Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное воспитание специалиста по социальной

Поиск

Работе.

 

 

Процесс становления специалиста – сложный, непрерывный процесс проектирования личности. Неотъемлемой частью этого процесса является осведомленность личности о своей будущей профессии, которая способствует развитию активности студента, формированию мотивационной установки в профессиональном обучении.

По Зееру Э.Ф. путь к профессионализму включает в себя 5 стадий:

--«оптация» –(от лат. желание, избрание) – формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

--«профессиональная подготовка»—формирование профессиональной направленности (включает в себя мотив выбора профессии, осознанность значимости профессии, способность и готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность профессией), а также системы знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

--«профессиональная адаптация» – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональных задач;

---«профессионализация»—формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально-значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

--«профессиональное мастерство» -полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

Успешность профессионального становления специалиста определяют все перечисленные выше стадии. Однако среди них первостепенное значение принадлежит профессиональной подготовке и профессиональному воспитанию будущего социального работника в условиях высшего учебного заведения.

Профессиональное воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах как: а) функцию трудовой и общественной жизни; б) функцию учебного заведения, которое должно создать благоприятные условия для решения задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, в частности социальных работников.

Эффективность профессиональной подготовки и профессионального воспитания будущего специалиста определяются принципами, которые положены в основу этих процессов. По мнению ряда российских исследователей (М.В. Фирсов, Н.А. Рыбакова, В. Бочаровой и др.) профессиональное воспитание и подготовка (обучение) должны базироваться на личностно-ориентированном подходе, что предполагает:

свободу выбора каждым студентом собственной «траектории» получения профессионального образования, соответствующего мировому уровню социального, культурного и интеллектуального развития;

создание в учебном заведении обучающей и воспитывающей среды, способствующей культурному и творческому развитию индивидуальности студента;

создание условий для адекватного оценивания личностного и профессионального становления будущих специалистов:

выбор таких методов и технологий обучения, которые позволяют сформировать в структуре деятельности студентов черты будущей профессиональной деятельности;

разработку программ довузовской профориентационной подготовки.

Как и воспитание в целом, процесс профессионального воспитания специалиста характеризуется рядом особенностей: непрерывностью, последовательностью, целостностью, неоднозначностью результатов, этапностью (стадийность). Так, профессиональное воспитание включает в себя следующие стадии: профориентация, завершающаяся выбором профессии; овладение профессией (профессиональное обучение); начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации (профессиональное самообразование и самовоспитание).

Из анализа этих этапов следует, что воспитательная задача учебного заведения заключается не только и не столько в обучении, воспитании и развитии будущего специалиста, сколько в превращении процесса образования в процесс самообразования, самовоспитания и самообучения.

Задачами профессионального воспитания специалиста в условиях вуза являются:

1.Формирование профессиональной позиции (мировоззрения специалиста), ценностного отношения к избранной профессии;

2. Профессиональное самоопределение (самопознание, осознание своих потребностей, определение жизненных целей и жизненных смыслов, обретение социально-профессионального статуса);

3. Принятие профессиональных норм и обязанностей, освоение психолого-этических норм профессии.

К.Роджерс, представитель гуманистической психологии, основоположник целенаправленного конструирования процесса обучения «центрированного на ученике» (личностно - центрированное обучение), отмечал, что обучение и воспитание (это вполне применимо и к профессиональному обучению и воспитанию) должно способствовать развитию таких качеств как: умение решать проблемы и принимать решения; способность общаться с людьми; уверенность в себе; настойчивость в достижении цели; способность самоуправления своим поведением; критичность мышления; формирование «Я - концепции» специалиста.

Несомненно, что наличие активной жизненной позиции, уверенность в себе, собственных силах, настойчивость в достижении целей являются базовыми характеристиками личности компетентного и успешного социального работника.

Исходя из этого, очевидно, что профессиональное воспитание должно базироваться на принципах:

1. Творческого саморазвития личности.

2. Самопознания.

3. Приоритета практической направленности обучения.

4. Сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов как творческих и саморазвивающихся личностей.

5. Дифференцированного подхода.

6. Историзма.

Основными механизма профессионального воспитания и развития обучаемых выступают: индивидуальное и дифференцированное обучение, включающее использование индивидуальных нормативов, усиление положительных мотивов учения, активизация творческого потенциала обучаемых, стимулирование потребности в постоянном профессиональном и личностном самосовершенствовании.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Каково содержание понятия «профессионализма» в социальной работе? Проанализируйте различные подходы к трактовке данного понятия. 2.Какие факторы определяют сущность и традиции развития профессионализма в социальной работе?

