Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специалиста по социальной работеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сегодня специалисты по социальной работе решают разноплановые вопросы в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с общностями. Одних социальных работников волнует решение таких проблем как насилие в семье, других подростковая и молодежная девиация, третьих - оказание социальной помощи и поддержки пожилым и одиноким людям. Специалист по социальной работе может выполнять возложенные на него должностные обязанности и реализовывать профессиональные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений, так как именно они дают ему право работать с людьми. Знания социального работника в области социальных и психолого-педагогических дисциплин одновременно должны быть широкими и глубокими, поскольку ему придется опираться на методы и технологии различных профессиональных сфер в силу интегративного характера социальной работы и в зависимости от конкретной ситуации, в которой придется действовать, чтобы оказать квалифицированную социальную помощь и поддержку. Они выполняют функции формирования социального работника как субъекта познания, общения и труда; воспитывают у него ценностное отношение к людям, миру и деятельности; служат развитию природных задатков специалиста. Профессиональные знания – являются источником уверенности специалиста по социальной работе в его праве влиять на других людей, оказывать им поддержку, помощь, осуществлять их социальную защиту. Они важны для: реализации межличностных отношений в системах «клиент- социальный работник», «социальный работник- семья» и др.; осуществления дифференцированного подхода к клиентам; оказания помощи клиентам в зависимости от их проблем (семейные конфликты, работа по реабилитации инвалидов, работа с пожилыми людьми и т.д.); организации, управления деятельностью социальных служб; решения вопросов, связанных с социальной защитой клиента и т.д.. Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знаниями достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях; о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру. Специалист по социальной работе должен знать различные социальные системы, такие как семья, группа, институты социального обеспечения и социальной защиты; иметь представление о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам; окружающую среду во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных; знать онтогенез и филогенез человека, психосоциальное развитие; знать процесс помощи, его технологии. Знания в различных областях как условие помощи клиенту отдельные зарубежные исследователи, как отмечает М.В. Фирсов, рассматривают в следующей последовательности: 1.Широкая и свободная база для профессиональной деятельности и творчества, так как знание разнообразных социальных наук дает объяснение природы и общества как условиям существования человека. 2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях дает возможность специалисту осознать особенности личности: когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях. 3.Практические теории, рассматривающие процесс помощи, соответствующие стратегии, способы вмешательства в ситуацию. Эти знания обеспечивают возможность социального обслуживания населения на высоком уровне. 4.Специальные знания деятельности, направленные на помощь особым группам и клиентам, находящимся в сложной жизненной ситуации. Российский ученый М.Сипорин выделяет такие группы знаний необходимых в социальной работе: 1. Теории личности. 2. Социальные теории групп, общества, институтов. 3. Теории социального обслуживания. 4. Теории практической социальной работы. Все эти теории плюс теории социального обеспечения, теории культуры, экономики, экосистемы и политической системы являются базой знания, позволяющих социальному работнику осуществлять свою деятельность на всех ее уровнях. Интересным представляется подход к группированию знания в социальной работе за рубежом. Так, профессиональные стандарты социальных работников в США требуют от специалиста социальной сферы наличия следующих групп теоретических знаний:1) профессиональные знания, включающие в себя знания о социальной политике, социальном обеспечении, роли социального работника в проведении социальной политики на местах; знания о поведении человека и его развитии, о культурных ценностях и нормах; знание методов практической социальной работы; 2) практические знания к которым относят знания о различных факторах (психологических, социальных, экономических, биологических), влияющих на изменение поведения человека; знания о психоанализе, психиатрии, рациональной терапии и др.; 3) знания о клиенте: о ценностных, нравственных проблемах клиента, специфике его социального развития; 4) знания, необходимые для работы в агентстве; 5) операциональные знания - специфические знания в социальной работе, отражающие технологию процесса помощи. Делятся на имплицитные знания, связанные с эмпирическим опытом социального работника, его индивидуальной профессиональной подготовкой и процедурные, которые предполагают не только перевод теоретических знаний в профессиональные умения, но и в принципы, стратегии интервенций, в зависимости от запроса клиента. Что касается отечественной социальной работы, то требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалистов в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте по социальной работе (Минск, 2002). Они представлены несколькими группами: 1).