Тема: «Профсоюзы и проблема занятости населения»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Профсоюзы и проблема занятости населения»



(Автор: кандидат исторических наук, доцент Морозов В.Б.)

План:

1. Проблема занятости на современном этапе.

2. Государственная система занятости.

3. Международный опыт регулирования занятости.

4. Права профсоюзов по обеспечению занятости.

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскание дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональна сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица.

Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны появилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межнациональных отношений в регионах страны – всё это привело к усилению межреспубликанского / в пределах СНГ / движения населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие – с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой – ухудшится ее качество. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства являлся развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, а армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Возрождение многоукладной экономики, представление предприятиями полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление- превращение работника из без субъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить вопрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость активная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость – цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддерживании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

19 апреля 1991 года был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации», который подвел правовую базу по проблемам занятости граждан в стране, определил статус занятого, незанятого гражданина, безработного, порядок и условия выплаты пособия по безработице, понятие подходящей и неподходящей работы и др. Занятыми считаются граждане работающие, проходящие военную службу, очный курс обучения и др.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документы об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого для предъявления указанных документов.

Граждане, относящиеся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Подходящей считается такай работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормальных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

- впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного год, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного ( более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и считается за виновные действия;

- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

-обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

- она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

- условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее – прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Государственная система занятости.

В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне – это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существуют местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и предпринимателей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости с предприятиями – работодателями, работниками или их представителями – строиться на принципах социального партнерства. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

5. организовать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

12. публиковать статистические данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находится в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Фонды занятости в городах и районах создаются за счет:

1. обязательных страховых взносов работодателей;

2. обязательных страховых взносов с заработка работающих граждан;

3. ассигнований из городских и районных бюджетов;

4. доходов от инвестирования и выдача кредитов непосредственно товара производителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или новых рабочих мест;

5. доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций, осуществляющих по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных с последующим их обязательным трудоустройством;

6. доходов от финансирования и кредитования безработных граждан, изъявивших желание осуществлять предпринимательскую деятельность;

7. доходов от дотаций, субсидий от вышестоящих фондов занятости;

8. добровольных взносов и прочих поступлений.

Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения.

Средства фонда занятости направляются на:

1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовка безработных, включая выплату им стипендий;

2. ориентацию общественных работ;

3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;

4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно- исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становиться активным тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере (с необходимым переходящем остатком), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

Федеральная и региональная службы занятости населения, аккумулируя в фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные территории – республики, края, области и автономии, а в каждом из них – города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов, базирующихся на арифметическом подходе.

Первый критерий зарубежных методик – это уровень безработицы. Второй критерий – напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим средний по стране уровень.

Наряду с этими критериями предлагается использовать и другие показатели:

· доля среди безработных лиц, уволенных в ходе групповых сокращений (по нашей статистике- доля высвобожденных работников в обей численности зарегистрированных безработных);

· уровень хронической безработицы (доля безработных со стажем более года в обей численности безработных).

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам Федеральной службы занятости РФ, ко второй группе (от 2 до 4 % на конец 1996 года) относились 32 региона, а к третьей (от 4,3 % в Санкт-Петербургской до 8, 4 % в Ивановской области) – 16.

Сегодня становиться актуальными вопросы эффективности всей системы государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1992 г.- 29, 5%, в 1993 г. – 39,0 %, в 1994 г. – 30,2%, в 1996 г. – 24,7 % по сравнению с 48, 9 % в 1990 г.

Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных результатов.

3. Международный опыт регулирования занятости.

Численность полностью и частично безработных никогда не была столь высока. Причем, как отмечалось в докладе «Занятость в мире в 1998-1999 гг.», опубликованном в Женеве Международном бюро труда, из-за финансового кризиса в Азии и других регионах планеты она будет увеличиваться и дальше.

Большая часть населения Центральной и Восточной Европы в 90-х годах продолжала страдать от значительного падения уровня жизни. Этот процесс сопровождался быстрым ростом безработицы – до 9 % и более, снижением реальной заработной платы и ростом неравенства доходов в структуре предприятий. Падение производства привело к серьезному снижению уровня занятости и реальной заработной платы.