3.Какова структура профессионализма в социальной работе?

4. Охарактеризуйте показатели профессионализма.

5.Что вы понимаете под профессиональным мастерством? Каковые его компоненты?

6.Что вы понимаете под профессиональным призванием?

7.Покажите роль и значение профессионального воспитания в профессиональном становлении специалиста по социальной работе.

 

Литература:

1. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога / Бел.фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям», Академия последипломного образования. – Мн., 2001

2.Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок.-М.: ИНВРА-М, 1998.-Гл.27

3. Основы социальной работы: Учеб. пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басов и др. – М., 2004

4.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

5. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова –М.: ИНФРА-М, 2001.- Глава Х

6.Социальная работа /Под общ. ред. В.И. Курбатова.. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс», 2000.- Глава 2.

7.Социальная работа: Теория и организация: Учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец.- Мн.: ТетраСистемс, 2005

8.Теория социальной работы: Учебник /Под ред. проф.. Е.И.Холостовой.-М.: Юристъ,1998.- Глава 19

9.Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.-М.: Академический Проект, 2000.- Занятие 2. 18, 19

ГЛАВА 6.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ

РАБОТНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ

ОПЫТ

6.1. Профессиональная подготовка социальных работников за

Рубежом.

В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции. Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые остро встали уже в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотреть по–иному на социальные службы, помогавшие преимущественно беднякам. Проблемы помощи индивиду, конкретной семье стали рассматриваться с научной точки зрения. Стало очевидным, что для улучшения и совершенствование работы социальных служб на высоком профессиональном уровне необходимы квалифицированные специалисты.

Так, первые курсы по подготовке социальных работников были основаны в конце 19 в.. До начала Первой мировой войны обучение социальной работе велось в Австрии, Франции, Германии, США, Швеции, Швейцарии и в Соединенном Королевстве. Как правило, учебные заведения, осуществляющие подготовку социальных работников, создавались различными благотворительными организациями. В 1896 г. в Англии, Обществом организации благотворительности были созданы первые курсы по подготовке к социальной работе, а в 1898 году Нью-Йорское Благотворительное общество профинансировало 6-недельную программу подготовки социальных работников. Аналогичные программы получили реализацию и в других городах США. Нью-Йорская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров впоследствии стала Школой социальной работу Колумбийского университета. А спустя 6 лет, т.е. в 1904 году в Нью-Йорке был открыт одногодичный курс обучения социальной работе. Первые программы основное внимание уделяли вопросам содержания предметов, соотношения теоретических и практических знаний, развитию образовательных стандартов. В течение 1904-1907 гг. в США, программы социальной работы начали активно вливаться в университетские программы. К концу первой мировой войны в США существовало 17 университетских программ социальной работы. В 1927 году организована Ассоциация школ социальной работы, цель которой в тот период заключалась в объединении преподавателей и студентов различных университетов.

 

В Германии профессиональная подготовка социальных работников берет свой отсчет с 1893 год, когда Жанетт Шверин организовала набор на курс «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы».Спустя 6 лет, в 1899 году Алиса Соломон учредила одногодичную программу подготовки социальных работников. Профессия социальная работа в Германии возникла как сугубо женская.

Несколько по-иному складывались традиции профессионального обучения социальной работе в Голландии. Так, в 1899 году в Амстердаме открывается институт развития социального благосостояния, который предлагал двухгодичную подготовку, причем как женщинам, так и мужчинам.

Осознание того, что для социальной работы нужны квалифицированные кадры, привело к открытию целого ряда социальных школ во многих зарубежных странах в начале ХХ века.

1905 год в Ганновере / Германия / по инициативе протестантской церкви открывается первая женская школа по социальному обеспечению, а в 1908 году в Берлине Алисой Соломон учреждается женская школа социальной работы с двухгодичной программой. Данная школа послужила образцом для создания аналогичных школ по всей Германии.

В 1903 году в Англии Общество благотворительных организаций основало школу социологии, которая в 1912 году была объединена с Лондонской Школой экономики и преобразована в Департамент социальных науки и управления. В послевоенный период в Англии одно-двухгодичные курсы социальной работы были организованы в университетах и других высших учебных заведениях.

