Советы по организации классного часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советы по организации классного часа



Содержание классных часов следует так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Функции классных часов


Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.

1. Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Пред­метом классного часа могут быть и знания из области техники, народ­ного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в дерев­не, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать лю­бое явление социальной жизни.

Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.

2. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Ес­ли просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связа­ны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в обще­ственных ценностях.

Темы таких классных часов: "Как стать счастли­вым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женствен­ности" и т. д.

3. Направляющая функция
классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Ес­ли в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Напри­мер, классный час на тему "Международный год ребенка" может за­вершиться принятием такого коллективного решения, которое пред­полагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указан­ные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.


Тематика классных часов


Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

1. морально-этическим проблемам.
На них формируется опреде­лённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;

2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отноше­ния к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;

3. эстетическим проблемам.
В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;

4. вопросам государства и права.
Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;

5. вопросам физиологии и гигиены,
здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;

6. психологическим проблемам.
Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;

7. проблемам экологии.
Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;

8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).

Организация классного часа


Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию.

Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы.

Тема классного часа может быть написана на доске или плака­те, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.

На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю­щейся личности или цитату из известной книги.

На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хо­чется.

Продолжительность классного часа


Продолжительность классного часа должна быть обоснованной.
Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника).

Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.

Требования к классному руководителю


Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Структура классного часа


В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание уче­ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной
части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части
важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.

ИДЕИ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

Все классные часы проводятся в школе и вне ее только для тех учащихся, которые хотели бы принять в них участие. Формы и содержание классных часов или часов совместной жизни: планирование, диспуты, вечера, конкурсы, совместные дела, игры, обсуждение важных проблем, анализ и подведение итогов, экскурсии, походы, чаепития, огоньки. После составления тематики классных часов объявляется тендер, аукцион, ярмарка на которых любой желающий или группа учащихся получают право готовить тот или иной классный час.

1. Классный час посвящен воспоминанию о лете, веселым рассказам о прожитом и пережитом, пению милых и любимых песен под гитару, представлению авторских кинофильмов и фотографий, рассказам о чудных местах России и, если так вышло, других стран. Завершается классный час опросом следующего содержания.

АНКЕТА "Куда ж нам плыть"

1. Твои самые важные проблемы (если есть очень серьезные тайные проблемы, и ты не хочешь с ними делиться, то обозначь их цифрами или буквами, то есть шифром).

2. Расставь следующие проблемы по степени важности для тебя.

- Я не хочу учиться.
- Меня преследует одиночество.
- Меня окружают люди, с которыми мне неинтересно.
- Мой главный порок - лень.
- Я курю и употребляю алкоголь и не могу от этого отвыкнуть.
- У меня нет сколько-нибудь устойчивых интересов.
- У меня постоянный конфликт с родителями.
- Я без пользы трачу время.
- Мне с трудом дается учеба.
- У меня никогда нет денег, и это меня смущает.
- Меня совершенно не интересуют книги, серьезная музыка, музеи, театры.
- У меня нет Ее, или Его.
- У меня часто бывают проблемы со здоровьем.
- Мне обычно не с кем поделиться своими переживаниями и тайнами.
- Мне очень нужна хорошая одежда.
- Мне необходим компьютер и Интернет.
- Мне не очень хорошо в школе.
- У меня есть серьезные проблемы с одноклассниками.
- В моей жизни нет людей, за которыми я хотел бы тянуться.
- Мне очень хотелось бы чего-то добиться в жизни, но я не знаю чего.

3. Чего я хотел бы добиться:

В школе _____________________
Дома ________________________
В своей жизни _______________

4. Чему очень важному я хотел бы научиться ________________
____________________________________________________________

5. Что я хотел бы организовать, сделать для своего класса, для своей школы, для себя.

6. По каким предметам я готов помочь другим, по каким предметам у меня есть проблемы.

По итогам анкетирования классный руководитель проводит индивидуальные собеседования с учащимися и записывает в индивидуальную карту развития учащегося все, что можно сделать вместе с родителями, вместе с классом, вместе с социумом для поддержки ученика.

1а. Классный час "Знакомство".

Это вариант используется в случае, если это вновь сформированный класс или в него назначен новый классный руководитель. Прежде всего, классный час начинается с процедуры знакомства. В знакомстве принимают участие дети и родители. При этом каждый ученик или каждая семья представляются в любой интересной форме и дарят всем участникам классного часа творческие подарки: стихо-творения, сценки, стихи, фокусы, игры, танцы, интересные истории, анекдоты, афоризмы, картины, книги, мороженое, домашние кулинарные рецепты и изделия. Все завершается грандиозным чаепитием.

