Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт субъектов Российской Федерации в использовании технологий социального партнерства в различных сферахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В Республике Карелия Законодательной основой налаживания социального партнерства является уже упоминавшийся региональный закон о социальном партнерстве, закрепивший роль и права всех участников этого процесса. Основными задачами социального партнерства Республика Карелия признает следующие: обеспечение выработки и реализации социально ориентированной политики; создание эффективного механизма договорного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений; обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев; проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций; разработка и заключение коллективных договоров, соглашений; предотвращение коллективных трудовых споров и содействие их разрешению путем проведения примирительных процедур; обеспечение дополнительных социальных гарантий работникам по сравнению с действующим законодательством. В качестве организационных структур социального партнерства в районах и городах Республики Карелия созданы трехсторонние комиссии и координационные комитеты содействия занятости. Прерогатива трехсторонних комиссий – регулирование социально-трудовых отношений, роль координационных комитетов содействия занятости – выработка и реализация общей территориальной политики занятости. Координационные комитеты содействия занятости населения объединяют в своем составе представителей работодателей, объединений работников, территориального органа службы занятости и администрации муниципального образования. Деятельность координационных комитетов осуществляется на основе Положения о комитете, утверждаемого, в одних случаях, его Председателем, в других – Главой администрации местного самоуправления. Положение о комитете содействия занятости населения является еще одним важным нормативным документом, опираясь на которое, строится система социального партнерства в городах и районах. В дополнение к координационным комитетам в муниципальных образованиях могут создаваться т.н. консультативные советы, в состав которых в отличие от первых входят представители системы профессионального образования. Система профессионального образования имеет непосредственное отношение к вопросам содействия занятости. Во-первых, потому, что занимается перспективной подготовкой кадров для экономики, во вторых, потому, что на базе учреждений начального и среднего профессионального образования ведется переподготовка взрослого населения по заказу службы занятости. Другим инструментом установления партнерских отношений в сфере занятости являются различные специальные программы и подпрограммы, в реализацию которых вовлекаются на взаимовыгодной основе различные субъекты рынка труда. Речь идет о программах поддержки малого предпринимательства, содействия занятости молодежи и женщин, программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и пр. Предметом договоров социальных партнеров, участвующих в реализации политики занятости на муниципальном уровне, служат соглашения о: · сохранении рабочих мест и организации дополнительных рабочих мест; · содействии самозанятости безработных; · обеспечении временной занятости несовершеннолетних; · трудоустройстве особо нуждающихся в социальной помощи на квотируемые рабочие места; · организации общественных работ; · профессиональной переподготовке ищущих работу; · целевой контрактной подготовке.
В каждом отдельном случае договаривающимися сторонами могут выступать различные субъекты и институты рынка труда. Например, соглашения по организации новых рабочих мест могут носить и двух и трехсторонний характер (предприятие - администрация муниципального образование, или предприятие - администрация муниципального образование - инвестор). В договорах на содействие самозанятости безработных участвуют, как правило, три стороны: сам начинающий предприниматель, администрация муниципального образования – территориальный орган службы занятости. Трудоустройство молодежи на временные и сезонные работы осуществляется в рамках совместной работы органов местного самоуправления с городскими и районными управлениями образования, комиссиями по делам несовершеннолетних, территориальными центрами занятости населения, работодателями. Договора на организацию временной занятости несовершеннолетних носят, как правило, трехсторонний характер - между администрацией муниципального образования, центром занятости населения и работодателем. Такие же трехсторонние договора заключаются и при организации общественных работ. Несколько отличается от стандартной договорная практика целевой контрактной подготовки рабочих кадров и специалистов учреждениями профессионального образования. Лица, направленные для обучения на условиях целевого контрактного приема зачисляются в соответствующее образовательное учреждение после подписания ими договора с Администрацией муниципального образования и учебным учреждением. Неотъемлемой частью договора является заключение принимаемым на обучение контракта с работодателем, предложенным соответствующим органом местного самоуправления. Социальное партнерство с участием системы профессионального образования развивается, в первую очередь, в направлении расширения целевой контрактной подготовки кадров для предприятий муниципальных образований Республики Карелия. Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия с целью объединения всех уровней управления образованием, для эффективного развития системы образования в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Карелия заключены Соглашения о сотрудничестве и разграничении полномочий в области образования со всеми районными и городскими Администрациями муниципальных образований. Ежегодно Министерством образования и по делам молодежи Республики Карелия по предложениям органов местного самоуправления устанавливаются контрольные цифры приема студентов в учреждения профессионального образования различных уровней за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Объемы целевой контрактной подготовки специалистов, согласованные с Министерством образования РФ, утверждаются ежегодно постановлением Правительства Республики Карелия в разрезе образовательных учреждений и административно-территориальных единиц Республики Карелия (города, района, волости) отдельно по каждой специальности и являются обязательными для исполнения образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Учреждения среднего и высшего профессионального образования Республики Карелия организуют прием абитуриентов, направленных для обучения на условиях целевой контрактной подготовки по отдельному (специальному) конкурсу. Органы местного самоуправления производят предварительный отбор и направление абитуриентов из числа выпускников общеобразовательных школ в учреждения среднего и высшего профессионального образования Республики Карелия в соответствии с контрольными цифрами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Карелия. Лица, направленные для обучения на условиях целевого контрактного приема, выдержавшие конкурсные испытания, зачисляются в соответствующее образовательное учреждение среднего и высшего профессионального образования Республики Карелия после подписания ими договора с Администрациями местного самоуправления и учебными учреждениями. Неотъемлемой частью договора является заключение принимаемым на обучение контракта с работодателем на срок не менее трех лет, предложенным соответствующим органом местного самоуправления в соответствии с уровнем и профилем выпускника. Успевающим студентам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, устанавливается доплата к государственной стипендии из бюджета Республики Карелия в размерах, определяемых Законодательным Собранием РК. С целью обеспечения потребности муниципальных рынков труда в специалистах и предоставления местной молодежи возможности получить профессиональное образование вблизи от места проживания за последнее время открыты два муниципальных профессиональных училища и несколько филиалов. Муниципальные профессиональные училища создаются Администрациями местного самоуправления по согласованию с Министерством образования и по делам молодежи РК. Все расходы, связанные с содержанием учреждения, обеспечением тепло-электроэнергией, проведением ремонтов и выплатой заработной платы инженерно-педагогическим работникам, несет Администрация. Органы управления образованием организуют образовательный процесс, осуществляют методическое руководство, обеспечивают контроль качества образования, соответствие его Государственным образовательным стандартам. Работа филиалов учреждений профессионального образования данного типа строится на основании договоров о сотрудничестве, заключаемых между учебными учреждениями и Администрациями местного самоуправления. Договором предусматриваются вопросы организации обучения. Профессиональные учебные учреждения, с целью восстановления связей с бывшими базовыми предприятиями и новыми работодателями на современном уровне заключают договоры о сотрудничестве в вопросах подготовки квалифицированных специалистов. Обеспечить в полной мере гибкое реагирование на изменение спроса на рынке труда разрозненными образовательными звеньями, каждое из которых борется за собственное выживание, весьма проблематично. В Республике Карелия предпринята попытка создания образовательной системы, соединяющей в непрерывном замкнутом цикле обучения различные образовательные звенья. В качестве примера удачного решения проблемы можно привести многоуровневый образовательный комплекс (МОК) «Технология», созданный по инициативе факультета технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета (КГПУ) и Министерства Образования РК с целью