Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и стороны коллективного трудового спора.

Поиск

 

Определение понятия коллективного трудового спо­ра дается в статье 398 РФ в соответствии с которой кол­лективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установ­ления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллектив­ных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нор­мы трудового права, в организациях.

Таким образом, коллективный трудовой спор возникает между коллективными участниками (хотя бы одной его стороной является коллектив) и направлен на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и реали­зации норм, установленных в порядке коллективно-до­говорного регулирования.

Все коллективные трудовые споры можно классифицировать на виды по различным основаниям:

а) по характеру спора; б) по правоотношениям, из кото­рых вытекает спор, — его уровень. По характеру спора различают: 1) споры работников с работодателями или их пред­ставителями по поводу установления или измене­ния условий труда, заключения или изменения кол­лективных договоров, соглашений по вопросам тру­да и быта работников.

По общепринятой меж­дународной классификации такой спор считается спором интересов, т.е. спором, возникшим из кон­фликта интересов, когда юридических прав ни у одной стороны еще не возникло. 2) споры работников с работодателями (или их пред­ставителями) по поводу выполнения коллективных договоров и соглашений. Это так называемые спо­ры права. Споры права могут возникнуть лишь на ""уровне организации, поскольку обязательства по соблюдению условий как коллективного договора, так и соглашения несут конкретные работодатели, а не их представители на коллективных перегово­рах.

 

 

По правоотношениям, из которых возникают коллек­тивные трудовые споры, различают:

1)споры из правоотношения коллектива работников с работодателем (его представителем);

2)споры из правоотношения выборного профсоюзно­го или иного представительного органа работников с работодателем (его представителем);

3) споры из правоотношений социальных партнеров выше уровня организации. Поскольку согласно ст. 2 Закона РФ «О коллективных договорах и соглаше­ниях»1 таких уровней соглашений выше организации, может быть, пять, то и коллективных трудовых спо­ров может быть пять видов, то есть возникающих из правоотношений соответствующих социально-партнерских уровней: а) Российской Федерации; б) субъекта Российской Федерации; в) территории; г) отрасли; д.) профессии.

Сторонами в коллективном трудовом споре являют­ся коллективы, объединения работников в работодате­ли, их объединения в лице соответствующих представи­телей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: в организации, на федеральном, отрас­левом, региональном, профессиональном, территориаль­ном уровне.

Согласно статье 29 ТК РФ представителями работ­ников в социальном партнерстве являются: профессио­нальные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийс­ких профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками. Работники, не являющиеся членами проф­союза, имеют право, в соответствии со статьей 30 ТК РФ, уполномочить орган первичной профсоюзной орга­низации представлять их интересы во взаимоотношени­ях с работодателем.

Представителями работодателя, согласно статье 33 ТК РФ, при проведении коллективных переговоров, зак­лючении или изменении коллективного договора явля­ются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными доку­ментами организации и локальными нормативными ак­тами.

Если в роли работодателей выступают государствен­ные и муниципальные предприятия, а также организа­ции, финансируемые из соответствующих бюджетов, то их представителями могут быть органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномочен­ные на представительство законодательством или рабо­тодателями.

Вопрос 43

Процедуры разрешения коллективных трудовых споров предусмотрены действующим законодательством.

Действующее трудовое законодательство предусмат­ривает определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который включает в себя несколько этапов разбирательства: 1) урегулирование разногласий самими сторонами спора; 2) примирительные процеду­ры; 3) забастовка в качестве крайнего средства для разре­шения коллективного трудового спора. Первые два этапа разбирательства принято рассматривать как мирные про­цедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Первый этап разрешения коллективного трудового спора предполагает урегулирование разногласий самими сторонами, так как коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями. Чтобы было видно, что у работников с работодателем есть определенные разногласия, требующие решения работодателя, работники должны их офор­мить выдвижением своих требований.

Правом выдвижения требований согласно статье 399 ТК РФ, обладают работники и их представители. Рабо­тодатели такого права не имеют.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиа­ла, представительства, иного обособленного структурно­го подразделения), утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, которое считается правомочным, если на нем присутствует более полови­ны работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению тре­бований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Выдвинутые работниками требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Тре­бования профессиональных союзов и их объединение выдвигаются и направляются соответствующим сторона социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной фор­ме, может быть направлена в Службу по урегулирова­нию коллективных трудовых споров. В этом случае ука­занная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

Получив требования работников, профессиональных союзов и их объединений, работодатели, в соответствии со статьей 400 ТК РФ, обязаны принять к рассмотрению направленные им требования.

О принятом решении работодатель сообщает предста­вительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение трех ра­бочих дней со дня получения требования работников.

Представители работодателей (объединений работодате­лей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединени­ям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Если работодатель удовлетворяет требования работ­ников, то на этом урегулирование разногласий заверша­ется. В том случае, если работодатель отклоняет все или часть требований работников (или их представителей) либо не сообщает о своем решении в установленные сро­ки, можно говорить о начале коллективного трудового спора. Согласно статье 398 ТК РФ момент начала кол­лективного трудового спора — день сообщения реше­ния работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногла­сий в ходе коллективных переговоров.