Перед первой мировой войной подготовка социальных работников велась только в 7 странах мира. По ее окончании число стран, осуществляющих обучение профессиональной социальной работе, увеличивалось с каждым годом. Официально обучение социальной работе начинается в период между мировыми войнами в Бельгии, Дании, Португалии, Финляндии. В 1928 году такие школы появляются в Италии, а в 1930 году - Норвегии, Чили. В 30-ые годы наблюдается тенденция роста числа стран, осуществляющих подготовку социальных работников: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция. Нужно отметить, что обучение социальной работе имело место не только на Западе и США, но и в таких странах как Индия, Египет.

После Второй мировой войны пределы обучения социальной работе были сильно расширены, согласуясь с расширением идеи государства всеобщего благоденствия.

Во второй половине ХХ века обучение социальной работе ведется как в школах социальной работы, которые являются подразделениями университетов (как в США) и готовят социальных работников со степенью бакалавра, магистра или доктора. Сегодня в США функционируют университеты, предлагающие обучающимся программу либо бакалавра, либо доктора, либо магистра, а также есть университеты аккредитованные для выдачи сертификатов все трех уровней. В ведущих университета США, таких как Католический в Вашингтоне, Колумбийский в Нью-Йорке, Бостонский, Калифорнийский готовят специалистов в области социальной работы. Для официального разрешения той или иной программы необходимо согласие Совета по вопросам обучения социальной работе, который является структурным подразделением Национальной Ассоциации социальной работы.

В Германии в настоящее время профессионалы социальных служб готовятся в институтах различных типов. Персонал для детских садов, молодежных центров, для надомной опеки за малышами готовится на среднеобразовательном уровне в профессиональных, специализированных школах. Социальные работники, как и педагоги обучаются в колледжах-институтах, которые принадлежат к системе высшего образования. Курсы подготовки социальных работников и социальных педагогов предлагают также и некоторые университеты Германии. Нужно отметить, что университеты и колледжи Германии обладают высокой степенью независимости, что позволяет им автономно решать вопросы учебных программ, учебных планов, набора студентов. Квалификация, статус, оклад преподавательского состава устанавливается федеральным законодательством. В университетах требуется, чтобы профессора имели докторскую степень. Значительная часть преподавателей университетов в области социальных наук не имеют практического опыта работы. Колледжи социальной работы требуют в основном докторскую степень и практический опыт работы для зачисления в штат профессуры.

Нужно отметить, что термин «социальная работа» как юридическое обозначение профессии получил развитие в Германии с 1959 года, когда были созданы первые высшее школы социальной работы. Он заменил прежние термины - «работник сферы социального обеспечения», «работник благотворительного учреждения»», «народный опекун». В 1980 году в Германии утвержден Закон «О высшей школе». И только после этого стало употребляться наименование—«дипломированный социальный работник». Сфера деятельности социального работника в Германии охватывает государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопомощи.

В качестве приоритетных направлений социальной работы в Германии являются социальная помощь семье, отдельным индивидам, группам; работа в приютах; работа с иностранными гражданами; работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми; работа с престарелыми, инвалидами, больными; психиатрическая социальная работа; охрана здоровья.

Большой опыт и традиции профессионального обучения социальной работы накоплены в Великобритании. В 1970 году создается единый центр координации и управления образованием в области социальной работы: Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников (ЦСОППР, который свою деятельность осуществляет через взаимодействие с государственными, общественными и частными организациями, такими как Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел и др. 1970/71 год стал переломным в подготовке социальных работников, так как в 1971 году был принят «Закон о социальных службах при местных органах власти», согласно которому все узкопрофильные курсы были реорганизованы в общие, так как пытались за 2 года обучить студентов методам работы с разными группами населения.

В настоящее время обучение социальной работе в Великобритании осуществляется в университетах, а также в других высших учебных заведения, в частности – политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше, чем средние университеты других европейских стран. Это сказывается на приеме на курсы социальной работы. В год, как правило, принимается около 25 слушателей.

Система подготовки и обучения социальной работе финансируется и поддерживается муниципальными советами, местными советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами.