формирования и развития системы непрерывного технологического образования, совершенствования подготовки учителей технологии и предпринимательства и других специалистов, качественного изменения в системе обеспечения кадрами учреждений начального профессионального образования, повышения образовательного статуса ведущих профессиональных училищ и лицеев республики. Основным социальным партнером системы начального профессионального образования по обучению взрослого населения является Департамент ФГСЗН по Республике Карелия. В 2000 году 54,3% граждан, проходивших профессиональное обучение по направлению районных и городских служб занятости, обучались на базе учреждений НПО республики. Совместным приказом руководителя Департамента ФГСЗ и Министра образования и по делам молодежи РК на базе образовательных учреждений профессионального образования, Республиканского учебного центра, отдела профориентации и профессионального обучения Департамента и отдела профессионального образования Министерства образования и по делам молодежи РК создано Методическое объединение по профессиональному обучению взрослого незанятого населения. Это Методическое объединение стало координирующим органом в системе непрерывного образования взрослых в Республике Карелия. В Ленинградской области датой рождения системы социального партнерства в профессиональном образовании Ленинградской области можно считать 1995 год, когда распоряжением Правительства Ленинградской области от 24 августа 1995 года № 903-р "О создании Ленинградского областного совета по профессиональному образованию" при Министерстве образования Ленинградской области был создан Областной совет по профессиональному образованию. В 1997 году распоряжением Правительства от 22 сентября №1150-р «Вопросы Ленинградского областного совета по профессиональному образованию» в связи с реорганизацией Министерства было утверждено новое Положение о Совете и его персональный состав. В Положении о Совете было записано, что он создается в целях проведения согласованной федеральной и региональной политики в сфере профессионального образования и выработки стратегии развития профессионального образования в Ленинградской области, расширения демократических форм управления и координации деятельности органов управления образованием, подведомственных организаций, других предприятий, объединений и ассоциаций и учреждений профессионального образования, рассмотрения и принятия целевых, межотраслевых, региональных и других программ подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. В 1998 году Законодательным собранием Ленинградской области был принят «Закон о социальном партнерстве», определивший правовые основы организации, развития и функционирования системы социального партнерства, порядок и формы регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с ними социально-экономических интересов участников трудовых отношений. В целях проведения единой государственной политики в сфере подготовки кадров квалифицированных рабочих и специалистов в Ленинградской области и определения правовых и организационных основ государственной поддержки начального профессионального образования и профессиональной подготовки в 2001 году в Ленинградской области был принят закон №38-ОЗ «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Ленинградской области». Целями закона являются: определение региональной политики в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки с учетом специфики условий для ее реализации в Ленинградской области; разграничение компетенции в области начального профессионального образования между Законодательным собранием Ленинградской области, Правительством Ленинградской области и органом управления образованием Ленинградской области; обеспечение и защита прав граждан на удовлетворение потребности в профессиональных услугах. В апреле 2001 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Комитета Ассоциации «Северо-Запад», который принял решение по следующим вопросам: • о создании координационного совета социальных партнеров: профессиональное образование - профсоюзы- промышленники; • о создании координационного методического совета по подготовке и переподготовке инженерно-педагогических работников профессиональных образовательных учреждений по схеме: ассоциация промышленников- институт повышения квалификации- опорные профессиональные образовательные учреждения; • о разработке государственных нормативно-правовых актов, определяющих взаимоотношения образовательного учреждения с предприятиями и организациями; • о законодательном введении налоговых льгот предприятиям, инвестирующим создание и развитие современной учебно-производственной базы учреждений НПО, готовящих кадры массовых профессий. На муниципальном уровне определению объемов и структуры подготовки рабочих и специалистов предшествует работа по сбору, анализу и обработке данных, полученных от социальных партнеров