ТОП 10:

Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школа



Т.В. Шклярова

Шк 67 Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс. Учебник для начальной школы. — М.; «Грамотей», 2005, 112 с. ISBN 5-89769-I85-1

Этот учебник — для работы в классе. Построенный доступно и рационально, он, надеемся, будет удобен и для учителя, и для ученика.

Для работы дома пособие также окажется незаменимым: составлено оно с таким расчётом, чтобы разобраться в нём мог человек, даже весьма далёкий от грамматических премудростей. Например, мама или бабушка.

О методике, положенной в основу учебника, подробно написано в предисло­вии. Здесь достаточно сказать: всё то, что предлагает нашему вниманию автор, возникло не умозрительно, не из отвлечённых соображений, а из опыта. Автор шли­фовал свою методику во время многолетней работы в школе.

Пособия Т.В. Шкляровой получили заслуженное признание не только в нашей стране, но и за её рубежами, среди русских людей, живущих в других странах — в частности, в Германии, Израиле, США, Канаде...

Охраняется законом РФ об авторском прэве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без пись­менного разрешения издателя. Нарушение ззконз преследуется в судебном порядке.

ISBN 5-89769-185-1 © Т.В. Шклярова

© Издательство "Грамотей», 2005.

Татьяна Васильевна Шклярова

Русский язык. Учимся в школе и дома. 4 класс Начальная школа

Директор издательства: И. Кулешов Главный редактор: Т. Шклярова Редактирование и корректура: В. Пальчиков Художник: Н, Климова

Подписано в печать 15.10.2005 г.

Формат 60x901 /8. Объем 14п.п. Бумага типографская.

Печать офсетная. Гарнитура Европа. Тираж 10,000экз. Заказ 3326

Издательство «/]>лл\отей»

1 29626 г. Москва Рижский пр- д, д.З стр. 1

Тел.: 686-96-77, 217-42-82, 774-28-99;

тел./фэкс:217-42-82.

e-mail: gramotei@mail.ru

Ваши пожелания, замечания, вопросы и знакомство с новыми авторами -e-mail: shkliaroua@list.ru

СИСТЕМА

ПОДАЧИ ЗНАНИЙ <=!> «ОПАСНЫХ МЕСТ И БУКВ-МИН» с=> КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ <=> РАБОТЫ НАД СШИБКАМИ

В этом предисловии я постаралась как можно доступнее и короче её изложить. Надеюсь, что вас это заинтересует.

Система подачи знаний

Одна из первых тем, изучаемых в первом (или втором, в зависимости от выбранной программы) клас­се, — «Проверяемые безударные гласные». У меня это всегда вызывало недоумение. Безударные гласные — где, в какой части слова? Ведь каждая из частей слова подчиняется своим орфографическим прави­лам. Поэтому попробуем построить порядок преподавания таким образом:

1.Повторение изученного. Фонетика. Алфавит.

2.Заглавная буква в начале предложения и именах собственных. [Отсостава слова никак не зависит.
Информация нужна практически с первых дней работы.)

3.Правописание орфограмм ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. СО состава слова не зависит../

4.Ь, обозначающий мягкость согласных. [От состава снова не зависит.)

5. Правописание ЧК-ЧН, НЩ-ЩН. [От состава слова не зависит.)
Б. Состав слова.

7. Корневые орфограммы:
проверяемые безударные гласные;
непроверяемые безударные гласные;

парные по глухости-звонкости в слабой позиции;

непроизносимые согласные (нужно упомянуть, что эта орфограмма встречается и в суффиксе).

8.Морфология (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, гла­
гол, наречие, предлог, союз). Для чего? Правописание предлогов и приставок, суффиксов и окончаний
зависит не только от состава слова, но и от того, к какой части речи это слово относится.

9.Предлог и приставка.