С 1987 года необходимым условием для принятия на работу по специальности социальная работа, в Великобритании стало наличие квалификации в социальной работе - аттестата или диплома, присуждаемого ЦСОППР. Наиболее признанным и распространенным сроком обучения и подготовки социальных работников считается 2 года. Двухгодичная подготовка социальных работников осуществляется университетами, политехническими институтами, колледжами. Право на обучение в 2 года имеют выпускники колледжа, имеющие диплом по любой специальности, степень бакалавра в общественных науках (это требуют отдельные учебные заведения). После завершения обучения студенты приобретают лишь квалификацию в патронаже, ученая степень не присуждается. Более весомой формой организации обучения социальных работников являются 4-х годичные курсы, после которых, обучающиеся получают не только квалификацию, но и степень бакалавра в общественных науках. Учебные заведения, занимающиеся обучением социальных работников, не готовят из них специалистов широкого профиля. Университеты, колледжи, политехнические институты имеют свои специфические программы подготовки, которые обуславливаются конкретными объектами патронажа: дети, подростки, заключенные правонарушители, больные люди, престарелые, соседские общины и т.д. Серьезное внимание в Великобритании уделяется вопросу профессионального отбора желающих поступить на курсы социальной работы. При отборе кандидатов приемные комиссии руководствуются следующими критериями: академическими, возрастными, наличием опыта социальной работы. Не последнюю роль играют индивидуально-психологические личностные особенности поступающих, которые позволяют выявить степень их профессиональной пригодности для социальной работы. Критериями профессиональной пригодности являются уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция и самодисциплина, умение четко мыслить, способность проявлять терпение и переносить большие моральные затраты. Необходимым условием для окончательного отбора кандидатов, прошедших испытания является их обязательное участие в групповой дискуссии по проблемам социальной работы под руководством практического преподавателя, или преподавателя колледжа, университета.

Главная проблема обучения социальной работе в Великобритании –недостаточная продолжительность срока обучения –от 1 года до 4 лет.

 

Общие тенденции в подготовки социальных работников за рубежом:

n Мировой опыт подтверждает, что у социальной работы «женское лицо». Большинство студентов обучающихся по специальности социальная работа в колледжах, университетах, лицеях составляют женщины (здесь сказалась традиция – ведь социальная работа возникла и получала свое первоначальное развитие как сугубо женская профессия). Однако, в некоторых странах (Турция, Нидерланды, некоторые школы Югославии) число женщин и мужчин в составе студенчества приблизительно одинаковое. А вот во Франции, Греции, Финляндии,

Италии, Испании мужчин очень мало (около 10%). В США почти 80% окончивших учебные заведения по специальности «социальная работа»- женщины.

n В большинстве европейских стран один студент, обучающийся социальной работе, приходится где-то на 15000 населения (данные за 1991 г.).

n Социальная структура студенчества неоднородна. И все-таки % студентов из семей рабочего класса выше, чем студентов из состоятельных семей.

n Преподавательский состав представлен академическими социальными работниками, социальными учеными, а также активными профессионалами (практиками) в социальной работе. Среди преподавательского состава также преобладают женщины.

n В учебных планах около 30-40% учебного времени отводится на практическую подготовку. Так на факультете социальной работы Стокгольмского университета практическая подготовка социальных работников осуществляется в 2 этапа (3 и 6 семестры). В 3 семестре на практику отводится 15 недель, а в 6 семестре – 20 недель (весь семестр).

Основные модели практического обучения социальных работников, получивших развитие в настоящее время, классифицированы Ш. Рамон и Р. Сарри следующим образом:

1. «Модель личностного роста и развития». Основана на использовании

терапевтических моделей практики в социальной работе. Студент становится как бы «клиентом» супервизора. Личностный рост рассматривается как предпосылка профессионального роста. Обучение в основном индивидуальное. Практикуется конфиденциальность непосредственной работы с клиентом. Для супервизора более важным представляется сам процесс обучения, чем его результат.

2.«Ученическая модель». Ученик наблюдает за профессиональной работой опытных специалистов в области социальной работы. Профессиональный рост студента оценивается на основе стандартов супервизорства. Обучение осуществляется в процессе реальной практической деятельности, путем наблюдения студента за практической работой супервизора и копировании модели и стиля его деятельности. Для супервизора важны и процесс и результат практики.

3.«Управленческая модель». Отношение к студенту-практиканту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, социальной службы. Функция руководителя практики: управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков. Критерии оценки практики соотносятся с политикой агентства, среди которых главный – результат работы с клиентом. От практиканта требуется строгое соблюдение режима, правил, инструкций.

4.«Модель структурированного обучения». Базируется на применении учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. В процессе практики применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные, в частности обучение «в команде». В ходе практики важным представляется и приобретение профессиональных навыков, и усвоение ценностные основ работы студентов. Студент работает под непосредственным наблюдением и руководителем практики.

