Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональное воспитание специалиста по социальнойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работе.
Процесс становления специалиста – сложный, непрерывный процесс проектирования личности. Неотъемлемой частью этого процесса является осведомленность личности о своей будущей профессии, которая способствует развитию активности студента, формированию мотивационной установки в профессиональном обучении. По Зееру Э.Ф. путь к профессионализму включает в себя 5 стадий: --«оптация» –(от лат. желание, избрание) – формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; --«профессиональная подготовка»—формирование профессиональной направленности (включает в себя мотив выбора профессии, осознанность значимости профессии, способность и готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность профессией), а также системы знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач; --«профессиональная адаптация» – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональных задач; ---«профессионализация»—формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально-значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности; --«профессиональное мастерство» -полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности. Успешность профессионального становления специалиста определяют все перечисленные выше стадии. Однако среди них первостепенное значение принадлежит профессиональной подготовке и профессиональному воспитанию будущего социального работника в условиях высшего учебного заведения. Профессиональное воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах как: а) функцию трудовой и общественной жизни; б) функцию учебного заведения, которое должно создать благоприятные условия для решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, в частности социальных работников. Эффективность профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущего специалиста определяются принципами, которые положены в основу этих процессов. По мнению ряда российских исследователей (М.В. Фирсов, Н.А. Рыбакова, В. Бочаровой и др.) профессиональное воспитание и подготовка (обучение) должны базироваться на личностно-ориентированном подходе, что предполагает: свободу выбора каждым студентом собственной «траектории» получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного и интеллектуального развития; создание в учебном заведении обучающей и воспитывающей среды, способствующей культурному и творческому развитию индивидуальности студента; создание условий для адекватного оценивания личностного и профессионального становления будущих специалистов: выбор таких методов и технологий обучения, которые позволяют сформировать в структуре деятельности студентов черты будущей профессиональной деятельности; разработку программ довузовской профориентационной подготовки. Как и воспитание в целом, процесс профессионального воспитания специалиста характеризуется рядом особенностей: непрерывностью, последовательностью, целостностью, неоднозначностью результатов, этапностью (стадийность). Так, профессиональное воспитание включает в себя следующие стадии: профориентация, завершающаяся выбором профессии; овладение профессией (профессиональное обучение); начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации (профессиональное самообразование и самовоспитание). Из анализа этих этапов следует, что воспитательная задача учебного заведения заключается не только и не столько в обучении, воспитании и развитии будущего специалиста, сколько в превращении процесса образования в процесс самообразования, самовоспитания и самообучения. Задачами профессионального воспитания специалиста в условиях вуза являются: 1.Формирование профессиональной позиции (мировоззрения специалиста), ценностного отношения к избранной профессии; 2. Профессиональное самоопределение (самопознание, осознание своих потребностей, определение жизненных целей и жизненных смыслов, обретение социально-профессионального статуса); 3. Принятие профессиональных норм и обязанностей, освоение психолого-этических норм профессии. К.Роджерс, представитель гуманистической психологии, основоположник целенаправленного конструирования процесса обучения «центрированного на ученике» (личностно - центрированное обучение), отмечал, что обучение и воспитание (это вполне применимо и к профессиональному обучению и воспитанию) должно способствовать развитию таких качеств как: умение решать проблемы и принимать решения; способность общаться с людьми; уверенность в себе; настойчивость в достижении цели; способность самоуправления своим поведением; критичность мышления; формирование «Я - концепции» специалиста. Несомненно, что наличие активной жизненной позиции, уверенность в себе, собственных силах, настойчивость в достижении целей являются базовыми характеристиками личности компетентного и успешного социального работника. Исходя из этого, очевидно, что профессиональное воспитание должно базироваться на принципах: 1. Творческого саморазвития личности. 2. Самопознания. 3. Приоритета практической направленности обучения. 4. Сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов как творческих и саморазвивающихся личностей. 5. Дифференцированного подхода. 6. Историзма. Основными механизма профессионального воспитания и развития обучаемых выступают: индивидуальное и дифференцированное обучение, включающее использование индивидуальных нормативов, усиление положительных мотивов учения, активизация творческого потенциала обучаемых, стимулирование потребности в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.
