Основные принципы и формы социального партнерства.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и формы социального партнерства.



Под принципами социального партнерства необходимо понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать субъекты социального партнерства. Принципами социального партнерства руководствоваться и государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и связанных с ними отношений.

К принципам социального партнерства в первую очередь относятся те, которые имеют системообразующий характер для всего института социального партнерства, а именно следующие принципы:

1)свободы объединения;

2) многоуровневость сотрудничества;

3)равноправие представителей субъектов социального партнерства;

4)полномочность представителей субъектов социального партнерства;
5) добровольность принятия обязательств;

6) примирительный характер разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства.

Рассмотрим указанные принципы более подробно.

1. Принцип свободы объединения основывается на нормах Всеобщей декларации прав человека и конкретизируется в Конвенциях МОТ № 87 “О свободе ассоциации и защите права на организацию” и № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров”. Конвенция № 87 признает право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций.

Соответствующие организации имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий. Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению, в том числе в рамках процедуры приобретения указанными организациями прав юридического лица.

Организации трудящихся и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

В целом Конвенция МОТ № 87 направлена на обеспечение независимости организаций трудящихся и работодателей от государства. В отличие от нее Конвенция МОТ № 9s имеет целью обеспечить независимость организаций трудящихся от работодателей.

Согласно данной конвенции трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

Организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. Эта защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими. В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Как мы видим, в содержание права на объединение в качестве неотъемлемой части входит обеспечение независимости соответствующих объединений, как от государства, так и от иных участников отношений социального партнерства. Этот принцип находит свое выражение и в российском законодательстве. Статья 30 Конституции Российской Федерации признает право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 5 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” запрещает всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении коллективных договоров и соглашений.

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством, а также лицами, представляющими работодателя.

Нормы об обеспечении независимости представителей работников содержатся и в Федеральном Законе “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности Данный закон воспринимает положения рассматривавшихся выше конвенций МОТ, в частности, запрещая вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов (ст.5). Однако аналогичное российское законодательство относительно представителей (организаций) работодателей отсутствует.

2. Принцип многоуровневого сотрудничества проистекает из многогранности экономической деятельности и территориальной специфики труда. Характер трудовых отношений может существенно различаться в зависимости от отрасли экономики, исторических, климатических и других особенностей конкретной территории.

Законодательство Российской Федерации предусматривает существование пяти уровней социального партнерства: 1) федеральный (Российской Федерации в целом); 2) региональный (субъекта РФ); 3) отраслевой (определенной сферы экономической деятельности); 4) территориальный муниципальных образований; 5) конкретной организации.

Осуществление социального партнерства на всех этих уровнях способствует созданию целостной системы отношений, способной обеспечить социальный мир во всем обществе.

3. Принцип равноправия представителей субъектов социального партнерства обеспечивается, с одной стороны, гарантиями независимости организаций трудящихся и работодателей. С другой стороны, равноправие достигается особой ролью органов государственной власти в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений.

Реализация данного принципа позволяет избежать заключения лжесоглашений, навязываемых одной стороной другой (как правило, те или иные соглашения навязываются работникам со стороны работодателей).

Нормой федерального законодательства, гарантирующей осуществление указанного принципа, является статья 5 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях”.

4. Принцип полномочности представителей субъектов социального партнерства в современных условиях приобретает большое практическое значение, поскольку нельзя признать юридически значимым договорный акт, заключенный представителем, не обладающим соответствующими полномочиями.

Это положение, на первый взгляд, не требует особых доказательств. Однако в настоящее время коллективные соглашения зачастую заключаются организациями (прежде всего, организациями работодателей), решения которых необязательны для членов таких организаций, что требует выделения полномочности представителей субъектов социального партнерства в отдельный принцип.

Содержание данного принципа таково: представители субъектов социального партнерства должны обладать полномочиями принимать обязательства, имеющие юридическую силу и для себя самих, и для представляемых лиц.

Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах.

ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” устанавливает представительство профессиональными союзами прав и интересов своих членов, а в отношениях социального партнерства также прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11). Аналогичными полномочиями может наделяться и иной представитель.

