Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Коллективные договоры, соглашенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Понятие социального партнерства Организационно-правовые формы и принципы социального партнерства Уровни социального партнерства Объект и субъекты социального партнерства 4. Понятие, стороны, содержание, сфера действия коллективного договора 5. Понятие, виды, стороны, содержание, сфера действия соглашения Порядок заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения Контрольные вопросы Задания Понятие социального партнерства
Как отмечалось выше, трудовое право сформировалось на определенном этапе исторического развития общества, когда возникла необходимость правового регулирования наемного труда. Изначально основными субъектами данных отношений выступали государство, наниматели и работники (как мы их теперь называем), имеющие свои, зачастую противоположные друг другу интересы. И в настоящее время возникают разногласия данных субъектов, требующие разрешения. Государство заинтересовано в экономической стабильности, в обеспечении продовольственной безопасности, стремится не допускать конфликтов, забастовок в социально-экономической сфере, регулировать общественные отношения таким образом, чтобы соответствовать конституционной характеристике социального государства. Граждане и наниматели, вступающие в отношения по найму, как правило, являются равными субъектами до момента заключения по соглашению сторон трудового договора. Впоследствии работники обязаны подчиняться дисциплинарной власти нанимателя, надлежащим образом выполнять свои трудовые обязанности и поручения руководства. Наниматели преследуют цель увеличивать объемы производства, что закономерно влечет ужесточение требований к труду наемных работников (на протяжении как можно большего количества рабочего времени, с низкой оплатой и минимальными гарантиями труда). Работники, занятые на производстве, заинтересованы в сокращении рабочего времени, увеличении оплаты труда, предоставлении за счет средств нанимателя жилья, отдыха и других гарантий. С целью обеспечения баланса интересов сторон социально-экономических отношений, различных слоев и групп населения сформировалась система социального партнерства. Родиной социального партнерства принято считать Германию (XVII век). Для обозначения социального партнерства как явления в Западной Европе принято использовать термин «социальный диалог». В Республике Беларусь социальное партнерство – это принципиально новая система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых правоотношениях. Становление системы социального партнерства в Республике Беларусь связано с социально-экономическими преобразованиями 90-х годов XX в. и переходом страны к многоукладной экономике. Трудовой кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2000 года, впервые содержит раздел IV (главы 33 – 36), регулирующий социально-партнерские отношения. Со дня вступления в силу Трудового кодекса утратили силу действовавшие ранее: КЗоТ 1972 г., Законы «О коллективных договорах и соглашениях» 24.11.1992 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» 18.01.1994 г. Формирование правовой базы социально-партнерских отношений основывалось на идеях и принципах: 1) Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда (№ 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948 г., № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г., № 154 «О коллективных переговорах» 1981 г.); 2) Концепции социального партнерства, базирующейся на Указах Президента Республики Беларусь (№ 278 от 15.07.1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», № 639 от 16.12.1997 г. «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов», № 252 от 05.05.1999 г. «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»). Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Организационно-правовые формы и Принципы социального партнерства Основными организационно-правовыми формами социального партнерства являются консультации и ведение коллективных переговоров. Консультации проводятся по наиболее сложным социально-экономическим вопросам с участием соответствующих специалистов в целях достижения взаимопонимания сторон. Коллективные переговоры – это основная форма социального партнерства, которая имеет целью сопоставить, учесть и согласовать взаимные интересы собственника средств производства в лице нанимателя и его работников. Для этого в ходе переговоров представителям сторон необходимо приложить максимум усилий для достижения согласия по обсуждаемым вопросам, принятия решений, удовлетворяющих стороны. Коллективные переговоры являются начальной стадией процедуры заключения, изменения или дополнения коллективных договоров, соглашений. На переговорах рассматриваются вопросы: 1) установления, изменения социально-экономических условий труда и быта работников; 2) заключения, изменения, исполнения либо прекращения коллективных договоров, соглашений. Сторонами коллективных переговоров являются представительные органы работников и нанимателей. При наличии на уровне отрасли, территории, организации нескольких представительных органов работников (профсоюзов), то каждый из них может самостоятельно вести коллективные переговоры. В коллективных переговорах могут участвовать и другие лица, кроме представителей сторон: специалисты, эксперты, которые могут консультировать, но не принимать участие в голосовании. Принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся: 1) равноправие сторон (выражается как в инициативе начала переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением); 2) соблюдение норм законодательства (все стороны и их представители должны соблюдать не только Трудовой кодекс Республики Беларусь, но и другие акты трудового законодательства); 3) полномочность принятия обязательств (определяется наличием письменных документов, подтверждающих полномочность сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения: доверенностей, выписок из учредительных документов, приказов и т.п.); 4) добровольность принятия обязательств (каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, то есть одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона); 5) учет реальных возможностей принятия реальных обязательств (сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить); 6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства; 7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности; 8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации. Уровни социального партнерства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.130 (0.01 с.) |