Вопросы для самоконтроля:
1.Каково содержание понятия «профессионализма» в социальной работе? Проанализируйте различные подходы к трактовке данного понятия. 2.Какие факторы определяют сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе? 3.Какова структура профессионализма в социальной работе? 4. Охарактеризуйте показатели профессионализма. 5.Что вы понимаете под профессиональным мастерством? Каковые его компоненты? 6.Что вы понимаете под профессиональным призванием? 7.Покажите роль и значение профессионального воспитания в профессиональном становлении специалиста по социальной работе.
Литература: 1. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога / Бел.фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», Академия последипломного образования. – Мн., 2001 2.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.27 3. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004 4.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 5. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава Х 6.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 2. 7.Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005 8.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 19 9.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 2. 18, 19 ГЛАВА 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ 6.1. Профессиональная подготовка социальных работников за Рубежом. В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции. Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые остро встали уже в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотреть по–иному на социальные службы, помогавшие преимущественно беднякам. Проблемы помощи индивиду, конкретной семье стали рассматриваться с научной точки зрения. Стало очевидным, что для улучшения и совершенствование работы социальных служб на высоком профессиональном уровне необходимы квалифицированные специалисты. Так, первые курсы по подготовке социальных работников были основаны в конце 19 в.. До начала Первой мировой войны обучение социальной работе велось в Австрии, Франции, Германии, США, Швеции, Швейцарии и в Соединенном Королевстве. Как правило, учебные заведения, осуществляющие подготовку социальных работников, создавались различными благотворительными организациями. В 1896 г. в Англии, Обществом организации благотворительности были созданы первые курсы по подготовке к социальной работе, а в 1898 году Нью-Йорское Благотворительное общество профинансировало 6-недельную программу подготовки социальных работников. Аналогичные программы получили реализацию и в других городах США. Нью-Йорская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров впоследствии стала Школой социальной работу Колумбийского университета. А спустя 6 лет, т.е. в 1904 году в Нью-Йорке был открыт одногодичный курс обучения социальной работе. Первые программы основное внимание уделяли вопросам содержания предметов, соотношения теоретических и практических знаний, развитию образовательных стандартов. В течение 1904-1907 гг. в США, программы социальной работы начали активно вливаться в университетские программы. К концу первой мировой войны в США существовало 17 университетских программ социальной работы. В 1927 году организована Ассоциация школ социальной работы, цель которой в тот период заключалась в объединении преподавателей и студентов различных университетов.
В Германии профессиональная подготовка социальных работников берет свой отсчет с 1893 год, когда Жанетт Шверин организовала набор на курс «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы».Спустя 6 лет, в 1899 году Алиса Соломон учредила одногодичную программу подготовки социальных работников. Профессия социальная работа в Германии возникла как сугубо женская. Несколько по-иному складывались традиции профессионального обучения социальной работе в Голландии. Так, в 1899 году в Амстердаме открывается институт развития социального благосостояния, который предлагал двухгодичную подготовку, причем как женщинам, так и мужчинам. Осознание того, что для социальной работы нужны квалифицированные кадры, привело к открытию целого ряда социальных школ во многих зарубежных странах в начале ХХ века. 1905 год в Ганновере / Германия / по инициативе протестантской церкви открывается первая женская школа по социальному обеспечению, а в 1908 году в Берлине Алисой Соломон учреждается женская школа социальной работы с двухгодичной программой. Данная школа послужила образцом для создания аналогичных школ по всей Германии. В 1903 году в Англии Общество благотворительных организаций основало школу социологии, которая в 1912 году была объединена с Лондонской Школой экономики и преобразована в Департамент социальных науки и управления. В послевоенный период в Англии одно-двухгодичные курсы социальной работы были организованы в университетах и других высших учебных заведениях. Перед первой мировой войной подготовка социальных работников велась только в 7 странах мира. По ее окончании число стран, осуществляющих обучение профессиональной