Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность работы педагога-воспитателя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятая черта деятельности успешного классного руководителя – это технологичность работы педагога-воспитателя.



В данном случае понятие «технология» используется в широком и узком смысле своего значения. Напомним, что в широком смысле под технологией понимается любая совокупность действий по достижению цели и получению какого-либо результата (продукта), т.е. все, что отвечает на вопрос: как? Чаще всего в этом ракурсе технологии рассматривает и описывает в своих книгах Г.К. Селевко. В узком смысле под технологией понимают взаимосвязанную систему действий, направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, выполняемому по определенному алгоритму, обладающую высокой экономичностью и возможностью повторения любым педагогом. Именно такие технологии разрабатывают Н.Е. Щуркова, С.Д. Поляков и его коллеги.

Однако для воспитательной практики важно не столько умение узнавать, в каком смысле используется понятие «технология», сколько овладение педагогом широким спектром современных педагогических технологий.

Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. В этом убеждаешься на квалификационных аттестационных испытаниях, когда учитель может перечислить большое количество подходов, методов и технологий, используемых на уроке, и в то же время затрудняется назвать более трех-четырех технологий и методик, применяемых по внеклассной воспитательной работе.

Поэтому надо стремиться к тому, чтобы педагоги использовали в практике воспитания такие технологии, как:

- технология КТД;

- технология моделирования воспитательной системы класса;

- технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;

- технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;

- игровые и коммуникативные технологии;

- технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.

Наконец, шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя.

Постепенно растёт количество педагогов, которые осознают, что деятельность по развитию детей не может строиться на глазок, без применения диагностических средств.

Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:

1) состояние (ход) воспитательного процесса;

2) его результативность (эффективность).

При изучении первого объекта – состояния (хода) воспитательного процесса – предметами диагностики часто становятся:

а) формирование отношений в коллективе класса (межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и отношения);

б) развитие совместной деятельности (изучение потребностей, мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать деятельность);

в) культура общения учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса надо разработать диагностическую систему, состоящую из критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть последовательными, то следует признать, что для исследования эффективности воспитательного процесса должна разрабатываться в каждом классе своя система диагностики, так как в разных классах могут существенно отличаться друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.

Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по утверждению психологов, два универсальных критерия оценки эффективности человеческой деятельности:

1) продуктивность;

2) удовлетворённость процессом и результатами деятельности.

Продуктивность воспитательной деятельности, по всей вероятности, включает в себя две основные составляющие:

1) развитость детей;

2) сформированность коллектива класса (отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности). Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе могут выступать:

- развитость основных потенциалов человека;

- сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;

- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

В соответствии с каждым из названных критериев подбираются показатели и методики изучения.

Завершая описание модели эффективной деятельности классного руководителя в современных условиях, необходимо заметить, что данные модельные представления могут быть использованы в целях совершения оптимального выбора путей и способов научно-методического обеспечения успешной работы педагогов-воспитателей, определения содержания самообразовательной работы классных наставников, разработки дифференцированной системы оплаты их труда. А это в свою очередь должно способствовать повышению качества процесса воспитания детей.

 

Рекомендуемая литература

1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб, 2003.

2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М, 2003.

3. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М, 2002.

4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М, 2003.

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М, 2005.

 

 

Презентация

воспитательных систем классов

Участники: классные руководители 1-11-х классов, директор школы и его заместитель по воспитательной работе.

Цели: 1) подвести итоги работы по повышению квалификации классных руководителей;

2) ознакомить классных руководителей с разработанными их коллегами моделями воспитательных систем классов.

 

 

Подготовительная работа

1. Научно-методическое консультирование классных руководителей по разработке моделей (концепций) воспитательных систем классов.

2. Оказание помощи учителем информатики классным руководителям в подготовке компьютерных презентаций.

3. Составление заместителем директора школы карты анализа концепций воспитательных систем классов и изготовление в необходимом количестве (в соответствии с количеством участников презентации).

 

Карта анализа концепции воспитательной системы класса
Критерии анализа Оценка выступлений (в баллах)
Алексеева Н.А. Малякова Н.С. Баранова Е.И. Снегирёва Т.А. Володина Е.В.
1. Наличие ключевой идеи в построении процесса воспитания          
2. Направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей          
3. Системность осуществления воспитательного взаимодействия          
4. Ориентация процесса воспитания на становление и проявление индивидуальности детей          
5. Использование в работе классного руководителя современных педагогических технологий          
6. Диагностическая оснащённость воспитательного процесса          
Шкала оценки: 4 – да; 3 – больше да, чем нет; 2 – и да, и нет (трудно сказать); 1 – больше нет, чем да; 0 – нет

 

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) компьютер, мультимедийный проектор с экраном;

б) бланки карты анализа концепции воспитательной системы класса;

в) жетоны «Мудрая сова»;

г) листочки для ответа на вопросы анкеты.

 

Ход мероприятия

1. Директор школы поздравляет классных руководителей с завершением спецкурса педагогов-воспитателей и благодарит тех учителей, кто решил представить в виде компьютерной презентации свои системы воспитательной работы с детьми.

2. Педагогам, подготовившим презентации воспитательных систем классов, вручаются жетоны «Мудрая сова».

3. Заместитель директора школы рассказывает о том, как будет проходить презентация.

4. Классные руководители поочередно, начиная с учителей начальных классов, представляют модельные разработки воспитательных систем (выступление длится не более 15-20 минут), а затем в течение 3-5 минут каждый выступающий отвечает на вопросы.

5. Остальные участники презентации заносят после каждого выступления оценочные баллы в свои карты анализа.

6. Заместитель директора подводит итоги последнего занятия и всего спецкурса классных руководителей, предлагает наградить на педсовете тех учителей, кто набрал за свое выступление наибольшее количество баллов.

7. Директор школы просит классных руководителей продолжить следующие предложения:

- Самым полезным оказалось занятие по теме…

- На очередном занятии необходимо обсудить такую проблему, как…

 

Рекомендуемая литература

1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., 2003.

2. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

3. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.235.28 (0.011 с.)