Неблагополучные семьи как объект социальной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неблагополучные семьи как объект социальной работы.



Содержание

 

  1. Паспорт Программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание программы.
  4. План мероприятий.
  5. Финансирование и материально-техническое обеспечение.
  6. Литература.

 

I. Паспорт программы

Наименование программы Программа «СемьЯ»
Основания для разработки Программа разработана на основании документов: 1. Устав МБУ «КЦСОН Пуровского района»; 2. Положение о филиале МБУ «КЦСОН» пос. Уренгой. 3. Конституция РФ, 4. Гражданский кодекс РФ, 5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН) / ООН. Нью-Йорк, 1948. 6. Семейный кодекс РФ 7. Конвенция о правах ребенка, одобрена генеральной ассоциацией ООН 20.11.1989 г. 8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ №124-ФЗ от 24.07.1998 г. 9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 10. Указ Президента РФ от 14.05.1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной и семейной политики»; 11. Закон ЯНАО «О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в ЯНАО» от 29.11.2006 г. №79-ЗАО: 12. ГОСТ Р 52885-2007 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 563-ст 13. ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг". Введен в действие 01.01.04 Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 №326-ст 14. ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения". Введен в действие 01.01.07 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 №532-ст 15. ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 560-ст 16. ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания". Введен в действие 01.01.09 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 № 561-ст
Координатор программы Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Пуровского района»
Разработчики программы Дрегун Виктория Николаевна - специалист по социальной работе Стручалина Евгения Леонидовна - специалист по социальной работе
Цель программы развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовая помощь, социальная защита и поддержка.
Задачи программы Ø выявление социального неблагополучия в семьях на раннем этапе дезадаптации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке Ø социальный контроль и патронаж семей; Ø обеспечение оперативной помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства; Ø разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности, направленной на преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей; Ø комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы могут опираться специалисты; помощь семье в поиске внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала всех членов семьи, обучение постановке ближних и дальних целей; Ø комплексная поддержка, оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или в социально опасные условия; Ø создание условий, способствующих преодолению неблагополучия в детско-родительских отношениях, снижения угрозы физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей Ø организация межведомственного взаимодействия по существующей проблеме; Ø поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, совместный поиск возможных вариантов создания условий для облегчения материального положения семьи; Ø содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства, восстановлению статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, выполнение профилактической работы, направленной на возвращение несовершеннолетних в семью; Ø защита прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.
Этапы и сроки реализации программы 2014- 2019 гг.
Ожидаемые результаты 1. Разработка и внедрение эффективной системы профилактической работы с неблагополучными семьями. 2. оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях; 3. стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле; 4. готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей; 5. снижение роста безнадзорности в целевой группе; 6. снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе; 7. предотвращение жестокого обращения с детьми целевой группы; 8. развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей; 9. оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи, повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи; 10. удовлетворительное санитарное состояние жилья; 11. трудоустройство родителей; 12. изменение социального статуса семьи; 13. достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

II. Пояснительная записка

Социальная работа - это особый вид деятельности, направленный на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

Цель социальной работы: (по Холостовой Е. И.):

 

Ø создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

Ø адаптация и реадаптация людей в обществе;

Ø увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Ø создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и чувствуя уважительное отношение к себе со стороны окружающих;

Ø достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

 

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определен перечень основных понятий, в том числе и понятие профилактики.

 

Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

 

К видам профилактической деятельности относятся:

 

Ø общая профилактика, имеющая целью выявление, изучение, устранение причин и условий;

Ø индивидуальная профилактика, осуществляемая на основании выявленных фактов с целью позитивной коррекции.

 

В соответствии с 442 ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

 

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

 

Ø приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

Ø уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

Ø соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

Ø обоснованное использование власти и контроля;

Ø учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

 

Реализация программы

Реализация комплексной программы социального патронажа неблагополучных семей осуществляется по ряду направлений: социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой и социокультурной реабилитации.

Содержание программы позволяет комбинировать методы, формы и технологии в процессе социальной реабилитации с учетом запросов и потребностей семьи.