В последние годы все большую популярность в практическом обучении социальных работников приобретает модель структурированного обучения как обещающая наибольшую эффективность.

n Методические и практические вопросы обучения социальной работе разработаны на более высоком уровне, чем теоретические аспекты подготовки специалистов в области социальной работы.

n Подготовка социальных работников имеет многоуровневый характер и различные формы (курсы, школы, колледжи, институты, университеты), которые имеют различие в содержании и структуре учебных курсов. Так, в Германии в школах социальной работы предлагаются три типа учебных программ:

1.Социальная работа, ориентированная на традиционные направления социальной политики в учреждениях.

2.Социальная педагогика, направленная на работу с молодежью в общинах, на другие образовательные задачи вне школы.

3.Учебные программы объединяющие элементы как социальной работы так и социальной педагогики.

Общими содержательными элементами разных учебных программ являются:

--социальная работа и социальная педагогика: история, теория, организация и институты, методы;

--социальные науки: социология, социальная политика, политические науки, экономика, статистика, эмпирические социальные исследования;

--психология/ педагогика: прогрессивная психология, терапевтические методы, теория социализации, теория и практика образования;

--здоровье: оказание медицинской помощи, медицинское обследование;

--юридическое и общественное управление: законодательство в отношении семьи, молодежи, социального обеспечения, социальных гарантий, труда;

--музыка, драматургия, спорт, искусство, средства массовой информации.

Многие учебные программы серьезное внимание уделяют языковой подготовке, предлагая изучение английского, испанского, французского языков. Объясняется это большим притоком эмигрантов в страну.

Продолжительность академической подготовки в школах 3 года, а практической около 1 года.

В США учебные программы бакалавра, магистра, доктора социальной работы имеют свои особенности в содержательном плане и в сроках обучения. Так, степень бакалавра социальной работы можно получить в школах социальной работы Продолжительность обучения в этих учебных заведениях 4 года. Задача всех образовательных программ по социальной работе в США – готовить выпускников к практической работе с различными группами населения и типами клиентов. В учебный план подготовки социальных работников в учебных заведениях рекомендуется включать, как минимум, пять базовых профессиональных тем: 1)поведение человека и его социальное окружение; 2) политика и службы социального обеспечения; 3) практика социальной работы; 4) количественные и качественные методы в исследовании социальных проблем; 5) полевой практикум. Эти компоненты считаются обязательными в учебных планах всех школ социальной работы. Практические занятия на младших курсах составляют до 400 часов, на старших -–до 900 часов учебного времени. Они осуществляются в форме как прямого супервизорства в социальных агентствах, так и тьютерского варианта организации практических занятий.

Для получения степени магистра социальной работы необходимо наличие степени бакалавра социальной работы и опыта практической работы в социальной сфере. Срок обучение продолжается 2 года, в течение которых углубленно изучаются специализированные предметы –социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология, методы социальной работы.

Необходимым условием для получения докторской степени является исследовательская работа студентов, развитие научно-исследовательских навыков и получение глубоких теоретических знаний, а также степень магистра социальной работы. Обучения длится в течение 2 лет и заканчивается написанием и защитой докторской диссертации.

n Подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется с учетом социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые и накладывают свой отпечаток на характер обучения (например сочетание конфессиональных и светских начал, приоритетность государственных или частных социальных служб).

n Срок обучения социальной работе определяется предшествующим образованием, наличием опыта в социальной работе, семейными обстоятельствами, возрастам людей и может продолжаться от 1 до 4-5 лет.

n Высокий уровень развития института супервизорства. Супервизор – специалист, с одной стороны способный эффективно руководить практикой, а с другой – выступает в роли посредника, связующего звена между базой практики и университетом.

 

6.2. Становление и развитие системы подготовки специалистов по

социальной работе в Беларуси.

 

Социальная работа как профессиональная деятельность начала складываться в Республике Беларусь в 90-ые годы. Предпосылкой этому послужило введение в 1991 году должности социального работника. Первым учебным заведением, осуществившим набор на специальность «социальная работа» в 1991 году стал Минский педагогический институт имени А.М. Горького, ныне Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. В последующие годы сеть учебных заведений в системе высшего образования, осуществляющих подготовку профессиональных социальных работников значительно расширилась, причем как за счет государственных вузов, так и коммерческих. С 1997 года обучение социальной работе начинается на факультете социальная педагогика и психология Витебского государственного университета имени П.М. Машерова. В настоящее время профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических вузах и др. высших учебных заведениях: Государственном институте управления и социальных технологий БГУ им. Ф. Скорины, БГПУ им. М.Танка, ВГУ им. П.М. Машерова, Белорусском государственном университете культуры (государственные учебные заведения), Институте современных знаний им. А.М. Широкова и его филиале в г.Витебске, филиале Московского государственного социального университета в г.Минске. К числу ведущих вузов, осуществляющих подготовку социальных работников следует отнести БГПУ им. М. Танка, Государственный институт управления и социальных технологий БГУ им. Ф.Скорины, ВГУ им. П.М.Машерова. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они основательно подошли к разработке учебных планов и программ; подготовили и издали учебные пособия по истории социальной работы в Беларуси, теории социальной работы; огромное внимание уделяют практической подготовке будущих социальных работников; в наибольшей степени использовали зарубежный опыт в области подготовки профессиональных социальных работников.