социальной работе, увеличивалось с каждым годом. Официально обучение социальной работе начинается в период между мировыми войнами в Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии. В 1928 году такие школы появляются в Италии, а в 1930 году - Норвегии, Чили. В 30-ые годы наблюдается тенденция роста числа стран, осуществляющих подготовку социальных работников: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция. Нужно отметить, что обучение социальной работе имело место не только на Западе и США, но и в таких странах как Индия, Египет. После Второй мировой войны пределы обучения социальной работе были сильно расширены, согласуясь с расширением идеи государства всеобщего благоденствия. Во второй половине ХХ века обучение социальной работе ведется как в школах социальной работы, которые являются подразделениями университетов (как в США) и готовят социальных работников со степенью бакалавра, магистра или доктора. Сегодня в США функционируют университеты, предлагающие обучающимся программу либо бакалавра, либо доктора, либо магистра, а также есть университеты аккредитованные для выдачи сертификатов все трех уровней. В ведущих университета США, таких как Католический в Вашингтоне, Колумбийский в Нью-Йорке, Бостонский, Калифорнийский готовят специалистов в области социальной работы. Для официального разрешения той или иной программы необходимо согласие Совета по вопросам обучения социальной работе, который является структурным подразделением Национальной Ассоциации социальной работы. В Германии в настоящее время профессионалы социальных служб готовятся в институтах различных типов. Персонал для детских садов, молодежных центров, для надомной опеки за малышами готовится на среднеобразовательном уровне в профессиональных, специализированных школах. Социальные работники, как и педагоги обучаются в колледжах-институтах, которые принадлежат к системе высшего образования. Курсы подготовки социальных работников и социальных педагогов предлагают также и некоторые университеты Германии. Нужно отметить, что университеты и колледжи Германии обладают высокой степенью независимости, что позволяет им автономно решать вопросы учебных программ, учебных планов, набора студентов. Квалификация, статус, оклад преподавательского состава устанавливается федеральным законодательством. В университетах требуется, чтобы профессора имели докторскую степень. Значительная часть преподавателей университетов в области социальных наук не имеют практического опыта работы. Колледжи социальной работы требуют в основном докторскую степень и практический опыт работы для зачисления в штат профессуры. Нужно отметить, что термин «социальная работа» как юридическое обозначение профессии получил развитие в Германии с 1959 года, когда были созданы первые высшее школы социальной работы. Он заменил прежние термины - «работник сферы социального обеспечения», «работник благотворительного учреждения»», «народный опекун». В 1980 году в Германии утвержден Закон «О высшей школе». И только после этого стало употребляться наименование—«дипломированный социальный работник». Сфера деятельности социального работника в Германии охватывает государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопомощи. В качестве приоритетных направлений социальной работы в Германии являются социальная помощь семье, отдельным индивидам, группам; работа в приютах; работа с иностранными гражданами; работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми; работа с престарелыми, инвалидами, больными; психиатрическая социальная работа; охрана здоровья. Большой опыт и традиции профессионального обучения социальной работы накоплены в Великобритании. В 1970 году создается единый центр координации и управления образованием в области социальной работы: Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников (ЦСОППР, который свою деятельность осуществляет через взаимодействие с государственными, общественными и частными организациями, такими как Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и др. 1970/71 год стал переломным в подготовке социальных работников, так как в 1971 году был принят «Закон о социальных службах при местных органах власти», согласно которому все узкопрофильные курсы были реорганизованы в общие, так как пытались за 2 года обучить студентов методам работы с разными группами населения. В настоящее время обучение социальной работе в Великобритании осуществляется в университетах, а также в других высших учебных заведения, в частности – политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше, чем средние университеты других европейских стран. Это сказывается на приеме на курсы социальной работы. В год, как правило, принимается около 25 слушателей. Система подготовки и обучения социальной работе финансируется и поддерживается муниципальными советами, местными советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами. С 1987 года необходимым условием для принятия на работу по специальности социальная работа, в Великобритании стало наличие квалификации