Методы и формы организации работы с родителями обучающихся и воспитанников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и формы организации работы с родителями обучающихся и воспитанников



Ответить на вопросы:

1. Взаимодействие семьи и школы как педагогическая проблема. Таня

 

Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентиры и установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились. И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал обеих, создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность всего общества в целом. Одной из актуальных проблем в воспитании ребёнка является партнёрство семьи и школы в реализации воспитательных задач в контексте введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Ведущая роль в этом единстве принадлежит именно школе. Школа расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляя педагогическое просвещение, контролирует и направляет семейное воспитание, организует и направляет деятельность общественных и внешкольных организаций на активное участие, помощь семье и школе, координирует их действия.

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной в том случае, если они действительно станут партнёрами. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в различных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоления негативных поступков и проявлений в поведении.

Рассмотрим основные аспекты педагогического сотрудничества семьи и школы. Доказано, что индивидуальность ребёнка изначально формируется в семье [4, с.119]. Следовательно, воспитательная работа школы не может строиться без учёта этого фактора. Только создание единой воспитательной среды может гарантировать достижение планируемых результатов. Необходимость организовать работу с родителями диктуется вовсе не обязанностью родителей «помогать школе», школа должна сама справляться профессионально со своими функциями. Работа с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии каждого школьника: надо, чтобы в семье ему были созданы благоприятные условия и семейное воспитание находилось в гармонии с системой школьного воспитания, воспитательные результаты школы не «стирались семьёй», чтобы не было педагогического противостояния школы и семьи, от которого страдает ученик и формирование его личности.

Вот почему перед школой встаёт задача педагогизации домашней среды, в которой развивается личность ученика, задача создания единого, педагогически целесообразного влияния семьи и школы, приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы школы.

В последнее десятилетие во многих зарубежных странах возник термин «воспитание родителей», но не как унизительный, а как термин, несущий здравый смысл, имеющий отношение к развитию человека. Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание дело личное, интимно-семейное. Родители сами определяют судьбу своего ребёнка, имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с подростком, собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому школа, руководствуясь чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся должна выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой. Для нее работа с родителями должна заключаться в создании воспитывающей среды для оптимального развития учащихся.

Кроме того, «статусом классного руководителя юридически определено его правовое положение в качестве третьего лица при защите прав ребёнка в случае лишения отца или матери родительских прав, решения споров о правах на ребёнка, защиты ребёнка отфизического насилия, неоправданного психологического или морального давления взрослых, вовлечение детей в противоправную деятельность. В этих случаях права классного руководителя определяются законодательством» [4, с.120].

Выделяют несколько основных функций взаимодействия школы и семьи, которые способствуют более тесному сотрудничеству педагогов и родителей, родителей и детей, педагогов и воспитанников: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; 3) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Необходимым слагаемым педагогического мастерства следует считать знание воспитателем возрастной психологии, умение пользоваться ими в конкретных жизненных ситуациях, в воспитании подростка. Первая функция работы классного руководителя с родителями – их психолого-педагогическое просвещение. Задача каждой школы, каждого классного руководителя - выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей.

Вторая функция работы школы с родителями - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность - всё шире практикуется в школе. Мотивируется это задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности. Классный руководитель вместе с родителями получает возможность в ходе совместной деятельности корректировать личность ученика, направлять его деятельность в нужное русло, лучше узнать его интересы и потребности.

И третья функция работы школы с родителями – это корректировка воспитательного процесса в отдельных семьях. В эту функцию входит работа с неблагополучными семьями учащихся. Эту работу педагог осуществляет совместно с правоохранительными органами: инспекциями по делам несовершеннолетних, органами охраны прав ребёнка и опеки, департаментов образования, прокуратурой и судом и т.д.

Однако в корректировке воспитательного воздействия специалистом-педагогом (психологом, социологом, психиатром, сексопатологом) нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и множество самых обычных внешне благополучных семей.

