Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие идей социального партнерства как механизма согласования интересов

Поиск

Внимание к социальному партнерству, как механизму согласования интересов, привлечено сегодня не только со стороны ученых, занимающихся анализом развития современного общества, но и со стороны экономистов, управленцев, политиков, ищущих практические пути сближения позиций различных политических, общественных, религиозных сил в обществе. Концепция социального партнерства, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков как инструмент предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере, переживает сегодня свое второе рождение, превращаясь в универсальное средство решения многих социальных проблем во всех сферах жизнедеятельности общества.

Собственно термин "социальное партнерство" появился в период первой мировой войны[2], когда воюющим странам была жизненно необходима внутренняя социальная стабильность, национальная сплоченность, консолидация общества. А поскольку это был еще и период роста организованного рабочего движения, сплочения трудящихся в профсоюзы, общего подъема революционного движения, - западное общество увидело в концепции социального партнерства спасительный выход из тупика социального противостояния, в который его заводили различные гегемонистские доктрины.

Взаимный учет, согласование интересов двух основных классов капиталистического общества - наемных работников и работодателей стали оформляться и легитимироваться в различных формах: от установления устных договоров под патронажем органов государственной власти до заключения письменных договоров и соглашений в рамках отдельных предприятий и отраслей. Вскоре основополагающий принцип социального партнерства - "трипартизм" нашел свое воплощение в структуре Международной Организации Труда (МОТ), созданной в 1919 г. Окончательно он был закреплен Конвенцией МОТ № 144 "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм".

В современной России важнейшей вехой институциализации трипартизма стал Указ Президента РСФСР "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)"[3]. На основе этого Указа в январе 1992 г. была сформирована и приступила к работе Российская трехсторонняя комиссия. Одновременно стала формироваться законодательная база социального партнерства. В марте 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях"[4], был разработан пакет законодательных и рекомендательных материалов, регулирующих формы социального партнерства. Приступили к работе комиссии для заключения отраслевых тарифных соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей и другими уполномоченными работодателями органами с участием Министерства труда РФ. Стали заключаться территориальные соглашения.

В 1996 г. Российской трехсторонней Комиссией по регулированию социально-трудовых отношений была одобрена и рекомендована для практического применения Концепция становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации. В этом документе социальное партнерство определено как особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Акцент на реализацию интересов как основной предмет социального партнерства делает и Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливая, что социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений[5].

Согласование и реализация интересов партнеров в социально-трудовой сфере осуществляется с помощью договорных и институциональных механизмов взаимодействия, процедуры которых достаточно разработаны и отражены в различных нормативно-правовых и регулирующих документах. В их число входят совокупность соглашений федерального, отраслевого, регионального, территориального уровней, коллективные договора, постоянно действующие трех- и двухсторонние комиссии, закрепленные в нормативных документах процедуры согласования и защиты интересов субъектов партнерских отношений. Основу механизма партнерских отношений в сфере труда составляют способы, процедуры, формы, методы взаимодействия, система контроля выполнения принятых соглашений.

Интерес к социальному партнерству как механизму согласования интересов обусловил появление в последнее время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера. Среди работ, посвященных анализу различных аспектов партнерских отношений в трудовой сфере, следует назвать, в первую очередь, книги Гордона Л.А.[6], Иванова О.И и Гавры Д.П.[7], Киселева В.Н. и Смолькова В.Г.[8], Лушниковой М.В.[9], Михеева В.А.[10], Семигина Г.Ю.[11], статьи Моделя И.М.[12], Комаровского В и Садовой Е.[13], Кудюкина П.[14], Мишина А. и Миляевой Л.[15] Подшибякиной Н.[16], Шмакова М.В.[17], диссертации Азаровой Н.Б.[18], Любимовой Е.А.[19], Синева Р.С.[20] и ряда других авторов.

Практически во всех этих работах социальное партнерство также рассматривается через призму согласования и реализации интересов всех участников этого процесса. При этом часть авторов уже не ограничивают поле интересов социальных партнеров только рамками трудовой сферы. Предмет их взаимодействия распространяется и на все остальные сферы жизнедеятельности общества. Приведем в этой связи лишь одно наиболее характерное высказывание. Социальное партнерство – это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития[21].