 

Цели и задачи программы

Цель программы: развитие системы сопровождения (социального патронажа) неблагополучных семей, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая, правовой помощи, социальной защиты и поддержки; осуществление координации и реализация государственной социальной политики в отношении семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении на территории района.

Основные задачи программы:

Ø выявление социального неблагополучия в семьях на раннем этапе дезадаптации, дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке

Ø социальный контроль и патронаж семей;

Ø обеспечение оперативной помощи дезадаптированной семье с целью сохранения её для ребенка, предотвращения социального сиротства;

Ø разработка мероприятий, апробация методик и технологий по профилактической деятельности, направленной на преодоление неблагополучия в детско-родительских отношениях, физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

Ø комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы могут опираться специалисты; помощь семье в поиске внутренних ресурсов и мобилизации внутреннего потенциала всех членов семьи, обучение постановке ближних и дальних целей;

Ø комплексная поддержка, оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, социально-медицинской помощи детям и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию или в социально опасные условия;

Ø создание условий, способствующих преодолению неблагополучия в детско-родительских отношениях, снижения угрозы физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей

Ø организация межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

Ø поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, совместный поиск возможных вариантов создания условий для облегчения материального положения семьи;

Ø содействие повышению социального статуса семьи по месту жительства, восстановлению статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, выполнение профилактической работы, направленной на возвращение несовершеннолетних в семью;

Ø защита прав и законных интересов несовершеннолетних и их семей.

 

Принципы программы:

 

Ø Актуальность и своевременность оказания помощи семье.

Ø Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

Ø Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

Ø Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье клиента, как к равноценному, равноправному партнеру.

Ø Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

Ø Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

 

 

Актуальность программы

Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Актуальность программы «СемьЯ» обусловлена:

Ø практической потребностью в комплексном анализе, помогающем предвидеть последствия процессов исключения значительной части семей с детьми из общественной жизни;

Ø практической потребностью совершенствования «просемейной» идеологии в деятельности института социального патроната, конечным результатом которой станет расширение сферы деятельности института социальной работы;

Ø потребностью в выработке специальных подходов к исследованию института социального патроната семей, направленными на решение таких трудных проблем общественной жизни, как защита прав социальных меньшинств и маргинальных групп, преодоление их дискредитации и изоляции от общества; ликвидации дискриминации по материальному и социальному принципу, изменение общественных аттитюдов;

Ø потребностью в повышении информированности российского общества о наличии в нем явления «социальная изоляция семей с детьми», его объективных причин, пока не привлекающего к себе внимания и не вызывающего общественного резонанса, но постоянно самовыражающегося в самых разных формах конфликтного поведения отдельных лиц и групп граждан, считающих себя несправедливо ущемленными.

 

Отличительной чертой программы является:

 

Ø ориентация на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов;

Ø построение программы на партнерских отношениях с семьями клиентов, как с равноправными и равноценными партнерами.

 

Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями клиентов, внедрение новых технологий работы с семьей.

 

Основная идея программы – создание условий для вывода семей из ТЖС, профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации. семей из трудной жизненной ситуации.

 

Технологии работы с семьями:

Ø социальный патронаж;

Ø социальная реабилитация;

Ø профилактическая работа;

Ø социальная помощь.

 

Социальный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель социального патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации.

Комплексная цель: изучение и прояснение ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Задачи социального патронажа:

Ø систематический анализ ситуации;

Ø контроль хода патронажа на всех фазах;

Ø принятие необходимых мер для стабилизации сложившейся ситуации;

Ø использование при работе с семьёй разнообразных функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника.

Ø приобщение к решению проблем членов семьи и их ближайшего окружения, закрепление успехов,

Ø использование системы многометодных действия;

Ø внесение необходимых корректив в стратегию дальнейших действий.

Объекты патронажа:

Ø В соответствии с возрастной принадлежностью - дети, подростки, пожилые люди;

Ø В соответствии с половой принадлежностью - девочки, мальчики, женщины, мужчины,

Ø В соответствии с медицинскими показаниями - инвалиды, беременные женщины и т. д.,

Ø В соответствии с социальным статусом - безнадзорные дети, малолетние правонарушители, жертвы насилия;

Ø В соответствии с семейными проблемами - неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков и т.д.

