ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление: Профессиональное обучение



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«___»___________2012 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой

______________ Н.Ю. Корнеева

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Направление: Профессиональное обучение

(Очная и заочная формы обучения)

 

Составитель:

Доцент, к.пс.н. С. Г. Литке

 

Челябинск 2012

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Общая психология» изучается студентами в рамках Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования на первом курсе в первом семестре по специальности «Профессиональное обучение»:

· 050501.04 - Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн);

· 050501.06 - Профессиональное обучение (Информатика вычислительная техника);

· 050501.12 - Профессиональное обучение (Производство продовольственной продукции и потребительских товаров);

· 050501.15 - Профессиональное обучение Профессиональное обучение (Транспорт);

· 050501.18 - Профессиональное обучение (Экономика и управление).

В соответствии с учебным планом аудиторная нагрузка составляет - 26 часов лекционных занятий, 22 часа практических занятий, 48 часов отводится для самостоятельной работы.

Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания.

Выпускникам - педагогам профессионального обучения важно научиться понимать, что хотят, что могут обучаемые, как ориентироваться в их особенностях личности, моти­вах поведения, памяти и мышления, характера и темпера­мента. Не менее важно понять и свои возможности, досто­инства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуе­мая психологией.

Целью настоящего курса является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии - психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществления ими профессионально-педагогической деятельности.

Основные задачи курса:

· создать у студентов целостное представление о психологических знаниях, о природе человеческой психики, как системы психической реальности человека;

· формировать систему компетенций, связанных с современным пониманием основ общей психологии;

· формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам;

· организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

· формировать профессионально-важные качества личности педагога профессионального обучения каксубъекта образования.

Дисциплина «Общая психология» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о закономерностях психики человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психической реальности человека, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические особенности личности субъекта профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты знакомятся с понятиями «психология», «психическая реальность», «мир психических явлений человека», «психические свойства», «психические процессы», «психические состояния», «психические новообразования», «личность», «межличностные отношения» и т. п.

В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Наименование компетенции Содержание компетенции Конкретизированные цели
ОК-7 Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании.   Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний.
ОК-11 Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии.     Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности.  
ОК-16 Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности
ПК-8 Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования.

 

 

Матрица соответствия компетенций модулям дисциплины:

    Компетенция /компетентностная единица   Модули дисциплины
Общая психология как научная дисциплина Личность как целостная структура проявления психического Психические процессы как формы проявления психики Психические состояния Общение как основа межличностного взаимодействия
ОК-7 / 0,2 + + + + +
ОК-11 / 0,25 + +   + +
ОК-16 / 0,33 + + +    
ПК-8 / 0,33   + +   +

 

Уровень сформированности профессиональной компетентности в общем объеме изучаемых дисциплин (в соответствии с учебным планом бакалавриата) измеряется по результатам итоговой аттестации.

Для определения сформированности уровня профессиональной компетентности в рамках учебной дисциплины «Общая психология» используем формулу:

К(ОП) = К(1)+ К(2)+ К(3)+ К(4)+ К(5) x 1/n

где К(ОП) – показатель уровня профессиональной компетентности в рамках УМКД «Общая психология»;

К(1) – группа компетенций первого модуля;

К(2) – группа компетенций второго модуля;

К(3) – группа компетенций третьего модуля;

К(4) – группа компетенций четвертого модуля;

К(5) – группа компетенций пятого модуля;

n – количество компетенций.

Для подсчета уровня сформированности конкретной компетенции введено понятие «компетентностная единица (Ке)» и «группа компетенций по модулю (К(п/н)».

Компетентностая единица (Ке) – это коэффициент соотношения 1 к количеству модулей, в рамках которых формируется компетенция.

Группа компетенций по модулю (К(п/н) – это суммарный показатель компетентностых единиц в рамках конкретного модуля, где (п/н) – порядковый номер модуля.

В представленном УМКД «Общая психология» уровень максимальной сформированности компетентности в рамках данной дисциплины представлен следующим образом:

Ке ОК-7 = 0,2 Ке ОК-11 = 0,25 Ке ОК-16 = 0,33 Ке ПК-8 = 0,33 К(1)=0,78 К(2) = 1,11 К(3) = 0,86 К(4) = 0,45 К(5) = 0,78
К(ОП) = (0,78+1,11+0,86+0,45+0,78)х1/4 К(ОП) » 1

Уровень сформированности профессиональной компетентности

Таблица 1

Стеновый показатель К(ОП) Уровень компетентности К(ОП) Отметка
0,75-1,00 061-0,75 0,41-0,60 0,31-0,40 0,10-0,30 Высокий Выше среднего Допустимый Критический Недопустимый Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно -

УМКД «Общая психология» состоит из пяти модулей:

1.Общая психология как научная дисциплина.