В восточно-европейских странах доля безработных в экономически активном населении на 1 января 2000 года достигает: в Чехии – 10%, Венгрии – 9 %, Польше – 10 %, Словакии- 16%, Словении – 14%, Болгарии -14%, Румынии – 12%.

Серьезной проблемой остается длительная безработица. Чем дольше трудящиеся не имеют работы, тем меньше их шансы на ее получение. Для улучшения перспектив занятости длительно безработных комплекс взаимодополняющих мер представляется более эффективным, чем отдельные изолированные программы. При этом во всех случаях главное средство содействия росту занятости – организация профессиональной подготовки. Ведь даже в случае оздоровления макроэкономической обстановки перспективы трудоустройства для лиц с низкой квалификацией не станут более благоприятными.

Общепризнанно, что японская экономика добилась выдающихся успехов, но в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы. Участие государства в регулировании ситуации на рынке рабочей силы проявляется в организации государственных бюро по обеспечению занятости. Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль играют частные агентства. Руководителям фирм, стремящимся сохранить рабочие места выделяются дотации на поддержание в трудоустройстве выпускников учебных заведений. Функционирует система страхования меры, направленные на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностей трудоустройства.

Спад производства, глубочайший социально-экономический кризис произошел в бывших союзных республиках, ставших самостоятельными государствами.

Ситуация, сложившаяся на рынке труда стран СНГ, достаточно сложная. По данным межгосударственного статического комитета Содружества, общее число безработных в стране СНГ, включая численность ищущих работу самостоятельно, без обращения в службу занятости, в среднем за 1999 год составило 14 млн. человек – 11 % численности экономически активного населения. Число безработных, официально зарегистрированных в службах занятости, в большинстве стран Содружества составляет 15-40% общего числа безработных, что обусловлено недостаточной заинтересованностью незанятых граждан в получении официального статуса безработных – небольшой размер пособий, многомесячная задержка их выплат, а также ужесточение порядка регистрации и снятия с учета незанятых граждан. Уровень официальной безработицы на начало 2000 года составил: в Азербайджане – 1,2 %, Грузии – 5,6%, Армении – 11, 5%, Беларуси – 2,0 %, Казахстане – 3, 0 % , Молдове – 2,1%, Таджикистане- 2, 9%, Узбекистане – 0,5%.

В большинстве государств СНГ приняты и реализуются различные социальные программы, в том числе по оптимизации занятости населения. Разрабатываются новые редакции законов о занятости населения в Белоруссии, Казахстане, Украине. Очень важно, чтобы в каждой из стран Содружества законодательство о занятости распространялось на всех граждан независимо от периода их проживания на данной территории. Межпарламентской Ассамблеей (МПА) государств-частников СНГ по инициативе Постоянной комиссии МПА по социальной политике и правам человека принят рекомендательный акт «О миграции трудовых ресурсов в странах СНГ», регламентирующий права трудовых мигрантов и закладывающий основы межгосударственного регулирования трудовой миграции.

Постоянная комиссия МПА АО социальной политике и правам человека инициировала принятие Межпарламентской Ассамблеей Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств. Этот документ основывается на принципах Всеобщей декларации прав человека и на других документах ООН, МОТ, согласуется с международными нормами в области прав человека.

Одним из главных документов, определяющих первоочередные направления и принципы социальной защиты населения в государствах- участниках СНГ, - основанные положения комплексной системы социального обеспечения, принятые на VI Пленарном заседании МПА. Этот документ положил начало формированию единых подходов к проблеме с учетом перспектив развития профессиональной трехуровневой системы социального обеспечения, дифференцированной по различным категориям населения.

Необходимо отметить, что в современных условиях можно реализовать ряд мер социально-экономической политики, позволяющих снизить напряженность на рынке труда и не требующих значительных расходов. К их числу, прежде всего, относятся: проведение разумной, не ущемляющей интересы потребителя протекционистской политики в отношении отечественного производителя; осуществление активной внешнеэкономической политики, призванной стимулировать экспорт российских товаров при одновременном упрощении соответствующих бюрократических процессов, содействие развитию мелкого, в том числе семейного бизнеса.

