Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и субъекты социального партнерства

Поиск

Объектом социального партнерства являются социально-трудовые и другие отношения, складывающиеся в обществе.

Субъектами социального партнерства являются работники и наниматели в лице их представителей, органы государственного управления.

Состав сторон, участвующих в социально-партнерских отношениях, определяется территориально-административным уровнем проведения коллективных переговоров.

Система социального партнерства включает четыре таких уровня:

- республиканский;

- отраслевой;

- местный;

- локальный (уровень предприятия, учреждения, организации).

На республиканском уровне субъектами социального партнерства являются:

1) Совет Министров Республики Беларусь (или уполномоченный им орган государственного управления);

2) республиканские объединения нанимателей;

3) республиканские объединения профсоюзов.

На отраслевом уровне (на уровне определенной отрасли народного хозяйства – образования, культуры, промышленности и т.п.) субъектами социального партнерства являются:

1) республиканский отраслевой орган государственного управления (Министерство образования, например);

2) отраслевые объединения нанимателей;

3) отраслевые профсоюзы (их объединения).

На местном уровне (на уровне области, района, города) субъектами социального партнерства являются:

1) местные исполнительные и распорядительные органы (например, Полоцкий городской исполнительный комитет);

2) наниматели (их объединения);

3) профсоюзы (их объединения).

На локальном уровне (на уровне конкретной организации) субъектами социального партнерства являются:

1) наниматель (либо уполномоченный им представитель);

2) профсоюзы (или другие органы, уполномоченные представлять интересы работников).

Таким образом, на республиканском, отраслевом и местном уровнях система социального партнерства функционирует по принципу трипартизма («три стороны»), и, как правило, в результате принимается соглашение, а на локальном уровне – по принципу бипартизма («две стороны»), и, в результате может приниматься коллективный договор.

Участники социально-партнерских отношений должны представлять интересы определенных субъектов.

Представительство интересов работников – это основанная на законодательстве, уставах, положениях и других учредительных актах деятельность уполномоченных лиц, органов, организаций работников по отстаиванию и защите их прав и интересов в отношениях с уполномоченными лицами, органами и организациями нанимателей и соответствующих государственных органов.

Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Представителями интересов нанимателей выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих учреждений.

Государство призвано играть различные роли в социальном партнерстве: гаранта, контролера, арбитра, законодателя. Государство участвует в социально-партнерских отношениях при проведении коллективных переговоров, консультаций с целью выработки и проведения в жизнь социальной и экономической политики.

Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Эти комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений с целью их заключения, а также для контроля за их выполнением на различных уровнях.

4. Понятие, стороны, содержание, сфера действия

Коллективного договора

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками.

Это всегда двухсторонний акт социального партнерства, результат коллективных переговоров.

Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и наниматель или уполномоченный им представитель.

В качестве представительного органа работников, как правило, выступает профсоюзный комитет. Если интересы работников представляют несколько профсоюзов, стороной коллективного договора могут быть:

1) каждый из них от имени объединенных в нем работников;

2) профсоюз, объединяющий большинство работников у данного нанимателя или имеющий наибольшее число членов, которому это право добровольно предоставлено остальными профсоюзами;

3) совместный орган, добровольно созданный этими профсоюзами.

Второй стороной коллективного договора является наниматель или уполномоченный им представитель. Представителями со стороны нанимателя могут выступать должностные лица, обладающие информацией, необходимой для ведения коллективных переговоров, соответствующей квалификацией и опытом (например, руководители структурных подразделений, юрисконсульт, главный бухгалтер и т.п.). По усмотрению нанимателя его представителями могут выступать и лица, не работающие в данной организации, но имеющие определенный опыт в ведении коллективных переговоров (например, эксперты объединения нанимателей).

Статья 364 Трудового кодекса Республики Беларусь указывает, что содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также законодательными актами в предусмотренных ими случаями. Статьей также определен примерный перечень положений, который может содержать коллективный договор.

Коллективный договор может содержать положения об (о):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Исходя из примерного перечня, можно сделать вывод, что содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права, обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

По характеру все условия могут быть разделены на три вида:

1) нормативные, закрепляющие нормы централизованного законодательства и локальные нормы трудового права;

2) обязательственные, предусматривающие конкретные обязательства нанимателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;

3) организационные (о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и др.).

Действие коллективного договора распространяется на нанимателя и всех работников, от имени которых он заключен, а также на работников, от имени которых он не заключался, при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме.

Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены нанимателем с действующим у него коллективным договором (п. 3 ст. 54 Трудового кодекса Республики Беларусь).

5. Понятие, виды, стороны, содержание, сфера действия соглашения

Соглашение – это нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

В зависимости от уровня социально-трудовых отношений могут заключаться следующие виды соглашений: генеральное, тарифное и местное.

Генеральное соглашение заключается на республиканском уровне и устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений.

Тарифное соглашение заключается на отраслевом уровне и устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли народного хозяйства.

Местное соглашение заключается на местном уровне и устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другой административно-территориальной единицы.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти.

Сторонами соглашений могут быть:

1) на республиканском уровне – республиканские объединения профсоюзов и нанимателей, а также Правительство Республики Беларусь;

2) на отраслевом уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, а также соответствующие органы государственного управления;

3) на местном уровне – соответствующие профсоюзы (их объединения) и наниматели (их объединения), а также местные исполнительные и распорядительные органы.

Содержание соглашений в соответствии со ст. 360 Трудового кодекса Республики Беларусь определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3) заработной плате работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране окружающей среды;

6) иных трудовых и социально-экономических условиях.

Сфера действия соглашения определяется сторонами в пределах их полномочий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.33 (0.009 с.)