Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовно-нравственные качества социального работникаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность социального работника – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению. Специалист по социальной работе должен обладать навыками влияния не только на клиента, но и на его ближайшее окружение, на ситуацию в социуме. Успешность решения социальным работником профессиональных задач предполагает органичное сочетание профессиональных знаний, умений и навыков и личностных качеств. Именно личностные качества, ценностные ориентации определяют стиль поведения специалиста, оказывают решающие влияние на систему отношений, которую он формирует. Большинство исследователей, среди обязательных личностных качеств социального работника выделяют психологическую грамотность, деликатность, такт, справедливость, достоинство, терпимость, эмпатийность, готовность понять других и прийти на помощь, эмоциональную устойчивость. Человек, избравший эту профессию должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной, общей культурой, иметь четкие идеологические и нравственные принципы. Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста. Он должен быть интересным, нужным для окружающих, чтобы люди тянулись к общению, контактам с ним, желали бы этих контактов. И.А. Зимняя выделяет следующие требования к личностным особенностям социального работника: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, эмпатийность, готовность понять другого и оказать ему психологическую помощь и поддержку, эмоционально-позитивная направленность, эмоциональная устойчивость, установка на психическое здоровье, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности. В основе личностной характеристики социального работника лежит такой критерий как способность специалиста функционировать в социальной среде, в сфере межличностных отношений, в парадигме «человек-человек». Социальный работник, погруженный в гущу социальной жизни, несет в себе бремя огромной ответственности, как за конкретного человека, так и за состояние сообщества, в котором он работает, за общество в целом. При этом социальные условия общества влияют не только на характер проблем, которые призван решать в своей профессиональной деятельности социальный работник, но и на его личностные особенности. Он сам не может не испытывать гнета бытовых, социальных проблем, на себе не ощущать потерю идеалов и общественных ориентиров и, как следствие, в своей работе он может не только не быть эффективным, но, напротив, может усугублять проблемы своих клиентов собственной беспомощностью, неумение наладить межличностных контакт. Поэтому осуществление в процессе социальной работы социальной защиты и поддержки человека, естественно наталкивается на ряд психологических трудностей, которые могут быть устранены либо путем специального подбора социальных работников с профессионально желаемыми личностными качествами, либо путем развития этих качеств в процессе подготовки и самообразования специалиста. Личностные характеристики социального работника большинством исследователей рассматриваются: а) как компонент, позволяющий специалисту эффективно работать в данной области; б) как готовность к такого рода деятельности. Важными характеристиками личности специалиста по социальной работе, обуславливающими его профессиональную деятельность выступают (Шевеленкова Т.Д.): Гуманистический потенциал –т.е. ценностные ориентации личности, определяющие личностный смысл профессии и профессиональной деятельности, а также отношение социального работника к клиенту, ради которого он включается в деятельность. Для специалиста социальной сферы должна быть характерна ориентация на человека как высшую ценность, как меру всех вещей. В практической деятельности данная ориентация может реализовываться в развертывании различных личностных смыслов: идея служения другому человеку, самореализация человека как личности в процессе взаимодействия с другими людьми, идея справедливости и т.д. «Я-концепция», «Я-образ»-- предполагающие положительное самоотношение, высокую положительную самооценку, высокую степень приятия себя, а также позитивное ожидаемое отношение со стороны партнера по межличностному взаимодействию. Степень адаптированности (т.е. степень овладения социальными и межличностными отношениями). Уровень степени адаптированности определяется особенностями «Я-образа» и самоотношения социального работника. Адаптированность проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности, образ жизни другого человека, умение контролировать свое поведение (эмоциональное состояние, речь и т.д.) в различных жизненных ситуациях, способность отстаивать свои убеждения, способность создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуация межличностного общения, способность не идти на поводу у партнера. Способность формировать адекватную жизненную позицию в ситуациях межличностного взаимодействия. Данную личностную особенность социального работника во многом будут определять его положительное самоотношение, высокая степень адаптированности и ожидание положительного отношения со стороны другого. Вслед за Берном можно считать, что наиболее адекватной, продуктивной жизненной позицией субъекта деятельности в системе «человек-человек», а таковым и является социальный работник, будет позиция «Я в порядке – вы в порядке», соотносящаяся с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды клиента, стремление поддерживать позитивные отношения с окружающимися. Социальный работник с данной жизненной позицией будет вызывать доверие у других людей. Он спокоен, уверен в себе, легко адаптируется к изменению ситуации. Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в парадигме «человек-человек». Так, позиция «Я в порядке – вы не в порядке» связана с преувеличением роли социального работника, склонностью приуменьшать роли клиента в решении его собственных проблем. Специалист по социальной работе, придерживающийся такой жизненной позиции стремится к доминированию, у него завышена самооценка, он может не объективно оценить свои знания и возможности по решению проблемы клиента. Позиция «Я не в порядке – вы в порядке» свидетельствует о наличии у специалиста по социальной работе таких личностных особенностей как неуверенность в себе, неспособность владеть инициативой, агрессивность поведения по отношению к клиенту, склонность не доводить дело до конца. Позиция «Я не в порядке – вы не в порядке» свидетельствует о полной профессиональной непригодности социального работника, так как он неспособен проявлять инициативу, настойчивость, легко поддается смене настроений, неустойчив к стрессогенным факторам, не уважает ни себя, ни других. Особую роль в личностной характеристике социального работника играют особенности эмоциональной сферы. К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность социального работника относятся: а) легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота, (т.е. такая базовая характеристика личности как экстравертированность, т.е. направленность психических действий вовне, на окружающий мир и других людей); в) эмоциональная устойчивость, стабильность, являющиеся основой психической саморегуляции и залогом устойчивости к стрессогенным фактором; в) оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты; д) неагрессивнное, необвинительное поведение в конфликтных ситуация; г) преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта, в том числе в ситуациях коммуникации, межличностного и социального взаимодействия.; к) эмпатийность - способность и готовность к эмоциональному проникновению в мир другого, к сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки. Эффективного социального работника характеризуют и такие личностные особенности как гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном (способность обнаруживать, замечать изменения в ситуации), эмоциональном (способность формировать эмоциональные реакции, адекватные изменившейся ситуации), поведенческом (способность менять поведения в соответствии с изменившейся ситуацией) уровнях, а также высокая степень личной и социальной ответственность. Личностные качества социального работника условно можно разделить на три группы (Е.И.Холостова, П.Д. Павленок). К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависит способность к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы (память, восприятие, воображение, мышление), психические состояния (апатия, усталость, тревожность, стресс, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, импульсивность). Ко второй группе личностных качеств относят психологические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самовнушаемость К третьей группе личностных качеств социального работника относят психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность,красноречие. Неприемлемыми для социального работника считаются следующие качества: а) личностные особенности такие как нервозность, нечестность, жестокость, корысть, душевная черствость, высокомерие; б) навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезгливость, дерзость, злость; в) отношение к работе: безразличие к клиентам, безответственность, недобросовестность, легкомыслие, нежелание помочь, несобранность, необязательность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.133 (0.011 с.) |