Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О рассказе Льва Кассиля «У классной доски»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лев Кассиль (1905-1970), классик детской литературы, написал этот рассказ в первые годы войны. Передавался по радио. Впервые опубликован в сборнике Л. Кассиля «Друзья-товарищи» в 1942 году. Отличительная черта произведений Кассиля для детей – острота сюжета. В них преобладает действие. Характерен в этом отношении и предлагаемый рассказ «У классной доски». Речь в нем идет о событии войны, происшедшем в классе, где учительствует Ксения Андреевна, вырастившая многих хороших людей. Местечко, где находится школа, занято немцами. Три немецких мотоциклиста подъехали к школе и двое из них вместе с начальником пришли в класс Ксении Андреевны. Начался допрос: где скрываются партизаны. Дети знали местонахождение партизан, но молчали до тех пор, пока начальник не наставил на учительницу пистолет и на счет «три» должен был произвести выстрел. Тогда один из школьников – Костя Рожков, – чтобы спасти Ксению Андреевну, вызвался показать по карте, где скрываются партизаны. Но подойдя к классной доске, где висела карта, он ударил по ней со всей силой так, что доска повернулась вокруг оси и с размаху ударила по начальнику, а сам Рожков мгновенно выпрыгнул в окно, находящееся за классной доской. Выстрелы немцев не догнали мальчика, а немцев захватили наши партизаны, которым Костя успел сообщить о налете фашистов. Учительница и напуганные дети были спасены. А Костя Рожков проявил находчивость и подлинный героизм. Главным моментом для обсуждения является то внутреннее напряжение, в каком находились дети и учительница, поставленные в ситуации нравственного выбора. Лев КАССИЛЬ У классной доски (публикуется в сокращении)
Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые… Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. Занятий не было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где–то рядом громыхали бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя Рожков – лучший пловец школы – не раз доставлял на тот берег красноармейцам донесения от командира лесных партизан… Ребята еще не успели спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через высокий палисад, забежали три запыленных немца. Это были разведчики-мотоциклисты. С трех разных сторон они все разом бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы. – Пионирен? Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец по очереди совал им в лицо. Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали сзади в спины и шеи школьников. – Шнеллер, шнеллер, быстро! – закричал фашист. …Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкали в класс. Один из фашистов остался сторожить на школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали ребят за парты. – Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен, – сказал начальник. – Сидеть на место! Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на учительницу. – Садитесь, ребята, – своим негромким и обычным голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок. Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с учительницы. Они сели по привычке, на свои места, как сидели обычно в классе. Костя Рожков сзади всех, на последней парте. И очутившись на своих знакомых местах, ребята понемножку успокоились… Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не пошевелился. – Ну! – прикрикнул фашист. – Здесь слушаются только меня, – сказала Ксения Андреевна.– Пичугин, принеси, пожалуйста, стул из коридора. Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за стулом. – Теперь каждый мне будет слушать! – сказал начальник. И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам, что в лесу скрываются красные партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. И теперь ребята должны сказать начальнику, где спрятались партизаны. – Теперь я буду слушать каждый! – закончил свою речь немец. Тут ребята поняли, чего от них хотят. Они сидели, не шелохнувшись, только переглянуться успели и снова застыли на своих партах… Ребята сидели молча. Начальник подозвал своего помощника и взял у него карту. – Прикажите им, – сказал он по-немецки Ксении Андреевне,– чтобы они показали мне на карте или на плане это место. Ну, живо! – Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше… Ксения Андреевна сделала шаг вперед, подошла к партам, оперлась обеими руками на переднюю и сказала: – Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И вы тоже не знаете. Правда? – Не знаем, не знаем!.. зашумели ребята, – кто их знает, где они! Ушли в лес и все. – Вы совсем скверные учащиеся, – попробовал пошутить немец, – не можете отвечать на такой простой вопрос. Ай, ай… Ребята сидели строгие и настороженные. Тихо было в классе, только угрюмо сопел на первой парте Сеня Пичугин. Немец подошел к нему: – Ну, ты, как звать?..