в социальной работе - аттестата или диплома, присуждаемого ЦСОППР. Наиболее признанным и распространенным сроком обучения и подготовки социальных работников считается 2 года. Двухгодичная подготовка социальных работников осуществляется университетами, политехническими институтами, колледжами. Право на обучение в 2 года имеют выпускники колледжа, имеющие диплом по любой специальности, степень бакалавра в общественных науках (это требуют отдельные учебные заведения). После завершения обучения студенты приобретают лишь квалификацию в патронаже, ученая степень не присуждается. Более весомой формой организации обучения социальных работников являются 4-х годичные курсы, после которых, обучающиеся получают не только квалификацию, но и степень бакалавра в общественных науках. Учебные заведения, занимающиеся обучением социальных работников, не готовят из них специалистов широкого профиля. Университеты, колледжи, политехнические институты имеют свои специфические программы подготовки, которые обуславливаются конкретными объектами патронажа: дети, подростки, заключенные правонарушители, больные люди, престарелые, соседские общины и т.д. Серьезное внимание в Великобритании уделяется вопросу профессионального отбора желающих поступить на курсы социальной работы. При отборе кандидатов приемные комиссии руководствуются следующими критериями: академическими, возрастными, наличием опыта социальной работы. Не последнюю роль играют индивидуально-психологические личностные особенности поступающих, которые позволяют выявить степень их профессиональной пригодности для социальной работы. Критериями профессиональной пригодности являются уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция и самодисциплина, умение четко мыслить, способность проявлять терпение и переносить большие моральные затраты. Необходимым условием для окончательного отбора кандидатов, прошедших испытания является их обязательное участие в групповой дискуссии по проблемам социальной работы под руководством практического преподавателя, или преподавателя колледжа, университета. Главная проблема обучения социальной работе в Великобритании –недостаточная продолжительность срока обучения –от 1 года до 4 лет.
Общие тенденции в подготовки социальных работников за рубежом: n Мировой опыт подтверждает, что у социальной работы «женское лицо». Большинство студентов обучающихся по специальности социальная работа в колледжах, университетах, лицеях составляют женщины (здесь сказалась традиция – ведь социальная работа возникла и получала свое первоначальное развитие как сугубо женская профессия). Однако, в некоторых странах (Турция, Нидерланды, некоторые школы Югославии) число женщин и мужчин в составе студенчества приблизительно одинаковое. А вот во Франции, Греции, Финляндии, Италии, Испании мужчин очень мало (около 10%). В США почти 80% окончивших учебные заведения по специальности «социальная работа»- женщины. n В большинстве европейских стран один студент, обучающийся социальной работе, приходится где-то на 15000 населения (данные за 1991 г.). n Социальная структура студенчества неоднородна. И все-таки % студентов из семей рабочего класса выше, чем студентов из состоятельных семей. n Преподавательский состав представлен академическими социальными работниками, социальными учеными, а также активными профессионалами (практиками) в социальной работе. Среди преподавательского состава также преобладают женщины. n В учебных планах около 30-40% учебного времени отводится на практическую подготовку. Так на факультете социальной работы Стокгольмского университета практическая подготовка социальных работников осуществляется в 2 этапа (3 и 6 семестры). В 3 семестре на практику отводится 15 недель, а в 6 семестре – 20 недель (весь семестр). Основные модели практического обучения социальных работников, получивших развитие в настоящее время, классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом: 1. «Модель личностного роста и развития». Основана на использовании терапевтических моделей практики в социальной работе. Студент становится как бы «клиентом» супервизора. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы с клиентом. Для супервизора более важным представляется сам процесс обучения, чем его результат. 2.«Ученическая модель». Ученик наблюдает за профессиональной работой опытных специалистов в области социальной работы. Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение осуществляется в процессе реальной практической деятельности, путем наблюдения студента за практической работой супервизора и копировании модели и стиля его деятельности. Для супервизора важны и процесс и результат практики. 3.«Управленческая модель». Отношение к студенту-практиканту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, социальной службы. Функция руководителя практики: управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков. Критерии оценки практики соотносятся с политикой агентства, среди которых главный – результат работы с клиентом. От практиканта требуется строгое соблюдение режима, правил, инструкций. 