Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
работе. Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г.Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, группы людей, личности, степени и направленности влияния на них микросреды; психологических и возрастных особенностей клиента, способности человека, его интересы; круг общения, в условиях его жизни; выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы и ставит «социальный диагноз». Прогностическая функция прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения; прогнозирует характер влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества. Организационная функция заключается в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, волонтеров, социальные институты; направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям. Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Данная функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся людям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Предупредительно-профилактическая функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слава. Социально- медицинская функция заключается в организации работы по профилактике заболеваний, помощи в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами; предполагает организацию работы по планированию семьи, формировании ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовки молодежи к семейной жизни, формирование культуры здорового образа жизни. Психологическая функцияпредполагает консультирование по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всех нуждающихся. Социально- педагогическая функция предполагает выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технической и художественного творчества, туризма и др.) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, творческих и других союзов, специалистов, организаторов культурно-досуговой деятельности. Социально-бытовая функция способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (пожилым людям, инвалидам, молодым семьям, безработным и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта. Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи, организовать обмен информацией, разрабатывать единую стратегию взаимодействия по решению социальных проблем, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке. Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека. Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения; содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов. Нравственно-гуманистическая функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев общества. Фасилитативная функция предполагает содействие, помощь клиенту в решении его жизненных проблем, облегчение его страдания, активизацию собственных ресурсов человека, повышение его активности. Фасилитация проявляется в улучшении результатов деятельности человека, облегчении его реакций в условиях, когда он взаимодействует с другими людьми. Такого рода гетерогенность диапазона профессиональных функций обусловлена, с одной стороны, объемом социального запроса, а с другой стороны – дефицитом высококвалифицированных социальных работников. На этом основании перечень профессиональных функций специалиста по социальной работе нужно рассматривать скорее как некую идеальную модель, а не обязательный перечень требований к качеству подготовки специалиста. При исполнении своих профессиональных функций социальные работники заняты разными видами деятельности. Их работа может характеризоваться тремя подходами при решении проблем клиента: Воспитательный подход - специалист по социальной работе выступает в роли учителя, эксперта, консультанта; обучает умениям, навыкам решать проблемы, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения. Фасилитативный подход - играет роль помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности, когда ей самостоятельно с этим справиться трудно. Деятельность специалиста по социальной работе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов. Адвокативный подход -применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. В зарубежной практике функции социального работника более строго дифференцируются и квалифицируются (административные, организаторские, индустриальные, клинические), что позволяет более полно отражать специфику социальной деятельности, а также при ориентации специалистов на какую-то функцию (при обязательном знании других) создавать условия для более квалифицированной подготовки к конкретной работе. Важной особенностью социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, является ее посреднический характер. Элемент посредничества в социальной работе оказывается не периферийным, а центральным. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда он не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Своим участием социальный работник активизирует волю обратившегося за помощью и побуждает встречную волю инстанций войти в положение человека. Основными направления посредничества в деятельности специалиста по социальной работе может стать посредничество между клиентом и различными социальными институтами; между клиентом и другими специалистами; между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между клиентом и семьей. В результате посредничества социальны работник, с одной стороны, содействует эффективной адаптации клиента в социуме, с другой стороны - процессу гуманизации социума, преодолению его отчуждения от забот реальных людей. Посредническая функция будет выполняться эффективно, если специалист по социальной работе соблюдает следующие условия: понимает проблему клиента; способен адекватно выражать и представлять жизненные проблемы клиента; знает ресурсные возможности различных учреждений, смежных специалистов, а также клиента; между различными специалистами имеет место взаимопонимание и стремление к эффективному сотрудничеству; готовность социального работника стать необходимым «переводчиком»; делегирование специалисту по социальной работе представительских полномочий со стороны клиента, государственных организаций и учреждений; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; доверие сторон посреднику, что зависит от его профессионализма. Специфические особенности социальной работы как профессиональной деятельности могут быть раскрыты через анализ ролей, которые выполняют работники социальных служб в процессе своей практической деятельности. Профессиональная роль выступает как совокупность осуществляемых в профессиональной деятельности функций. На этом основании можно выделить специфические направления социальной работы (супервизорство, управление, вмешательство, посредничество), связанные с особыми умениями и личностными возможностями работника. При таком подходе подготовка специалистов, особенно их специализация, будут ориентированы не только на тип социального учреждения (служба занятости, территориальный центр социального обслуживания населения, реабилитационный центр), но и на характерные для конкретного вида социальной деятельности профессиональные роли. И.