Примечания:

1) Если ученики знакомы между собой, то они могли бы представить не себя, а друг друга.

2) Классный руководитель мог бы дать ученикам следующее за-дание. Напишите на листочке ответы на следующие вопросы:

- Каким вы хотели бы видеть своего классного руководителя.
- Чего вы ждете от меня.
- В чем вы готовы мне помочь.
- Что нужно сделать, чтобы наш класс стал лучшим в школе, городе, в мире.
- Что, на ваш взгляд, я никогда не должна делать.

2-3. Классный час посвящен анализу достижений прошлого года, планированию жизни, деятельности, учебы, творчества, досуга, помощи, организации жизни на следующий год.

2-й классный час проводится вместе с родителями, выпускниками, теми учителями и преподавателями системы дополнительного образования, которых пригласили ученики, представителями администрации.

3-й классный час проводится в актовом зале для всех классов параллели и всех заинтересованных сторон, если классов в параллели по одному, то событие организовывается для всех средних или старших классов.

Варианты проведения:

- Разработка в режиме микрогрупп норм и правил совместного проживания. Составление на основе этих норм соответствующего документа: клятвы, обязательств, соответствующих правил. Затем проводится их торжественное подписание.
- Проектирование программы жизни класса на год, с обязательным оставлением прогалин, куда можно будет по мере надобности вписывать интересные инициативы, дела, варианты, события, предложения.

Проектирование жизни класса осуществляется в 2 этапа.

1 этап. Проекты программы составляют по отдельности:

- группа родителей (если родители не явятся, проигнорируют это дело, то смысла в составлении программы нет никакого, потому что главным субъектом воспитания являются родители, и если они этого не понимают и не готовы взаимодействовать со школой, то особых достижений в воспитании детей быть не может);
- коллектив учащихся (разбивается на малые группы и подго-тавливает собственные соображения, которые затем, после обсуждения входят в единый проект);
- группа заинтересованных учителей и педагогов дополнитель-ного образования (предлагают разнообразные педагогические услуги и варианты).

2 этап. Проектирование завершается защитой каждого предложения в проект программы и распределением зоны ответственности между участниками воспитательного процесса.

Программа может быть составлена для параллели и тогда создается оргкомитет для доведения программы до приемлемого вида, после чего на общем сборе проводится голосование по каждой позиции.

4. Классный час "Лесная аптека".

Летом в лесу и в поле ученики собирают лекарственные растения, используя при этом справочники, рекомендации учителя биологии, советы бабушки. На классном часу все желающие рассказывают о чудесных свойствах растений, о том, как их сушат, хранят и используют в лечебной практике. В конце классного часа ученики дарят растения своим товарищам, бабушкам и дедушкам которых эти лечебные травы необходимы.

5. Классный час-пресс-конференция "Встречи с родителями".

В ходе классных часов родители знакомят учеников со своими профессиями, вводят детей в мир своих интересов и пристрастий. Если это возможно, производят набор желающих для посещения или прохождения практики на своих предприятиях, или создают кружки, студии, секции.

6. Классный час "Ответы на записки".

У нас в гостях классный руководитель, учителя-предметники, представители администрации, Попечительского и родительского совета. Проводится, как правило, для всех классов параллели, или отдельно средних или старших классов школы.

7. Классный час "Встреча с выпускниками школы".

Проводится в форме интервью, индивидуальных консультаций, затем спортивные соревнования, музыкальный вечер.

8. Классный час для параллели или для всех старших классов "Встреча с представителями правоохранительных органов, медиками, психологами".

Встреча проходит в двух режимах: сначала пресс-конференция (ответ на записки и устные вопросы), затем персональное консультирование.

Классный час творчества.

Каждая микрогруппа заранее готовит художественное выступление, выставку, газету и предъявляет все это классу.

10. Классный час "Презентация".

Ученики читают написанные ими стихи, прозу, песни, показы-вают танцы, спортивные номера.

11-12. Классный час "Я знаю - ты знаешь".

Каждый желающий ученик находит в газетах и журналах наиболее интересные тематические новости, или любые сообщения представляющие интерес для дальнейшего обсуждения.

13. Классный час - игра "Откровение".

Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из класса "только хорошие новости" - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если ребята догадаются о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа ученики вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.

14. Классный час - конкурс "Приходите в гости к нам...".

Проводят семьи, и (или) сами ребята. Учитель, дети, родители приносят из дома любимые блюда, накрывают свой стол, украшают его и угощают всех желающих, одновременно дарят рецепты. Лучшее украшение, лучшие рецепты, лучшее приглашение, лучшая реклама награждаются грамотами и дипломами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.218.79 (0.053 с.)