В целом можно выделить несколько уровней подготовки кадров, в т.ч. и по социальной работе:

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием могут работать в отделениях по обслуживанию больных, престарелых, одиноких граждан. Это хорошая возможность проверить свою профессиональную пригодность и убедиться в правильности выбора профессии. К сожалению данный уровень подготовки социальных работников не получил пока должного развития в нашей Республике.

2.Обучение в средних специальных учебных заведениях. Так, подготовку социальных работников среднего звена осуществляют Витебское ПТУ № 96., Полоцкое ПТУ № 66. После их окончания выпускники могут работать в системе социального обслуживания населения социальными работниками. Направление и содержание работы определяется социально-бытовой функцией (оказание социальной помощи, осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения).

3. Обучение в институтах, университетах, отраслевых вузах на дневных или заочных отделения. Вузы готовят специалистов по социальной работе. Продолжительность обучения 4-5 лет.

4. Повышение квалификации и переподготовка кадров. Современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб, так как функционирующие в республике Территориальные центры социального обслуживания населения и другие социальные службы укомплектованы, как правило, специалистами, не имеющими профильного образования. В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную сферу инженера, врачи, педагоги, но профессорско-преподавательские кадры вузов, осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе.

В Беларуси создано (1992 г.) профессиональное объединение специалистов по социальной педагогике и социальной работе—Белорусская Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, которая с 1996 года является единственным представителем РБ в Международной федерации социальных работников, объединяющей более 60 ассоциаций социальных работников различных стран. Цель деятельности Ассоциации социальных педагогов и социальных работников – консолидация усилий, направленных на улучшение условий жизни человека в обществе, содействие развитию системы служб социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в РБ.

Важное значение в подготовке кадров высшей квалификации имеют утвержденные в качестве Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования требования к обязательному минимуму содержания специалиста по направлению 1-86.01.01 «Социальная работа». В соответствии с Государственным стандартом усилиями вузовских коллективов разрабатываются новые учебные планы, обновляются учебные программы, разрабатываются модели практической подготовки специалистов. В этом плане для белорусских ученых интерес представляет модель подготовки социальных работников, предложенная И.А.Зимней (Россия), которая базируется на следующих основных положениях:

1. Подготовка специалистов в области социальной по ступеням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, самообучение и саморазвитие.

2. Подготовка специалистов – сложная многоаспектная деятельность, главным субъектом реализации которой выступают вуз совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.Подготовка специалистов в области социальной работы сложная многоуровневая деятельность. Первый уровень – ориентировочно-исследовательский, целью которого является знакомство с субъектами, содержанием, направлениями, технологиями будущей профессиональной деятельности. Он представлен семью блоками: 1 блок предполагает ознакомление с отечественным и зарубежным опытом социальной работы как профессиональной деятельности; 2 блок предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов самой социальной работы и процесса подготовки к ней в вузе; 3 блок реализуется на основе объективной оценки и прогностического анализа социальной ситуации, а его содержание составляют определение социального заказа, квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника; 4 блок направлен на разработку новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода; 5 блок включает профессиональный отбор студентов и преподавателей с учетом квалификационных требований к личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам;6 блок- это комплектование учебных групп и 7 блок профессиональной подготовки включает в себя организацию учебного процесса с обязательным учетом наличия таких компонентов как освоение знаний, практика, исследовательская работа и тренинги. Второй уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения. Сюда входят соотношение теоретического и практического компонентов обучения, взаимодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Данный уровень представлен еще тремя блоками: 8 блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и преподавателя; 9 блок направлен на обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, на формирование института супервизорства; 10 блок предполагает организацию обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся. Третий уровень – саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование специалиста. Он представлен одним блоком, который сориентирован на саморазвитие студентов.

4. Подготовка специалиста требует от него принятия этических стандартов и норм, следования им, а также формирование определенной с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.119 (0.02 с.)