Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стороны, органы, система и формы социального партнерства, представители работников и работодателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их представителей. Стороной его может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем. В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления (трипартизм). Когда такой орган, как ранее указывалось, сам является работодателем, то он также выступает и как сторона социального партнерства. Например, профсоюз шахтеров и Правительство РФ заключали в 1989 г. при забастовках шахтеров соглашения (двупартизм). Органами (а не сторонами) социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения – понятие более широкое, чем трудовые отношения. Они включают в себя трудовые отношения, отношения по социальному обеспечению и бытовому обслуживанию, т.е. все отношения социальной сферы. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях. Трехсторонние комиссии создаются на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от 1 мая 1999 г. “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений” (СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2219). Это постоянный орган системы социального партнерства, образованный тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачи Комиссии – выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение генерального соглашения. Членами ее являются представители общероссийских объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. На региональном и территориальном уровне могут образовываться такие комиссии, действующие на основе закона субъекта Федерации или положений, разработанных представительными органами местного самоуправления. Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на региональном уровне. На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК). Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК): федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации; Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом. Интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений, контроле за их выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией и при рассмотрении трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган (профком) или иные представители, избираемые работниками, а при формировании трехсторонних комиссий, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров, соглашений – соответствующие объединения профсоюзов на различных уровнях социального партнерства и их представители (ст. 29 ТК). При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или если таковая объединяет менее половины работников, на общем собрании работники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо иному представительному органу. Наличие иного представителя не является препятствием для осуществления профкомом его полномочий. Кодекс и здесь, говоря об общем собрании (конференции) работников, к сожалению, не употребляет уже укоренившийся в нашем обществе термин “трудовой коллектив”, а указывает расплывчато – “работники”. Трудовой коллектив – это объединение работников данной организации, ее структурного подразделения на основе заключенных ими трудовых договоров с работодателем. И говоря в ряде статей о полномочиях общих собраний работников, Кодекс по существу закрепляет в них и полномочия трудового коллектива, его высшего органа – собрания (конференции). Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” в ст. 11 предусмотрел право профсоюзов на представительство от имени работников (независимо от членства в профсоюзах) в области коллективных прав и интересов в случаях наделения их таким полномочием на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников. Статья 13 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профорганизации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с Федеральным законом. Если в организации действует несколько первичных профорганизаций (что редко: у нас это не привилось), их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза. Запрещено вести переговоры и заключать соглашения и коллективные договоры от имени работников лицам, представляющим работодателя. Представителями работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора является руководитель организации или уполномоченные им лица. При заключении или изменении социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при этом возникших коллективных трудовых споров, деятельности соответствующей трехсторонней комиссии интересы работодателей представляет соответствующее объединение работодателей (ст. 33 ТК). Коллективные переговоры Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей. Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их проведение в Конвенции МОТ №98 (1948 г.) “Право на организацию и на ведение коллективных переговоров”, а в 1981 г. МОТ приняла Конвенцию №154 “О содействии коллективным переговорам”. Хотя в России коллективные переговоры в сфере труда фактически велись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных договоров, в законодательстве их впервые урегулировал Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, который определил в гл. II начало, сроки, порядок ведения коллективных переговоров, отразив все положения указанных конвенций МОТ. Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора. Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки. При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами. Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров (так называемый трипартизм как принцип деятельности МОТ) и, например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства. Но А. Ф. Нуртдинова высказала и иную точку зрения: они не являются стороной соглашения и коллективного спора (см.: Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений. Теоретические вопросы. М., 1998. С. 25). Кодекс в разделе II “Социальное партнерство в сфере труда” дает ранее указанное понятие социального партнерства (ст. 23). Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются основными субъектами, т.е. сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, т.е. во второй части этой статьи речь идет о том, что иногда по отношению к работникам бюджетной сферы (шахтерам, учителям) работодателем выступает Правительство, органы местного самоуправления. Социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений. Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.38.184 (0.007 с.) |