. Надеюсь, что вас это заинтересует. Система подачи знаний Одна из первых тем, изучаемых в первом (или втором, в зависимости от выбранной программы) классе, — «Проверяемые безударные гласные». У меня это всегда вызывало недоумение. Безударные гласные — где, в какой части слова? Ведь каждая из частей слова подчиняется своим орфографическим правилам. Поэтому попробуем построить порядок преподавания таким образом: 1.Повторение изученного. Фонетика. Алфавит. 2.Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. [Отсостава слова никак не зависит. 3.Правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. СО состава слова не зависит../ 4.Ь, обозначающий мягкость согласных. [От состава снова не зависит.) 5. Правописание ЧК-ЧН, НЩ-ЩН. [От состава слова не зависит.) 7. Корневые орфограммы: парные по глухости-звонкости в слабой позиции; непроизносимые согласные (нужно упомянуть, что эта орфограмма встречается и в суффиксе). 8.Морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, гла 9.Предлог и приставка.
10.Правописание Ь и Ъ разделительных знаков. Можно, конечно, было бы рассказать о правописа 11.Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. Правописание Ь после шипящих, 12.Имя прилагательное. Непостоянные признаки. Правописание родовых и падежных окончаний, 13.Имя числительное. Постоянные и непостоянные признаки. Склонение, правописание корней и 14.Местоимение. Склонение. Правописание с предлогами. 15.Глагол. Постоянные и непостоянные признаки. НЕ с глаголами. Правописание Ь, личных и родовых окончаний, некоторых суффиксов. 16.Наречие. Понятие о наречии. 17.Главные и второстепенные члены предложения. 18.Союз. Понятие о союзе. Роль в предложении. 19. Предложения, осложнённые однородными членами. Учитывайте, пожалуйста, что это только схема. Естественно, к корневым орфограммам мы будем возвращаться в каждом классе на более высоком уровне. Разбор предложений по членам и пунктуация будут «растворены» среди остальных тем. Система «опасных мест и букв-мин» Часто слышу от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!» Это происходит потому, что ребёнок не знает, где же эти правила применять. Чтобы с ситуацией «правила отдельно, правописание отдельно» вы не столкнулись в вашем классе, попробуйте применить систему «опасных мест и букв-мин». Задайте вашим ученикам вопрос: «Как вы думаете, где должен находиться миноискатель, когда сапёр идёт по минному полю?» Естественно, впереди. Если сапёр тащит его сзади, далеко он не уйдёт. Так и ученик, который пишет, например, диктант, должен знать, где в каждом слове расположены опасные места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно ДО ТОГО, как оно будет написано. После будет поздно. Ошибка уже допущена. То, что я скажу сейчас, наверняка повергнет в ужас две трети учителей: в выпускных классах в двух последних выпусках я никогда не давала детям проверять орфографические ошибки в диктантах — уже поздно, всё, что могли, они уже сделали! Ошибки мы искали в с/р «Найди ошибку!», в сочинениях и изложениях (маленькая поблажка: всё-таки их пишут, подчиняясь творческому порыву, трудно себя контролировать, хотя тоже нужно). А как же делать РНО? В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложение как можно больше «разноплановых» ошибок. CJT /и- 2$, 3«4, 5м,,0 6~ ^ Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw, Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.
Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу. Исправлена безударная гласная в суффиксе. Вспоминаю: суффикс -ЕЦ- пишется в существительных мужского рода. А это слово — женского! Суффикс -ИЦ-! Подбираю слова с таким суффиксом. Исправлена безударная гласная в окончании. Чтобы определить окончание имени существительного в единственном числе, определяю склонение и падеж. Улица. 1 -е склонение. Шёл (по кому? по чему?) по улице. Д.п. Окончание -Е. Подбираю слова с безударными падежными окончаниями, определяю окончания. Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова. Красный. Записываю слово правильно и разбираю его по составу. Вижу в нём опасный суффикс -Н-. Подобирэю проверочное слово без этого ' суффикса. В этом слове нет непроизносимой согласной. Здесь сочетание СН. Подберу другие слова с этой орфограммой. Разберу их по составу, подберу проверочные слова, «прогнав» суффикс -Н-. Трамвай. Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова. За ним. Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры. Бежала. Разбираю слово по составу. Исправлена безударная гласная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой {безударные гласные А, О, Е, И, Я]. - <шать-; /ШЬ, Собачка. Зачеркнут Ь. Это орфограмма: ЧК-ЧН, НЩ-ЩН пиши без Ь. Пишу слово правильно. Подчёркиваю сочетание ЧК. Подбираю слова с этой орфограммой. ■ле-гьшпл* 8. Qxmj/ срлуиш, плшъшъ. Если все ваши дети подобным образом будут работать над своими ошибками, они -во-первых, очень хорошо усвоят все правила; -во-вторых, будут очень стараться больше никогда не делать ошибок! Некоторые из вас могут сказать: «А не слишком пи часто используется зелёная ручка? Как это отразится на почерке и на скорости письма?» Никак не отразится. И дети обычно любят выделять в тексте орфограммы. Работы выглядит более нарядной. Одна девочка даже сказала мне: «Текст без выделенных орфограмм, всё равно что новогодняя ёлка без игрушек!» И потом, задания можно варьировать: выдели безударные гласные в корне; покажи приставки; покажи безударные окончания и т.д.