А. Зимняя предлагает выделять в социальной работе любого профиля следующие профессиональные роли: 1) роль «учителя» – социальный работник обучает клиентов рациональным навыкам поведения, общения, деятельности, помогает устанавливать обратную связь, применяя ролевые игры, обучает социальным технологиям (воспитательная функции социальной работы); 2) роль «помощника» - социальный работник интерпретирует поведение клиентов, обсуждает с ними альтернативные направления действия, объясняет ситуации, подбадривает и нацеливает на мобилизацию внутренних ресурсов (фасилитативная функция социальной работы); 3) роль «адвоката» – специалист по социальной работе подбирает документально обоснованные факты для усиления аргументации с целью защиты клиента, активно использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения (правозащитная функция социальной работы); 4) роль «практического психолога»—социальный работник осуществляет различные виды консультирования и коррекции межличностных отношения с целью повысить социальную адаптацию клиентов в трудной жизненной ситуации. Совокупность осуществляемых функций, а не только место индивида в системе объективных социальных отношений, обуславливают следующие уровни профессиональной деятельности социального работника: практическая социальная работа с клиентом; организация и координация этой работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальной службы, района, региона; супервизорство в социальной работе; исследование в социальной работе. Исходя из этих уровней выделяют следующие профессиональные роли специалиста по социальной работе: практический социальный работник; администратор- управленец, действующий в учреждениях разных типов и на разных уровнях, работающий не только с людьми, но и с социальными институтами, организующий командную деятельность не только непосредственно, но и опосредованно; роль преподавателя, которая отличается большим разнообразием – от университетского профессора до тренера, инструктора практики; роль супервизора, в которой специалисты могут выступать постоянно или в качестве временного дополнения к другим своим ролям (супервизор выступает наставником, консультантом, советчиком, контролером, а иногда и организатором практики для лиц, обучающихся социальной работе); исследователь. Все профессиональные роли предполагают наличие у специалистов по социальной работе специфических способностей, так как каждая роль определяет приоритетную ценность. Например, для организатора и управленца – это умение обеспечить посредничество между семьей и государством. В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника (Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой.-М.,1997): Определитель клиента: устанавливает людей, группы, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Менеджер информации: классифицирует, анализирует полученные данные о клиентах. Цель – помочь в принятии решений для действий. Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиентов. Цель – скоординировать работу социальных служб. Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя человеками, индивидом и группой, двумя группами. Цель – снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно. Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель- объединение усилий клиентов в решении проблем. Адвокат: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель – повысить качество обслуживания, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы. Учитель: передает людям информацию и знания. Цель - помощь людям в развитии умений самостоятельно решать свои проблемы. Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель – психолого-педагогическая поддержка клиентов. Проектант сообщества: помогает в планировании групп, агентств, служб; разработке и реализации программ их деятельности. Цель – программирование социальной работы. Консультант: оказывает помочь другим социальным работникам или службам. Цель – помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов. Администратор: обеспечивает организаторскую и финансовую помощь учреждениям или сообществу. Цель – принятие управленческих решений. Универсализм социальной работы имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Специалист по социальной работе не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те не могут подменить или заменить его. Поэтому еще одной принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий. Вместе с тем оно не нацелено на насильственное их присоединение к ней. Акцент делается на взаимный обмен информацией, инструментарием, технологиями. Отличие профессионального социального работника от педагога, психолога состоит в том, что психолог имеет дело с психикой человека, социолог- с его социальными отношениями, медик – с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист – с его правовым поведением, то есть каждый из этих специалистов подходит к человеку с какой-то одной стороны, социальный работник воспринимает клиента как целостного индивида, в единстве его различных сторон.
Вопросы для обсуждения: 1. Раскройте сущность понятия «профессия» и охарактеризуйте основные признаки профессии. 2.Дайте определение социальной работы как профессиональной деятельности. 3.Охарактеризуйте сферы профессиональной социальной работы. 4.Проанализируйте подходы к определению ролевого репертуара специалиста по социальной работе. 4. В чем заключается посреднический характер социальной работы? Каковы условия посредничества.
Литература:
1.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.2, 2.Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004 3.Образовательный стандарт. Высшее образование. Специальность Г.08.02.00 «Социальная работа».- Мин.Обр. РБ, 2000 4. Социальная работа:теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава 1 5.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 2. 6.Социальная работа: Учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.- Глава 2. 7.Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005 8.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 4, 18 9. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 2.
ГЛАВА 4. ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.34.62 (0.009 с.) |