Объекты и субъекты социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объекты и субъекты социальной работы



Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект»:

--объект – нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект тождествен объективной реальности, является ее частью.

--субъект –носитель предметно –практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Субъект –объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении выступало в роли объекта, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. В сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может рассматриваться как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и влияют друг на друга.

Объекты социальной работы возникают, формируются объективно под влиянием социально-экономических, социально-политических условий жизни в том или ином обществе. Субъекты, также возникают под влиянием тех же условий, но формируются государственным политическими и другими институтами.

Объектно-субъектные отношения характеризуют социальную работу как вид практической деятельности.

Объектов в социальной работе достаточно много. Чтобы их каким-то образом упорядочить целесообразно их классифицировать (по каким –либо признакам). Рассмотрим некоторые из классификаций:

1. По возрасту –объектами социальной работы могут быть дети, молодежь, пожилые и старые люди.

2. По состоянию здоровья, которое не позволяет человеку самостоятельно решать жизненно важные проблемы – инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, взрослые и дети, испытывающие затруднения психологические, безнадежно больные люди, семьи с детьми инвалидами, лица, имеющие психологические затруднения, склонные к суициду.

3. По характеру девиантного поведения –дети и подростки девиантного поведения, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, семьи в которых есть лица злоупотребляющие алкоголем, наркотиками и т.д., лица отбывающие наказания в местах лишения свободы, лица вернувшиеся из мест лишения свободы.

4.Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей – семьи, имеющие детей-сирот на попечении, семьи неблагополучные, многодетные семьи, молодые семьи, семьи с низким уровнем доходов, семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия, молодые семьи, семьи находящиеся в состоянии развода.

5.Особое положение - дети-сироты, безнадзорные дети и подростки, самостоятельно проживающие выпускники интернатных учреждений, бомжи, вынужденные переселенцы, безработные и т.д.

Е.И. Холостава предлагает выделять следующие группы объектов социальной работы:

1. По принадлежности к определенной социально-демографической группе: дети, молодежь, люди в пожилом и старческом возрасте; женщины, которые в силу выполнения своих репродуктивных функций также находятся в уязвленном положении; мужчины, которые встречаются с особыми трудностями, так называемыми андрологическими проблемами, обусловленными их принадлежностью к мужскому полу.

2. Люди с особыми проблемами: инвалиды или лица с ограниченными возможностями, безработные, родители, чьи дети испытывают трудности в социализации, участники военных действий, страдающие от последствий посттравматического шока, лица злоупотребляющие алкоголем и т.д.

Можно сделать вывод, что социальная работа сегодня должна вестись на уровне индивида, семьи, группы (групповой уровень), общности людей (общинный уровень), объединенных по территориальному признаку, по характеру схожих проблем или в пределах всего общества.

Если обратиться к истории развития социальной работы как практической деятельности, то нужно отметить, что имели место сложности в решении вопроса о том, как называть того, кому оказывается помощь. Проникновение в социальную работу психотерапевтических методов и методик привело к тому, что ее объектов стали называть «пациентами», другие предлагали название «потерпевший». Однако, эти термины отражали лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. В тоже время, по мере развития социальной работы, укреплялась мысль об активной деятельностной позиции человека в решении собственных жизненных проблем, при безусловной помощи со стороны специалиста по социальной работе. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Оказывая социальную помощь, поддержку клиенту специалист по социальной работе имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией, под которой понимают конкретное состояние проблемы клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы. Тогда социальная ситуация клиента и является предметом деятельности социального работника, а цель его деятельности заключается в улучшении социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения или, по крайней мере, фасилитация, облегчение субъективного переживания клиентом своего положения.

Субъекты социальной работы:

1.Организации, учреждения, социальные институты общества: государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня (здесь особая роль принадлежит деятельности Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь); исполнительные органы управления социальной работой на региональном, местном уровнях (органы социальной защиты областей, городов, местных администраций); различных социальные службы: территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН), социальные приюты для детей и подростков; социально-педагогические службы помощи семье и детям, коррекционно-диагностические центры развивающего обучения и реабилитации (КДЦРО и Р) и др.

2.Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, общество Красного Креста, частные социальные службы, Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы- детям», Белорусский фонд «Милосердие и здоровье», общественное объединение «Дети не для насилия», Белорусская Ассоциация помощи инвалидам, Международное женское общественное объединение «Глобальное партнерство», Белорусская Ассоциации социальных работников и социальных педагогов и др.

Мировой опыт свидетельствует, что всегда в реализации целей и задач социальной работы огромная роль отводилась благотворительной деятельности, т.е., так называемому третьему сектору – различным общественным движениям и объединениям, в основном, некоммерческим, которые создаются не с целью извлечения прибыли и распределения ее между создателями, а с целью оказания помощи и поддержки нуждающимся, внесения каких-либо изменений в общественный порядок. В настоящее время белорусский некоммерческий сектор включает в себя более 2 тыс. организаций, которые реализуют общественно полезные и социально значимые проекты в различных сферах жизнедеятельности общества: социальная сфера, охрана здоровья, культура, защита прав человека, экология и др.