Общие требования к специалисту. Так, специалист по социальной работе должен иметь высокий уровень гуманитарных, социальных, общенаучных, общепрофессиональных, специальных знаний, необходимых для присвоения ему соответствующей квалификации, и при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность в системе социальной защиты, помощи и поддержки. Имея фундаментальную научную, методическую и практическую подготовку, специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социальной и экономической жизни общества, знать место и роль в ней своей профессии. Специалист должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме необходимым для исполнения своих профессиональных обязанностей. 2) Общие требования к знаниям специалиста. Специалист, имеющий квалификацию «специалист по социальной работе» должен знать: основы гуманитарно-социальных дисциплин, включая философию, историю Беларуси (в контексте мировой цивилизации), культурологию, экономическую теорию, политологию, социологию, основы права, эстетику, логику, религиоведение, права человека; общенаучные и общепрофессиональные дисциплины, создающие фундамент теоретических знаний по профессии в смежных областях, включая педагогику, психологию, белорусский язык, иностранный язык, культуру речи, основы валеологии и школьной гигиены, основы медицинский знаний, экологию, основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства, отечественную и мировую литературу; специальные дисциплины, создающие теоретическую базу знаний и практических навыков по специальности: социальная политика, прикладная социология, история отечественной и зарубежной социальной работы, введение в специальность, теория социальной работы, этика социальной работы, феминология, виктимология, социальное проектирование и прогнозирование, социальная геронтология, социальная экология, семьеведение, социальная антропология, социальная статистика, технология социальной работы, социальная коррекция и реабилитация, социальная психология, психодиагностика, методология и методы исследований в социальной работе, правовые основы социальной работы, социальная демография, современные социальные службы, менеджмент и маркетинг социальной работы, занятость населения и ее регулирование, социокультурная деятельность, основы психиатрии, возрастная психология. 3) Общие требования к профессиональным умениям специалиста. 4) Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин: циклу гуманитарно-социальных дисциплин, циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, циклу специальных дисциплин. Рассмотрим требования к специалисту по социальной работе по циклу специальных дисциплин. Согласно Государственному образовательному стандарту специалист по циклу специальных дисциплин должен: иметь представление: - о социальной работе как науке, ее месте в системе социально-гуманитарного знания; - о современном состоянии развития социальной работы как науки и вида практической деятельности в Республике Беларусь; - о системе социальной защиты и социального обслуживания населения в Республике Беларусь; - о педагогике и психологии в обществе, государстве, системе человеческих отношений; - о правах человека как общечеловеческой ценности; - о месте и роли прав человека в жизни общества; - о международных стандартах и механизмах защиты прав человека; - о закономерностях формирования личности, в том числе имеющей отклонения в физическом и психическом развитии; - о месте культуры речи в профессиональной деятельности специалиста; - о роли специалиста по социальной работе в формировании мотивации к здоровому образу жизни, сохранении здоровья нации; - о месте и роли философии в жизнедеятельности человека; - об особенностях социальной работы с различными категориями населения; - о воспитательных возможностях социальной среды; - об особенностях социальной работы по месту жительства; - о структурных компонентах социальной работы как профессии; - о закономерностях развития профессионализма в социальной работе; - о структуре управления социальной работы; - о прогнозировании развития социальной работы в Республике Беларусь. - об этических стандартах социальной работы. знать и уметь: - знать специфику работы в различной социальной среде; - знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности; - знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов; - знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; - знать основы педагогики и ее социальных разделов; - знать формы, средства и методы педагогической деятельности; - знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения; - знать национальные особенности быть и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе; - знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану детства и материнства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; - знать порядок и организацию опеки и попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; - знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни; - знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, обслуживание людей пожилого и старческого возраста; - знать и уметь применять методы социальной статистики и статистические измерения в социальной работе; - знать и использовать в практической деятельности технологии социальной работы с пожилыми людьми, молодежью, безработными, семьями и детьми и т.