Как организации работников, так и организации работодателей могут наделяться полномочиями по представительству лиц, не являющихся членами соответствующих организаций. Процедура наделения полномочиями определяется соответствующей организацией самостоятельно.

Данный принцип находит свое воплощение в статье 48 ТК РФ, согласно которой действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

5. Принцип добровольности принятия обязательств вытекает из независимости субъектов социального партнерства. Он включает в себя и право свободно выбирать и обсуждать вопросы, составляющие содержание коллективных договоров, соглашений.

Содержание принципа состоит в том, что никакие третьи лица не вправе диктовать решения, принимаемые в партнерском порядке, или обязать представителей субъектов социального партнерства провести переговоры по каким-либо определенным вопросам. Это также означает, что государственные органы также не могут обязать участников переговоров принять на себя те или иные обязательства.

Данный принцип находит свое выражение в нормах статьи 37 ТК РФ, предоставляющей участникам коллективных переговоров полную свободу в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений, а также статьями 41 и 46 ТК РФ, согласно которым содержание и структура коллективного договора, соглашения определяется сторонами. Установленные же указанными и иными статьями ТК виды обязательств, которые могут включаться или не включаться в содержание коллективного договора либо соглашения, носят, естественно, рекомендательный характер.

6. Принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означает, что конфликтная ситуация, возникающая в ходе партнерского взаимодействия, разрешается на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров.

Это означает, что возникающие конфликты должны разрешаться самими субъектами социального партнерства. Государственные органы в данном случае не выносят по существу конфликта решения, обязательного для спорящих сторон, а ограничиваются лишь осуществлением посреднических функций. Такая позиция основывается на характере самих конфликтов, возникающих в отношениях социального партнерства. Фактически они являются не конфликтами права, порожденными осуществлением субъективных прав и исполнением субъективных обязанностей, а конфликтами интересов, обусловленными установлением или изменением коллективных условий труда.

Юридическое выражение этот принцип находит в главе 61 ТК РФ.

Легальный перечень основных принципов социального партнерства закреплен в ст. 24 ТК РФ. К ним отнесены: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств, реальность обязательств; обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений; ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Кроме того теория и практика определяет формы социального партнерства, как способы его осуществления в виде субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Ст. 27 ТК РФ выделяет четыре формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Однако не следует рассматривать данный перечень в качестве исчерпывающего: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах.

В частности, распространенной формой социального партнерства является осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства.

Таким образом, формы социального партнерства достаточно разнообразны. Они охватывают и действия по принятию обязательств в социально-трудовой сфере, и деятельность по совместному осуществлению принятых обязательств.

Наиболее распространенной формой партнерских отношений является заключение коллективных договоров, соглашений. Вместе с тем, любая совместно достигнутая договоренность с неизбежностью требует своей реализации в том объеме и теми способами, которые имелись в виду сторонами при принятии обязательств. Поэтому осуществление социального партнерства в иных формах является не менее распространенным, чем заключение коллективных договоров, соглашений.

Проведение консультаций в процессе реализации обязательств социального партнерства может осуществляться как путем прямого взаимодействия субъектов социального партнерства, так и путем создания специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

Завершив коллективные переговоры, стороны неизбежно сталкиваются с необходимостью определения форм взаимодействия, направленных на наиболее эффективное исполнение достигнутых договоренностей. Одним из наиболее целесообразных способов сотрудничества является создание особых формализованных органов социального партнерства, к которым могут быть отнесены все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванное регулировать социально-трудовые отношения. К ним относятся: а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений; б) региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения (российские или региональные); г) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; д) комиссии, создаваемые в конкретной организации для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определяется Федеральным Законом “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Данная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны комиссии.

Российская трехсторонняя комиссия формируется на основе общих принципов социального партнерства.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны комиссии одного своего представителя. В пределах установленной численности представителей общероссийские объединения профессиональных союзов вправе увеличивать число своих представителей в комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число своих представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями Российской трехсторонней комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом комиссии. Соответственно, решения, принимаемые комиссией, имеют ярко выраженный партнерский характер и могут быть приняты только по соглашению между сторонами.

Данные положения о деятельности Российской трехсторонней комиссии универсально и являются основой для организации и деятельности иных комиссий.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.011 с.)