Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Работа классного руководителя с родителями учащихся

Поиск

Лекция. Родительское собрание: методика подготовки и проведения

В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Сознанием и практикой большинства педагогов решительно отвергается ещё не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях. Дидактический бум не только не способствовал повышению эффективности влияния образовательных учреждений на процесс развития своих питомцев, но и нанес существенный вред их физическому, нравственному и психическому здоровью. Теперь приходится восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Результаты проведённых нами исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка. Более 75 % учащихся при выполнении заданий, связанных с выявлением референтных лиц, отдавали своё предпочтение родителям. Из большого круга социальных групп и индивидов они в первую очередь выбирали родителей при ответе на вопросы: 1) Кто умеет правильно оценивать свои поступки? 2) Кто наиболее точно может указать на твои недостатки? 3) С кем ты прежде всего посоветуешься при принятии наиболее важного для тебя решения? 4) На кого тебе хочется быть похожим (ей)? Несомненно, высокую степень референтности родителей надо учитывать при построении воспитательной работы с детьми.

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, их активность в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.

Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие:

а) выбор темы собрания;

б) определение целей родительского собрания;

в) изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

г) проведение микроисследования в сообществе детей и родителей;

д) определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников;

е) приглашение родителей и других участников собрания;

ж) разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям;

з) оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных элементов подготовительной работы.

Выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Её выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процесса обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношении школы и семьи. Опытные педагоги хорошо понимают, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому они стремятся обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей. Нередко классные руководители определяют тематику собраний не на один учебный год, а на 3-4 года и делают это совместно с членами родительского комитета. В некоторых школах составляется примерный перечень тем родительских собраний, который предлагается учителям в качестве методической подсказки Вот один из них.

 

Тема собрания Форма проведения Проводят
Пятый класс
«Давайте познакомимся» Традиционное собрание с элементами тренинга Классный руководитель, психолог
Адаптация учащихся к новым условиям обучения Консилиум Классный руководитель, психолог, учителя-предметники, валеолог
Роль книги в жизни школьника Дискуссия Библиотекарь, классный руководитель
Воспитательная система класса как условие успешного развития каждого учащегося Деловая игра Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе
Шестой класс
Этот трудный подростковый возраст Психолого-педагогический всеобуч Классный руководитель,психолог
Общение родителей с детьми-подростками Продуктивная игра Классный руководитель
Поощрение и наказание в воспитании детей Традиционное собрание Классный руководитель
Седьмой класс
Роль семьи в воспитании моральных качеств личности Традиционное собрание Классный руководитель
Здоровый образ жизни подростка Традиционное собрание Классный руководитель
Свободное время подростка Творческий отчет (совместно с учащимися) Классный руководитель
Контакты и конфликты Психолого-педагогический всеобуч Классный руководитель,психолог
Воспитание ненасилием в семье Дискуссия Классный руководитель,психолог, социальный педагог
Восьмой класс
Нравственные ценности семьи Традиционное собрание Классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе
Положительная адекватная самооценка как условие успешного развития личности Психолого-педагогический всеобуч Классный руководитель,психолог
Подросток и закон Круглый стол Классный руководитель, инспектор ПППН, социальный педагог
Девятый класс
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся Традиционное собрание Классный руководитель, администрация школы
В семье растёт сын Конференция отцов Классный руководитель
В семье растёт дочь Собрание мам Классный руководитель
Экзамены: как избежать стресса? Час вопросов и ответов Классный руководитель, психолог, администрация школы, учителя-предметники
Десятый класс
Способности человека и их развитие Практикум Классный руководитель,психолог
Воспитание сознательной дисциплины. Самовоспитание старшего школьника Психолого-педагогический всеобуч Классный руководитель
Особенности общения с детьми-старшеклассниками Практикум Классный руководитель, работники культуры и искусства
Красота спасёт мир Круглый стол  
Одиннадцатый класс
Готовность к личностному самоопределению Психолого-педагогический всеобуч Классный руководитель,психолог
В мире профессий Круглый стол Классный руководитель, выпускники школы, представитель службы занятости
Организация учебного труда выпускника Традиционное собрание Классный руководитель
Поговорим о смысле жизни Дискуссия Классный руководитель,психолог

 

В составленный перечень тем собраний на несколько лет, разумеется, ежегодно вносятся какие-то коррективы, но перспективное планирование помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные проблемы станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно обсуждены. Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с членами родительского комитета, при этом обязательно учитывается мнение и остальных родителей. Иначе откровенного заинтересованного разговора родителей на самом собрании может не получиться.