Подведем итог. Школа «получает» для организации учебно- воспитательного процесса человека, имеющего уже собственную историю жизни и воспитания, а также определённую среду обитания, где в определённой логике осуществляется уже на протяжении ряда лет воспитательный процесс определённого содержания. Уже сформировались определённые ценностные ориентации, которые способствуют либо принятию, либо отвержению, либо нейтрализации ценностей, предлагаемых в качестве приоритетных всем ходом учебно-воспитательного процесса школы. Воспитательные воздействия педагогов, направленные на личность школьника, должны быть гармонично и диалектически сочетаемы, взаимообусловлены и взаимодополняемы. Поэтому одной из задач школы является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий для воспитания детей.

 

2. Общая характеристика массовых, дифференцированных и индивидуальных форм организации взаимодействия школы и семьи. Кристина

 

Формы организации взаимодействия школы и семьи - это способы организации их совместной деятельности и общения. Могут быть индивидуальными (беседа с родителями, консультации по отдельным вопросам, посещение семьи воспитанника, беседа с родителями по телефону, использование электронной почты, традиционная переписка с родителями), коллективными и групповыми. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Основной задачей индивидуальных и групповых консультаций является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия на детей.

В процессе консультирования выделяют следующие позиции:

- создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен всем своим видом убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении.

- педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе.

- педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не заметил сам родитель. На этот аспект нужно постараться переориентировать родителя.

- педагог-консультант должен понять причину конфликта, проблемы, с которой к нему обратился родитель.

- педагог, не называя причины конфликта, старается подвести родителя к пониманию этой причины.

- родитель осознает причину, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути решения конфликта так, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел решение.

- педагог должен подтвердить правильность догадки родителя или скорректировать вариант решения проблемы и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Не все, что касается этих родителей, представляет интерес для других, и потому есть смысл собрать их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере, специализированную направленность. Она включает сообщение учителя по теме консультации и ответы на вопросы родителей. Эти консультации могут проводиться с участием учителей-предметников, врача, психолога.

Кратко охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его. подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название лекторий условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

В определении тематики лектория участвуют родители. Если они затрудняются сформулировать темы занятий, наметить проблемы для изучения, педагог сможет предложить набор возможных тем с учетом имеющихся методических рекомендаций, а также проблем воспитания детей в данном коллективе.

Целесообразно подготовку занятий осуществлять поочередно группой родителей (советом дела). В зависимости от сложности темы, подготовленности к ней родителей педагог, совет дела привлекают специалистов либо подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист, то организаторы предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей может быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания поданной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен для обсуждения родителей и стать основой для специально подготовленного диспута.

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует, формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее правильного решения вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться для подведения итогов совету дела, педагогу или кому-то из родителей нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.

Встречи с администрацией, учителями клacca целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают пожелания родителей. Возможны вопросы друг к другу, составление программы действий по выявленным проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.

Также существуют практикумы, видео- и психотренинги, демонстрация кино- и видеофильмов на педагогические темы и последующее совместное обсуждение.

 

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.

Учителя и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. В этом случае педагоги взаимодействуют с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность.

Учителя, классные руководители проводят групповые консультации, практические занятия для родителей, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения. Групповые занятия могут носить исследовательский, характер. Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с учетом проблем этих учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить причины неуспеваемости детей, найти способы оказания им помощи. Ряд групповых занятий педагогов и родителей может быть связан с вооружением родителей знаниями и умениями организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни дома.

3. Эффективные методы взаимодействия семьи и школы в современных условиях. Настя

 

В разные периоды развития страны взаимоотношения семьи и школы строились по-разному. Причины этих различий лежат как в плоскости государственной идеологии, так и в плоскости социально-экономических факторов.

В советское время социальный статус учителя был чрезвычайно велик. Родители уважительно относились к советам и рекомендациям учителя, во всем поддерживали требования педагогов, старались помочь школе.

