Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление: Профессиональное обучение↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры «___»___________2012 г. Протокол № __ Зав. кафедрой ______________ Н.Ю. Корнеева Учебно-методический комплекс по дисциплине ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление: Профессиональное обучение (Очная и заочная формы обучения)
Составитель: Доцент, к.пс.н. С. Г. Литке
Челябинск 2012
Пояснительная записка Учебная дисциплина «Общая психология» изучается студентами в рамках Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования на первом курсе в первом семестре по специальности «Профессиональное обучение»: · 050501.04 - Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн); · 050501.06 - Профессиональное обучение (Информатика вычислительная техника); · 050501.12 - Профессиональное обучение (Производство продовольственной продукции и потребительских товаров); · 050501.15 - Профессиональное обучение Профессиональное обучение (Транспорт); · 050501.18 - Профессиональное обучение (Экономика и управление). В соответствии с учебным планом аудиторная нагрузка составляет - 26 часов лекционных занятий, 22 часа практических занятий, 48 часов отводится для самостоятельной работы. Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания. Выпускникам - педагогам профессионального обучения важно научиться понимать, что хотят, что могут обучаемые, как ориентироваться в их особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Целью настоящего курса является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии - психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществления ими профессионально-педагогической деятельности. Основные задачи курса: · создать у студентов целостное представление о психологических знаниях, о природе человеческой психики, как системы психической реальности человека; · формировать систему компетенций, связанных с современным пониманием основ общей психологии; · формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам; · организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций; · формировать профессионально-важные качества личности педагога профессионального обучения каксубъекта образования. Дисциплина «Общая психология» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о закономерностях психики человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психической реальности человека, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические особенности личности субъекта профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности. Студенты знакомятся с понятиями «психология», «психическая реальность», «мир психических явлений человека», «психические свойства», «психические процессы», «психические состояния», «психические новообразования», «личность», «межличностные отношения» и т. п. В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Матрица соответствия компетенций модулям дисциплины:
Уровень сформированности профессиональной компетентности в общем объеме изучаемых дисциплин (в соответствии с учебным планом бакалавриата) измеряется по результатам итоговой аттестации. Для определения сформированности уровня профессиональной компетентности в рамках учебной дисциплины «Общая психология» используем формулу: К(ОП) = К(1)+ К(2)+ К(3)+ К(4)+ К(5) x 1/n где К(ОП) – показатель уровня профессиональной компетентности в рамках УМКД «Общая психология»; К(1) – группа компетенций первого модуля; К(2) – группа компетенций второго модуля; К(3) – группа компетенций третьего модуля; К(4) – группа компетенций четвертого модуля; К(5) – группа компетенций пятого модуля; n – количество компетенций. Для подсчета уровня сформированности конкретной компетенции введено понятие «компетентностная единица (Ке)» и «группа компетенций по модулю (К(п/н)». Компетентностая единица (Ке) – это коэффициент соотношения 1 к количеству модулей, в рамках которых формируется компетенция. Группа компетенций по модулю (К(п/н) – это суммарный показатель компетентностых единиц в рамках конкретного модуля, где (п/н) – порядковый номер модуля. В представленном УМКД «Общая психология» уровень максимальной сформированности компетентности в рамках данной дисциплины представлен следующим образом:
Уровень сформированности профессиональной компетентности Таблица 1
УМКД «Общая психология» состоит из пяти модулей: 1. Общая психология как научная дисциплина. 2. Личность как целостная структура проявления психического. 3. Психические процессы как формы проявления психики. 4. Психические состояния. 5. Общение как основа межличностного взаимодействия. Основные формы организации учебного процесса: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов. Виды контроля знаний студентов и их отчетности: Для студентов дневного отделения: Оперативный контроль – выполнение тестовых заданий по лекционным материалам после каждого модуля. Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития. Итоговый контроль – экзамен (традиционная форма). Для студентов заочного отделения: Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития. Итоговый контроль – экзамен (форма интерактивного круглого стола). Параметры и критерии оценивания экзаменационных ответов: 1. Соответствие ответа содержанию вопроса. 2. Полнота содержания и краткость изложения информации. 3. Степень свободы владения материалом. 4. Орфоэпическая грамотность и проявление риторических умений. Оценка «отлично» выставляется при полном самостоятельном верном ответе на вопросы: даны определения, проанализированы различные точки зрения, концептуальные основы рассматриваемой проблемы, приведены примеры, выражено обоснованное личное отношение. Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном ответе на вопросы. В ответе проанализирована только одна точка зрения на рассматриваемую проблему. Студент владеет понятийным аппаратом, но допускает неточности, испытывает небольшие затруднения при обобщении теоретического материала и формулировки выводов. При ответе на дополнительные (наводящие) вопросы студент дает незамедлительные ответы. Оценка «удовлетворительно» выставляется при неполном ответе на вопросы. Студент в основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании, испытывает значительные трудности при обобщении теоретического материала и формулировки выводов, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Отвечает на вопросы воспроизводящего характера. Речь неуверенная, прерывистая. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл. Также оценка «неудовлетворительно» выставляется за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная учебная литература 1. Егидес, А. П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми / А. П. Егидес [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 368 с., ил. 2. Егидес, А. П. Учебник семейных отношений, или брак без брака / А. П. Егидес. М.: АСТ_ПРЕСС, 2006. – 336 с. 3. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов [Текст]. М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 528 с. 4. Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 96 с. 5. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 576 с. 6. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 496 с. 7. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 3 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 584 с. 8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480. 9. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с. 10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 19-е / Л. Д. Столяренко [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 578 с. Дополнительная учебная литература 1. Барабанщикова, Т. А. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. проф. А. Ф. Ануфриева / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова [Текст]. – М.: ОСЬ-89, 2007 – 304 с. 2. Васильев, О. С. Психология здоровья человека: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Васильев, Ф. Р. Филатов [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 352 с. 3. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.1 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 496 с., ил. 4. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.2 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 376 с., ил. 5. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун [Текст]. – М.: Мир, 1996 – 124 с. 6. Козлов, Н.И. Как относится к себе и людям, или практическая психология на каждый день / Н.И. Козлов [Текст]. – М.: Астрель: АСТ,2009. – 381 с. 7. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров [Текст]. – М.: ПЕР СЭ, 2005 – 352 с. 8. Психологический словарь / под ред. И. М. Кондакова [Текст]. – М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2003 – 1014 с. 9. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / составитель и отв. редактор А.А. Радугин, науч. редактор Е.А. Кротков. [Текст]. М., 1996 – 418 с. 10. Степанов, С. С. Век психологии / С. С. Степанов [Текст]. М., 2002 – 241 с. 11. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 288 с. 12. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. / В. А. Янчук [Текст]. – Мн.: АСАР, 2005 -768 с. Информационное обеспечение 1. Литке, С. Г. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по специальности «Профессиональное обучение» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – 28 с. 2. Литке, С. Г. Психодиагностическое исследование личности: тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Общая психология» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 54 с. 3. Персональный сайт Литке С.Г.: http://литке.рф
Образовательные технологии В основе изучения дисциплины «Общая психология» используется технология модульно-рейтингового обучения. Однако следует заметить, что в процессе изучения отдельных дидактических единиц применяются: информационные технологии; творческая и научно-исследовательская деятельность; технология организации группового взаимодействия; проектная деятельность.
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Лекционная аудитория общей вместимостью 100 человек. 2. Аудитория для проведения семинарских занятий с мобильной системой мебельного оборудования: возможность перестановки мебели в соответствии с организацией учебного занятия. 3. Персональный компьютер (ноутбук). 4. Видеопроектор. 5. Экран. 6. Колонки. Содержание курса Курс «Общая психология» состоит из пяти модулей: Модуль 1. Общая психология как научная дисциплина Цель: синтезировать научную методологию психологии через парадигму интеграции познания психического. Задачи: · определить основные научные категории психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты; · обозначить важные исторические этапы развития психологии; · познакомить студентов с основными направлениями психологической науки; · систематизировать методы психологии. Область изучаемых явлений, и предназначение психологии. Взаимосвязь психологии с другими научными направлениями. Объект, предмет психологии. Интегративная психология как методологическая основа психологических теорий. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления научной психологии XX века. ХХI век: интегративная психология как система целостного понимания природы человека. Основные принципы психологии. Методы психологического исследования. Психика и особенности строения головного мозга.
Соотношение содержания модуля и компетенций
Модуль 2. Личность как целостная структура проявления психического Цель: определить понятие «личность» как интерперсональную макро-характеристику человека. Задачи: · соотнести понятие «личность» с понятиями «индивид» и «индивидуальность»; · проанализировать и обобщить основные теории личности; · определить понятия «способности», «задатки»; · установить взаимосвязь между понятиями «темперамент» и «характер»; познакомить студентов с понятием «воля»; · установить общее и различие в понятиях «эмоции» и «чувства»; познакомить слушателей с понятием «мотив и мотивация»; · определить структуру и содержание «Я-концепции»; · раскрыть психологическую сущность самосознания. Понятие личности в психологии. Индивид. Индивидуальность. Основные теории личности. Личность в интегративной психологии. Основные компоненты личности. Задатки. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства. Мотивация. «Я-концепция» как система представлений человека о себе. Психологическая сущность самосознания. Самосознание и человеческое «Я». Структура и функции самосознания. Идентификация и рефлексия. Соотношение содержания модуля и компетенций
Модуль 3. Психические процессы как формы проявления психики Цель: определить функциональное проявление психических процессов как компонентов целостной психической реальности. Задачи: · определить закономерности проявлений основных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли; · составить классификацию психических процессов; · соотнести функциональные аспекты психических процессов с их локализацией в коре головного мозга. Ощущения — первичная форма отражения действительности. Сущность и основные качества восприятия. Внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Память как способ существования психики во времени. Мышление как синтез психических процессов. Мышление и интеллект. Речь как психический процесс. Воля как процесс сознательной регуляции психических явлений. Соотношение содержания модуля и компетенций
Модуль 4. Психические состояния Цель: определить феноменологию психических состояний и систему их регуляции. Задачи: · раскрыть определения и свойства психических состояний; · познакомить студентов с типичнымиположительными психическими состояниями человека; · рассмотреть аспекты проявления негативных психических состояний и методы их профилактики; · про
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.148 (0.009 с.) |