4.«Модель структурированного обучения». Базируется на применении учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. В процессе практики применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные, в частности обучение «в команде». В ходе практики важным представляется и приобретение профессиональных навыков, и усвоение ценностные основ работы студентов. Студент работает под непосредственным наблюдением и руководителем практики. В последние годы все большую популярность в практическом обучении социальных работников приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность. n Методические и практические вопросы обучения социальной работе разработаны на более высоком уровне, чем теоретические аспекты подготовки специалистов в области социальной работы. n Подготовка социальных работников имеет многоуровневый характер и различные формы (курсы, школы, колледжи, институты, университеты), которые имеют различие в содержании и структуре учебных курсов. Так, в Германии в школах социальной работы предлагаются три типа учебных программ: 1.Социальная работа, ориентированная на традиционные направления социальной политики в учреждениях. 2.Социальная педагогика, направленная на работу с молодежью в общинах, на другие образовательные задачи вне школы. 3.Учебные программы объединяющие элементы как социальной работы так и социальной педагогики. Общими содержательными элементами разных учебных программ являются: --социальная работа и социальная педагогика: история, теория, организация и институты, методы; --социальные науки: социология, социальная политика, политические науки, экономика, статистика, эмпирические социальные исследования; --психология/ педагогика: прогрессивная психология, терапевтические методы, теория социализации, теория и практика образования; --здоровье: оказание медицинской помощи, медицинское обследование; --юридическое и общественное управление: законодательство в отношении семьи, молодежи, социального обеспечения, социальных гарантий, труда; --музыка, драматургия, спорт, искусство, средства массовой информации. Многие учебные программы серьезное внимание уделяют языковой подготовке, предлагая изучение английского, испанского, французского языков. Объясняется это большим притоком эмигрантов в страну. Продолжительность академической подготовки в школах 3 года, а практической около 1 года. В США учебные программы бакалавра, магистра, доктора социальной работы имеют свои особенности в содержательном плане и в сроках обучения. Так, степень бакалавра социальной работы можно получить в школах социальной работы Продолжительность обучения в этих учебных заведениях 4 года. Задача всех образовательных программ по социальной работе в США – готовить выпускников к практической работе с различными группами населения и типами клиентов. В учебный план подготовки социальных работников в учебных заведениях рекомендуется включать, как минимум, пять базовых профессиональных тем: 1)поведение человека и его социальное окружение; 2) политика и службы социального обеспечения; 3) практика социальной работы; 4) количественные и качественные методы в исследовании социальных проблем; 5) полевой практикум. Эти компоненты считаются обязательными в учебных планах всех школ социальной работы. Практические занятия на младших курсах составляют до 400 часов, на старших -–до 900 часов учебного времени. Они осуществляются в форме как прямого супервизорства в социальных агентствах, так и тьютерского варианта организации практических занятий. Для получения степени магистра социальной работы необходимо наличие степени бакалавра социальной работы и опыта практической работы в социальной сфере. Срок обучение продолжается 2 года, в течение которых углубленно изучаются специализированные предметы –социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология, методы социальной работы. Необходимым условием для получения докторской степени является исследовательская работа студентов, развитие научно-исследовательских навыков и получение глубоких теоретических знаний, а также степень магистра социальной работы. Обучения длится в течение 2 лет и заканчивается написанием и защитой докторской диссертации. n Подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется с учетом социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые и накладывают свой отпечаток на характер обучения (например сочетание конфессиональных и светских начал, приоритетность государственных или частных социальных служб). n Срок обучения социальной работе определяется предшествующим образованием, наличием опыта в социальной работе, семейными обстоятельствами, возрастам людей и может продолжаться от 1 до 4-5 лет. n Высокий уровень развития института супервизорства. Супервизор – специалист, с одной стороны способный эффективно руководить практикой, а с другой – выступает в роли посредника, связующего звена между базой практики и университетом.
6.2. Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе в Беларуси.
Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский педагогический институт имени А.М. Горького, ныне Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. В последующие годы сеть учебных заведений в системе высшего образования, осуществляющих подготовку профессиональных социальных работников значительно расширилась, причем как за счет государственных вузов, так и коммерческих. С 1997 года обучение социальной работе начинается на факультете социальная педагогика и психология Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. В настоящее время профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических вузах и др. высших учебных заведениях: Государственном институте управления и социальных технологий БГУ им. Ф. Скорины, БГПУ им. М.Танка, ВГУ им. П.М. Машерова, Белорусском государственном университете культуры (государственные учебные заведения), Институте современных знаний им. А.М. Широкова и его филиале в г.Витебске, филиале Московского государственного социального университета в г.Минске. К числу ведущих вузов, осуществляющих подготовку социальных работников следует отнести БГПУ им. М. Танка, Государственный институт управления и социальных технологий БГУ им. Ф.Скорины, ВГУ им. П.М.Машерова. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они основательно подошли к разработке учебных планов и программ; подготовили и издали учебные пособия по истории социальной работы в Беларуси, теории социальной работы; огромное внимание уделяют практической подготовке будущих социальных работников; в наибольшей степени использовали зарубежный опыт в области подготовки профессиональных социальных работников. В целом можно выделить несколько уровней подготовки кадров, в т.ч. и по социальной работе: 1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием могут работать в отделениях по обслуживанию больных, престарелых, одиноких граждан. Это хорошая возможность проверить свою профессиональную пригодность и убедиться в правильности выбора профессии. К сожалению данный уровень подготовки социальных работников не получил пока должного развития в нашей Республике. 2.Обучение в средних специальных учебных заведениях. Так, подготовку социальных работников среднего звена осуществляют Витебское ПТУ № 96., Полоцкое ПТУ № 66. После их окончания выпускники могут работать в системе социального обслуживания населения социальными работниками. Направление и содержание работы определяется социально-бытовой функцией (оказание социальной помощи, осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения). 3. Обучение в институтах, университетах, отраслевых вузах на дневных или заочных отделения. Вузы готовят специалистов по социальной работе. Продолжительность обучения 4-5 лет. 4. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб, так как функционирующие в республике Территориальные центры социального обслуживания населения и другие социальные службы укомплектованы, как правило, специалистами, не имеющими профильного образования. В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную сферу инженера, врачи, педагоги, но профессорско-преподавательские кадры вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе. В Беларуси создано (1992 г.) профессиональное объединение специалистов по социальной педагогике и социальной работе—Белорусская Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, которая с 1996 года является единственным представителем РБ в Международной федерации социальных работников, объединяющей более 60 ассоциаций социальных работников различных стран. Цель деятельности Ассоциации социальных педагогов и социальных работников – консолидация усилий, направленных на улучшение условий жизни человека в обществе, содействие развитию системы служб социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в РБ. Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания специалиста по направлению 1-86.01.01 «Социальная работа». В соответствии с Государственным стандартом усилиями вузовских коллективов разрабатываются новые учебные планы, обновляются учебные программы, разрабатываются модели практической подготовки специалистов. В этом плане для белорусских ученых интерес представляет модель подготовки социальных работников, предложенная И.А.Зимней (Россия), которая базируется на следующих основных положениях: 1. Подготовка специалистов в области социальной по ступеням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, самообучение и саморазвитие. 2. Подготовка специалистов – сложная многоаспектная деятельность, главным субъектом реализации которой выступают вуз совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами. 3.Подготовка специалистов в области социальной работы сложная многоуровневая деятельность. Первый уровень – ориентировочно-исследовательский, целью которого является знакомство с субъектами, содержанием, направлениями, технологиями будущей профессиональной деятельности. Он представлен семью блоками: 1 блок предполагает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы как профессиональной деятельности; 2 блок предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов самой социальной работы и процесса подготовки к ней в вузе; 3 блок реализуется на основе объективной оценки и прогностического анализа социальной ситуации, а его содержание составляют определение социального заказа, квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника; 4 блок направлен на разработку новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода; 5 блок включает профессиональный отбор студентов и преподавателей с учетом квалификационных требований к личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам;6 блок- это комплектование учебных групп и 7 блок профессиональной подготовки включает в себя организацию учебного процесса с обязательным учетом наличия таких компонентов как освоение знаний, практика, исследовательская работа и тренинги. Второй уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения. Сюда входят соотношение теоретического и практического компонентов обучения, взаимодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Данный уровень представлен еще тремя блоками: 8 блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и преподавателя; 9 блок направлен на обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, на формирование института супервизорства; 10 блок предполагает организацию обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся. Третий уровень – саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование специалиста. Он представлен одним блоком, который сориентирован на саморазвитие студентов. 4. Подготовка специалиста требует от него принятия этических стандартов и норм, следования им, а также формирование определенной с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.02 с.) |