Политика адаптации безработных к рынку труда должна строиться с учетом специфики конкретных регионов с особым акцентом на территории, где проблема является наиболее острой. Для них нужно, одновременно со стимулированием территориальной мобильности рабочей силы, расширить источники финансирования программ содействия занятости, привлекая средства федерального и местных бюджетов, так же создавая благоприятные условия для российских и зарубежных интересов.

Права профсоюзов по обеспечению занятости.

1. Профессиональные союзы и иные представленные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения.

2. Профессиональные союзы работников имеют право: содействие обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

5. Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

6. Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

ЛЕКЦИЯ 10.

«Международная деятельность профсоюзов России»

(Автор - кандидат исторических наук, доцент Д.В. Лобок)

План:

1. Глобализация: социально – трудовые аспекты.

2. Профсоюзное движение России в условиях глобализации.

3. Основные направления международной деятельности профсоюзов России.

Глобализация не является порождением конца ХХ века. Первый этап глобализации был описан К. Марксом и Ф. Энгельсом ещё в Х1Х веке, когда появились первые Транснациональные компании (ТНК). Уже тогда реакцией профсоюзов на их создание было появление международных профсоюзных секретариатов.

В ХХ веке в силу политического и экономического развития мира значительная часть его социально – экономической территории оказалась зоной, закрытой для ТНК. Её границы были обозначены территорией СССР и всего социалистического лагеря. Только после распада СССР начался процесс настоящей глобализации.

На первом этапе глобализации её субъектами в большей степени были национальные государства. Затем появились международные финансовые институты, которых не было на первом этапе глобализации – Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.п. Начались необратимые изменения в мировой экономической системе. Теперь основные богатства сосредоточены не в национальных государствах, а в транснациональных корпорациях. Из первой сотни хозяйствующих субъектов на нашей планете их более 50%. Например фирма «Эксон», оборот которой составил240 млр. Долларов, богаче большинства государств мира. Сегодня в мире насчитывается более 40 тысяч ТНК, в них трудится 73 млн. работников, а вместе с косвенно принадлежащими ТНК приятиями - 150 млн. работников. На долю ТНК приходится сегодня до 90 % всех прямых инвестиций в мире. В России среди крупнейших ТНК можно назвать РАО «Газпром», «ЛУКОЙЛ», РАО ЕЭС. Они входят в число 500 крупнейших компаний мира.

Глобализация порождает новую ситуацию в мире. Государства и ТНК выступают в новом качестве. Появляются новые международные структуры и группировки. Это «Большая семёрка», НАТО, ОЭСР, страны «золотого миллиарда». Они устанавливают правила и не важно, что они отсутствуют на территории Вашего государства.

В настоящее время к ним прибавилась международная антитеррористическая коалиция. Это объединение нового типа, которое построено на принципах идеологического единомыслия.

Всё чаще происходит ситуация, при которой правила жизни в отдельно взятой стране устанавливают извне. Бизнес национальных кампаний России и стран СНГ будет устанавливаться в соответствии с правилами, которые разрабатывают ТНК.

Благоприятными условиями обогащения ТНК за счёт зарубежных инвестиций являются:

- дешевизна рабочей силы;

- отсутствие или слабость законодательства, защищающего права работников;

- возможность размещения вредных производств;

- влияние на налоговую политику.

ТНК активно проводят политику на неравенство в оплате труда, сокращение занятости, формирование рынка дешёвой рабочей силы, увеличение сверхурочных работ и повышение интенсивности труда, привлечение дешёвой рабочей силы из числа мигрантов.

Масса трудящихся неожиданно в короткий срок оказалась в составе трудовых ресурсов глобальной экономики. В результате структурной перестройки экономики миллионы людей были вынуждены перейти работать по новым специальностям, не получая при этом поддержки государства в приобретении необходимых знаний и навыков.

Глобализация имела ряд отрицательных последствий для трудящихся России.

Главная проблема – это оплата труда. В России ведётся сознательная политика на сдерживание уровня оплаты труда. Для этого действовало несколько регуляторов: первый- очень высокие налоги, второй – введение понятия «минимальная заработная плата», что особенно затронуло работников бюджетной сферы.

За последние 20 лет увеличился разрыв между бедными и богатыми. 85% всего богатства мира принадлежат только 20% населения.

