Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Информационно-исследовательская работа.
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи
- Изучение законодательной базы, регламентирующей деятельность учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
- Изучение опыта работы отечественных учреждений социального обслуживания населения в области социального патронажа семей.
- Изучение зарубежного опыта работы в области социального патронажа семей.
- Координация всех заинтересованных ведомств по оказанию помощи и поддержки детям целевой группы, а также их семьям, своевременный обмен информацией;
5. Участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, их социального окружения, создание на этой основе социального паспорта семьи;
- Сбор информации о неблагополучных семьях и семьях группы риска, используя информацию из различных источников (соседи, родственники, участковые инспектора, педиатры, школы, дошкольные учреждения и т.д.).
Научно-организационная работа.
Смысл нельзя дать, его нужно найти.
В. Франкл
- Составление картотеки учета семей группы риска;
2. Сбор данных о социальной ситуации в семье (цель: определение социальной проблемы клиента и нахождение правильных средств для её разрешения; определение времени, истоков и причин зарождения социальной проблемы с использованием методов семейных биографий, бесед, наблюдения);
3. Определение проблемы семьи;
4. Постановка социального диагноза (ранжируя проблемы, выделение главной, от которой зависит решение всех других или которая может быть решена на данном уровне возможностей или при данном уровне знаний);
5. Организация проведения психолого-медико-педагогического обследования.
Ожидаемые результаты программы
Ø оптимизация системы межведомственной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях;
Ø стабилизация семейной ситуации, улучшение социального климата в семьях, состоящих на учете и контроле;
Ø готовность родителей к воспитанию своего ребенка, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
Ø снижение роста безнадзорности в целевой группе;
Ø снижение риска рецидива преступлений среди несовершеннолетних в целевой группе;
Ø предотвращение жестокого обращения с детьми целевой группы;
Ø развитие внутрисемейного сотрудничества между родителями и детьми, повышение авторитета родителей;
Ø оздоровление психологического климата в семье, восстановление детско-родительских и межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи. Повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи;
Ø удовлетворительное санитарное состояние жилья;
Ø трудоустройство родителей;
Ø изменение социального статуса семьи;
Ø достижение результата, при котором необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
III. Содержание программы
Этапы
| Характеристика этапа
| Содержание работы
| 1 этап
| Организационно-аналитический
| Взаимодействие со специалистами с целью получения информации о семьях находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение раннего выявления и учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление и оценка ситуации как кризисной, трудной или опасной, сбор предварительных данных, через наблюдение, беседы, тестирование, анкетирование, анализ информации
| 2 этап
| Изучениеситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза
| Составление социального паспорта семьи (ребенка), который будет содержать не только сведения о материально-бытовом положении и признаках трудной жизненной ситуации, но и станет основой для разработки межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
| 3 этап
| Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения
| Использование психосоциальных методов: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях сложившейся ситуации, осторожное принуждение
| 4 этап
| Проблемно-диагности-ческий анализ
| совместная работа с клиентом (его семьей) по определению причин неблагополучия, характера проблем, выявление ресурсов и систем связей, способных участвовать в поддержке, разработка индивидуальных программ реабилитации (ИПР)
| 5 этап
| Стадия организационно-деятельной работы
| Реализация ИПР: вовлечение в клубы по интересам, различные виды досуга и занятости, проведение специализированных акций, лектории, др. формы, индивидуальные и групповые занятия с психологом, специалистом по социальной работе. Особое место в работе по данному направлению занимает индивидуальное консультирование.
| 6 этап
| Договорный этап социального патронажа
| Составление договора неформального характера, определяющего ответственность и обязанности сторон, сроки посещения, время встреч и т.п.
| 7 этап
| Рефлексивный этап
| Обследование, консультирование со стороны специалистов
|
IV. План мероприятий
№ п/п
| Направление деятельности
| Сроки
проведения
| Исполнители
| 1.
| Организационно-аналитический этап
| 1.1.
| Анкетирование, опрос
| январь
| Специалисты по
социальной работе
| 1.2.
| Патронатное посещение с целью
знакомства с семьёй
| январь
| Специалисты по
социальной работе
| 1.3.
| Первичное обследования жилищно-бытовых условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей
| февраль
| Специалисты по
социальной работе
| 1.4.
| Психологический патронаж
| февраль
| Специалисты по
социальной работе
| 1.5.
| Психолого-педагогический патронаж
| январь-март
| Психолог, специалисты по социальной работе
| 2.