Самая главная задача на 4-ый год обучения — довести знания, умения и навыки детей до такого совершенства, чтобы они не «выветрились» за лето, и чтобы в 5-ом классе при смене учителя, а следоветельно, манеры и методики преподавания, не растерялись и не растеряли всё, чему вы их учили. Обычно больше всего ошибок бывает на правописание окончаний. Поэтому вы должны строго контролировать: рисуем пустая рамочка, а окончание вписываем после всех необходимых рассуждений. Тогда и правописание окончаний глагола, которое изучается самым последним, не будет вызывать затруднений. Ребёнок остановится и подумает перед любым безударным окончанием! Я в классе даже смотрела на то, чтобы окончание на письме не было соединено с основой. Если ребёнок и схитрил — написал окончание сразу, а потом обвёл рамочкой, то я видела, что он хотя бы остановился и написал его отдельно. Значит, всё равно подумал и вспомнил, что это за часть слова. Итак, ваши ученики переходят в 5-ый класс, умея видеть опасные места в словах и зная, как с ними «бороться». Вот ИТОГ вашей работы. Дети умеют: —писать заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных; —делать довольно подробый синтаксический разбор простого предложения *; —писать буквосочетания жи-ши, ча-ща-чу-щу;чк-чн, нч-нщ-щн; —разбирать слова по составу; —определять корневые орфограммы, по возможности проверять их, правильно оформлять и грамотно —отличать предлог и приставку; — писать практически все приставки [кроме -НЕ- и НИ-); —применять правила правописания Ь-р и Ъ знаков; — отличать орфограммы, зависящие только от состава слова от тех, к которым добавляется ещё и знание —правильно писать окончания имён существительных, имён прилагательных, порядковых имён —правильно писать некоторые суффиксы. И, самое главное, ваши ученики смогут продолжать и самостоятельно работать по этой системе, постепенно расширяя «карту минных полей». ебор «по членам предложения и частям речи». казуемое». «прилагательное»-«определение», сказуемым и определением будет, например, >едпожения. Но путаницы уже не возникнет.
|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41 1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ Фо нетика. Букво сочет ания Заполни таблицу.
Г. Закончи предложения. Буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука:,, Буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука:,,,______,_,_ Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука
Буква И обозначает два звука____________ Например:___ Буквы_,_,_,_, обозначают один звук и мягкость предшествующего согласного звука Например:_________________ Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки. Буквы,_, обозначают только твёрдые согласные звуки. Буквы, звуков не обозначают. Выпиши из текста слова с орфофаммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Определи, к каким частям речи относятся выписанные тобой слова. Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, разбери по составу. Закрась зелёным карандашом буквы, на которые нужно обратить внимание. Объясни свои действия. С утра ничто не обещало снежную бурю. Солнышко яркими лучами весело играло на гладкой белой поверхности широкой дороги, перебегало по веткам деревьев. В полдень на небо выплыла большая сизая туча и посыпались лёгкие редкие снежинки. Вскоре снег стал падать чаще. Тишину чудесного зимнего дня разорвал вой налетевшего внезапно ветра. Закачались, затрещали, застонали под ветром деревья в саду, словно просили пощады. Снег повалил сплошной стеной. Начался буран.
ЧК-ЧН, НЩ-ЩН-НЧ пиши Например: _____________ 17. Подбери по 5 примеров в каждый столбик таблицы.
Состав слова. Однокоренные слова. Формы слов Заполни таблицу.
А, О, Е, И, Б-П, В-Ф, Ж-Ш, Определяем часть речи
Нет ли удвоенных согласных на стыке приставки и корня? Нет ли удвоенных согласных на стыке корня и суффикса? Корн евые орфограммы Заполни таблицу.
34. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Какой столбик таблицы остался пустым? Запиши туда свои примеры. Солнечная зы ь на р ке, Солнечная ря ь на л стве. Тени от в___ твей на п ске, Стая г____ пубей в с неве. Рыба ст___ р_ жит ч рв ка, Пёстрая спяет р ка, Тень от моего поплавка Синью отливает еле ка. (И. Чиннов)
35. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Если в слове встретилось несколько орфограмм, запиши его в несколько столбиков, выделяя соответствующую букву. Путеше ствие! Что может быть заманчивее этого слова! Сколько в нем скрыто нового, уд_ вительного, прекрас ного! Ты увидишь незабываемые к____ ртины природы, позн комишься с мес______________________ ными обычаями и характерами неизвес ных народов, пройдёшь по м___________ стам, знакомым тебе по кни кам. Поплывёшь ли на корабле или перен____ сёт тебя с молёт по в пшебной не морю или будешь странствовать на сев ре ср ди льдов и сн гов — всюду действительна старая китайская пог ворка: «Лучше один ра______ увидеть, чем сто ра услышать».
36. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова с проверяемыми буквами и напиши к ним проверочные. Д пеко, на многие вёрсты раскинулось царство л сное. Гиган___ ской з_____ пеной лентой прот нулось оно по з мле. Ни время, ни т__ пор др__ восека не м гли сокрушить его дикой кр соты. В____ ковыми тв рдынями стоят древние дубы. Старые сосны и ели ушли в ршинами так высоко, что и сами не могут рассм______ треть, что тв рится у к рней, куда тщетно стремятся пробраться лучи со______ нца. Поэтому даже яс ным летним днём ноч_______ ные тени ел_____ таются сюда и спят под ств пами старых елей, под узорчатыми лист____ ями папоротника, в ч ще ореш Хор_______ шо, хотя и жу___ ко побывать здесь и почу ствовать себя од ноким, затерянным в дикой ч ще, с невольной тревогой всматриваться в прич дливые тени и прислушиваться к не- умолч_______ ному шёпоту д рев ев, рассказывающих ветру свои странные ска ки. [По Т. Рождественскому)
I. Как определить стар ны г р зонта? Конечно, по компа со нце или звёз ное небо. А что, если небо закрыто тучами? Тогда пригл_____ димся к мес ным признакам. Перелётные птицы в сной л_____ тят на сев___ р, ос ньга — на ю II._ На сев___ рной ст__ р_ не камни и д ревья бол ше обра обыч____ но тон ше; бол____________ ше нам тается снега на древес ных ств пах, ст____ лбах и д мах. III.____________________ На южной стороне встретятся возле д ревьев мур вей- ники; бол ше скапливается см пы на ств пах хвойных дере почва под камнем; быстрее тает снег; ямки в снегу образуются
2.Парные по глухости-звонкос 3. Правописание твёрдого раз Какие приставки очень похожи на предлоги?_
1.Определи 2.Посмотри
38. Допиши приставки или предлоги. Докажи, что ты всё сде (За)__ ехать_ друзьями; (по)_____ бежать до ___ горки; (на)______ небо_______ двинулась; (над) резал ___ чертой; (с)_______ прыгнул крыши. 39. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Запиши от (3)гуляли (над)лесом сн______________ га, (За)дымила д_ ревня м_______________ р зом, И ревёт снеговая пурга,_________________ (За)м___ тает ел__________ ды (за)обозом. (П. Орешин) Заполни таблицу.
Ъ-р находится
и гласной (,_,,. 2) не в приставке. 1)_________ между и гласной (_,_,); 2) в приставке.
42. Запиши приставки, в которых может «поселиться» Ъ. К каждой из приставок подбери пример.
С езд, катан_ е, по________ ел, об единение, под ём, с умеем, гур____ 6а, под___ езд, по________ ехал, л ётся, раз украсить, бубен чик, в юга, б____ ётся, об______ явление, с бегали, мал чик, раз яснить, пал_чик, пред усмотреть, из_ учит, в ётся, об ехать, с ём Ь-м Ь-р Ъ
Вспомним ещё раз, какие «мины» подстерегают нас в приставках: —безударные гласные; —парные по глухости-звонкости в слабой позиции. гласные, ты уже запомнил. Знаешь, что есть приставка С-, но нет приставки з-. Например: &
Сейчас мы познакомимся с приставками, оканчивающимися на 3 и С. Приставок этих очень много, но тебе даже не придётся учить их наизусть, потому что все они подчиняются одному правилу.