по следующей схеме: • муниципальные органы управления образованием делают прогноз занятости выпускников основной и полной школы, этим самым определяя предполагаемое количество желающих поступить в учреждения начального профессионального образования; • муниципальные службы занятости населения проводят анализ и прогнозирование рынка труда; • структурные подразделения администрации муниципального образования делают анализ демографической ситуации в регионе, предоставляют прогноз развития экономики региона; • на этом же уровне всеми названными социальными партнерами и учреждениями образования выявляются потребности населения (подростков, молодежи, взрослого населения) в профессиональных образовательных услугах; • учебные заведения начального профессионального образования определяют потребности работодателей в рабочих кадрах и специалистах, заключают договора на подготовку; • средства массовой информации информируют население о возможностях учебных заведений в предоставлении профессиональных образовательных услуг. После анализа предоставленной информации формируются два перечня профессий, которые определят перспективную и текущую потребность муниципального образования в рабочих кадрах. Заявки на потребность обобщаются генеральными директорами учреждений начального профессионального образования муниципального образования, определяя профессии для каждого учебного заведения, согласуются с главой администрации муниципального образования и представляются в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области. Комитет своим приказом утверждает расчетные показатели по подготовке рабочих и специалистов на очередной год. Министерство образования России решением коллегии МО утверждает расчетные цифры и определяет финансирование учебных заведений. В рамках социального партнерства в 2000 году в 18 муниципальных образованиях Ленинградской области прошли встречи администраций МО, руководителей служб занятости, органов управления образованием, профессиональных учебных заведений, крупных работодателей по проблемам обеспечения предприятий кадрами и путям их решения. По результатам встреч при администрациях муниципальных образований созданы как государственные, так и общественные структуры по координации подготовки кадров (отделы по координации подготовки кадров в составе администрации — Тосненский район, межведомственный совет - Сланцевский район, совет директоров предприятий - город Гатчина и т.д.). Новым этапом укрепления системы социального партнерства в Ленинградской области стало подписание 30 января 2001 года Губернатором области Постановления «О разработке программы действий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций региона квалифицированными кадрами». В процесс подготовки этой программы включились все социальные партнеры. Ее проект был представлен на совещании руководителей учреждений начального профессионального образования Ленинградской области 22 ноября 2001 года, которое носило название "Начальное профессиональное образование: поиск социальных партнеров". Совещание было проведено с участием всех социальных партнеров: комитетов Правительства области, представителей промышленных ассоциаций работодателей, руководителей муниципальных образований. Началось формирование системы социального партнерства по отраслевому принципу. В 2001 году Комитетом по сельскому хозяйству и Комитетом по образованию при Комитете по сельскому хозяйству создан Совет по кадровой политике и образованию агропромышленного комплекса Ленинградской области, в состав которого вошли руководители профессиональных учебных заведений различного уровня, директора общеобразовательных школ, директора крупных АОЗТ, руководители муниципальных комитетов по сельскому хозяйству (приказ Комитета по сельскому хозяйству от 22.01.2001 № 5). Изучение потребностей работодателей, ориентация системы подготовки кадров на профессии, востребованные рынком труда, стали стержнем политики занятости, проводимой в Ленинградской области. Механизмом учета потребностей работодателей в количественном (спрос на профессии) и качественном (конкретные квалификационные требования по профессии) аспектах стало социальное партнерство, объединившее региональные и местные органы власти, работодателей, профсоюзы, центры службы занятости, учреждения профессионального образования. Социальное партнерство, как механизм выявления и согласования интересов субъектов рынка труда и подготовки кадров, выступает в различных формах: · трехстороннее соглашение между правительством области, работодателями и профсоюзами; трехсторонние соглашения на уровне муниципальных образований; · областной совет по профессиональному образованию; · областной координационный комитет содействия занятости населения; муниципальные координационные комитеты содействия занятости; · областной отраслевой Совет по кадровой политике и образованию агропромышленного комплекса, в состав которого