В этом определении появляются два новых акцента в представлениях о сущности феномена социального партнерства.

Во-первых, постулируется значительная широта предметного поля взаимодействия социальных партнеров. Оно обозначено как «важнейшие направления социально-экономического и политического развития». Во-вторых, появляется новый участник этого взаимодействия – органы местного самоуправления.

Действительно, органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством отвечают за состояние и развитие практически всех аспектов социальной сферы муниципальных образований. А состояние социальной сферы, в свою очередь, зависит от экономического развития, эффективности использования потенциала, в том числе трудового потенциала муниципального образования.

Эффективное же использование трудового потенциала – это эффективная занятость населения, высокая производительность труда и, как следствие, удовлетворенность жителей муниципального образования качеством жизни, условиями жизнедеятельности, обеспечение социальной стабильности.

В этой связи органы местного самоуправления все чаще фигурируют в качестве равноправных участников социального партнерства в соответствующих региональных законах[22]. Примером может служить закон Республики Карелия, в котором социальное партнерство определяется как "комплекс общественных отношений, направленных на обеспечение баланса интересов работников, работодателей, органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления"[23].

Однако в последнее время о социальном партнерстве стали говорить в еще более широком контексте. Все чаще социальное партнерство рассматривается как универсальная форма существования социума, такого состояния общества, при котором все его социальные группы, слои, категории населения имеют возможность удовлетворять свои потребности, реализовывать интересы, взаимодействуя на принципах равенства, солидарности, консенсуса интересов. Социальное партнерство рассматривается уже в контексте межсекторного взаимодействия, при котором общество структурируется на три основных сектора:

· власть;

· бизнес;

· население в лице некоммерческих организаций.

В таком ракурсе социальное партнерство стало предметом анализа сравнительно недавно, поэтому библиография трудов, посвященных изучению данного феномена в межсекторном аспекте, насчитывает еще не так много работ. Здесь можно выделить публикации Якимца В.М.[24], Перегудова С.П.[25], Коноваловой Л.М.[26], Городецкой И.Е.[27], Либоракиной М.[28], Флямера М.[29], Кутейникова А.Е.[30], Редюхина В.И.[31] и ряда других авторов.

"Смысл социального партнерства, - отмечают В. Якимец, М, Флямер и М. Либоракина, - в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами на общественной арене – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями"[32]. Семигин Г.Ю. видит в социальном партнерстве "такую систему отношений различных социальных субъектов, которая ориентирует на первоочередное достижение общенациональных интересов, не ущемляя при этом интересы групповые и корпоративные"[33].

Вице-президент Академии социальных наук проф. В.Н. Иванов называет социальное партнерство "магистральным направлением общественного развития и взаимодействия"[34].

По сути дела концепция социального партнерства кристаллизуется в новую мировоззренческую доктрину, возвещающую трансформацию социума из общества классовой борьбы и соперничества в общество социального мира и согласия.

Справедливости ради, следует заметить, что подобные идеи выдвигались мыслителями на протяжении всего периода развития человеческой цивилизации.

Самый первый этап синтеза концепции социального партнерства относится, пожалуй, еще к античному периоду и связан с именами Платона и Аристотеля. Становление Афинского полиса как протогосударства ознаменовало собой появление первого структурно организованного сообщества. Платон, ориентируясь на этот полис и выводя модель «идеального государства», подчеркивал его ключевое отличие от естественно природного состояния общества, в котором господствовали культ силы и борьба всех против всех. Это отличие заключалось в новом общественном порядке, идеалом которого стали гармония отношений равных и свободных граждан, совместное обсуждение и решение проблем путем открытого и рационального обсуждения[35].

Аристотель, критикуя в отдельных аспектах модель «идеального государства» Платона, в еще большей степени делал акцент на том, что «целое может быть счастливо, если только все его части чувствуют себя таковыми» и что «цель человеческого общежития не в том, чтобы жить, а в том, чтобы жить счастливо, приумножая добродетель, красоту и мудрость»[36].