В годы смены социальной формации («эпоха перестройки») престиж профессии учителя резко упал, а воспитательные функции семьи значительно ослабли. Характерной особенностью этого периода стало то, что на фоне жёсткой советской идеологии коллективного воспитания стали появляться иные образцы и модели воспитания. Родители, дезориентированные идеологически и экономически, занятые добыванием «хлеба насущного», столкнулись со сложной ситуацией, когда их понимание воспитания, традиции которого передавались из поколения в поколение, пошло вразрез с желанием детей. На авансцену общественной жизни вышли новые герои с новой системой ценностей, к числу которых больше не относились высокие нравственные категории. Естественно, что сотрудничество со школой в вопросах воспитания детей родители не относили к числу жизненных приоритетов. Ведь и сама школа была в таком же удручающем положении: учащиеся подвергли сомнению и саму необходимость образования, т. к. вся жизнь за окнами дома и школы свидетельствовала о том, что в мире правит сила, и она, к сожалению, не в знаниях, а в деньгах. Кроме того, регулярные и длительные задержки заработной платы привели к оттоку наиболее активных и мобильных учителей из образования.

Негативные последствия 80-90-ых годов во многом объясняют трудности взаимодействия с семьей в современной школе. Молодежь 80-х-90-х годов – это родители нынешних школьников. Поэтому, когда речь заходит о низком качестве семейного воспитания детей, необходимо осознавать, в какое время жили их родители, какое воспитание и образование они получили.

Несмотря ни на что, новое время диктует новые требования не только к содержанию учебной деятельности, но и к общей педагогической стратегии. Современная школа и современные родители находятся в принципиально иных условиях сотрудничества. И условия эти весьма противоречивы. С одной стороны, государственная политика в области образования нацелена на повышение престижа как самого образования, так и школы. Конкурсы «Лучшая школа России», «Лучшие учителя», «Учитель года», «Сердце отдаю детям», реализация НПНО «Образование» и тот факт, что 2010 год Указом Президента РФ объявлен годом учителя - свидетельствуют о понимании важности социальной роли учителя, повышают престиж профессии, создают положительный имидж школы и позитивные предпосылки для сотрудничества родителей с учителями. С другой стороны, средства массовой информации усиленно повышают градус негативных общественных настроений.

В настоящее время мы можем говорить о двух противоположных тенденциях во взаимодействии семьи и школы. С одной стороны, возросла потребность в сотрудничестве двух ведущих систем воспитания, возрос уровень взаимных требований родителей к школе, учителей к родителям, усилился контроль родителей за учебно-воспитательным процессом в школе; формируется практика привлечения родителей к управлению школой (Управляющий совет школы). С другой стороны, отмечается некоторое отчуждение между родителями и педагогами. Это связано с формализацией взаимодействия школы и семьёй, а также – с утверждением позиции родителей как «заказчиков образовательных услуг.

Сегодня отношения школы и семьи, администрации и родительской общественности должны быть максимально деформализованы. Нет смысла нынче тратить столько времени и сил, сколько мы привыкли, на составление обширных планов, потом на их проверку, на заслушивание отчетов о работе того или иного классного комитета. Родители и классный руководитель имеют суверенное право делать то, что посчитают нужным, что диктуется в конкретной ситуации интересами детей и семьи. Вообще, надо постепенно переходить от массовых форм работы к групповым и индивидуальным, каждая семья самоценна, и не надо подгонять её под педагогические стереотипы.

Основными условиями для качественного взаимодействия семьи и школы и, следовательно, для создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны выступать:

- взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей,

- доверие,

- взаимопомощь.

Для преодоления негативного отношения родителей к школе, необходимо искоренить декларативную манеру общения классных руководителей с родителями, директивный характер воздействия на семью. Условия установления устойчивого сотрудничества: разнообразить формы работы с родителями. Следует также повысить качество подготовки к родительским собраниям. Классные руководители должны уметь заинтересовать родителей жизнедеятельностью школы, генерировать идеи, на высоком уровне владеть приемами межличностной коммуникации.