 

10.Правописание Ь и Ъ разделительных знаков. Можно, конечно, было бы рассказать о правописа­
нии Ь-р пораньше, но, мне кажется, лучше всё-таки оба разделительных знака дать в сравнении.

11.Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки. Правописание Ь после шипящих,
падежных окончаний, некоторых суффиксов.

12.Имя прилагательное. Непостоянные признаки. Правописание родовых и падежных окончаний,
некоторых суффиксов.

13.Имя числительное. Постоянные и непостоянные признаки. Склонение, правописание корней и
падежных окончаний.

14.Местоимение. Склонение. Правописание с предлогами.

15.Глагол. Постоянные и непостоянные признаки. НЕ с глаголами. Правописание Ь, личных и родо­вых окончаний, некоторых суффиксов.

16.Наречие. Понятие о наречии.

17.Главные и второстепенные члены предложения.

18.Союз. Понятие о союзе. Роль в предложении.

19. Предложения, осложнённые однородными членами.
20. Предложения, осложнённые обращениями.

Учитывайте, пожалуйста, что это только схема. Естественно, к корневым орфограммам мы будем возвращаться в каждом классе на более высоком уровне. Разбор предложений по членам и пунктуация будут «растворены» среди остальных тем.


Система «опасных мест и букв-мин»

Часто слышу от родителей фразу: «Все правила мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!» Это происходит потому, что ребёнок не знает, где же эти правила применять. Чтобы с ситуацией «правила отдельно, правописание отдельно» вы не столкнулись в вашем классе, попробуйте применить систему «опасных мест и букв-мин».

Задайте вашим ученикам вопрос: «Как вы думаете, где должен находиться миноискатель, когда са­пёр идёт по минному полю?» Естественно, впереди. Если сапёр тащит его сзади, далеко он не уйдёт. Так и ученик, который пишет, например, диктант, должен знать, где в каждом слове расположены опасные места, какие буквы являются «минами». Проверить слово нужно ДО ТОГО, как оно будет написано.После будет поздно. Ошибка уже допущена. То, что я скажу сейчас, наверняка повергнет в ужас две трети учителей: в выпускных классах в двух последних выпусках я никогда не давала детям проверять орфогра­фические ошибки в диктантах — уже поздно, всё, что могли, они уже сделали! Ошибки мы искали в с/р «Найди ошибку!», в сочинениях и изложениях (маленькая поблажка: всё-таки их пишут, подчиняясь твор­ческому порыву, трудно себя контролировать, хотя тоже нужно).

А как же делать РНО?

В этом разделе не будет никакой теории. Разберём пример. Я постаралась включить в это предложе­ние как можно больше «разноплановых» ошибок.

CJT /и- 2$, 3« 4, 5м,,0 6~ ^

Уш ул/щф ut/bv крмлфншо пърхмоооАМ, a- р^шм, dfwiccuw,

Все ошибки уже нашла учительница. Осталось их объяснить и проработать. Для удобства поставим около ошибок цифры. Так, кстати, можно делать и в реальных РНО.

Рассуждаем Улице. Записываю слово правильно и разбираю его по составу.

Исправлена безударная гласная в суффиксе. Вспоминаю: суффикс -ЕЦ- пишется в существительных мужского рода. А это слово — жен­ского! Суффикс -ИЦ-! Подбираю слова с таким суффиксом.

Исправлена безударная гласная в окончании. Чтобы определить окон­чание имени существительного в единственном числе, определяю скло­нение и падеж. Улица. 1 -е склонение. Шёл (по кому? по чему?) по улице. Д.п. Окончание -Е. Подбираю слова с безударными падежными окон­чаниями, определяю окончания.

Шёл. Про это слово нам рассказывали. Здесь после шипящей пишется гласная Ё. Подберу однокоренные слова.

Красный.Записываю слово правильно и разбираю его по составу. Вижу в нём опасный суффикс -Н-. Подобирэю проверочное слово без этого ' суффикса. В этом слове нет непроизносимой согласной. Здесь соче­тание СН. Подберу другие слова с этой орфограммой. Разберу их по составу, подберу проверочные слова, «прогнав» суффикс -Н-.

