Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа как профессиональная деятельность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. По Ожегову, профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Профессиональная деятельность – выполнение трудовой деятельности на основе имеющихся специальных знаний и практических навыков. Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия»: 1.Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. 2.Профессия как область приложения сил связана с выделением (уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. 3.Профессия как деятельность и область проявления личности. 4.Профессия как исторически развивающаяся система. 5.Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Основными характеристиками профессиональной деятельности выступают: а) ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда); б) общественно полезная деятельность; в) деятельность, предполагающая специальную подготовку (совокупность знаний, умений и навыков как результат обучения в различных учебных заведениях: вузах, техникумах, ПТУ и т.д.); д) деятельность, предполагающая систематичность, постоянство определенного круга занятий, работы. к) деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение, моральное и материальное, дающая возможность человеку не только удовлетворить свои насущные потребности, но и являющаяся условием его всестороннего развития; л) деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус; Главной психологической характеристикой профессии является признание этой деятельности за профессию личным самосознанием данного лица, т.е. отношение к данной работе как к своей профессии конкретным работником (С.М. Богословский) С понятием «профессиональная деятельность» тесно связаны такие родовые понятия как труд, виды труда, содержание труда, специализации и др. Труд это деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая и человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг для удовлетворения разнообразных потребностей. Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт). Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, дипломе и реальную, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Квалификация, являясь качественным показателем овладения работником той или иной специальностью, обеспечивает «вертикальное» направление профессиональной мобильности. Логика развития профессий, а следовательно той или иной профессиональной деятельности такова: сначала возникает потребность людей в той или иной профессии, затем происходит накопление практического опыта (в социальной работе –это благотворительность, общественное и частное призрение), его осмысление и затем формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в Беларуси начинает развиваться с 1991 года, когда постановлением Госкомтруда СССР в апреле 1991 года в квалификационный справочник должностей включена должность «специалист по социальной работе», эквивалентная принятой в международной практике должности социального работника с высшим образованием. До того профессиональные функции этого специалиста выполняли в той или иной степени работники образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социального обеспечения. Однако их функционал слабо был ориентирован на основную цель социальной работы – оказание социальной помощи и поддержки человеку в кризисной жизненной ситуации. Проблема научного определения профессиональной социальной работы с самого начала ее институализации находилась в центре внимания социологов, политиков, философов, а также самих профессионалов, оказывающих социальные услуги. Обобщая взгляды специалистов различных стран мира можно дать следующее определение профессиональное социальной работы. Социальная работа есть профессиональная деятельность, направленная на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. На становление, развитие профессиональной социальной работы, оказали влияние социальные, политические, экономические и культурные факторы, которые сопровождали общественное развитие в ХХ веке (Козлов А.А., Иванова Т.Б., Фирсов М.В. и др.). Среди основные необходимо отметить следующие: 1.Социально-культурные факторы, в частности, стремление благотворительных обществ организовать систематическую помощь нуждающимся людям на постоянной основе, улучшить деятельность благотворительных учреждений, координировать работу различных социальных служб, чтобы повысить их эффективность. 2.Структурные изменения в социальной организации западного общества, состоящее в реорганизации социальной сферы, в том числе медицинских, образовательных, исправительных учреждений, расширение деятельности профессиональных союзов в организации социальных служб, усиление внимания местных органов власти к организации социальных служб по месту жительства, особенно по оказанию помощи семье и детям и др. 3.Социально-экономические факторы, прежде всего попытка сохранить традиции патернализма Х1Х века, направленные на смягчение социальных последствий неконтролируемой рыночной стихии, движение женщин – представительниц среднего класса за создание общественной системы помощи семье и молодежи. 4.Социально – политические факторы, т.