Принципы социального патронажа:

Ø комплексность (оказание спектра социальных услуг)

Ø системность (не менее 1 раза в квартал)

Ø оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения (использование поддержки родственников, друзей, коллег, знакомых клиентов, способных внести вклад в решение жизненно важных проблем последних, а также поддержки органов и учреждений)

Ø Укрепление собственного потенциала клиентов (содействие в овладении клиентами новыми знаниями, умениями, навыками)

Ø Приоритет профилактической направленности в процессе соц. патронажа (раннее выявление опасных тенденций в социальном здоровье клиентов)

Ø Объективная оценка потребностей семьи и личности (Выявление конкретных потребностей семьи, клиента и оказание помощи в реально возможном объеме)

Ø Дифференцированный подход к клиентам (Персональный подход к проблемам и трудностям клиентам, оценка насколько запущены проблемы)

Ø Адресный подход (Оказание услуг конкретным семьям и клиентам)

Ø Взаимодействие и содействие (Создание условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам учреждения)

Ø Разделение ответственности (Между клиентами и специалистами учреждения должно быть разделение ответственности по решению выхода из кризисной ситуации, постепенная передача ответственности от специалистов клиентам)

Ø Создание условий для самостоятельного творческого освоения (Клиенты самостоятельно должны освоить взаимоотношения с окружающим миром и средой)

Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется систематезированно, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Главной задачей работника, осуществляющего патронаж остаётся утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Виды социального патронажа:

Социально-педагогический патронаж - всесторонняя и действенная помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-психолого-педагогического пространства.

Социокультурный патронаж

Цель: Социокультурная адаптация несовершеннолетних в социуме.

Задачи:

Ø Профилактика безнадзорности, правонарушений и девиантных форм поведения несовершеннолетних

Ø Организация социокультурной работы, привлечение несовершеннолетних к досуговым мероприятиям;

Ø Создание среды для трудовой деятельности и позитивного досуга.

 

Направления социокультурного патронажа:

1. Вовлечение несовершеннолетних в досуговую деятельность Отделения дневного пребывания.
2. Развитие гуманистической культуры несовершеннолетних
3. Организация и развитие различных форм внешкольной досуговой деятельности;
4. Воспитание толерантности несовершеннолетних через совместную организацию социально-значимой деятельности;
5. Привлечение учреждений системы профилактики к организации досуга несовершеннолетних.

 

Социальный контроль – изучение социального состояния и поведения клиентов путем осуществления приема, обследования жилища, проведение бесед, организация наблюдения за ними.

Научно-организационная работа:

 

Данный вид деятельности предусматривает следующие направления:

Ø научно-методическая работа;

Ø информационно-исследовательская работа;

Ø научно-организационная работа.

 

Научно-методическая работа.

«Доводы до которых человек додумался сам, убеждают больше чем те, которые пришли в голову другим» Луи Паскаль

Цель: проведение ис­следования, с целью получение собственных, то есть авторских выводов и результатов (теоретического и практического характера)

  1. Раннее выявление и учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через опрос, наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование и т.п.
  2. Анализ среды, исследование ситуации, причин.
  3. Определение социального маршрута сопровождения семьи и определение степени участия всех специалистов;
  4. Фиксация и обработка результатов.
  5. Рефлексия.
  6. Разработка и апробация методик и технологий по профилактической деятельности.

 