Трамвай.Слово из словаря. Чтобы лучше его запомнить, пропишу строчку, выделяя букву, в которой ошибся. Подберу однокоренные слова.

За ним.Пишется отдельно. Это местоимение. Вспоминаю правило о правописании местоимений с предлогами. Местоимения могут иметь предлоги. Подберу аналогичные примеры.


Бежала.Разбираю слово по составу. Исправлена безударная глас­ная е корне. Подбираю проверочное слово. Подбираю слова с этой орфограммой {безударные гласные А, О, Е, И, Я].


- <шать-;


/ШЬ,


Собачка.Зачеркнут Ь. Это орфограмма: ЧК-ЧН, НЩ-ЩН пиши без Ь. Пишу слово правильно. Подчёркиваю сочетание ЧК. Подбираю сло­ва с этой орфограммой.


■ле-гьшпл* 8. Qxmj/


срлуиш, плшъшъ.


Если все ваши дети подобным образом будут работать над своими ошибками, они

-во-первых, очень хорошо усвоят все правила;

-во-вторых, будут очень стараться больше никогда не делать ошибок!

Некоторые из вас могут сказать: «А не слишком пи часто используется зелёная ручка? Как это отра­зится на почерке и на скорости письма?»

Никак не отразится. И дети обычно любят выделять в тексте орфограммы. Работы выглядит более нарядной. Одна девочка даже сказала мне: «Текст без выделенных орфограмм, всё равно что новогодняя ёлка без игрушек!»

И потом, задания можно варьировать: выдели безударные гласные в корне; покажи приставки; пока­жи безударные окончания и т.д.

ПРЕДИСЛОВИЕ К УЧЕБНИКУ ДЛЯ 4 КЛАССА

Самая главная задачана 4-ый год обучения — довести знания, умения и навыки детей до такого совершенства, чтобы они не «выветрились» за лето, и чтобы в 5-ом классе при смене учителя, а следоветельно, манеры и методики преподавания, не растерялись и не растеряли всё, чему вы их учили. Обычно больше всего ошибок бывает на правописание окончаний. Поэтому вы должны строго контролиро­вать: рисуем пустая рамочка, а окончание вписываем после всех необходимых рас­суждений. Тогда и правописание окончаний глагола, которое изучается самым последним, не будет вызывать затруднений. Ребёнок остановится и подумает перед любым безударным окон­чанием! Я в классе даже смотрела на то, чтобы окончание на письме не было соединено с основой. Если ребёнок и схитрил — написал окончание сразу, а потом обвёл рамочкой, то я видела, что он хотя бы остано­вился и написал его отдельно. Значит, всё равно подумал и вспомнил, что это за часть слова.

Итак, ваши ученики переходятв 5-ый класс, умея видеть опасные места в словах и зная, как с ними «бороться».

Вот ИТОГ вашей работы.Дети умеют:

—писать заглавные буквыв начале предложения и в именах собственных;

—делать довольно подробый синтаксический разбор простого предложения*;

—писать буквосочетания жи-ши, ча-ща-чу-щу;чк-чн, нч-нщ-щн;

—разбирать слова по составу;

—определять корневые орфограммы,по возможности проверять их, правильно оформлять и грамотно
писать;

—отличать предлог и приставку;

писатьпрактически все приставки[кроме -НЕ- и НИ-);

—применять правила правописания Ь-р и Ъ знаков;

— отличать орфограммы, зависящие только от состава слова от тех, к которым добавляется ещё и знание
морфологии; и следовательно,

—правильно писать окончанияимён существительных, имён прилагательных, порядковых имён
числительных и глаголов;

—правильно писатьнекоторые суффиксы.

И, самое главное, ваши ученики смогут продолжать и самостоятельно работатьпо этой системе, постепенно расширяя «карту минных полей».