2.Личность как целостная структура проявления психического.

3.Психические процессы как формы проявления психики.

4.Психические состояния.

5.Общение как основа межличностного взаимодействия.

Основные формы организации учебного процесса: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

Для студентов дневного отделения:

Оперативный контроль – выполнение тестовых заданий по лекционным материалам после каждого модуля.

Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития.

Итоговый контроль – экзамен (традиционная форма).

Для студентов заочного отделения:

Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития.

Итоговый контроль – экзамен (форма интерактивного круглого стола).

Параметры и критерии оценивания экзаменационных ответов:

1. Соответствие ответа содержанию вопроса.

2. Полнота содержания и краткость изложения информации.

3. Степень свободы владения материалом.

4. Орфоэпическая грамотность и проявление риторических умений.

Оценка «отлично» выставляется при полном самостоятельном верном ответе на вопросы: даны определения, проанализированы различные точки зрения, концептуальные основы рассматриваемой проблемы, приведены примеры, выражено обоснованное личное отношение.

Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном ответе на вопросы. В ответе проанализирована только одна точка зрения на рассматриваемую проблему. Студент владеет понятийным аппаратом, но допускает неточности, испытывает небольшие затруднения при обобщении теоретического материала и формулировки выводов. При ответе на дополнительные (наводящие) вопросы студент дает незамедлительные ответы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при неполном ответе на вопросы. Студент в основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании, испытывает значительные трудности при обобщении теоретического материала и формулировки выводов, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Отвечает на вопросы воспроизводящего характера. Речь неуверенная, прерывистая.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл. Также оценка «неудовлетворительно» выставляется за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

 

 

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная учебная литература

1. Егидес, А. П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми / А. П. Егидес [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 368 с., ил.

2. Егидес, А. П. Учебник семейных отношений, или брак без брака / А. П. Егидес. М.: АСТ_ПРЕСС, 2006. – 336 с.

3. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов [Текст]. М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 528 с.

4. Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 96 с.

5. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 576 с.

6. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 496 с.

7. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 3 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 584 с.

8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480.

9. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.

10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 19-е / Л. Д. Столяренко [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 578 с.

Дополнительная учебная литература

1. Барабанщикова, Т. А. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. проф. А. Ф. Ануфриева / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова [Текст]. – М.: ОСЬ-89, 2007 – 304 с.

2. Васильев, О. С. Психология здоровья человека: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Васильев, Ф. Р. Филатов [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 352 с.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.1 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 496 с., ил.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.2 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 376 с., ил.

5. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун [Текст]. – М.: Мир, 1996 – 124 с.

6. Козлов, Н.И. Как относится к себе и людям, или практическая психология на каждый день / Н.И. Козлов [Текст]. – М.: Астрель: АСТ,2009. – 381 с.

7. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров [Текст]. – М.: ПЕР СЭ, 2005 – 352 с.

8. Психологический словарь / под ред. И. М. Кондакова [Текст]. – М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2003 – 1014 с.

9. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / составитель и отв. редактор А.А. Радугин, науч. редактор Е.А. Кротков. [Текст]. М., 1996 – 418 с.

10. Степанов, С. С. Век психологии / С. С. Степанов [Текст]. М., 2002 – 241 с.

11. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 288 с.

12. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. / В. А. Янчук [Текст]. – Мн.: АСАР, 2005 -768 с.

Информационное обеспечение

1. Литке, С. Г. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по специальности «Профессиональное обучение» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – 28 с.

2. Литке, С. Г. Психодиагностическое исследование личности: тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Общая психология» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 54 с.

3. Персональный сайт Литке С.Г.: http://литке.рф

 

Образовательные технологии

В основе изучения дисциплины «Общая психология» используется технология модульно-рейтингового обучения. Однако следует заметить, что в процессе изучения отдельных дидактических единиц применяются:

информационные технологии;

творческая и научно-исследовательская деятельность;

технология организации группового взаимодействия;

проектная деятельность.

 

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Лекционная аудитория общей вместимостью 100 человек.

2. Аудитория для проведения семинарских занятий с мобильной системой мебельного оборудования: возможность перестановки мебели в соответствии с организацией учебного занятия.

3. Персональный компьютер (ноутбук).

4. Видеопроектор.

5. Экран.

6. Колонки.

Содержание курса

Курс «Общая психология» состоит из пяти модулей:

Модуль 1. Общая психология как научная дисциплина

Цель: синтезировать научную методологию психологии через парадигму интеграции познания психического.

Задачи:

· определить основные научные категории психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты;

· обозначить важные исторические этапы развития психологии;

· познакомить студентов с основными направлениями психологической науки;

· систематизировать методы психологии.