Определение целей родительского собрания. Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

- содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей;

- подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год.

Изучение научно-методической литературы. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включённых в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Отсюда очевидна целесообразность обращения классного руководителя и родителей к научно-методическим публикациям, изучение которых помогает выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы её решения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются такие периодические издания, как «Первое сентября», «Семья и школа», «Классный руководитель», «Воспитание школьников». Квалифицированные советы в поиске литературы организаторам собрания могут дать школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, работники методических кабинетов и центров. Классный руководитель, как правило, первым знакомится с публикациями, а лишь затем предлагает изучить некоторые из них родителям. Нередко они становятся основой выставки литературы для участников родительского собрания.

Проведение микроисследования. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах её решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки анализа его результатов. К таким исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследования оказывают школьный психолог и социальный педагог. Опытные педагоги считают очень важным участие членов родительского комитета организации и анализе результатов исследования. Часто им поручается заготовить бланки анкет и тестов, оформить диаграммы, схемы, таблицы результатами исследования, подготовить информацию для участников собрания о полученных данных.

Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов работы его участников. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» P.M. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвящённые обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс
как средство развития личности ребёнка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Не вступая в дискуссию с P.M. Капраловой об отличиях вида и формы родительского собрания, подчеркнём лишь то, что составленный ею перечень может оказаться полезным для классного руководителя по планированию и подготовке родительского собрания.

Далее следует определить организационную форму родительского собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы, способы и приёмы работы участников родительского собрания. Правильно поступают педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании,

Приглашение родителей и других участников собрания. Родителей целесообразнее пригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать своё участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Чаще всего соотвествующие записи делаются учениками в своих дневниках, несколько реже используются изготовленные школьниками открытки-приглашения с текстом примерно такого содержания: «Уважаемые Николай Петрович и Наталья Николаевна, приглашаем вас принять участие в родительском собрании по теме: «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников», которое состоится 17 марта в 18 часов в учебном кабинете нашего класса. Надеемся, что вы выскажете свое мнение по обсуждаемой проблеме. С уважением, Галина Прокофьевна и члены родительского комитета»,

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания, ведь в нём могут принимать участие представители администрации учебного заведения учителя-предметники, школьный библиотекарь, психолог, социальный педагог, работники учреждений культуры, медицины, правоохранительных органов и др.

Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток ро дителям. Решение – это обязательный элемент родительского собрания. Однако о его принятии педагоги и члены родительского комитета порой забывают. А ведь очень важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. В противном случае трудно получить желаемый эффект даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Поэтому классный руководитель и учитель должны за 2-3 дня до собрания составить проект его решения. Решение может иметь не только «классическую» форму – и в виде перечня планируемых действий и участников, ответственных за их осуществление, но и быть представленным в форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке целесообразно воспользоваться помощью социального педагога, психолога, логопеда и других работников школы.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Об этом следует специально позаботиться учителю и его питомцам. В классной комнате размещаются выставки творческих работ учащихся (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.п.) и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры и нередко прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Перечисленные нами действия по подготовке собрания позволяют учителю и членам родительского комитета быть более уверенными в том, что собрание состоится, успешно пройдет и окажется полезным для родителей и других его участников.

Родительское собрание можно условно разделить на три части – вступительную, основную и заключительную. Постараемся кратко их описать.

Вступительная часть. При входе в классную комнату учитель встречает родителей и предлагает им ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Затем родители занимают специально оборудованные для них рабочие места.

Родительское собрание открывает и ведёт в дальнейшем, как правило, классный руководитель или председатель родительского комитета. Кто-то из них в своём вступительном слове объявляет повестку собрания, напоминает его цели и задачи, знакомит с порядком совместной работы его участников, представляет приглашённых на собрание, подчёркивает актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей отчётливого представления о целевых установках и организационных моментах проводимого собрания. Важно, чтобы в первые минуты собрания родители уже были мобилизованы, заинтересованы и готовы к активному участию в нем.