ебор «по членам предложения и частям речи».

казуемое». «прилагательное»-«определение», сказуемым и определением будет, например, >едпожения. Но путаницы уже не возникнет.

шим ученикам будут предлагг .ное. Они беэ труда будут подг

|ый и рэспростанённь s»-«подлежащее», «п для разбора предлаа подписывать части речи над 41


1. ПОВТОРЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 1-3 КЛАССАХ

Фонетика. Буквосочетания

Заполни таблицу.

 

Буквы,     обозначающие гласные звуки Буквы обозначающие согласные звуки
~.. _ Парные Непарные
I ряда II ряда Звонкие      
Глухие    
Буквы, не обозначающие звуков I

Г. Закончи предложения.

Буквы, обозначающие твёрдость предшествующего соглас­ного звука: , ,

Буквы, обозначающие мягкость предшествующего соглас­ного звука: , , ,______ ,_ ,_

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

., например:

Буква И обозначает два звука____________

Например:___

Буквы_ ,_ ,_ ,_ , обозначают один звук и мягкость

предшествующего согласного звука

Например:_________________

Буквы__ обозначают только мягкие согласные звуки.

Буквы ,_ , обозначают только твёрдые согласные звуки.

Буквы , звуков не обозначают.

Выпиши из текста слова с орфофаммами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Определи, к каким частям речи относятся выписанные тобой слова. Найди в тексте однокоренные слова. Выпиши их, разбери по составу. Закрась зелёным карандашом буквы, на которые нужно обратить внимание. Объясни свои действия.

С утра ничто не обещало снежную бурю. Солнышко яркими лучами весело играло на гладкой белой поверхности широкой дороги, перебегало по веткам деревьев. В полдень на небо выплыла большая сизая туча и посыпались лёгкие редкие сне­жинки. Вскоре снег стал падать чаще. Тишину чудесного зимнего дня разорвал вой налетевшего внезапно ветра. Закачались, затрещали, застонали под ветром деревья в саду, словно проси­ли пощады. Снег повалил сплошной стеной. Начался буран.

16. Вспомни правило.

ЧК-ЧН, НЩ-ЩН-НЧпиши

Например:

_____________

17. Подбери по 5 примеров в каждый столбик таблицы.

 

чк чн нщ нч щн
         
         
         
         
         

Состав слова. Однокоренные слова. Формы слов

Заполни таблицу.

 

Часть слова Значимая или изменяемая Для чего служит Где находится
Приставка            
Корень о      
Суффикс        
Окончание     нчание        

А, О, Е, И,

Б-П, В-Ф, Ж-Ш,


Определяем часть речи


 


Нет ли удвоенных согласных на стыке приставки и корня?


Нет ли удвоенных согласных на стыке корня и суффикса?


Корневые орфограммы

Заполни таблицу.

 

 

 

 

 

by^BbT~--JToзи ци и в корне ^""—~~-^_ Слабая позиция Сильная позиция  
А, 0, Е, И, Я Например:___ Например:___  
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С Например:___ 2] перед суффиксами Например:___ 1) перед_____ ; Например:___ 2) перед -------- Например:___  
Непроизноси­мые согласные, сочетание -СН- перед суффиксами отсутствие после них опасных суффиксов  
Нлпримпр-  
   

34. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Какой столбик таблицы остался пустым? Запиши туда свои примеры.


Солнечная зы ь на р ке,

Солнечная ря ь на л стве.

Тени от в___ твей на п ске,

Стая г____ пубей в с неве.


Рыба ст___ р_ жит ч рв ка,

Пёстрая спяет р ка,

Тень от моего поплавка

Синью отливает еле ка.