е. влияние социалистических идей на социальную политику ряда европейский государств, рост самосознания многих стран мира, движение за социальные и политические права человека, появление и развитие концепции государства всеобщего благосостояния, эволюция концепции от либеральной до неоконсервативной модели. 5.Новые социальные проблемы, которые вызвали необходимость пересмотреть прежние взгляды на социальный контроль. Среди них вспышка наркомании, участившее жестокое обращение с детьми, проблема отчуждения не только маргинальных, но и достаточно обеспеченных слоев населения и др. 6.Идеологические факторы, перемены в системе ценностных ориентаций, перемены взглядов на социальное обслуживание в соответствии с потребностями человека, движение за справедливое распределение общественных ресурсов, альтруизм, солидарность, усиление идеологии и морали христианства, деятельность религиозных организаций по организации социальных служб для оказания целенаправленной помощи матерям-одиночкам, детям- сиротам и др. категориям населения. 7.Совершенствование социального законодательства: принятие в ряде стран законодательных актов в области прав человека, законов, направленных на защиту прав детей, в соответствии с которыми были созданы специальные социальные службы защиты детства; принятие законов о гарантированном социальном обслуживании, законов в отношении психически нездоровых детей (Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии (1971), Декларация о правах инвалидов (1975), законодательные документы, принятые ООН). 8.Развитие социального образования и социальных наук, прежде всего, включение в программы университетов подготовки специалистов по социальной работе. 9.Широкое развитие других видов гуманитарной деятельности, связанных с оказанием помощи людям (медицина, право, психология, профессиональная социология и др.), и их влияние на методику, теорию, технологии социальной работы. Что касается Беларуси, то возникновение, становление и развитие профессии «социальная работа» обуславливается все теми же социально-экономическими, политическими, социокультурными факторами, только с учетом культурно-исторических особенностей и традиций нашего народа. Осуществление радикальных реформ в экономике, политической жизни, социальной и культурной практике, изменения произошедшие практически во всех сферах жизнедеятельности человека и нашего общества отразились на материально-экономическом, эмоциональном, нравственном состоянии большей части граждан. Накопилось множество проблем, которые активизировали развитие новых видов профессиональной деятельности, в том числе и социальную работу: дегуманизация социальных отношений, проявления агрессивности, жестокости, насилия; проблема занятости населения (уровень безработицы в Беларуси в 2003 г. составлял 3,2% активного населения, а в Витебской области – 4%); проблема здоровья нации, в частности, здоровья подрастающего поколения; кризис института семьи и др. Социальную работу относят к «помогающим профессиям», которая интегрирует в себе определенные элементы смежных профессий. Вместе с тем профессиональная социальная работа обладает чертами, отличающими ее от других схожих по характеру профессий социальной направленности (врача, педагога, психолога и др.). Одна из основных отличительных черт – сам характер процесса социального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, присущих другим помогающим профессиям, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, при которых клиент сохраняет за собой право или преимущество при принятии решений. Тогда становится очевидным, что назначение социальной работы как профессии - помогать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения качества жизни каждого; оказание профессиональной, компетентной помощи нуждающимся в разрешении трудной жизненной ситуации. В качестве специфических черт профессиональной социальной работы в настоящее время выделяют не только решение личностных проблем, но и регулирование правовых и экономических отношений человека с обществом. Многообразие видов социальной деятельности, как замечает Н.М. Платонова, породило даже «интегративную легенду» о работе социального работника как «особой миссии» – учить искусству выживать и решать личностные и социальные проблемы. В Образовательном стандарте специальности социальная работа (Минск, 2002) отмечается, что специалист по социальной работе может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям: диагностическому и прогностическому; правозащитному; организационно-правовому; научному; предупредительно-профилактическому; социально-медицинскому; психологическому; консультативному, коммуникативному; реабилитационному;научно-методическому;лекторско-просветительскому. Для профессиональной социальной работы отличительной ее особенностью выступает и специфика клиентуры. Как правило, в социальные учреждения за помощью обращаются представители малообеспеченных, социально уязвимых и маргинальных слоев населения. Это означает, что социальная работа не может обладать высокой степенью престижности и приносить большие доходы профессионалам – социальным работникам. К социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб или благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки в высших или средних специальных учреждениях образования. Профессиональные услуги специалиста по социальной работе, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта, специалиста менеджера по кадрам, или занимающегося организацией социально-аналитической, исследовательской, научно-методической и др. видов деятельности, требуют серьезной теоретической, методической базовой подготовки. Специфика социальной работы как профессии заключается, по мнению ряда исследователей (В.