I и звонкими согласными. ; Приставки, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими f согласными. Например: pXKhUOXUA/Ж,
сделать до того, как написать слово? 1.Поставить_____ 2.Разобрать____________________ 3.Посмотреть, в каких частях слова остались безударными 4.Если в слове есть кусочек, похожий на или_______, выяснить, что же это. 5.Приставки з- не бывает. 6.Если приставка... ... содержит безударную гласную, вспомнить правописание знакомых приставок с безударными гласными; ... оканчивается на 3 или С, определить, какая буква пишется после неё; оканчивается на согласную, ... тебе ещё не знакома, спроси у учительницы. 7....
А как мы будем оформлять новую орфограмму? Мы должны объяснить свои действия. Следовательно, покажем приставку и подчеркнём следующую за ней букву. Например: 45. Допиши слава к приставкам. Запиши в тетрадь словосоче Рас______, чрез_____, ис_____, раз______ нис_______, бес_____ вз_____, из_____, вс____, без____ 46. Вставь пропущенные буквы 3 или С. Объясни свои дей Ра__ таял снег среди полей, _ бегает под гору ручей, И пробивается трава, В лесу фиалки ра пустились, И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева. [С. Дрожжин)
Многие люди умеют ев__________ стеть, но вряд ли кому-то прих - дило в гол ву и_____ пользовать свис как ере ство для ра го умеют ра говаривать при помощ j свиста. В д__ пёк1! вр________ мена, когда человечество не ра полага бе____ проволоч ная свя ь, п могающая п р давать инфор г в рят по-испански. Если кто-то из них во намерится ра сказать что-либо человеку, ра положенному километрах в пяти, он применит испанский язык, п р поженный на свис: прижмёт конч_________________ к языка к зубам и будет очень громко ев стеть, одновременно пр________ и нося слова, как обыч но. 48. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия. Выпи Шхуна о_________ тановилась. Якорь упал в воду. Вод лаз в ска в здушный шлан И зелена-сйй___ I вода ра ступилась, в плеснула, и море погл_____ тило вод паза. Его свинцовые подошвы ступили на дно на глубине п________________ тидесяти метров. Всё было призрач но, как в волшебн____ i сказкСИ- С люб пытством о матриваясь, чело Вдруг он замер, ра_______ терянный: впереди во вышались со ра ставленные башни и____ дания. Человеку ч дилось, что он идёт по ней___________________ следованной древн1 стране. Вот он ок зался перед двер______________ ю. Если бы люди обитали в этом п дводном дом1 I, они ра____________ слышали бы шутливый в прос, глухо ра давшийся из скафандра: «Ра_______ решите войти?» В долаз ш гнул внутрь ж пища, в___________________ метнулась стайка рыбок. Перед ним ра бегались коридоры, в_________ днелилсь дверные про ёмы. Время, ра__________________ считанное на пребывание под водой, и текало. Человек подал сигнал к под_____ ему. Он п днимался к п верх- носС и горо_______________ ра кинувшийся на дне моря, ра таял, слов
Нам нужно вставить пропущенные буквы в слова следующего предложения: гиь^кгьааюс ииеопьо. Безударные гласные стоят в приставках. Оказывается, правописание этих приставок просто запомнить нельзя, т.к. оно зависит от значения!
Возвращаемся к нашему примеру и рассуждаем: приставка в первом слове обозначает приближение, пишем ПРИ— приетзиш, приблизились; приставка во втором слове имеет значение «очень», пишем ПРЕ— прлгуш/жж, т.е. очень красивое.
Закрась зелёным карандашом имена существительные. Сделай синтаксический раэбор второго предложения. Выпиши из текста все слова, количество звуков в которых не совпадает с количеством букв. Напиши их транскрипцию. Луг спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около плотины был глубокий омут. Там сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, и неутомимо квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлой рыбой. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. ' Одушевлённые отвечают на вопрос_____ и обозначают_____________ Например: ____________________ Неодушевлённые отвечают на вопрос и обозначают______________________ • Например: ____________________ 55. Вставь пропущенные буквы. Выпиши одушевлённые имена существительные. Замени все эти слова одним словом. Подчеркни в тексте неодушевлённые имена существительные. Лес заполнил всё пр________ странство. Он немного тступал от д р вень и опять смыкался за ними веч но шумящ тём гр бы, похож.... на к____ л_______ кола; из п валенных ств лов берё__ вып_____________ пзали змеи, а в норках между к рнями прятались колюч еж_________ В особенно глух м стах встр чались вол Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имя нарицательное даётся целому ряду однородных предметов. Например: ____________________ Имя собственное даётся предмету для того, чтобы отличить его от других однородных предметов. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Например: ____________________ Паатомеиие изученного Вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.
Например: - Имена прилагательные изменяются по ______ и________ Имена прилагательные во множественном числе
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.131.48 (0.02 с.) |