Область изучаемых явлений, и предназначение психологии. Взаимосвязь психологии с другими научными направлениями. Объект, предмет психологии. Интегративная психология как методологическая основа психологических теорий. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления научной психологии XX века. ХХI век: интегративная психология как система целостного понимания природы человека. Основные принципы психологии. Методы психологического исследования. Психика и особенности строения головного мозга.

 

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему проявления психического как основы для субъективного самоопределения.   Уметь ориентироваться в системе психических явлений; соотносить принципы и методы научной психологии с задачами изучения психических явлений.   Владеть методами интегративной системы психологического познания как основы изучения психического.
Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения
ОК-11 Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии. Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности. Знать псхологические методы коммуникативного взаимодействия в процессе обучения Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния учебной группы, позитивно воздействовать на личность в процессе публичных выступлений.     Владеть системой осознания собственных психических состояний в процессе межличностного взаимодействия в условиях учебной деятельности
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы психологической самодиагностики индивидуально-психологических свойств личности. Уметь интерпретировать результаты самодиагностики, выявлять проблемные зоны и определять область оказания помощи по коррекции выявленных проблем. Владеть основными навыками планирования развития личности в соответствии с требованиями к профессии педагога профессионального обучения
             

 

Модуль 2. Личность как целостная структура проявления психического

Цель:определить понятие «личность» как интерперсональную макро-характеристику человека.

Задачи:

· соотнести понятие «личность» с понятиями «индивид» и «индивидуальность»;

· проанализировать и обобщить основные теории личности;

· определить понятия «способности», «задатки»;

· установить взаимосвязь между понятиями «темперамент» и «характер»; познакомить студентов с понятием «воля»;

· установить общее и различие в понятиях «эмоции» и «чувства»; познакомить слушателей с понятием «мотив и мотивация»;

· определить структуру и содержание «Я-концепции»;

· раскрыть психологическую сущность самосознания.

Понятие личности в психологии. Индивид. Индивидуальность. Основные теории личности. Личность в интегративной психологии. Основные компоненты личности. Задатки. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства. Мотивация. «Я-концепция» как система представлений человека о себе. Психологическая сущность самосознания. Самосознание и человеческое «Я». Структура и функции самосознания. Идентификация и рефлексия.

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему представлений о себе с позиции самооценки профессионально-важных качеств личности.   Уметь направлять психологические познания на личностный рост в контексте профессионального становления и развития.     Владеть методами системной социальной адаптации к профессиональной деятельности. .
Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения
ОК-11 Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии. Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности. Знать индивидуально-психологические особенности личности.   Уметь учитывать особенности темперамента и характерологические проявления в процессе межличностного взаимодействия.     Владеть методами и способами самоуправления индивидуально-психологическими проявлениями личности в условиях учебной деятельности.
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.   Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы и приемы психологической самодиагностики индивидуально-психологических свойств личности. Уметь выявлять проблемные зоны и планировать их коррекцию в личностном развитии. Владеть основными навыками планирования личностного развития на основе анализа результатов психологической самодиагностики.
Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)
ПК-8 Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Знать основные закономерности личностного саморазвития. Уметь прогнозировать профессиональное становление и саморазвитие на основе результатов псходиагностического исследования.   Владеть методами самодиагностики и планирования собственного личностного развития.
           

Модуль 3. Психические процессы как формы проявления психики

Цель: определить функциональное проявление психических процессов как компонентов целостной психической реальности.

Задачи:

· определить закономерности проявлений основных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли;

· составить классификацию психических процессов;

· соотнести функциональные аспекты психических процессов с их локализацией в коре головного мозга.

Ощущения — первичная форма отражения действительности. Сущность и основные качества восприятия. Внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Память как способ существования психики во времени. Мышление как синтез психических процессов. Мышление и интеллект. Речь как психический процесс. Воля как процесс сознательной регуляции психических явлений.

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему проявления психических процессов в профессиональной деятельности.   Уметь определять уровень развития психических процессов и прогнозировать их развитие и коррекцию.   Владеть методами психологической диагностики и коррекции психических процессов.
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы и приемы психологической диагностики психических процессов. Уметь интерпретировать результаты психологической самодиагностики и прогнозировать позитивное развитие. Владеть основными навыками развития психических процессов.
Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)
ПК-8 Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики и прогнозирования развития личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Знать основные закономерности развития психических процессов в юношеском возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики развития психических процессов в соответствии с профессиональными требованиями. Владеть методами самодиагностики и прогнозирования развития личности.
           

Модуль 4. Психические состояния

Цель: определить феноменологию психических состояний и систему их регуляции.

Задачи:

· раскрыть определения и свойства психических состояний;

· познакомить студентов с типичнымиположительными психическими состояниями человека;

· рассмотреть аспекты проявления негативных психических состояний и методы их профилактики;

· про





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.025 с.)