Именно эти античные идеи партнерства граждан, как равных и свободных индивидов, составили первый синтез концепции социального партнерства. В ее основу легли идеи «естественно гражданского состояния общества», пришедшие на смену модели «естественно природного состояния».

Второй этап синтеза концепции социального партнерства приходится на XVI–XVII вв. и первую половину XVIII века. Именно в этот период отмечается усиление синкретизма общества и государства, нарастание внутренних противоречий феодализма как общественной формации. Социальное партнерство становиться квинтэссенцией идеи «общественного договора», развиваемой мыслителями эпохи французского Просвещения, а затем и представителями немецкой социологии.

При этом одним из провозвестников второго этапа синтеза концепции социального партнерства стал еще в самом начале XVI века итальянский мыслитель и государственный деятель Н. Макиавелли (1469-1527 гг.), который предпринял первую попытку системного анализа социальных конфликтов и указал на способы рационального воздействия на них со стороны государства. В своем знаменитом произведении "Государь" Макиавелли впервые попытался выяснить какая форма правления может обеспечить порядок, счастье, благополучие людей[37]. И как делает вывод О.И. Шкаратан, "по мнению современных социологов, Макиавелли предвозвестил представления об "открытом обществе", в котором неравенство положения столь же узаконено, как и равенство шансов стать неравными"[38]. По сути дела, это была одна из первых попыток теоретического обоснования социального партнерства как механизма укрепления социального согласия в обществе.

Одним из первых теоретическое обоснование необходимости социального партнерства в виде установления определенных правил социального общежития, т.н. "общественного договора" сделал философ-материалист Т. Гоббс (1588-1679 гг.).- В своих трудах "Левиафан" и "Философские элементы учения о гражданине" Гоббс показал, что сама природа людей обуславливает их постоянное устремление к власти, привилегиям, жизненным благам. Поэтому для предотвращения хаоса, а, говоря современным языком, социальных конфликтов, необходимо заключение "общественного договора", принятие правил, которых люди согласны придерживаться. Идея "общественного договора" нашла свое развитие также в трудах Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо, Гольбаха, Дидро, Монтескье и других мыслителей эпохи французского Просвещения. В немецкой классической философии идеи социального партнерства отстаивал Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) также считавший, что состояние мира и согласия между людьми должно достигаться на основе договора и социального компромисса.

Второй синтез концепции социального партнерства шел в русле становления и развития теоретических конструктов естественно-правовой модели общества.

Третий этап синтеза концепции социального партнерства начинается с конца XVIII века и заканчивается примерно в начале XX века. В общественной практике это период возрастания роли государства в регулировании общественных процессов, окончательного «расчленения общественного целого на две взаимосвязанные сферы бытия»[39], усложнения стратификационной структуры общества. В теоретическом плане этот период ознаменован становлением и усилением влияния рационалистических идей и концепций, в центре внимания которых оказываются вопросы социального взаимодействия.

Данный этап синтеза идей социального партнерства связан с именами А. Смита, И. Канта, Гегеля, О. Конта, а позднее К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Несмотря на противоположность теоретических подходов и идейно-политических парадигм, все они каждый со своих позиций, внесли значительный вклад в рационалистическое конструирование модели социального партнерства.

Мощным толчком к углубленному изучению социальных противоречий и как следствие поиску механизмов их разрешения послужило развитие капиталистических отношений и возникновения социальных конфликтов в сфере труда. Первым серьезный анализ этих проблем в трудовой сфере, отношений наемного работника и капиталиста провел А. Смит (1723-1790 гг.), показавший, что противоречия и даже противоборство работника и работодателя являются источником и необходимым условием поступательного развития человечества. Одновременно различия в интересах не обязательно должны неминуемо приводить к социальному взрыву и революциям.

Большое значение роли общественному согласию придавал "отец" современной социологии О. Конт (1789-1857 гг.), также доказывавший, что конфликт между рабочими и капиталистами не продуктивен для общества, и что избежать его можно путем укрепления и развития социальной солидарности.