| Изучениеситуации, анализ среды, причин, постановка общего социально-педагогического диагноза
| 2.1.
| Анкетирование, опрос
| март
| Специалисты по социальной работе
| 2.2.
| Составление социального паспорта семьи
| июнь
| Специалисты по социальной работе
| 2.3.
| Индивидуальные беседы с детьми, родителями и членами семьи, социальными педагогами образовательных учреждений, классными руководителями, воспитателями, соседями и близкими членами окружения семьи
| март-май
| Специалисты по социальной работе
| 2.4.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 2.5.
| Социально-правовой патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 2.6.
| Социальный контроль (системное наблюдение за жизнедеятельностью семьи состоящей на учете)
| март-май
| Специалисты по социальной работе
| 3.
| Работа по изменению мотивации клиентов и ближайшего окружения
| 3.1.
| Индивидуальные беседы, консультации детей, родителей и членов семьи
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
| 3.2.
| Групповые консультации родителей и детей
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
| 3.3.
| Групповые консультации родителей и членов семьи
| по мере необходимости
| Психолог, специалисты по социальной работе
| 3.4.
| Психолого-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 3.5.
| Социально-правовой патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 3.6.
| Социально-медицинский патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 4.
| Проблемно-диагностический анализ
| 4.1.
| Психологический патронаж
| июнь
| Психолог, специалисты по социальной работе
| 4.3.
| Совместное планирование, постановка ближайших целей
| постоянно
| Члены семьи, психолог, специалист по социальной работе
| 4.5.
| Определение трудностей, возникшие при реализации раннее поставленных целей, путей устранения возникших трудностей, коррекция цели
| постоянно
| Психолог, специалисты по социальной работе
| 4.6.
| Социально-психологический патронаж
| согласно графика
| Психолог
| 4.7.
| Социально-педагогическое консультирование
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
| 4.8.
| Педагогическая коррекция
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
| 4.9.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 5.
| Стадия организационно-деятельной работы
| 5.1.
| Реализация ИПР
| постоянно
| Специалисты по социальной работе
| 5.2.
| Социально-реабилитационная работа
| постоянно
| Специалисты по социальной работе
| 5.3.
| Разработка рекомендаций родителям по решению проблемы
| по мере необходимости
| Специалисты по социальной работе
| 5.4.
| Выпуск и распространение тематических листовок и тематических буклетов
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
| 5.5.
| Сопровождение семей в виде консультаций специалистов и наблюдение
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по социальной работе
| 5.6.
| Патронатные посещения
| согласно
графика
| Специалисты по социальной работе
| 5.7.
| Организация педагогической, психологической, медицинской, социальной помощи родителям и детям
| по мере необходимости
| Специалисты
| 5.8.
| Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины
| по мере необходимости
| Специалисты
| 5.9.
| Социальная поддержка семьи, актуализация потенциала самопомощи
| по мере необходимости
| Специалисты по
социальной работе
| 5.10.
| Социокультурный патронаж
| согласно графика
| Специалисты по
социальной работе
| 5.11.
| Социальный контроль
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
| 5.12.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
| 5.13.
| Организация профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства подростков
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
| 6.
| Договорный этап социального патронажа
|
|
| 6.1.
| Составление договора неформального характера
| в соответствии с ИПР
| Члены семьи, специалист по социальной работе
| 6.2.
| Правовое, п сихолого-педагогическое просвещение несовершеннолетних, родителей и членов семьи.
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
| 6.3.
| Информационное консультирование родителей (по вопросам трудоустройства, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении и т.д.)
| в соответствии с ИПР
| Психолог, специалист по социальной работе
| 6.4.
| Психолого-педагогическое сопровождение семей, направленное на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектив развития семьи (материальное, духовное)
| в соответствии с ИПР
| Специалисты по
социальной работе
| 6.5.
| Социально-педагогический патронаж
| согласно
графика
| Специалисты по
социальной работе
| 7.
| Рефлексивный этап
|
|
| 7.1.
| Оценка эффективности социальной работы
| ежеквартально и в конце года
| Специалисты по
социальной работе
| 7.2.
| Анализ работы по программе фиксирование результатов
| ежеквартально и в конце года
| Специалисты по
социальной работе
| 7.3.
| Анализ диагностических данных
| по мере необходимости
| Специалисты по
социальной работе
| 7.4.
| Подведение итогов, мониторинг эффективности программы
| декабрь
| Специалисты по
социальной работе
|
|