вошли руководители профессиональных учебных заведений различного уровня, директора общеобразовательных школ, директора крупных АОЗТ, руководители муниципальных комитетов по сельскому хозяйству; · общественные структуры по координации подготовки кадров (отделы по координации подготовки кадров в составе администрации в Тосненском районе, межведомственный совет в Сланцевском районе, совет директоров предприятий г. Гатчина и др.); · двух и трехсторонние договоры между службой занятости, работодателями, образовательными учреждениями; · регулярные встречи администраций МО, руководителей служб занятости, органов управления образованием, профессиональных учебных заведений, крупных работодателей по проблемам обеспечения предприятий кадрами и путям их решения. Новым эффективным инструментом согласования интересов муниципальных образований, работодателей, населения в вопросах кадровой политики области стал регламентированный порядок формирования заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования. Новый алгоритм формирования государственного заказа на подготовку кадров, разработанный по инициативе Департамента ФГСЗН, утвержден Постановлением губернатора Ленинградской области»[44]. Данный документ регламентирует последовательность действий социальных партнеров по формированию заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования всех уровней. Одновременно постановление губернатора определяет новую роль областного и районных Координационных комитетов содействия занятости населения региона и муниципальных образований в вопросе формирования заказа на подготовку кадров в системе профессионального образования. Департаментом службы занятости по Ленинградской области разработано новое положение о Координационных комитетах содействия занятости населения. Ниже схематично представлен новый порядок формирования заказа на подготовку кадров, введенный в Ленинградской области (Рис. 1).
Рис. 1. Порядок формирования заказа на подготовку кадров в регионе
Формирование заказа на подготовку кадров осуществляется в несколько этапов. 1. В районный (муниципальный) Координационный комитет содействия занятости поступает информация от основных социальных партнеров о потребностях в подготовке кадров (до 01.12). Учреждения профессионального образования представляют проект заказа на подготовку кадров, подтвержденный договорами с работодателями и согласованный с центрами занятости населения, муниципальными органами управления образованием и отраслевыми комитетами Правительства Ленинградской области; 2. Районный (муниципальный) Координационный комитет содействия занятости обсуждает проект заказа на подготовку кадров, утверждает его (до 15.12) и передает его в областной комитет образования (до 01.01); 3. Областной комитет образования обобщает муниципальные заказы, полученные от всех районных Координационных комитетов (ККР), формирует проект регионального заказа и согласовывает его с Комитетом экономики и инвестиций администрации области, а также региональным Департаментом федеральной государственной службы занятости (до 01.02); 4. Согласованный проект регионального заказа на подготовку кадров комитет образования передает в областной Координационный комитет содействия занятости (до 01.02); 5. Областной Координационный комитет содействия занятости рассматривает и принимает проект регионального заказа на подготовку кадров (до 15.02), после чего вносит его на утверждение губернатору области (до 25.02); 6. Утвержденный губернатором области региональный заказ на подготовку кадров представляется в Министерство образования РФ (до 01.03). Особая роль в рамках социального партнерства отводиться средствам массовой информации. Они информируют население о возможностях учебных заведений в предоставлении профессиональных образовательных услуг, содействуют работодателям в подборе нужного персонала. Разработанные в Ленинградской области механизмы учета потребностей рынка труда помогли системе подготовки кадров стать реальным и востребованным партнером работодателей, службы занятости, местных органов власти. Налаженное взаимодействие между всеми социальными партнерами позволяет не только решать задачи обеспечения высококвалифицированными рабочими кадрами предприятия области, но и обеспечивает социальную защиту молодежи, получающей востребованные на рынке труда профессии и специальности. В рамках создания системы социального партнерства важным элементом практического сотрудничества является профориентационная работа. В целях оказания помощи в профессиональной ориентации молодежи, Департамент ФГСЗН и Комитет по образованию совместно с учреждениями профессионального образования, местной администрацией проводит ежегодно ярмарки профессий и учебных мест. На них дается широкая информация о профессиях, учебных заведениях, возможностях трудоустройства, оказывается широкий спектр профориентационных услуг посетителям. Одной из первых