Ты тоже не знаешь? – Не знаю,– тихо ответил Сеня. – А это что такое, знаешь? – И немец ткнул дулом пистолета в опущенный подбородок Сени. – Это знаю,– сказал Сеня.– Пистолет-автомат системы «вальтер». – А ты знаешь сколько он может убивать таких скверных учащихся? – Не знаю, сами считайте…– буркнул Сеня. – Ты сказал: сами считать! Очень прекрасно! Я буду вам считать до трех. И если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом – всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!.. Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул ее к стене класса... И класс загудел. Другой фашист тотчас направил на ребят свой пистолет. – Алзо, итак, никто не знай из вас, где партизаны, сказал немец.– Прекрасно, будем считать. «Раз» я уже говорил, теперь будет «Два». Фашист стал поднимать пистолет, целя в голову учительнице. – Пусть все молчат, – медленно проговорила она, оглядывая класс, – кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята. Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните… – Я сейчас буду говорить «три»! – перебил ее фашист. И вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку: – Она, правда, не знает! – А кто знает? – Я знаю. А она не была и не знает… – Костя… – начала Ксения Андреевна Но Рожков перебил ее: – Ксения Андреевна, я сам знаю… Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив свою белую голову на грудь… Костя вышел к доске. Фашист приблизился к доске и ждал. Костя поднял руку с мелком. – Вот, глядите сюда, – зашептал он, – я покажу. Немец подошел к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил черную гладь доски… Доска резко повернулась в своей раме, и с размаху ударила фашиста по лицу. Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом. Фашист, схватившись за разбитое в кровь лицо, без толку палил в доску, всаживая в нее пуля за пулей. Напрасно…За классной доской было окно, выходившее к обрыву над рекой. Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно. Бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу. Второй фашист, оттолкнув Ксению Андреевну, подбежал к окну и стал стрелять по мальчику из пистолета… Ребята вскочили на парты. Они уже не думали про опасность, которая им самим угрожала. Их тревожил теперь только Костя. В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили выслеживавшие мотоциклистов партизаны… Прошло не боле пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев. Командир партизанского отряда сел и вызвал к столу для допроса начальника фашистов. А двое других, помятые и притихшие, сели рядышком на парте Сени Пичугина. – Он чуть Ксению Андреевну не убил, зашептала Шура Капустина командиру, показывая на фашистского разведчика. – Не совсем точно так, – забормотал немец, – это правильно совсем не я… Он, он! – закричал тихонький Сеня Пичугин… В класс вошла Ксения Андреевна. Она ходила на берег узнать благополучно ли доплыл Костя Рожков. – Встать! – закричал на них командир.– У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. Не тому вас, видно учили! И два фашиста послушно поднялись. – Разрешите продолжать наше занятие, Ксения Андреевна? – спросил командир.– Извините, Ксения Андреевна, что пришлось этих охальников в класс ваш допустить. Ну, раз уж так вышло, вот вы их сами порасспрашивайте толком. Подсобите нам: вы по–ихнему знаете… И Ксения Андреевна заняла свое место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. – А теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы. И долговязый фашист, вытянулся перед учительницей.
Вопросы для обсуждения: 1. Были ли ученики Ксении Андреевны, связаны с партизанами? 2. Почему они в этом не признались немцам? 3. Почему Костя Рожков решил рассказать немцам, где находятся партизаны? Какой момент допроса он для этого выбрал? На что он рассчитывал? Оправдался ли его расчет? 4. Как ребята реагировали на его поступок? 5. Чем для немцев обернулось это «признание» и вся операция, проведенная ими в классе? 6. О чем свидетельствует поведение учительницы и ее учеников на допросе, учиненном немцами? Разделяете ли вы это поведение? За кого из присутствующих в классе вы больше всего переживали?
Дополнительная литература: «Юные партизаны» Сборник. Л. Кассиль «Улица младшего сына» В. Смирнов «Зина Портнова» Н.Надеждина «Партизанка Лара» И. Туричин «Неумирающий лес» А.Бикчентаев «Сколько тебе лет, комиссар?»