(И. Чиннов)


20


Проверяемая безударная гласная Непроверяемая безударная гласная Парная по глухости-звонкости в слабой позиции Непроизносимая согласная или сочетание -СН-
       
       
       
       
       
       
       

35. Вставь пропущенные буквы. Выпиши подходящие слова из отрывка в таблицу. Если в слове встретилось несколько орфограмм, запиши его в несколько столбиков, выделяя соот­ветствующую букву.

Путеше ствие! Что может быть заманчивее этого слова!

Сколько в нем скрыто нового, уд_ вительного, прекрас ного! Ты

увидишь незабываемые к____ ртины природы, позн комишься с

мес______________________ ными обычаями и характерами неизвес ных народов,

пройдёшь по м___________ стам, знакомым тебе по кни кам. Поплывёшь

ли на корабле или перен____ сёт тебя с молёт по в пшебной не­
бес___ ной д__ роге через горы и м ря, спустишься ли к тёплому

морю или будешь странствовать на сев ре ср ди льдов и

сн гов — всюду действительна старая китайская пог ворка:

«Лучше один ра______ увидеть, чем сто ра услышать».

 

Проверяемая безударная гласная Непроверяемая безударная гласная Парная по глухости-звонкости в слабой позиции Непроизносимая согласная или сочетание -СН-
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

36. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова с проверяемы­ми буквами и напиши к ним проверочные.

Д пеко, на многие вёрсты раскинулось царство л сное.

Гиган___ ской з_____ пеной лентой прот нулось оно по з мле. Ни

время, ни т__ пор др__ восека не м гли сокрушить его дикой

кр соты. В____ ковыми тв рдынями стоят древние дубы. Старые

сосны и ели ушли в ршинами так высоко, что и сами не могут

рассм______ треть, что тв рится у к рней, куда тщетно стремятся

пробраться лучи со______ нца. Поэтому даже яс ным летним днём

ноч_______ ные тени ел_____ таются сюда и спят под ств пами старых

елей, под узорчатыми лист____ ями папоротника, в ч ще ореш­
ника и круш____ ны. Прохладой дышат веч ные сумерки леса.

Хор_______ шо, хотя и жу___ ко побывать здесь и почу ствовать себя

од ноким, затерянным в дикой ч ще, с невольной тревогой

всматриваться в прич дливые тени и прислушиваться к не-

умолч_______ ному шёпоту д рев ев, рассказывающих ветру свои

странные ска ки.

[По Т. Рождественскому)

37. Вставь пропущенные буквы. Спиши текст в тетрадь (I, II или III часть), выделяя все знакомые орфограммы.

I. Как определить стар ны г р зонта? Конечно, по компа­
су, ответите вы. А если его нет? Тогда достаточно взглянуть на

со нце или звёз ное небо. А что, если небо закрыто тучами?

Тогда пригл_____ димся к мес ным признакам. Перелётные птицы

в сной л_____ тят на сев___ р, ос ньга — на ю

II._ На сев___ рной ст__ р_ не камни и д ревья бол ше обра­
стают мохом, чем на южной; к ра д_ рев_ ев более шерша­
вая; г__ дич__ ные кол_ ца на пне од__ ноко выросшего дер ва

обыч____ но тон ше; бол____________ ше нам тается снега на древес ных

ств пах, ст____ лбах и д мах.

III.____________________ На южной стороне встретятся возле д ревьев мур вей-

ники; бол ше скапливается см пы на ств пах хвойных дере­
вьев; гуще ве___ ки и лист___ я на од ноко растущем дер ве; суше

почва под камнем; быстрее тает снег; ямки в снегу образуются
выт нутыми в южную стор ну.


 

Приставки Приставки
на А на О
ЗА ВО
НА СО
НАД ДО
  ПО
НАДО ПОД
  подо
  ПРО
  О
  ОБ
  ОБО
  ОТ
  ОТО
Разные у ПЕРЕ
приставки ВЫ ПРЕД С ПРЕДО
     
Правописание пуиставок Повторение т\ченш>!> Вспомни, какие приставки ты уже умеешь писать. Какие орфограммы могут «по­селиться» в приставках? 1. Безударные гласные в при­ ставках ___________

 

2.Парные по глухости-звонкос­
ти согласные в приставке

3. Правописание твёрдого раз­
делительного знака (Ъ) в пристав­
ках


Какие приставки очень похожи на предлоги?_

Как отличить приставку от предлога?


