Направление: Профессиональное обучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направление: Профессиональное обучение



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«___»___________2012 г.

Протокол № __

Зав. кафедрой

______________ Н.Ю. Корнеева

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

Направление: Профессиональное обучение

(Очная и заочная формы обучения)

 

Составитель:

Доцент, к.пс.н. С. Г. Литке

 

Челябинск 2012

 

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Общая психология» изучается студентами в рамках Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования на первом курсе в первом семестре по специальности «Профессиональное обучение»:

· 050501.04 - Профессиональное обучение (Декоративно-прикладное искусство и дизайн);

· 050501.06 - Профессиональное обучение (Информатика вычислительная техника);

· 050501.12 - Профессиональное обучение (Производство продовольственной продукции и потребительских товаров);

· 050501.15 - Профессиональное обучение Профессиональное обучение (Транспорт);

· 050501.18 - Профессиональное обучение (Экономика и управление).

В соответствии с учебным планом аудиторная нагрузка составляет - 26 часов лекционных занятий, 22 часа практических занятий, 48 часов отводится для самостоятельной работы.

Научной основой для построения программы данной дисциплины является методология интегративного подхода к изучению человека как объекта научного познания.

Выпускникам - педагогам профессионального обучения важно научиться понимать, что хотят, что могут обучаемые, как ориентироваться в их особенностях личности, моти­вах поведения, памяти и мышления, характера и темпера­мента. Не менее важно понять и свои возможности, досто­инства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуе­мая психологией.

Целью настоящего курса является формирование представлений о теоретико-методологических основах общей психологии, современном состоянии развития научной психологии, ее основных категориях, принципах, необходимых для более глубокого понимания предмета психологии - психической реальности и успешного усвоения компетенций, необходимых будущим педагогам профессионального обучения в процессе осуществления ими профессионально-педагогической деятельности.

Основные задачи курса:

· создать у студентов целостное представление о психологических знаниях, о природе человеческой психики, как системы психической реальности человека;

· формировать систему компетенций, связанных с современным пониманием основ общей психологии;

· формировать общеучебные компетенции студента вуза: умение формулировать и анализировать основные теоретические понятия; конспектировать и реферировать информационные источники по обозначенным проблемам;

· организовать самостоятельную работу студентов по освоению общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

· формировать профессионально-важные качества личности педагога профессионального обучения каксубъекта образования.

Дисциплина «Общая психология» направлена на формирование у студентов необходимых представлений о закономерностях психики человека. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности психической реальности человека, ее закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические особенности личности субъекта профессионального образования и применять полученные знания в профессионально-педагогической деятельности.

Студенты знакомятся с понятиями «психология», «психическая реальность», «мир психических явлений человека», «психические свойства», «психические процессы», «психические состояния», «психические новообразования», «личность», «межличностные отношения» и т. п.

В процессе изучения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Наименование компетенции Содержание компетенции Конкретизированные цели
ОК-7 Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании.   Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний.
ОК-11 Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии.     Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности.  
ОК-16 Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности
ПК-8 Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста) Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования.

 

 

Матрица соответствия компетенций модулям дисциплины:

    Компетенция /компетентностная единица   Модули дисциплины
         
Общая психология как научная дисциплина Личность как целостная структура проявления психического Психические процессы как формы проявления психики Психические состояния Общение как основа межличностного взаимодействия
ОК-7 / 0,2 + + + + +
ОК-11 / 0,25 + +   + +
ОК-16 / 0,33 + + +    
ПК-8 / 0,33   + +   +

 

Уровень сформированности профессиональной компетентности в общем объеме изучаемых дисциплин (в соответствии с учебным планом бакалавриата) измеряется по результатам итоговой аттестации.

Для определения сформированности уровня профессиональной компетентности в рамках учебной дисциплины «Общая психология» используем формулу:

К(ОП) = К(1)+ К(2)+ К(3)+ К(4)+ К(5) x 1/n

где К(ОП) – показатель уровня профессиональной компетентности в рамках УМКД «Общая психология»;

К(1) – группа компетенций первого модуля;

К(2) – группа компетенций второго модуля;

К(3) – группа компетенций третьего модуля;

К(4) – группа компетенций четвертого модуля;

К(5) – группа компетенций пятого модуля;

n – количество компетенций.

Для подсчета уровня сформированности конкретной компетенции введено понятие «компетентностная единица (Ке)» и «группа компетенций по модулю (К(п/н)».

Компетентностая единица (Ке) – это коэффициент соотношения 1 к количеству модулей, в рамках которых формируется компетенция.

Группа компетенций по модулю (К(п/н) – это суммарный показатель компетентностых единиц в рамках конкретного модуля, где (п/н) – порядковый номер модуля.