Основная часть. Этот период связан с реализацией главных идей замысла организаторов собрания. Именно в данный период излагается наиболее важная информация, происходит коллективное её обсуждение, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Организация деятельности участников собрания строится в соответствии с правилами и требованиями, присущими избранной форме родительского форума. Понятно, что совершенно разные приёмы и методы используются при проведении родительского собрания в форме педагогической мастерской, организационно-деятельностной игры или дискуссии. Однако в любом случае необходимо сделать всё для того, чтобы на собрании царила атмосфера заинтересованности, доброжелательности, доверия, чтобы происходило обогащение теоретического и практического арсенала родителей, чтобы не допускалось публичное осуждение родителей, даже в виде мелких упреков, за неудачи их детей в учёбе или нарушение ими правил поведения учащихся. Лучше обратить внимание мам и пап на эти недостатки в индивидуальной беседе или сделать им письменное сообщение.

Заключительная часть. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании. В данный период дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания, и затем оно утверждается с внесёнными в него поправками. Очень важно, чтобы заключительный этап собрания стал прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению проблем, выявленных в ходе обсуждения. Формирование у пап и мам установки на тесное сотрудничество со школой, по мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, происходит более успешно, если собрание завершается «минутами благодарности», во время которых классный руководитель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нём опытом семейного воспитания.

 

Рекомендуемая литература

1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. – М., 2000.

2. Захарова Н.Л. Родительское собрание. – М., 1975.

3. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Е.Н. Степанова. – Вып. 1. –М., 2002.

4. Калейдоскоп родительских собраний. / Под ред. Н.А. Алексеевой. – Вып. 2.– М, 2003.

5. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.

7. Образование родителей и школа. / Под ред. Л.Г. Петряевской. – М., 1988.

 

 

Ассамблея авторов творческих идей и приёмов организации родительских собраний

Участники: классные руководители 1-11-х классов, директор школы и его заместитель по воспитательной работе, социальный педагог, психолог, педагог-организатор воспитательной работы.

Цель: способствовать совершенствованию работы классных руководителей по подготовке и проведению родительских собраний.

 

Подготовительная работа

1. В заключительной части лекционного занятия «Родительское собрание: методика подготовки и проведения» заместитель директора школы сообщает о проведении следующего заседания методического объединения классных руководителей в форме ассамблеи и просит педагогов-воспитателей подготовить свои творческие разработки по организации родительских собраний.

2. В учительской комнате вывешивается объявление, в котором указываются номинации участников ассамблеи:

1) тема родительского собрания;

2)приёмы и методы заинтересованного участия родителей в подготовке собрания;

3) формы активного участия в проведении собрания;

4) решение родительского собрания.

3. Социальный педагог, заместитель директора школы и педагог-организатор воспитательной работы оказывают консультационную помощь классным руководителям в разработке и презентации педагогических идей и приёмов.

4. Изготавливаются жетоны красного, зеленого и желтого цвета (их количество должно быть таким, чтобы каждый участник ассамблеи смог получить 4 комплекта жетонов разного цвета).

5. Школьным библиотекарем и социальным педагогом готовится выставка научно-методической литературы о родительском собрании сначала в библиотеке, а затем в аудитории, где будет проходить ассамблея.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) выставка научно-методической литературы о родительском собрании;

б) компьютер и мультимедийный проектор с экраном;

в) комплекты жетонов красного, зелёного и жёлтого цвета.

 

Ход ассамблеи

1. При входе в аудиторию каждый участник ассамблеи получает по 4 комплекта жетонов разного цвета.

2. Директор школы во вступительном слове подчёркивает важность государственно-общественной формы управления образовательным учреждением и необходимость активного вовлечения родителей учащихся в жизнедеятельность учебного заведения.

3. Заместитель директора школы напоминает о номинациях и предлагает построить в соответствии с ними ход ассамблеи.

4. Участники ассамблеи представляют свои идеи и приёмы в последовательности номинаций – от первой до четвёртой.

5. После выступлений номинантов все присутствующие заносят на жетоны фамилии победителей и призёров следующим образом: на жетон красного цвета – победителя номинации, зелёного цвета – занявшего II место, жёлтого цвета – обладателя III места. Сначала выявляются победители первой номинации, затем второй и т.д.

6. Заместитель директора школы, психолог и педагог-организатор подсчитывают количество баллов, набранных номинантами: полученный красный жетон – 5 баллов, зелёный – 3 балла, жёлтый – 2 балла. По наибольшему количеству баллов определяются победители в каждой номинации.