Негативным моментом в развитии благотворительной деятельности в Беларуси является то, что в республике отсутствует закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, который обеспечивал бы правовое регулирование этой деятельности, гарантировал поддержку ее участникам, создавал бы правовые основы для деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот.

3.Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах: 1) организаторы-управленцы, специалисты по социальной работе, социальные работники, оказывающие непосредственную помощь и поддержку нуждающимся, обеспечивающие социальную защиту клиентов на профессиональном уровне; непрофессиональные социальные работники (добровольцы, волонтеры).

Первоначально волонтерами называли лиц, добровольно поступивших на военную службу, добровольцев. В Толковом словаре В.И. Даля волонтер определяется как доброволец, вольнослужащий, причисленный на своем иждивении и по своей воле к войску, но не вступивший на службу. Постепенно данное понятие наполнялось новыми смыслами и сегодня волонтерами называю людей, делающих что-либо безвозмездно по своей воле, по согласию, а не по принуждению. В Законе РБ «О социальном обслуживании», принятом в 2000 году социальный волонтер определяется как физическое лицо, добровольно оказывающее социальные услуги. П.Д. Павленок «социальное волонтерство» рассматривает как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными, престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях. Например, в США 54% взрослого населения еженедельно отдают добровольной работе около 4 ч. своего свободного времени, в Великобритании около 30% населения занимаются волонтерской работой 3-7 часов в неделю. К сожалению этого нельзя сказать о нашей Республике. Однако в последнее десятилетие волонтерское движение в Беларуси активно развивается: создаются волонтерские клубы, объединения в школах, вузах, увеличивается число общественных организаций, привлекающих к своей деятельности труд добровольцев. Так, при проведении республиканских спортивных соревнований детей-инвалидов (Special Olympiк), уже более 5 лет привлекаются волонтеры ФСП и П и ФФК и С Витебского государственного университета им. П.М. Машерова.

4.Те, кто осуществляет подготовку специалистов по «социальной работе».

5.Научные работники, исследующие теоретические вопросы социальной работы.

Уровни социальной работы.

Социальную работу ряд ученых определяют как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения. Такая деятельность, с точки зрения М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания клиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, т.е. включает: вопросы разработки законодательных мер; организации инфраструктуры помощи; общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем: содействия и создания благоприятных условий жизни и функционирования человека в общности; выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи и поддержке; предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов. К основным профессиональным задачам макроуровня относят: целенаправленное влияние на формирование социально- экономической политики на всех уровнях: национальном, региональном с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности человека и создания системы поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; анализ характера и форм воздействия, оказываемого изменениями в социальном развитии общества, региона на социальное положение различных групп населения.

На мезоуровне социальная работа отражает специфику объектов ее деятельности, конкретных социальных групп и направлена на оказание помощи семье и различным группам нуждающихся: инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам, безработным и т.д., на профилактику трудных жизненных ситуаций, реабилитацию и адаптацию групп к новым непривычным условиям жизнедеятельности. Цель социальной работы на данном уровне – создание специализированных социальных служб для различных категорий населения по решению их типологических и личностных проблем; разработка комплексных социальных программ по решению социальных проблем конкретных групп населения; разработка технологий по работе с различными проблемными группами. Так, в Витебском регионе в настоящее время действуют социальные программы по поддержке пожилых людей, детей-сирот, молодежи и др.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов клиентов и как практическая деятельность направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом.

Основанием для выделения уровней социальной работы как вида практической деятельности может быть масштабность ее проявления, а также конкретные объекты социальной работы (В.И. Курбатов).

1.В зависимости от масштабности социальная работа в Республике Беларусь проводится на республиканском, региональном, местном и индивидуальном уровнях.

Республиканский уровень во многом определяется законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабах республики. На этом уровне социальная работа должна быть представлена в широком ее понимании, что и накладывает отпечаток на ее цели, содержание в узком смысле.

Региональный уровень – предопределяется государственным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных и нормативных актов республиканского значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На данном уровне социальная работа носит более конкретный, содержательный характер.

Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретный объект. Здесь социальная работа осуществляется через деятельность различного рода социальных служб, профессиональными работниками и добровольцами.

Индивидуальный уровень – социальная работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной социальной работы.

2.В зависимости от конкретных объектов социальная работа осуществляется на следующих уровнях: индивидуальном; групповом (объекты социальной работы те или иные социальные группы населения, чаще всего с одинаковыми проблемами: инвалиды, алкоголики, женщины или дети, подвергшиеся сексуальному насилию и др.); общинный уровень.

Уровни социальной работы в значительной степени определяют ее функции, формы и методы. Нужно отметить, что в понимании данных терминов до настоящего времени не существует единого подхода.

Так, в «Словаре социальной работы» Р. Баркера представлен следующий перечень уровней социальной работы: индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Шведские ученые Г.Бернлер и Л. Юнссон выделяют индивидуальную и семейную социальную работу (индивидуальную психотерапию), групповую социальную работу, общественную работу (работу с сообществом на макроуровне), социальное администрирование и планирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.013 с.)