Раздел 9. МАЛЕНЬКИЕ РАЗВЕДЧИКИ
Разведка в широком смысле слова – это обследование чего-нибудь со специальной целью. Применительно к военной обстановке разведка предполагает действие отдельного человека или группы людей для получения сведений о противнике и занимаемой им местности. Главное для разведчиков качество – наблюдательность, догадливость, смелость, умение незаметно проникнуть в место нахождения врага и обмануть его бдительность. Во время Великой Отечественной войны в разведывательной деятельности принимали участие не только профессиональные разведчики, но и несовершеннолетние – целая армия мальчишек и девчонок. Многие из них, кто-то при жизни, кто-то посмертно, награждены орденами или стали Героями Советского Союза. О них написаны книги. Мы предлагаем вам не очерки о реальных разведчиках-подростках, а художественные произведения. Их авторы открывают нам душевный мир героев-разведчиов, рассказывают о мотивах совершенных ими разведывательных действий. Эти произведения заставляют читателей сопереживать юным разведчикам, которые, рискуя жизнью, устанавливали расположение вражеских военных частей, командных пунктов, орудийных батарей и помогали нашим воинским подразделениям обнаружить противника и уничтожить его. Как это происходило, вы уже знаете по рассказам Вениамина Каверина «Русский мальчик», Бориса Лввренева «Большое сердце», Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем». О них мы уже говорили в предыдущих разделах, когда рассматривая рассказы под другим углом зрения.
Рекомендуем обсудить: И. Осипов «Петя» А. Платонов «Маленький солдат» Л. Кассиль «Алексей Андреевич»
ПОЛНОЕ ИМЯ АВТОРА? О рассказе И.Осипова «Петя» Это рассказ в рассказе. От автора в нем всего несколько строчек. Остальное повествование идет от лица разведчика – младшего лейтенанта Андрея Репина, который двое суток пробыл в тылу у немцев, выполняя важное и трудное задание. Младший лейтенант рассказывает о том, как ему удалось выполнить это задание, в котором главным исполнителем был не столько он, сколько мальчишка по имени Петя. Задание состояло в том, чтобы уточнить местонахождение немецкого штаба и узнать, где стоит батарея их дальнобойных орудий. Скрываясь от врага в стоге соломы, разведчик вел наблюдение за передвижением немцев. Для выполнения задания надо было дождаться ночи, но младшему лейтенанту этого не понадобилось. Ему обо всем рассказал мальчишка по имени Петя, который жил в селе, где стояли немцы. Он выследил самого разведчика и незаметно подкрался к стогу. А ночью повел бойца к месту, где стояла немецкая батарея. Задание было выполнено. Разведчик пообещал мальчишке вернуться в эти мета, чтобы взять его с собой, когда у Пети поправиться больная мама, но выполнить это обещание ему пока не удалось. И Андрей Репин сожалеет, что не увиделся с Петейи «не вырвал его из немецких когтей».
И. ОСИПОВ ПЕТЯ (Ленинград, 1944, № 10–11, с. 14)
Этот рассказ я записал со слов младшего лейтенанта Андрея Репина. Двое суток провел он в тылу у немцев, выполняя важное задание командования. Я встретил его в блиндаже командира батальона. Репин только что доложил командиру о результатах разведки. У него был вид человека, вернувшегося из долгого странствия. Глаза его запали, шинель была покрыта грязью, на лбу и на щеках запеклась кровь от царапин. Стакан горячего чаю со спиртом привел его в себя. Отогревшись, он приступил к рассказу. – Я вышел ночью. Благополучно миновал сторожевое охранение противника и к рассвету достиг намеченного пункта. Деревня, где, по нашим расчетам, должен был находиться штаб немецкой дивизии, стояла на берегу озера, в трех километрах от железнодорожной станции. Огибая ночью озеро, я попал сперва к станции, и тут чуть было не закончилось прежде срока мое путешествие. Только я ступил на рыхлую насыпь железнодорожного полотна, как над самым ухом раздалось хриплое: «Хальт!» Передо мной выросла фигура немецкого солдата. Он стоял в дух шагах от меня. Размышлять было некогда. Отступать – поздно. Я пустил в ход кинжал. Подождал немного. Стало светать. Вижу – сбился с дороги. Взял я в сторону от железной дороги и успел до восхода солнца подойти к деревне. Дело прошлое, могу вам теперь сказать, что поручено было мне уточнить местоположение немецкого штаба