1.Определи
часть речи.

2.Посмотри
в табличку.


 

Часть речи Правило Пример
Имя суще­ствительное Имя прила­гательное Между предлогом и ело-вом можно вставить дру­гое слово или вопрос. Примечание. Предлоги. даже если стоят перед прилагательным, относят­ся к существительному. (за]домом — за каким домом — за старым домом (на]белой розе — на низкой белой розе на синем небе — на небе (каком?] синем
Глагол У глагола нет предлога. Примечание. НЕ с глаго­лами пишется отдельно. НЕ - частица. убежал, задумался не хочу, не буду, не думаю

23


38. Допиши приставки или предлоги. Докажи, что ты всё сде­
лал правильно. '

(За)__ ехать_ друзьями; (по)_____ бежать до­
рожке; (под) берёзовик___ берёзой; [у] пал

___ горки; (на)______ небо_______ двинулась; (над) резал

___ чертой; (с)_______ прыгнул крыши.

39. Вставь пропущенные буквы. Раскрой скобки. Запиши от­
рывок, выделяя все знакомые орфограммы.

(3 )гуляли (над)лесом сн______________ га,

(За)дымила д_ ревня м_______________ р зом,

И ревёт снеговая пурга,_________________

(За)м___ тает ел__________ ды (за)обозом.

(П. Орешин)

Заполни таблицу.


Ь-р находится


Ъ-р находится


 


1)---------------- между

и гласной ( ,_ , ,.

2) не в приставке.


1)_________ между

и гласной (_ ,_ , );

2) в приставке.


24


42. Запиши приставки, в которых может «поселиться» Ъ. К каж­дой из приставок подбери пример.

43. Запиши приставки, в которых не может «поселиться» Ъ. К каждой из приставок подбери пример.

44. Запиши слова в три столбика. Зачеркни слова, которые не попали ни в один столбик.

С езд, катан_ е, по________ ел, об единение, под ём, с умеем,

гур____ 6а, под___ езд, по________ ехал, л ётся, раз украсить, бубен чик,

в юга, б____ ётся, об______ явление, с бегали, мал чик, раз яснить,

пал_чик, пред усмотреть, из_ учит, в ётся, об ехать, с ём­
ка, вз___ ерошенный, за____ явился, раз ярённый, р яно, пал то.

Ь-м Ь-р Ъ

I Iiiik гашен. oicau'iHiiaioutiuTii на 3 и С:

Вспомним ещё раз, какие «мины» подстерегают нас в при­ставках:

—безударные гласные;

—парные по глухости-звонкости в слабой позиции.
Почти все приставки, которые могут содержать безударные

гласные, ты уже запомнил.

Знаешь, что есть приставка С-, но нет приставки з-.

Например: &


 
 

г

Сейчас мы познакомимся с приставками, оканчивающи­мися на 3 и С. Приставок этих очень много, но тебе даже не придётся учить их наизусть, потому что все они подчиняются одному правилу.

j Приставки, оканчивающиеся на 3, пишутся перед гласными

I и звонкими согласными.

; Приставки, оканчивающиеся на С, пишутся перед глухими

f согласными.


Например:


pXKhUOXUA/Ж,


Вспомним и дополним цепочку рассуждений. Что ты должен

сделать до того, как написать слово?

1.Поставить_____

2.Разобрать____________________

3.Посмотреть, в каких частях слова остались безударными
гласные__________

4.Если в слове есть кусочек, похожий на

или_______ , выяснить, что же это.

5.Приставки з- не бывает.