д.; - знать основы менеджмента в социальной работе; - знать этические принципы социальной работы; - знать содержание основных разделов теории социальной работы как науки и учебной дисциплины; - знать категориальный аппарат социальной работы, ее закономерности и принципы; - знать теоретические основы технологий социальной работы с различными группами населения по месту жительства, на предприятиях; - знать теоретические основы социального управления, организации социальной работы с различными категориями населения; - знать историю становления этических традиций Беларуси и Руси, этические аспекты функционирования социальных служб, зарубежный и отечественный этические кодексы социальной работы. Профессиональные знания социального работника можно представить в виде определенной иерархии: 1. Теоретико-методологические 2. Методические знания 3. Прикладные. Успешность решения профессиональных задач, стоящих перед специалистом по социальной работе во многом будет определять уровнем его профессиональных умений. В Государственном образовательном стандарте выделены общие требования к профессиональным умениям специалиста. Так специалист, имеющий квалификацию «специалист по социальной работе» должен уметь: - ориентироваться в системе знаний о профессиональной сфере, сущности, содержании и структуре социальных процессов; - ориентироваться в системе знаний об истории и современных направлениях развития гуманитарно-социальных, естественных, психолого-педагогических наук и их методах; - выявлять индивидов, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья населения; - применять полученные знания в области социальной работы для решения конкретных задач помощи индивиду (группе, общности); - содействовать совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения; - проводить психолого-педагогическое и юридическое консультирование по вопросам семьи и брака, социальную работу с людьми девиантного поведения (алкоголиками, наркоманами, токсикоманами, представителями «группы риска» и т.п.); - наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методики; - выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; - организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве общественного защитника в суде; - участвовать в работе по созданию и повышению эффективности работы районных центров социальной помощи населению; - организовывать и координировать работу по социальной адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений; - работать с научной, учебной, научно-популярной и справочной литературой по социальной работе и истории ее становления и развития; - формулировать основные социальные законы и закономерности, анализировать их структуру и особенности, раскрывать динамику развития, роль и место в научном познании, в решении задач социальной работы; - работать в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; - вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности; - на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере профессиональной деятельности; - уметь анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем; - применять технологии социальной работы с различными категориями населения по оказанию социальной помощи и поддержки; - применять на практике принципы и стандарты этики социальной работы; - приобретать новые знания, используя современные информационные технологии; - анализировать, обобщать и применять передовой опыт социальной работы; - вести лекционную и пропагандистскую работу. - оказывать первую медицинскую помощь; владеть: - основными категориями и понятиями социальной работы; - культурой профессиональной полемики и аргументации; - пониманием социально-политического развития Республики Беларусь; - навыками толерантности и веротерпимости; - системой научных знаний и методов в сфере организации экспериментальной и исследовательской деятельности в области социальной работы; - методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования; - основами социологического анализа; - элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения социально-педагогических задач; - процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы; - методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований; - способами отбора технологий социальной работы для достижения поставленных целей и задач; - коммуникативными умениями и навыками; - технологией профессионального самовоспитания и самообразования; - методами и методиками изучения клиента; - способами отбора, систематизации и анализа социально-педагогической информации. иметь навыки: - работы с книгой, учебниками, учебными пособиями и другими источниками информации; - самообразования и повышения квалификации; - философско-мировоззренческой толерантности; - межкультурной коммуникации и диалога; - адаптации специальных знаний к конкретной социально-педагогической ситуации; - обоснования своего варианта решения проблемной ситуации клиента; - аргументированного диалога в соответствии с логико-этическими нормами и требованиями; - норм и требований профессиональной этики; - делового и профессионального общения; Профессиональные умения специалиста по социальной работе можно сгруппировать и выделить их следующие виды (по Р.А. Овчаровой): 1) Аналитические умения - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на клиента; анализ состояния клиента и его окружающего социума, вычленение проблемы клиента, анализ совместной деятельности по разрешению проблемы. 2) Прогностические умения - прогнозирование решения проблемы клиента посредством вовлечения его в специально организованную деятельность с учетом возникшей проблемы. Предполагают выдвижение цели, задач деятельности, отбора способов достижения цели, предвидение результатов, учет возможных отклонений от достижения цели, определение этапов деятельности. 3) Проективные умения – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. 4) Коммуникативные умения - владение культурой межличностного общения: умение выслушать других с пониманием и целенаправленно; умение обсуждать острые проблемы в позитивно эмоциональном настрое. 5) Рефлексивные умения—самоанализ собственной деятельности, осмысление положительных и отрицательных сторон, полученных результатов. 6) Организаторские умения –организация и координация разнообразных видов деятельности, влияние на взаимодействие клиента с разнообразными учреждениями и благотворительными организациями. 7) Гностические умения - умение добывать знания из различных источников. Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специализации и определяются учебным планом вуза.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.79.146 (0.012 с.) |