7. Во время подсчёта баллов социальный педагог вместе с библиотекарем знакомят классных руководителей с представленными на выставке новинками научно-методической литературы.

8. Директор школы подводит итоги работы ассамблеи и награждает памятными призами победителей.

Рекомендуемая литература

1. Дереклеева Н.И. Организация родительских собраний в 1-11-х классах. – М, 2000.

2. Калейдоскоп родительских собраний. Вып. 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М., 2005.

3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М, 1994.

4. Степанов Е.Н. Родительское собрание: методика подготовки и проведения // Классный руководитель. – 2006. – № 7.

5. Шульгина В.П. 25 тем родительских собраний в школе. – Ростов н/Д, 2002.

 

 

Тем а 9. Диагностическое обеспечение воспитательного процесса

Лекция.Педагогическая диагностика в работе классного руководителя

Когда начинаешь размышлять о возможностях использования диагностических средств в воспитательной деятельности, то в сознании почему-то возникают две странные картинки. На первой из них изображён уверенный в себе человек, одетый в светлый халат и держащий в руках логарифмическую линейку, которая как бы символизирует его огромные возможности в познании и преобразовании всего окружающего. Трудно понять, кто по профессии этот человек – врач, инженер или кто-то другой? Но одно очевидно, что с помощью своей линейки он готов сейчас с точностью до нескольких десятых или даже сотых долей сделать «замеры» душевности и духовности своего пациента, измерить его интеллект, волю, эмоции и чувства. А вот на другой картинке предстает его противоположность – сгорбившийся человек, украдкой смотрящий вперед, полный сомнения, боязни и нерешительности. Из его уст можно услышать лишь слова с частицей отрицания: не надо, не трогай, не делай и т.п. Такой человек уж точно не станет изучать другого.

Странные картинки... А может, и нет, ведь эти образы характерны для сегодняшней ситуации с диагностикой состояния и результатов воспитательного процесса, когда на одном полюсе педагогической практики находятся классные руководители, которые хотят и пытаются измерить всё, что можно и нельзя, а на другом – педагоги-воспитатели, которые не верят в возможности диагностики и не желают овладевать её приёмами и методами.

Между этими полюсами располагается большинство педагогов, стремящихся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Педагоги-воспитатели пытаются изучать состояние и эффективность процесса воспитания учащихся. У одних эти попытки оказываются удачными, у других – безуспешными. К сожалению, преобладают неудачные. Нередко классные руководители не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Что следует изучать классному руководителю в процессе воспитательной деятельности? 2) Какие критерии могут выступать мерилом результативности процесса воспитания? 3) Как необходимо изучать и анализировать состояние и эффективность воспитательного процесса в классе?

Для того чтобы избежать дальнейших неудач в диагностической деятельности классных руководителей, надо найти ответы на перечисленные вопросы.

 

I. Психолого-педагогическая диагностика в деятельности классного руководителя

Понятие «диагностика» (происходит от греческого diagnosis – «распознание») в большей мере относится к медицине. Не случайно в толковых словарях русского языка и иностранных слов диагностика определяется как учение о методах и принципах распознания болезней и постановки диагноза. Однако в настоящее время этот термин используется во многих научных дисциплинах. Не является исключением и педагогика, которая в прошлом веке пополнила свой понятийно-терминологический аппарат понятием «диагностика». В педагогике данным понятием принято обозначать деятельность, направленную на выявление результатов развития личности ребёнка, формирование детского коллектива и на определение причин, повлиявших на эти процессы.

Диагностика отличается от обычного отдельного изучения тем, чти она, как правило, является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете.

Очень часто к понятию «диагностика» добавляется определение «психолого-педагогическая», подчёркивая тем самым, что в обследовании нередко применяются как педагогические приёмы и методы изучения, так и психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, ведь психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива.

Правильность выбора целевых ориентиров, направлений и способов организации воспитательной работы классного руководителя со своими воспитанниками во многом зависит от наличия у него достаточной, достоверной и постоянно пополняющейся информации о процессах формирования классного коллектива и развития его членов. Для получения такой информации педагог-воспитатель должен систематически изучать детское сообщество вверенного ему класса.

Что наиболее важно исследовать? Разумеется, формирование коллектива и развитие учащихся. Но на что при изучении этих процессов необходимо направить своё внимание? Давайте постараемся в этом разобраться.