6.Если приставка ...

... содержит безударную гласную, вспомнить правописание знакомых при­ставок с безударными гласными;

... оканчивается на 3 или С, опреде­лить, какая буква пишется после неё;

оканчивается на согласную,
вспомнить правило о
и применить его;

... тебе ещё не знакома, спроси у учи­тельницы.

7. ...


 

Чтобы всё это легче эыло запомнить, дополним знакомую
табличку.    
  Приставки, правописание Приставки, правописание которых
  КОТОРЫХ НУЖНО ЗАПОМНИТЬ ПОДЧИНЯЕТСЯ ПРАВИЛАМ
  Приставки Приставки Приставки, окан- Приставки, окан-
  на А на О чивающиеся на 3 чивающиеся на С
  ЗА ВО РАЗ РАС
  НА СО РОЗ РОС
  НАД ДО ЧРЕЗ ЧРЕС
  млпп П0 ЧЕРЕЗ ЧЕРЕС
  НАДО под РАЗО рц^ц БЕЗ ИЗ БЕС ИС
    ПРО НИЗ НИС
    О ВОЗ вое
    ОБ ВЗ ВС
    ОБО (~\~Г Пишутся Пишутся
    U 1 ото перед гласными и перед глухими
    звонкими согласными
  Разные У ПЕРЕ согласными  
  приставки ВЫ ПРЕД    
    С ПРЕДО    
           

А как мы будем оформлять новую орфограмму? Мы должны объяснить свои действия. Следовательно, покажем при­ставку и подчеркнём следующую за ней букву.

Например:

45. Допиши слава к приставкам. Запиши в тетрадь словосоче­
тания с получившимися словами. Укажи приставки.

Рас______ , чрез_____ , ис_____ ,

раз______ нис_______ , бес_____

вз_____ , из_____ , вс____ , без____

46. Вставь пропущенные буквы 3 или С. Объясни свои дей­
ствия. Укажи имена существительные.

Ра__ таял снег среди полей,

_ бегает под гору ручей,

И пробивается трава,

В лесу фиалки ра пустились,

И яркой зеленью оделись Кусточки все и дерева.

[С. Дрожжин)


47. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия.

Многие люди умеют ев__________ стеть, но вряд ли кому-то прих -

дило в гол ву и_____ пользовать свис как ере ство для ра го­
вора. А ж_ тели острова Гомера из группы Канарских стровов

умеют ра говаривать при помощ j свиста.

В д__ пёк1 ! вр________ мена, когда человечество не ра полага­
ло таким ра пр_________ странённым сейчас ере ством связи как те­
лефон, на островГ^] была изобретена чре вычайно удобная

бе____ проволоч ная свя ь, п могающая п р давать инфор­
мацию на б_ пьщ_ ; ра____ стояния — язык свиста. Островитяне

г в рят по-испански. Если кто-то из них во намерится

ра сказать что-либо человеку, ра положенному километрах

в пяти, он применит испанский язык, п р поженный на свис :

прижмёт конч_________________ к языка к зубам и будет очень громко ев стеть,

одновременно пр________ и нося слова, как обыч но.

48. Вставь пропущенные буквы. Объясни свои действия. Выпи­
ши в тетрадь слова с приставками, оканчивающимися за 3 и С.
Сделай синтаксический разбор двух первых предложений. Укажи
знакомые части речи в пятом предложении.

Шхуна о_________ тановилась. Якорь упал в воду. Вод лаз в ска­
фандр!_ . ск________ пьзнул за перила, ра матывая сигнальный трос й

в здушный шлан

И зелена-сйй___ I вода ра ступилась, в плеснула, и море

погл_____ тило вод паза. Его свинцовые подошвы ступили на дно

на глубине п________________ тидесяти метров. Всё было призрач но, как в

волшебн____ i сказкСИ- С люб пытством о матриваясь, чело­
век ра_ гуливал по бе____ крайнему коралловому лесу.