В представленном УМКД «Общая психология» уровень максимальной сформированности компетентности в рамках данной дисциплины представлен следующим образом:

Ке ОК-7 = 0,2 Ке ОК-11 = 0,25 Ке ОК-16 = 0,33 Ке ПК-8 = 0,33 К(1)=0,78 К(2) = 1,11 К(3) = 0,86 К(4) = 0,45 К(5) = 0,78
К(ОП) = (0,78+1,11+0,86+0,45+0,78)х1/4 К(ОП)» 1

Уровень сформированности профессиональной компетентности

Таблица 1

Стеновый показатель К(ОП) Уровень компетентности К(ОП) Отметка
0,75-1,00 061-0,75 0,41-0,60 0,31-0,40 0,10-0,30 Высокий Выше среднего Допустимый Критический Недопустимый Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно -

УМКД «Общая психология» состоит из пяти модулей:

1. Общая психология как научная дисциплина.

2. Личность как целостная структура проявления психического.

3. Психические процессы как формы проявления психики.

4. Психические состояния.

5. Общение как основа межличностного взаимодействия.

Основные формы организации учебного процесса: лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа студентов.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности:

Для студентов дневного отделения:

Оперативный контроль – выполнение тестовых заданий по лекционным материалам после каждого модуля.

Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития.

Итоговый контроль – экзамен (традиционная форма).

Для студентов заочного отделения:

Текущий контроль – представление отчета о выполнении самостоятельной работы, оценка публичных выступлений на семинарских занятиях, выполнение заданий по самоопределению индивидуально-психологических особенностей личности и составление индивидуальной программы личностного профессионального развития.

Итоговый контроль – экзамен (форма интерактивного круглого стола).

Параметры и критерии оценивания экзаменационных ответов:

1. Соответствие ответа содержанию вопроса.

2. Полнота содержания и краткость изложения информации.

3. Степень свободы владения материалом.

4. Орфоэпическая грамотность и проявление риторических умений.

Оценка «отлично» выставляется при полном самостоятельном верном ответе на вопросы: даны определения, проанализированы различные точки зрения, концептуальные основы рассматриваемой проблемы, приведены примеры, выражено обоснованное личное отношение.

Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном ответе на вопросы. В ответе проанализирована только одна точка зрения на рассматриваемую проблему. Студент владеет понятийным аппаратом, но допускает неточности, испытывает небольшие затруднения при обобщении теоретического материала и формулировки выводов. При ответе на дополнительные (наводящие) вопросы студент дает незамедлительные ответы.

Оценка «удовлетворительно» выставляется при неполном ответе на вопросы. Студент в основном знает содержание понятий, но допускает ошибки в их использовании, испытывает значительные трудности при обобщении теоретического материала и формулировки выводов, не умеет доказательно обосновать свои суждения. Отвечает на вопросы воспроизводящего характера. Речь неуверенная, прерывистая.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл. Также оценка «неудовлетворительно» выставляется за полное незнание и непонимание учебного материала или отказ отвечать.

 

 

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная учебная литература

1. Егидес, А. П. Лабиринты общения, или как ладить с людьми / А. П. Егидес [Текст]. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 368 с., ил.

2. Егидес, А. П. Учебник семейных отношений, или брак без брака / А. П. Егидес. М.: АСТ_ПРЕСС, 2006. – 336 с.

3. Козлов, В. В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности / В. В. Козлов [Текст]. М.: Издательство института психотерапии, 2007. – 528 с.

4. Литке, С. Г. Я себя для себя открываю: курс развития психологической компетентности / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 96 с.

5. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 1 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 576 с.

6. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 2 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 496 с.

7. Немов, Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. Кн. 3 / Р. С. Немов [Текст]. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. – 584 с.

8. Сластенин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480.

9. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. – Мн.: Харвест, 2003. – 976 с.

10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие. – Изд. 19-е / Л. Д. Столяренко [Текст]. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 578 с.

Дополнительная учебная литература

1. Барабанщикова, Т. А. Психологические методики изучения личности: Практикум / Под ред. проф. А. Ф. Ануфриева / Т.А. Барабанщикова, А.Н. Рыжкова [Текст]. – М.: ОСЬ-89, 2007 – 304 с.

2. Васильев, О. С. Психология здоровья человека: Учебное пособие для студентов вузов / О.С. Васильев, Ф. Р. Филатов [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 352 с.

3. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.1 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 496 с., ил.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология?: В 2-х т.: т.2 / Ж. Годфруа [Текст]. – М.: Мир, 1992 – 376 с., ил.

5. Гриншпун, И. Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун [Текст]. – М.: Мир, 1996 – 124 с.

6. Козлов, Н.И. Как относится к себе и людям, или практическая психология на каждый день / Н.И. Козлов [Текст]. – М.: Астрель: АСТ,2009. – 381 с.

7. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А. О. Прохоров [Текст]. – М.: ПЕР СЭ, 2005 – 352 с.

8. Психологический словарь / под ред. И. М. Кондакова [Текст]. – М.: Столичный Гуманитарный Институт, 2003 – 1014 с.

9. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов / составитель и отв. редактор А.А. Радугин, науч. редактор Е.А. Кротков. [Текст]. М., 1996 – 418 с.

10. Степанов, С. С. Век психологии / С. С. Степанов [Текст]. М., 2002 – 241 с.

11. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебник для студентов пед. вузов / Е. Н. Шиянов, [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 288 с.

12. Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. / В. А. Янчук [Текст]. – Мн.: АСАР, 2005 -768 с.

Информационное обеспечение

1. Литке, С. Г. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по специальности «Профессиональное обучение» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – 28 с.

2. Литке, С. Г. Психодиагностическое исследование личности: тетрадь для самостоятельной работы по дисциплине «Общая психология» / С. Г. Литке [Текст]. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2010. – 54 с.

3. Персональный сайт Литке С.Г.: http://литке.рф

 

Образовательные технологии

В основе изучения дисциплины «Общая психология» используется технология модульно-рейтингового обучения. Однако следует заметить, что в процессе изучения отдельных дидактических единиц применяются:

информационные технологии;

творческая и научно-исследовательская деятельность;

технология организации группового взаимодействия;

проектная деятельность.

 

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Лекционная аудитория общей вместимостью 100 человек.

2. Аудитория для проведения семинарских занятий с мобильной системой мебельного оборудования: возможность перестановки мебели в соответствии с организацией учебного занятия.

3. Персональный компьютер (ноутбук).

4. Видеопроектор.

5. Экран.

6. Колонки.

Содержание курса

Курс «Общая психология» состоит из пяти модулей:

Модуль 1. Общая психология как научная дисциплина

Цель: синтезировать научную методологию психологии через парадигму интеграции познания психического.

Задачи:

· определить основные научные категории психологии: объект, предмет, методологическая база, теоретические аспекты;

· обозначить важные исторические этапы развития психологии;

· познакомить студентов с основными направлениями психологической науки;

· систематизировать методы психологии.

Область изучаемых явлений, и предназначение психологии. Взаимосвязь психологии с другими научными направлениями. Объект, предмет психологии. Интегративная психология как методологическая основа психологических теорий. Основные исторические этапы развития психологической науки. Основные направления научной психологии XX века. ХХI век: интегративная психология как система целостного понимания природы человека. Основные принципы психологии. Методы психологического исследования. Психика и особенности строения головного мозга.

 

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему проявления психического как основы для субъективного самоопределения.   Уметь ориентироваться в системе психических явлений; соотносить принципы и методы научной психологии с задачами изучения психических явлений.   Владеть методами интегративной системы психологического познания как основы изучения психического.
Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения
ОК-11 Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии. Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности. Знать псхологические методы коммуникативного взаимодействия в процессе обучения Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния учебной группы, позитивно воздействовать на личность в процессе публичных выступлений.     Владеть системой осознания собственных психических состояний в процессе межличностного взаимодействия в условиях учебной деятельности
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы психологической самодиагностики индивидуально-психологических свойств личности. Уметь интерпретировать результаты самодиагностики, выявлять проблемные зоны и определять область оказания помощи по коррекции выявленных проблем. Владеть основными навыками планирования развития личности в соответствии с требованиями к профессии педагога профессионального обучения
             

 

Модуль 2. Личность как целостная структура проявления психического

Цель: определить понятие «личность» как интерперсональную макро-характеристику человека.

Задачи:

· соотнести понятие «личность» с понятиями «индивид» и «индивидуальность»;

· проанализировать и обобщить основные теории личности;

· определить понятия «способности», «задатки»;

· установить взаимосвязь между понятиями «темперамент» и «характер»; познакомить студентов с понятием «воля»;

· установить общее и различие в понятиях «эмоции» и «чувства»; познакомить слушателей с понятием «мотив и мотивация»;

· определить структуру и содержание «Я-концепции»;

· раскрыть психологическую сущность самосознания.

Понятие личности в психологии. Индивид. Индивидуальность. Основные теории личности. Личность в интегративной психологии. Основные компоненты личности. Задатки. Способности. Темперамент. Характер. Воля. Эмоции. Чувства. Мотивация. «Я-концепция» как система представлений человека о себе. Психологическая сущность самосознания. Самосознание и человеческое «Я». Структура и функции самосознания. Идентификация и рефлексия.