И. Курбатов, Е..И. Холостова и др.) в многообразии сфер профессиональной деятельности. Так, В.И. Курбатов выделяет три сферы профессиональной социальной работы общего профиля: 1) социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида в разрешении конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды; 2) социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться по возрасту (детские, молодежные или группы пожилых граждан), по полу, по интересам, по схожим проблемам и т.д.(группы матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков); 3) социальная работа в общине, по месту жительства, которая ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического микроклимата в местах компактного проживания людей. В Образовательном стандарте Министерства образования Республики Беларусь по социальной работе, утвержденном в 1999 году (изменения и дополнения вносились в 2000, 2002 годах) выделяются такие сферы профессиональной деятельности специалиста по социальной работе как: 1) практическая работа в республиканских, региональных, местных органах, на предприятиях и учреждениях, службах и организациях социальной поддержки и защиты населения; 2) менеджмент социальной работы в государственных и негосударственных учреждениях, центрах, организациях и фондах социальной помощи; 3) индивидуальная, групповая и общинная работа с различными группами населения; 4) исследовательская работа в научных учреждениях. Таким образом, местом работы социального работника в нашей республике могут быть:1) социальные службы специализированных учреждений (домов-интернатов, домов-престарелых, бирж труда, центров реабилитации, социальных приютов и др.); 2) социальные службы предприятий, организаций, различные фонды и благотворительные организации; 3) социальные службы районных органов и учреждений (центры социально-педагогической и социальной работы, отделы социальной защиты населения, отделы социальной помощи на дому и др.); 4) службы культурного досуга; 5) территориальные центры социального обслуживания населения; 6) частная практика. Как универсальный, интегративный вид деятельности социальная работа в Беларуси представлена рядом специализаций, сформулированными в соответствующих решениях УМО Республики Беларусь в области социальной педагогики, УМО вузов республики по специальности, Министерства Образования Республики Беларусь. В то же время вопрос о специализациях в области социальной работы до конца не решен. Дискуссии по нему продолжаются и в настоящее время. Перечень специализации можно определять по двум основным направлениям (такой подход имеет место в России): по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку. Тогда первая группа может включать в себя следующие специализации: «организация социальной защиты населения», «социально-экономическая поддержка населения», «психосоциальная работа с населением», «медико-социальная работа с населением», «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями», «социально-педагогическая работа с семьей» и др. Специализации, введение которых основано на отраслевом признаке: социальная работа в учреждениях здравоохранения, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, социальная работа в учебных учреждениях и др. В России в рамках специальности социальная работа функционирует около 26 специализаций. Несколько иная ситуация в нашей Республике. В первом Образовательном стандарте по специальности социальная работа (1999 г.) были выделены следующие специализации: 1) организация социальной помощи населению; 2) организация социально-культурной деятельности; 3) организация социально-психологической помощи населению; 4) медико-социальная помощь населению; 5 социальная работа в трудовых коллективах; 6) социальная работа с семьей и детьми 7) социально-психологическая реабилитация личности искусством. По ряду этих специализаций, осуществлялась подготовка будущих специалистов в вузах республики. Так, специализация «социальная работа с семьей и детьми» получила развитие в ВГУ им. П.М. Машерова, а «социально- психологическая реабилитация личности средствами искусства» развивалась в БГУК. С 2002 года перечень специализаций в рамках социальной работы сократился. Сегодня вузы, осуществляющие подготовку специалистов по социальной работе, могут предлагать им такие специализации: 1) 1-86.01.01-01 «Социальная работа» (социально-педагогическая деятельность). 2) 1-86.01.01- 02 «Социальная работа» (социо- медико- психологическая деятельность). 3) 1-86.01.01.-03 «Социальная работа» (социо- культурная деятельность).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.96 (0.011 с.) |