Вдруг он замер, ра_______ терянный: впереди во вышались со­
оружения. Не бе___ порядочное плетение кораллов, а строго

ра ставленные башни и____ дания. Человеку ч дилось, что он

идёт по ней___________________ следованной древн1 стране. Вот он ок зался

перед двер______________ ю. Если бы люди обитали в этом п дводном дом1 I,

они ра____________ слышали бы шутливый в прос, глухо ра давшийся из

скафандра: «Ра_______ решите войти?» В долаз ш гнул внутрь

ж пища, в___________________ метнулась стайка рыбок. Перед ним ра бегались

коридоры, в_________ днелилсь дверные про ёмы.

Время, ра__________________ считанное на пребывание под водой, и текало.

Человек подал сигнал к под_____ ему. Он п днимался к п верх-

носС и горо_______________ ра кинувшийся на дне моря, ра таял, слов­
но был игрой воображения.


Приставки ИРЕ- и 11РИ-

Нам нужно вставить пропущенные буквы в слова следую­щего предложения:

гиь^кгьааюс ииеопьо.

Безударные гласные стоят в приставках. Оказывается, пра­вописание этих приставок просто запомнить нельзя, т.к. оно зависит от значения!

Чтобы узнать, какую писать приставку — ПРЕ- или ПРИ-, — определи её значение и выбери нужную.

Сначала смело заглядывай в табличку, а потом, когда ты хорошо запомнишь значение каждой из приставок, надобность в таблице отпадёт.

 

ПРИ-   ПРЕ-
1) присоединение, приближение; прмшилш, njbueaxmu, 2) пространственная близость; fl^buJfieoiCHAMi' 3) постепенное доведение действия до конца; 4) неполное действие; nfutmviyoborruy 5) доведение действия до определённого предела; 6) совершение действия в своих интересах I) в значении «очень»; пр^сшмиой- 2) в значении «пере» (перегородить)

Возвращаемся к нашему примеру и рассуждаем:

приставка в первом слове обозначает приближение, пи­шем ПРИ— приетзиш, приблизились;

приставка во втором слове имеет значение «очень», пишем ПРЕ— прлгуш/жж, т.е. очень красивое.

29


Закрась зелёным карандашом имена существительные. Сделай синтаксический раэбор второго предложения. Выпиши из текста все слова, количество звуков в которых не совпадает с количеством букв. Напиши их транскрипцию.

Луг спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около плотины был глубокий омут. Там сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, и неутомимо квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлой рыбой.


Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. '

Одушевлённые отвечают на вопрос_____ и обозначают_____________

Например: ____________________

Неодушевлённые отвечают на вопрос и

обозначают______________________ •

Например: ____________________

55. Вставь пропущенные буквы. Выпиши одушевлённые имена существительные. Замени все эти слова одним словом. Подчер­кни в тексте неодушевлённые имена существительные.

Лес заполнил всё пр________ странство. Он немного тступал от

д р вень и опять смыкался за ними веч но шумящ тём­
ной сырой громад. . Росли на старых пнях древес ные

гр бы, похож . ... на к____ л_______ кола; из п валенных ств лов

берё__ вып_____________ пзали змеи, а в норках между к рнями прятались

колюч еж_________ В особенно глух м стах встр чались вол­
ки и м__ дведи.

Имена существительные бывают собственные и нари­цательные.

Имя нарицательное даётся целому ряду однород­ных предметов.

Например: ____________________

Имя собственное даётся предмету для того, чтобы отличить его от других однородных предметов. Имена соб­ственные пишутся с заглавной буквы.

Например: ____________________

Паатомеиие изученного

Вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.

Имя прилагательное — это часть речи, которая обо­
значает признак предмета и отвечает на вопросы

Например: -

Имена прилагательные изменяются по

______ и________

Имена прилагательные во множественном числе
по родам ________







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.140 (0.064 с.)