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему представлений о себе с позиции самооценки профессионально-важных качеств личности.   Уметь направлять психологические познания на личностный рост в контексте профессионального становления и развития.     Владеть методами системной социальной адаптации к профессиональной деятельности. .
Владеет системой психологических средств (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения
ОК-11 Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия. Уметь анализировать и оценивать психологическое состояние другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции. Владеть методами управления психическими проявлениями в условиях межличностного взаимодействия. Знать методы, формы, техники, технологии организации коммуникативного взаимодействия в семье и профессиональной среде Уметь осуществлять анализ и оценку психологического состояния другого человека или группы, позитивно воздействовать на личность, прогнозировать ее реакции в профессионально-педагогическом взаимодействии. Владеть методами управления собственными психическими состояниями, реакциями в процессе межличностного взаимодействия в условиях профессионально-педагогической деятельности. Знать индивидуально-психологические особенности личности.   Уметь учитывать особенности темперамента и характерологические проявления в процессе межличностного взаимодействия.     Владеть методами и способами самоуправления индивидуально-психологическими проявлениями личности в условиях учебной деятельности.
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.   Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы и приемы психологической самодиагностики индивидуально-психологических свойств личности. Уметь выявлять проблемные зоны и планировать их коррекцию в личностном развитии. Владеть основными навыками планирования личностного развития на основе анализа результатов психологической самодиагностики.
Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)
ПК-8 Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики прогнозирования личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Знать основные закономерности личностного саморазвития. Уметь прогнозировать профессиональное становление и саморазвитие на основе результатов псходиагностического исследования.   Владеть методами самодиагностики и планирования собственного личностного развития.
           

Модуль 3. Психические процессы как формы проявления психики

Цель: определить функциональное проявление психических процессов как компонентов целостной психической реальности.

Задачи:

· определить закономерности проявлений основных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли;

· составить классификацию психических процессов;

· соотнести функциональные аспекты психических процессов с их локализацией в коре головного мозга.

Ощущения — первичная форма отражения действительности. Сущность и основные качества восприятия. Внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Память как способ существования психики во времени. Мышление как синтез психических процессов. Мышление и интеллект. Речь как психический процесс. Воля как процесс сознательной регуляции психических явлений.

Соотношение содержания модуля и компетенций

Содержание компетенции Конкретизированные цели Конкретизированные цели в рамках модуля
Готов к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию
ОК-7 Знать специфику человека как субъекта самоопределения и самоуправления. Уметь применять психологические знания в жизнедеятельности, в том числе в профессиональной деятельности; в системе целостного усвоения профессионального образования. Владеть осознанием саморазвития психологических проявлений. Знать способы изучения специфики человека как субъекта профессиональной подготовки. Уметь применять знания психологии в осмыслении духовных, культурных, социально-экономических, идеологических процессов, происходящих в обществе, в усвоении иных дисциплин в профессиональном образовании. Владеть рефлексией собственных индивидуально-психологических особенностей личности, психических процессов, состояний. Знать систему проявления психических процессов в профессиональной деятельности.   Уметь определять уровень развития психических процессов и прогнозировать их развитие и коррекцию.   Владеть методами психологической диагностики и коррекции психических процессов.
Способен выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности
ОК-16 Знать методы и приемы анализа проблемных ситуаций, связанных с психическими проявлениями. Уметь осознавать суть происходящего в сознании человека как системы психической реальности.     Владеть навыком интеграции психической реальности конкретного человека в процессе планирования его личностного развития. Знать методы и приемы психологической диагностики индивидуально-психологических свойств личности, психических процессов, психических состояний. Уметь дифференцировать проблемную ситуацию со специфически направленной сферой компетентности: педагогической, юридической, психологической, медицинской и т.п. Владеть основными навыками планирования профессионального развития личности на основе анализа и синтеза целостной психической реальности Знать методы и приемы психологической диагностики психических процессов. Уметь интерпретировать результаты психологической самодиагностики и прогнозировать позитивное развитие. Владеть основными навыками развития психических процессов.
Готов к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочего (специалиста)
ПК-8 Знать закономерности формирования и развития личности рабочего. Уметь выбирать адекватные методы диагностики личности рабочего и прогнозировать его профессиональное развитие. Владеть методами диагностики и прогнозирования личности рабочего. Знать основные закономерности развития личности юношеского возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики личности рабочего и прогнозировать профессиональное развитие обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Владеть методами диагностики и прогнозирования развития личности обучающихся системы начального и среднего профессионального образования. Знать основные закономерности развития психических процессов в юношеском возраста. Уметь обоснованно выбирать методы диагностики развития психических процессов в соответствии с профессиональными требованиями. Владеть методами самодиагностики и прогнозирования развития личности.
           

Модуль 4. Психические состояния

Цель: определить феноменологию психических состояний и систему их регуляции.

Задачи:

· раскрыть определения и свойства психических состояний;

· познакомить студентов с типичнымиположительными психическими состояниями человека;

· рассмотреть аспекты проявления негативных психических состояний и методы их профилактики;

· про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.232.160 (0.118 с.)