«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи
5. Участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, их социального окружения, создание на этой основе социального паспорта семьи;
Смысл нельзя дать, его нужно найти.
В. Франкл
2. Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, бесед, наблюдения);
3. Определение проблемы семьи;
4. Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделение главной, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
5. Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.
Ø оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;
Ø стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
Ø готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
Ø снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе;
Ø развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
Ø оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
Ø достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Этапы
| Характеристика этапа
| Содержание работы
|
1 этап
| Организационно-аналитический
| Взаимодействие со специалистами с целью получения информации о семьях находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение раннего выявления и учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление и оценка ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, через наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, анализ информации
|
2 этап
| Изучениеситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза
| Составление социального паспорта семьи (ребенка), который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
|
3 этап
| Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения
| Использование психосоциальных методов: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях сложившейся ситуации, осторожное принуждение
|
4 этап
| Проблемно-диагности-ческий анализ
| совместная работа с клиентом (его семьей) по определению причин неблагополучия, характера проблем, выявление ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке, разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР)
|
5 этап
| Стадия организационно-деятельной работы
| Реализация ИПР: вовлечение в клубы по интересам, различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций, лектории, др. формы, индивидуальные и групповые занятия с психологом, специалистом по социальной работе. Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование.
|
6 этап
| Договорный этап социального патронажа
| Составление договора неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки посещения, время встреч и т.п.
|
7 этап
| Рефлексивный этап
| Обследование, консультирование со стороны специалистов
|
№ п/п
| Направление деятельности
| Сроки
проведения
| Исполнители
|
1.
| Организационно-аналитический этап
|
1.1.
| Анкетирование, опрос
| январь
| Специалисты по
социальной работе
|
1.2.
| Патронатное посещение с целью
знакомства с семьёй
| январь
| Специалисты по
социальной работе
|
1.3.
| Первичное обследования жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей
| февраль
| Специалисты по
социальной работе
|
1.4.
| Психологический патронаж
| февраль
| Специалисты по
социальной работе
|
1.5.
| Психолого-педагогический патронаж
| январь-март
| Психолог, специалисты по социальной работе
|
2.
| Изучениеситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза
|
2.1.
| Анкетирование, опрос
| март
| Специалисты по социальной работе
|
2.2.
| Составление социального паспорта семьи
| июнь
| Специалисты по социальной работе
|
2.3.
| Индивидуальные беседы с детьми, родителями и членами семьи, социальными педагогами образовательных учреждений, классными руководителями, воспитателями, соседями и близкими членами окружения семьи
| март-май
| Специалисты по социальной работе
|
2.4.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
2.5.
| Социально-правовой патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
2.6.
| Социальный контроль (системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете)
| март-май
| Специалисты по социальной работе
|
3.
| Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения
|
3.1.
| Индивидуальные беседы, консультации детей, родителей и членов семьи
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
|
3.2.
| Групповые консультации родителей и детей
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
|
3.3.
| Групповые консультации родителей и членов семьи
| по мере необходимости
| Психолог, специалисты по социальной работе
|
3.4.
| Психолого-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
3.5.
| Социально-правовой патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
3.6.
| Социально-медицинский патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
4.
| Проблемно-диагностический анализ
|
4.1.
| Психологический патронаж
| июнь
| Психолог, специалисты по социальной работе
|
4.3.
| Совместное планирование, постановка ближайших целей
| постоянно
| Члены семьи, психолог, специалист по социальной работе
|
4.5.
| Определение трудностей, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путей устранения возникших трудностей, коррекция цели
| постоянно
| Психолог, специалисты по социальной работе
|
4.6.
| Социально-психологический патронаж
| согласно графика
| Психолог
|
4.7.
| Социально-педагогическое консультирование
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
|
4.8.
| Педагогическая коррекция
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
|
4.9.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
5.
| Стадия организационно-деятельной работы
|
5.1.
| Реализация ИПР
| постоянно
| Специалисты по социальной работе
|
5.2.
| Социально-реабилитационная работа
| постоянно
| Специалисты по социальной работе
|
5.3.
| Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
|
5.4.
| Выпуск и распространение тематических листовок и тематических буклетов
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
|
5.5.
| Сопровождение семей в виде консультаций специалистов и наблюдение
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
|
5.6.
| Патронатные посещения
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
|
5.7.
| Организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям
| по мере необходимости
| Специалисты
|
5.8.
| Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины
| по мере необходимости
| Специалисты
|
5.9.
| Социальная поддержка семьи, актуализация потенциала самопомощи
| по мере необходимости
| Специалисты по
социальной работе
|
5.10.
| Социокультурный патронаж
| согласно графика
| Специалисты по
социальной работе
|
5.11.
| Социальный контроль
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
|
5.12.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
|
5.13.
| Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
|
6.
| Договорный этап социального патронажа
|
|
|
6.1.
| Составление договора неформального характера
| в соответствии с ИПР
| Члены семьи, специалист по социальной работе
|
6.2.
| Правовое, п сихолого-педагогическое просвещение несовершеннолетних, родителей и членов семьи.
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
|
6.3.
| Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.)
| в соответствии с ИПР
| Психолог, специалист по социальной работе
|
6.4.
| Психолого-педагогическое сопровождение семей, направленное на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектив развития семьи (материальное, духовное)
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
|
6.5.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
|
7.
| Рефлексивный этап
|
|
|
7.1.
| Оценка эффективности социальной работы
| ежеквартально и в конце года
| Специалисты по
социальной работе
|
7.2.
| Анализ работы по программе фиксирование результатов
| ежеквартально и в конце года
| Специалисты по
социальной работе
|
7.3.
| Анализ диагностических данных
| по мере необходимости
| Специалисты по
социальной работе
|
7.4.
| Подведение итогов, мониторинг эффективности программы
| декабрь
| Специалисты по
социальной работе
|