IV. План мероприятий

№ п/п Направление деятельности Сроки проведения Исполнители
1. Организационно-аналитический этап
1.1. Анкетирование, опрос январь Специалисты по социальной работе
1.2. Патронатное посещение с целью знакомства с семьёй январь Специалисты по социальной работе
1.3. Первичное обследования жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей февраль Специалисты по социальной работе
1.4. Психологический патронаж февраль Специалисты по социальной работе
1.5. Психолого-педагогический патронаж январь-март Психолог, специалисты по социальной работе
2. Изучениеситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза
2.1. Анкетирование, опрос март Специалисты по социальной работе
2.2. Составление социального паспорта семьи июнь Специалисты по социальной работе
2.3. Индивидуальные беседы с детьми, родителями и членами семьи, социальными педагогами образовательных учреждений, классными руководителями, воспитателями, соседями и близкими членами окружения семьи март-май Специалисты по социальной работе
2.4. Социально-педагогический патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
2.5. Социально-правовой патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
2.6. Социальный контроль (системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете) март-май Специалисты по социальной работе
3. Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения
3.1. Индивидуальные беседы, консультации детей, родителей и членов семьи по мере необходимости Специалисты по социальной работе
3.2. Групповые консультации родителей и детей по мере необходимости Специалисты по социальной работе
3.3. Групповые консультации родителей и членов семьи по мере необходимости Психолог, специалисты по социальной работе
3.4. Психолого-педагогический патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
3.5. Социально-правовой патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
3.6. Социально-медицинский патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
4. Проблемно-диагностический анализ
4.1. Психологический патронаж июнь Психолог, специалисты по социальной работе
4.3. Совместное планирование, постановка ближайших целей постоянно Члены семьи, психолог, специалист по социальной работе
4.5. Определение трудностей, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путей устранения возникших трудностей, коррекция цели постоянно Психолог, специалисты по социальной работе
4.6. Социально-психологический патронаж согласно графика Психолог
4.7. Социально-педагогическое консультирование по мере необходимости Специалисты по социальной работе
4.8. Педагогическая коррекция в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
4.9. Социально-педагогический патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
5. Стадия организационно-деятельной работы
5.1. Реализация ИПР постоянно Специалисты по социальной работе
5.2. Социально-реабилитационная работа постоянно Специалисты по социальной работе
5.3. Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы по мере необходимости Специалисты по социальной работе
5.4. Выпуск и распространение тематических листовок и тематических буклетов в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
5.5. Сопровождение семей в виде консультаций специалистов и наблюдение в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
5.6. Патронатные посещения согласно графика Специалисты по социальной работе
5.7. Организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям по мере необходимости Специалисты
5.8. Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины по мере необходимости Специалисты
5.9. Социальная поддержка семьи, актуализация потенциала самопомощи по мере необходимости Специалисты по социальной работе
5.10. Социокультурный патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
5.11. Социальный контроль в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
5.12. Социально-педагогический патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
5.13. Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков согласно графика Специалисты по социальной работе
6. Договорный этап социального патронажа    
6.1. Составление договора неформального характера в соответствии с ИПР Члены семьи, специалист по социальной работе
6.2. Правовое, п сихолого-педагогическое просвещение несовершеннолетних, родителей и членов семьи. в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
6.3. Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.) в соответствии с ИПР Психолог, специалист по социальной работе
6.4. Психолого-педагогическое сопровождение семей, направленное на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектив развития семьи (материальное, духовное) в соответствии с ИПР Специалисты по социальной работе
6.5. Социально-педагогический патронаж согласно графика Специалисты по социальной работе
7. Рефлексивный этап    
7.1. Оценка эффективности социальной работы ежеквартально и в конце года Специалисты по социальной работе
7.2. Анализ работы по программе фиксирование результатов ежеквартально и в конце года Специалисты по социальной работе
7.3. Анализ диагностических данных по мере необходимости Специалисты по социальной работе
7.4. Подведение итогов, мониторинг эффективности программы декабрь Специалисты по социальной работе

 

 

VI. Литература.

1. Алексеева Л. С. Адресный социальный патронаж семьи и детей. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.

2. Алексеева Л.С. Социальный патронат семьи и детей / Гос-НИИ семьи и воспитания. М., 2007.

3. Алексеева Л. С., Меновщиков В. Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей. 2004. № 3. С. 50-85

4. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. - 432 с. ISBN 5-7139-0126-2

5. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консульти­рования. - М.: Издательство Московского психолого-социаль­ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

6. Ромм М.В., Ромм Т.А. Теория социальной работы. Учебное пособие. Новосибирск. - 1999

7. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике. М.: «Академия», 2002. 368 с.

8. Осипова И. И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии. 2005. № 3. С. 56-65

  1. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.

10. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред.П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра - М, 2003. - 395 с.

11. Панов А. М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России. 2005. № 1. С. 59-75

 

 

Содержание

 

  1. Паспорт Программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Содержание программы.
  4. План мероприятий.
  5. Финансирование и материально-техническое обеспечение.
  6. Литература.

 

I. Паспорт программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.157.133 (0.099 с.)