в Северо-Западном регионе областей, начавшей активно выстраивать систему социального партнерства еще в середине 90-х годов, была Новгородская область. Сегодня в Новгородской области созданы консультативные советы по кадровой политике, как при Администрации области, так и при Администрациях всех городов и районов. Распоряжениями Администраций городов и районов при 21 профессиональном училище и лицее созданы попечительские советы. Новгородский опыт формирования системы социального партнерства заслуживает особого внимания, особенно в связи с многообразием использованных форм и механизмов, как в процессе создания этой системы, так и в сегодняшней практике ее функционирования. В середине 90-х годов Комитет образования Новгородской области выступил с инициативой осуществлять планирование подготовки специалистов с учетом мнения всех социальных партнеров муниципального образования. С этой целью в апреле - мае 1997 года был проведен ряд «круглых столов» по проблеме подготовки педагогических, медицинских, юридических и финансовых кадров. «Круглые столы» проводились с участием руководителей муниципальных образований, директоров предприятий, представителей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, руководителей центров службы занятости Департамента ФГСЗН по Новгородской области. Основной целью «круглых столов» было определение объема и структуры потребностей в специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на рынке труда с учетом социально-экономических особенностей развития муниципальных образований и региона в целом, возможностей методологической поддержки обновления системы связей учреждений профессионального образования и предприятий различных форм собственности в новых условиях формирующийся рыночной экономики. Актуальность темы «круглых столов была обусловлена отсутствием в области структуры, занимающейся формированием заказа на подготовку кадров, определением соответствия уровня подготовки студентов и учащихся требованиям рынка труда. В ходе «круглых столов» социальные партнеры инициировали создание муниципальных консультативных советов, призванных осуществлять координацию деятельности заинтересованных организаций в подготовке рабочих кадров. Одновременно, при Администрации области создан региональный консультативный совет по подготовке кадров для экономики области. Основной задачей совета является координация деятельности профессиональных образовательных учреждений, органов исполнительной власти, работодателей, в планировании и организации подготовки кадров, с учетом рынка труда. В настоящее время в Новгородской области сложилась система формирования муниципального заказа на подготовку кадров с высшим, средним и начальным профессиональным образованием в соответствии с потребностями работодателей, что дает возможность точнее планировать прием в профессиональные образовательные учреждения всех типов и видов, в том числе в учреждения начального профессионального образования. Консультативные советы при администрациях городов и районов стали, в том числе, решать вопросы координации деятельности профессиональных училищ и лицеев и работодателей на своей территории. К числу базовых документов, на основе которых развивается система социального партнерства в профессиональном образовании Мурманской области, относятся: Региональная программа "Развитие образования Мурманской области до 2005г." Договор о сотрудничестве комитета по образованию администрации Мурманской области и Департамента ФГСЗН по Мурманской области на 2001-2005 гг. Совместный приказ Комитета по образованию администрации Мурманской области и ДФГСЗН по Мурманской области "О согласовании объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования Мурманской области". Программа содействия занятости населения Мурманской области на 2001-2005 годы. Постановления администраций муниципальных образований "О дополнительных гарантиях занятости выпускников учреждений профессионального образования". В Мурманской области социальными партнерами в системе управления развитием кадрового потенциала муниципальных образований и региона в целом являются: На региональном уровне: государственные органы управления (Комитет по образованию, Комитет по труду и занятости, Комитет по делам молодежи, Департамент по экономике, Департамент ФГСЗН), региональные отраслевые органы управления, общественные организации и объединения регионального уровня, законодательные органы, институт повышения квалификации работников образования. На муниципальном уровне: местные органы власти, предприятия, средства массовой информации, территориальные центры занятости, образовательные учреждения муниципального подчинения (расположенные в данной местности), население, местные советы депутатов На отраслевом уровне: ведомственные органы управления, предприятия-заказчики кадров, образовательные учреждения, готовящие кадры для отрасли (в том числе учреждения СПО и