Общность умений взаимодействия проявляется для педагогов и родителей в обоюдном умении вести диалог, переходить от методов назидания к методам сотрудничества, быть толерантными, гибкими в общении, находить альтернативные подходы к решению проблем. Партнерство всегда проявляется через диалог. Диалог между учителем и родителем – это не столько спор, полемика, сколько доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла. Ориентация учителя на диалогическое взаимодействие с семьей предполагает совместное конструирование целей, средств и способов достижения результатов, их рефлексивной оценки, в результате чего происходит осмысление процесса на личностном уровне. Диалогические отношения между учителем и семьей – это отношения открытости, уважения и равноправия. Умение диалогически взаимодействовать является показателем уровня профессионализма учителя. И, наоборот, эмоциональная неуравновешенность, нетерпимость к своеобразию родителей, неумение владеть собой, неумение общаться, недостаточное развитие организаторских и коммуникативных способностей, предметоцентризм – мешают общению на равных, отталкивают потенциального партнера от сотрудничества.

Диалогически взаимодействовать – значит изучить возможности другого, принять его таким, какой он есть. Во многом этому способствует открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у членов семьи желание раскрыться.

В последнее время учитель, руководитель школы и родители все больше стремятся работать в творческом союзе. Их отношения становятся демократичными, выходя за рамки «руководитель – подчиненный». Это, скорее, союз единомышленников. Делегирование полномочий, процесс принятия решений, отбор и способы получения информации о состоянии учебного процесса и другие управленческие аспекты работы школы устанавливают степень свободы всех субъектов управления, их возможность самим определить свое место в школьной системе.

Задания: Олеся

 

На основании анализа статей журнала «Начальная школа» (2010 – 2014 гг.) сформировать подборку эффективных методов и форм работы учителя с родителями младшего школьника. Таблица, рекомендуемая для заполнения:

Автор статьи Название статьи Метод(-ы) работы Форма(-ы) работы Год № журнала №№ страниц
М.К. Анчокова Общественный смотр знаний – одна из форм работы с родителями Стимулирование, самовоспитание Общественный смотр знаний (в I и II классах смотр знаний проходит в форме праздничного выступления, в игровой форме, то в III и IV классах – это уроки-презентации с тестированиями, опросами, выступлениями, сообщениями детей и учителей, работающих в данном классе)   №10 С. 9-10.
Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей   Клубная деятельность (на примере семейного клуба «Родничок»)     № 1 С. 7-9.
Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса   Семейный клуб   № 6 С. 25-29.
Н.М. Перфилова Родительское собрание на тему «Давайте играть» игровое взаимодействие родительское собрание   №6 С. 10-12
Терлецкая Н.В. Родительское собрание в форме педагогической мастерской Методы самопознания (Цель собрания: выявить отношение родителей к школе и помочь им проанализировать свое род. поведение.) Ход родительского собрания во 2-м классе в форме педагогической мастерской   №9 С. 96-98
Худайкулова Ф.Х. Работа родительского комитета в школе   опыт работы родительского комитета в школе   №9 С. 98-102
Старцева Н.Н. Семейный праздник в I классе Сценарий Первый совместный праздник детей и родителей в 1-м классе   №2 С. 65-68
Старцева Н. Н. Стать единомышленниками Показ родителям видеозаписей жизни их детей в школе и обсуждение увиденного Родительское собрание   №9 С. 8-9
Корчуганова В. Н. О работе клуба «Отцы и дети»   Родительский клуб (устав, совет, план работы)   №1 С. 28-29.

Литература:

 

1. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнёрству // Классный руководитель. – 2007. - № 6.

2. Нотарёва Т.П. Программа педагогического сопровождения семейного воспитания // Классный руководитель. -2008. - №7.

3. Пешлова Н.И. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями учащегося // Классный руководитель. - 2008. - №7.

4. Токова С. М. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2009,. №2. - С.118-121.

 

СЕМИНАР № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.047 с.)