Значительный вклад в развитие идей социального партнерства, в том числе в трудовой сфере, внес Э. Дюркгейм (1858-1917 гг.). В своем главном раннем исследовании "Общественное разделение труда"[40] Дюркгейм показал, какие материальные факторы и идеи могут сблизить социальные слои, имеющие противоположные интересы, но находящиеся в состоянии взаимозависимости в силу общественного разделения труда. Дюркгейм, по сути, первым обосновал необходимость партнерства различных социальных субъектов как необходимого условия укрепления общественного согласия и предотвращения социальных патологий. Причем именно в общественном разделении труда, в классовом содружестве при совместном добывании средств к жизни видел Дюркгейм основу для "органической" солидарности разных слоев и сословий. При этом в качестве главного инструмента, органа этой общественной солидарности он предлагал использовать профессиональные корпорации, видя в них новые организационные формы социального партнерства. Отсутствие понимания между классами, неурегулированность отношений, в том числе и в связи с отсутствием развитого профессионального корпоративизма, Дюркгейм считал отклонением от нормы, социальной патологией.

Принципиально важным для рационалистического понимания феномена социального партнерства стали работы М. Вебера (1864-1920 гг.). Они заложили основу для развития одного из ключевых направлений современной социологии – структурного функционализма. Как и Маркс, Вебер был представителем немецкой социологии, однако его идеи развивались, по сути, как оппозиционные учению Маркса. В отличие от Маркса, которого Вебер считал экономическим детерминистом[41], последний сосредоточился на изучении влияния идей на экономику, а не наоборот. Анализируя идеи, социальные нормы, ценности как отражение экономических факторов, Вебер увидел в них силы, способные серьезно воздействовать как на экономику, так и на общественное развитие в целом.

В целом, содержанием третьего этапа синтеза концепции социального партнерства стал перевод этой модели социального взаимодействия из разряда идеальных конструкций в сферу социальной реальности. Вопросы социального партнерства стали, по сути дела, одним из главных предметом разработки новых мировоззренческих доктрин, столкновения идейно-политических парадигм развития научного знания о законах развития общества. Более того, именно на стадии завершения этого этапа возник собственно термин "социальное партнерство", оформившись как новая парадигма социального взаимодействия[42].

Четвертый этап синтеза концепции социального партнерства стал разворачиваться с середины XX века с появлением новых теорий общественного развития: "индустриального общества", "постиндустриального общества", "постмодернизма", "цивилизационного подхода" и др. Социальное партнерство стало рассматриваться как инструмент формирования гражданского общества, как новая система цивилизованных общественных отношений, обуславливающих формирование социального государства. Этот этап развития концепции социального партнерства связан с идеями Д. Белла, А. Турена, У. Бека, Ю. Хабермаса, П. Андерсона, А. Селигмана, Р. Инглхарта и др. исследователей, выдвинувших различные теории гражданского общества и трансформаций современной цивилизации.

Отмечая появление новых теорий развития современных обществ, базирующихся в той или иной степени на идеях социального партнерства, нельзя не отметить, что в основе многих из них лежат концепты теории социального действия, блестяще разработанной Т. Парсонсом (1902-1979 гг.). Главным в концепции социального партнерства является идея взаимодействия, сближения социальных субъектов для совместного решения тех или иных задач. Всю теорию Парсонса пронизывает идея равновесия, консенсуса, упорядоченности общества, социальной системы, объединенной общими социетальными ценностями. Или же, говоря словами одного из ведущих российских социологов А.Г. Здравомыслова, "для него (Парсонса) самой важной идеей была мысль о самоорганизации социальной системы, основанная на концепции гомеостаза, т.е. воспроизводстве баланса и равновесия между всеми органами этой системы благодаря некоторой функциональной целесообразности этих органов ("подсистем социальной системы")[43].

Таким образом, идеи социального партнерства вызревали на протяжении всей истории человечества. Сегодня они превратились в материальную силу, реализуясь в различных формах социального взаимодействия.

Для муниципального образования концепция социального партнерства, технологии взаимодействия различных социальных субъектов, направленные на реализацию их интересов, становятся важным фактором стратегического социально-экономического развития территории, не использовать который просто нельзя. Тем более что такой опыт, и не только в социально-трудовой сфере, накоплен уже во многих регионах нашей страны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.90 (0.01 с.)