и узнать, где стоит батарея дальнобойных орудий. Взошло солнце. Маячить в поле на виду у всех было мне не к чему. Забрался я в стог соломы, спрятался поглубже и веду наблюдение. Вся деревня была видна мне отсюда, как на ладони. По дороге от станции проехали двое мотоциклистов. Промчалась легковая машина и тоже свернула в деревню. Немного погодя выехали из деревни четыре грузовика, крытые брезентом. Очевидно, именно здесь-то и обосновался немецкий штаб. Оставалось узнать номер дивизии и расположение тяжелой батареи. Лежу в стогу, терпеливо дожидаюсь темноты. И, надо вам сказать, совсем позабыл о ночной встрече с часовым, Но мне неожиданно напомнили о нем. Вижу – к моему стогу подходит паренек лет двенадцати, в рваном полушубке с чужого плеча и в рыжей, сползающей на глаза шапке. Я заприметил его, когда он вышел из деревни и медленно побрел по дороге. Потом он куда-то пропал. И увидел я его снова в тот момент, когда он подкрался к моему ненадежному укрытию и, присев на корточки, тихо произнес: – Товарищ командир, они вас ищут… Я промолчал. Черт побери, как он узнал, что я здесь спрятался? Не подослан ли он немцами? Паренек выждал с минуту и снова зашептал: – Вы не ворочайтесь! Лежите себе тихонько, вас с дороги не видать. А я постерегу здесь. – Ты кто? – спросил я тоже вполголоса, вынув на всякий случай пистолет из кобуры. – Я – Петя. Вон наша изба, – и он указал на крайнюю избу с покосившимся плетнем. – Я видел, как вы сюда шли. В нашей избе двое из штаба живут. Они утром поехали на мотоциклах на станцию. Вас ищут. Часового убили вы? Кинжалом? Любопытство его показалось мне подозрительным. Не отвечая на вопросы, я сам стал его расспрашивать. – Много немцев в деревне? – Нет, не очень. Только штаб дивизии и рота охраны. – Где живет командир дивизии? – Вот в той избе, возле школы. Видите, крыша недавно отремонтирована, тес свежий… – А пушки где стоят? Видал? Паренек и на этот вопрос ответил охотно и точно. Видно было, что не зря присматривается он ко всему. Казалось, он долго ждал случая показать то, что как раз надо было мне узнать, и с радостью теперь выкладывал все, что было ему известно. Подозрения мои рассеялись. Я доверился Пете и весь день провел в своем укрытии под его бдительной охраной. Он наблюдал за дорогой, докладывал о каждой машине, о каждом мотоциклисте. Когда стемнело, он отлучился со своего поста. – Пойду, узнаю, что в деревне делается, – предупредил он меня. – А вы не показывайтесь, пока я не подам сигнала. Он ушел, и меня снова охватило какое-то тревожное чувство: «Неужели выдаст?» Я пожалел, что отпустил его. Было совсем темно, когда Петя вернулся. – Вас ищут, – сообщил он. – По дорогам разослали мотоциклистов. Только вы не бойтесь, они не догадаются, что вы здесь спрятались. Нате, это я у них из грузовика достал. Он протянул мне банку консервов и плитку шоколада. Я по достоинству оценил его подарок. Но, как ни был я голоден, консервы и шоколад я оставил ему. Ночью Петя повел меня болотом к тому месту, где стояла немецкая батарея. Задание мое было выполнено! Пора возвращаться. Петя простился со мной, как с близким другом. Он спросил: – Вы придете еще? Я вас буду ждать. Может быть, вы и меня возьмете с собой?.. – Пойдем сейчас со мной, – предложил я. Он вздохнул. – Нет, сейчас я не могу… Мамка лежит хворая, надорвалась в работе в немецком лагере. Привезли ее соседи… Я не мог огорчить его и обещал еще раз пробраться в эти места… Младший лейтенант помолчал и добавил: – Дорого бы я дал, чтобы еще раз повидать Петю и вырвать его из немецких когтей…
Вопросы для обсуждения:
1.Что заставляло мальчика следить за немцами и выслеживать расположение их воинской части? Какие качества характера он проявлял при этом? 2. Почему разведчик Репин, скрывавшийся в стоге соломы, поверил мальчику и пошел ночью за ним к батарее противника? 3. Как было выполнено разведчиком важное задание? 4. Почему мальчик, изъявивший желание уйти вместе с Репиным в его воинскую часть, не смог этого сделать? 5. Удалось ли, по-вашему, разведчику Репину еще раз повидать Петю и «вырвать его из немецких когтей? Как бы вы описали эту встречу?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 5813; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.4 (0.015 с.) |