Сначала о коллективообразовании. Коллектив класса – достаточно сложное и постоянно изменяющееся явление. При его исследовании надо сосредоточить внимание на наиболее значимых аспектах жизнедеятельности и развития классного сообщества. К ним, на наш взгляд, можно отнести следующие.

1. Состояние межличностных эмоционально-психологических отношений между учащимися класса.

2. Развитость деловых отношений между одноклассниками.

3. Сформированность совместной деятельности в классном сообществе.

4. Наличие в спектре совместной деятельности доминирующего вида активности школьников, формирующего лицо (индивидуальность) класса.

5. Активность учащихся в жизнедеятельности класса.

6. Развитость ученического самоуправления в классном коллективе.

7. Стиль и культура общения в среде одноклассников.

8. Наличие и развитость внешних связей и отношений класса с другими коллективами.

То есть основными объектами диагностики предлагается избрать деятельность, общение и отношения в классном сообществе.

Вряд ли всё перечисленное можно исследовать только с помощью педагогического наблюдения – надо использовать и другие приёмы и методы изучения.

Для определения состояния эмоционально-психологических отношений в детском коллективе чаще всего используется метод социометрии. С его помощью можно узнать, кто из учащихся является лидером или отвергнутым, принятым или не принятым в сообществе одноклассников. Для этого необходимо предложить школьникам ответить на четыре вопроса:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы?

2. А кого пригласил (а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?

Более очевидным становится состояние деловых отношений в классном коллективе, если классный руководитель включает в арсенал диагностической работы методики социально-психологической самоаттестации коллектива (Р.С. Немов) и эмоционально-символической аналогии (А.Н. Лутошкин).

Сформированность совместной деятельности и развитость ученического самоуправления в классе опытные педагоги-воспитатели исследуют с помощью таких методик, как «Акт добровольцев» (Л.В. Байбородова, Н.Е. Щуркова), «Мы – коллектив? Мы – коллектив... Мы – коллектив!» (М.Г. Казакина), «Участие учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишин, Е.Н. Степанов), «Развитие самоуправления в ученическом коллективе» (М.И. Рожков).

В изучении характера и культуры общения учащихся хорошим подспорьем являются разработанные Е.А. Бодиной и Р.В. Овчаровой тестовые задания для выявления коммуникативных склонностей и этических представлений школьников.

Второй объект диагностической деятельности классного руководителя – это процесс и условия развития учащихся. В научно-методической литературе существуют различные подходы и модели изучения процесса развития детей. Например, профессором Н.Ф. Масловой разработана диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника», которая содержит следующие разделы.

1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья и физического развития (перенесенные в детстве травмы и заболевания), условия жизни в семье (состав семьи, наличие других детей, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой, нравственный статус родителей, отношение старших к ребёнку, применение поощрений, наказаний).

2. Знакомство с режимом дня школьника, культурой использования свободного времени, участием в домашнем труде.

3. Выявление основных характерологических особенностей школьника (преобладающее настроение, проявления самостоятельности, воли, трудолюбия, любознательности, общительности и др.).

4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований.

5. Определение способности школьника руководить своими чувствами, желаниями, потребностями.

6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой, своим поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со стороны и в будущем.

7. Выявление общего кругозора школьника, круг чтения, интересов, склонностей, отношения к музыке, телепередачам, кино, театру, общественно-политическим событиям. Культура речи.

8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость, прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы учения, отношение к учебным успехам и неудачам).

9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и умения обслуживать себя, интерес и выполнение трудовых поручений, проявление добровольности, инициативы, самостоятельности, точности и быстроты в выполнении трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе).

10. Определение наиболее выраженных специальных способностей школьника.

11. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими, младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми): за что ценит взрослых, товарищей, друзей; способен ли к привязанностям, сопереживанию другим людям; качества, ценимые и поощряемые школьником в других; конфликтность в общении, степень авторитарности и положение в коллективе, основные симпатии и антипатии школьника в общении.

12. Проявления нравственных качеств в поступках и поведении школь­ника (честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах и поступках и др.).

13. Выявление общей направленности и уровня притязаний личности (личная, общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях школьника; ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность, завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и общении).

14. Выявление особеннос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.014 с.)