Параллельно с политикой сдерживания роста оплаты труда шла приватизация социальных услуг. Выросли цены на лекарства и на медицинские услуги. При этом подрывались все попытки медицинского страхования встать на ноги.

Если проанализировать все программы правительства России с 1995 года, то в них сознательно даётся рекомендация использовать для социальных гарантий дополнительные, а не бюджетные источники финансирования. Даже сейчас при посещении поликлиники невозможно определить, какая услуга платная, а какая входит в страхование. Затраты населения на врачебную помощь и лекарства сопоставимы со средствами бюджетного финансирования на эти цели. При этом основная масса услуг оплачивается наличными. Всё это стало возможным из-за того, что процессом глобализации управляет международный финансовый капитал, который заинтересован в расширении рынка именно за счёт социальной сферы. Этот процесс идёт во всех странах.

Всё это не могло не привести к ухудшению состояния здоровья детей. Уже сейчас четверть детей рождается больными, что в три раза выше чем в 1985 году.

Треть женщин, как свидетельствуют социальные опросы, вынуждены идти на работу, в том числе и с вредными условиями, так как не могут по экономическим причинам использовать полагающийся им отпуск по уходу за ребёнком.

Не менее острые проблемы порождает глобализация в области занятости. Только в России количество безработных, по данным МОТ, составляет 10% экономически активного населения.

Структура нашей безработицы очень разнообразна. Прежде всего опасна тенденция роста безработицы среди молодёжи (35% зарегистрированных безработных составляет молодёжь. Выпускники вузов трудоустраиваются только на 50%. Процессы глобализации ставят молодёжь в исключительно тяжёлое положение. В США считают, что цена одного пункта безработицы – 75 млрд. долларов, плюс – 25 млрд. бюджетных ассигнований.

На рынке труда увеличился приток молодёжи, не получившей никакого образования. В стране разрушена система профориентации. Система техпрофобразования не может обеспечить подготовки рабочих для новых предприятий. Часть учебных заведений приватизирована, общежития отданы под гостиницы.

Глобализация порождает новые проблемы и в области миграции рабочей силы. По экспертным оценкам, из стран СНГ в Россию, за последние годы прибыло порядка 8 млн. мигрантов. Из них официально зарегистрировалось только 8 млн. 200 тыс. человек.

В то же время, по различным оценкам, за последние годы из России выехало около 4,5 миллионов человек.

Большинства мигрантов получают низкую заработную плату, значительно ниже, чем национальные кадры. У них нет никакой социальной защиты. Рабочие мигранты используются на неквалифицированных работах.

Для профсоюзного движения России необходимо понять формы и методы деятельности ТНК, их приемы борьбы с профсоюзами.

Большинство стран, где размещаются производственные мощности ТНК, имеют низкий уровень социальных стандартов. В тоже время эти страны составляют большинство в таких организациях, как ВТО, ООН и т.д. Это даёт им возможность блокировать ряд предложений по совершенствованию системы международного разделения труда.

ТНК также воздействуют на принятие решений правительствами стран, где их позиции сильны.

Именно по этим причинам, глобальные корпорации являются очень эффективным орудием для подрыва сил профсоюзного движения во всём мире. Владение капиталом, технологиями, идеологией размещения производства и региональных центров управления создаёт такой уровень мобильности ТНК, который не доступен национальным правительствам, а тем более профсоюзам.

Глобализация активно воздействует на культуру, мораль, понятие жизненных ценностей, искусство, политические и социальные представления и установки миллионов людей.

Какова должна быть в этих условиях задача профсоюзов?

Перед профсоюзами стоит задача определить основные направления в своей работе и сформулировать единую политику отраслевых и членских организаций ФНПР.

Прежде всего речь идёт о создании российской модели благосостояния, учитывающей все особенности исторического, культурного развития, геополитического положения, природно-климатических и других условий жизни населения. При этом критически важной для страны становится политика занятости, доходов и формирование цивилизованных социально-трудовых отношений. Основу решения проблемы занятости должна составить программа модернизации всей системы рабочих мест. С ней должна быть согласована работа по совершенствованию качества рабочей силы.

В условиях глобализации растут требования к уровню кадров, их работоспо



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.019 с.)