ВПО), профессиональные союзы. Основными направлениями деятельности субъектов социального партнерства являются: • анализ, оценка и прогноз развития рынка труда, определение требований к качеству подготовки специалистов; • совершенствование организации подготовки кадров для местного рынка труда; • развитие материально-технической базы учебных заведений; • совместная деятельность социальных партнеров по трудоустройству специалистов; • развитие профориентации населения. В соответствии с Договором о сотрудничестве между Департаментом ФГСЗН по Мурманской области и Управлением образования администрации Мурманской области на 1999 - 2000 гг. специалисты-профконсультанты областной службы занятости участвуют в работе Советов социальной адаптации учащихся учреждений профессионального образования. В конце 2001 году начата работа по созданию межведомственной рабочей группы по изучению рынка труда и управлению балансом трудовых ресурсов региона. В состав этой группы должны войти представители Администрации Мурманской области, органов местного самоуправления, Ассоциации промышленников и предпринимателей Мурманской области, Департамента службы занятости, руководители образовательных учреждений и др. Задачами рабочей группы будет анализ и прогноз развития рынка труда, определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда, изучение требований работодателей к качеству подготовки специалистов и т. д. Инициатором создания рабочей группы выступает Ассоциация промышленников и предпринимателей Мурманской области, президентом которой является Губернатор.
Подводя итоги краткого анализа состояния системы социального партнерства, формирующейся в различных субъектах Российской Федерации, можно сделать следующие выводы. Во-первых, залогом устойчивого развития региона является консенсус основных социальных субъектов территории в вопросе выбора стратегии ее социально-экономического развития. Механизмом выработки и укрепления такого консенсуса могут служить современные технологии социального партнерства, понимаемого как универсальное средство выявления, согласования и реализации интересов всех социальных субъектов, представляющих основные сегменты общества: власти, бизнес - сектора, некоммерческих организаций, а также населения, представленного в лице партий и общественных организаций. Во-вторых, современные технологии социального партнерства, перешагнувшие рамки социально-трудовой сферы и применяющиеся для целей устойчивого развития муниципальных образований отличаются значительным разнообразием форм и механизмов социального взаимодействия, позволяющих выбирать оптимальные для каждого конкретного направления социальной политики. В-третьих, стратегической основой социального партнерства на муниципальном уровне должна стать концепция социально-экономического развития, которая может в полной мере учесть интересы всех социальных партнеров. Именно концепция развития муниципального образования, выраженная в соответствующих документах социально-экономического развития, является наиболее мощным фактором сближения всех социальных партнеров, служит основой для их сотрудничества и реализации интересов. В-третьих, анализ развития социального партнерства показывает, что полноценному становлению этой формы организации взаимодействия социальных субъектов в определенной мере мешает отсутствие нормативной базы. Практически ни в одном субъекте Российской Федерации из 30 регионов, где приняты законы о социальном партнерстве, в число его участников не включены иные субъекты кроме государственных и местных органов власти, работодателей и профсоюзов. Зачастую это существенно ограничивает развитие этих технологий вне сферы социально-трудовых отношений. Тем не менее, социальное партнерство, несмотря ни на что становится ведущей инновационной технологией развития местного самоуправления и, несомненно, должно быть поддержано как на государственном, так и региональном уровнях власти.
1.3. Правовые и финансовые аспекты развития социального партнерства в муниципальных образованиях На федеральном уровне организация социального партнерства получила нормативное закрепление в целом ряде законодательных актов, которые условно можно разделить на несколько больших групп: законодательные акты, регламентирующие деятельность общественных организаций; законодательные акты в сфере налогообложения; законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных сфер общественных отношений. Первую группу законодательных актов образуют: международные правовые акты в сфере прав и свобод человека; Декларация прав и свобод человека и гражданина; Конституция Российской Федерации; Гражданский Кодекс Российской Федерации; Закон РФ "О некоммерческих организациях"; Закон РФ "Об общественных объединениях"; Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Закон РФ "О профессиональных союзах,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.143 (0.016 с.) |