С момента начала коллективного трудового спора сто­роны должны перейти к примирительным процедурам. Примирительные процедуры — это рассмотрение кол­лективного трудового спора в целях его разрешения при­мирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

В соответствии со статьей 401 ТК РФ, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комис­сией является обязательным этапом. При не достижении согласия в примирительной комиссии стороны коллек­тивного трудового спора переходят к рассмотрению кол­лективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Согласно статье 407 ТК РФ, служба по урегулирова­нию коллективных трудовых споров — это система го­сударственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органов местно­го самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем орга­низации примирительных процедур и участия в них.

Служба была создана при Минтруде России в 1992 г. в соответствии с Указом Президента РСФСР «О соци­альном партнерстве и разрешении трудовых споров (кон­фликтов)».

Примирительные процедуры проводятся в сроки, пре­дусмотренные Трудовым кодексом РФ. В случае необхо­димости сроки, предусмотренные для проведения при­мирительных процедур, могут быть продлены по согла­сованию сторон коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора при­мирительной комиссией. Примирительная комиссия яв­ляется первым органом но рассмотрению коллективного трудового спора и создается в срок до трех рабочих дней с момента его начала. Решение о создании комиссии, согласно статье 402 ТК РФ, оформляется соответствую­щим приказом (распоряжением) работодателя и решени­ем представителя работников. Формирование примири­тельной комиссии возможно в организации, на уровне отрасли, субъекта Российской Федерации и т.п.

 

Примирительная комиссия формируется из предста­вителей сторон коллективного трудового спора на равно­правной основе. Стороны коллективного трудового спо­ра не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе, так как примирительная комиссия является обязательной стадией разрешения кол­лективного трудового спора. Работодатель должен создать необходимые условия для работы примирительной ко­миссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмот­рен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее со­здании. Указанный срок может быть продлен при вза­имном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спо­ра обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комис­сии.

При не достижении согласия в примирительной ко­миссии стороны коллективного трудового спора продол­жают примирительные процедуры с участием посредни­ка и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора, в соответствии со статьей 403 ТК F могут в течение трех рабочих дней пригласить посредни­ка. Особенность этой примирительной процедуры заклю­чается в том, что к разрешению спора привлекается неза­висимое от сторон лицо - посредник, который предла­гает участникам конфликта один или несколько вариан­тов его разрешения. Эти варианты обсуждаются на со­вместных или раздельных заседаниях представителей сторон и служат основой последующего соглашения с разрешении коллективного трудового спора.

Если стороны коллективного трудового спора не мо­гут найти подходящую кандидатуру, то при необходимо­сти они могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кан­дидатуры посредника.

Посредником может выступать как работник органов по труду, так и любой независимый специалист.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спо­ра с участием посредника законом не установлен и опре­деляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. Обычно посредничество осуществляется в форме дискуссий, переговоров между посредником и одной из сторон, а также между сторона­ми с участием посредника. Посредник имеет право зап­рашивать у сторон коллективного трудового спора и по­лучать от них необходимые документы и сведения, каса­ющиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с учас­тием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Результаты работы посредника могут выражаться в достижении со­гласованного решения и заключении сторонами письмен­ного соглашения об урегулировании коллективного тру­дового спора. В этом случае в протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор счи­тается урегулированным (разрешенным).

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым воп­росам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны быть отражены даль­нейшие намерения сторон (например, обращение в Служ­бу и создание трудового арбитража).

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Согласно статье 404 ТК РФ тру­довой арбитраж представляет собой временно действую­щий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

 

 

В соответствии со статьей 406 ТК РФ к рассмотрению спора в трудовом арбитраже можно перейти в следую­щих случаях:

*при не достижении согласия в примирительной комиссии, если стороны в качестве следующей при­мирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже;

*при не достижении согласованного решения на ста­дии посредничества, если стороны решили

продол­жить примирительные процедуры;

*при уклонении работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии;

*при рассмотрении коллективного трудового спора в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллектив­ного трудового спора и Службой по урегулированию кол­лективных трудовых споров в срок не позднее трех рабо­чих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посред­ником.

Поскольку трудовой арбитраж создается как незави­симый третейский орган (в отличие от примирительной комиссии, формируемой на смешанной основе), в его состав не могут входить представители работников и ра­ботодателей, участвующих в данном споре.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы. Рекомендации Минтруда России советуют офор­мить эти действия протоколом, подписанным предста­вителями работодателя (работодателей), представителя ми работников, представителями территориального органа Минтруда России по урегулированию коллективных тру­довых споров или подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который воз­ложены функции по урегулированию коллективных тру­довых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в тру­довом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Результатом рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является принятие рекомен­даций по его урегулированию. Они составляются в пись­менной форме, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам коллективного трудового спора. Рекомендации обязательны для сторон в силу заключен­ного соглашения об их выполнении. Такое соглашение должно быть заключено и оформлено в письменной фор­ме до создания трудового арбитража либо одновременно с его созданием. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора оформ­ляются протоколом, в котором указываются присутству­ющие на заседании арбитры, представители сторон спо­ра, перечень мер, которые желательно осуществить для разрешения разногласий.

Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора. Участники разрешения коллективного трудового спора (члены примирительной комиссии, тру­довые арбитры) пользуются определенными гарантиями, которые обеспечивают реальную возможность проведе­ния примирительных процедур. В соответствии со стать­ей 405 ТК РФ, они освобождаются от работы на период разрешения коллективного трудового спора, но не более чем на 3 месяца в течение календарного года. За это вре­мя за ними сохраняется средний заработок.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудо­вого спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициати­ве работодателя без предварительного согласия уполно­мочившего их на представительство органа.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.009 с.)