Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы занятости населения

Поиск

Основные тенденции и проблемы в сфере занятости. Отход от плановых методов управления экономикой, формирование рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему междуна­родного разделения труда сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости, которые сосуществуют с ря­дом негативных явлений, как унаследованных от прошлого, так и по­рождаемых современным кризисом. В числе тенденций, четко обозна­чившихся в середине 90-х годов, можно назвать:

- абсолютное сокращение численности занятых в стране, сме­нившее устойчивую тенденцию советского периода к опережающему ее росту по сравнению с численностью трудоспособного населения,

- активное перераспределение занятых между государственным и негосударственным секторами экономики в пользу последнего, ускоренный рост занятости в частном секторе, развитие малого пред­принимательства, значительное увеличение числа самозанятых, разви­тие новых гибких форм частичной и вторичной занятости;

- процессы реструктуризации отраслевой занятости: абсолют­ное и относительное сокращение численности работающих в про­мышленности и строительстве, науке и научном обслуживании, рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, материально-техническое обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, социальное обес­печение населения, кредитование, финансы, страхование и др.

- глубокое изменение структуры занятости в промышленности (ускоренный рост численности промышленно-производственного пер­сонала в электроэнергетике, газовой, нефтедобывающей отраслях и сокращение занятости в обрабатывающих отраслях и прежде всего в легкой промышленности и машиностроении);

- возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста как следствие снижения жиз­ненного уровня, расширение занятости в сфере личных услуг (охра­на, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.),

- легализацию безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу;

- трансформацию скрытых резервов рабочей силы в "подавленную" (латентную) безработицу;

- усиление процессов текучести, высвобождения рабочей силы,

- трудовой миграции, изменение ее направлений и форм,

- активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике

Массовая занятость населения в неформальной экономике искажает представления о его реальных доходах и уровне жизни, социальной стратификации общества, соотношении спроса и предложения рабочей силы, действительных масштабах безработицы. Она свидетельствует о фактической бесконтрольности процессов, происходящих на рынке труда

В 90-е годы серьезное деформирующее воздействие на процессы реструктуризации занятости оказывали внерыночные элементы ре­гулирования, что привело к сохранению практики содержания излишней численности за­нятых на предприятиях без оплаты их труда и перспектив возвраще­ния к нормальной работе, сдерживанию применения процедур банк­ротства к несостоятельным предприятиям и процесса высвобождения рабочей силы при глубоком спаде производства;

- усилению уравниловки в оплате труда и пенсионном обеспе­чении, углубившему разрыв между трудовым вкладом работника и размером получаемой заработной платы,

- "размытости" фактического положения человека в соответствии со статусом занятости и незанятости. Имеется в виду практика рабо­ты зарегистрированных безработных в неформальном секторе, без­действия части лиц, числящихся в штате предприятий, регистрации в качестве занятых на фирмах лиц, фактически непричастных к их де­ятельности, и т.п.

- Вместе с тем ряд достигнутых в прошлом завоеваний в деле гаран­тированного обеспечения занятости и регулирования социально-трудовыx отношений был в значительной степени утрачен. Это выразилось в ослаблении государственных гарантий получения оплачиваемой рабо­ты и сохранения рабочего места, а также государственного контроля за безопасностью труда, системы защиты интересов трудящихся через профсоюзы, особенно в частном секторе; снижении действенности стимулов к получению трудового дохода, свертывании системы подготовки, пере обучения и повышения квалификации работников на предприятиях, ограничении доступа к бесплатному профессиональному обучению.

Ожидаемая активизация процессов отраслевой реструктуризации и применения процедур банкротства в связи с переходом к новому этапу реформирования экономики может вызвать в ближайшие годы резкий скачок уровня безработицы (как официального, так и оценоч­ного) и привести к выходу его за пределы допустимого согласно критериям экономической безопасности. Критическим, пороговым значением уровня безработицы в международной практике (при нор­мальной системе социальной защиты безработных) считается 10%. В период реформ, как показывает опыт ряда стран, возможно его повы­шение до отметки 15-20%, но на срок не более чем 3-5 лет.

В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором углубления бедности и социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности. С одной стороны, су­жение источников дохода семей при росте безработицы, вызывая дег­радацию потребления, не может не стать фактором обнищания населе­ния и ограничения спроса на товары и услуги, а стало быть, и тормо­жения экономического роста, сокращения налоговой базы формиро­вания бюджета и возможностей реализации социальных программ. С другой стороны, повышение уровня безработицы ведет к росту пре­ступности и числа самоубийств. В среднесрочной программе правительства в связи с ограничен­ностью финансовых возможностей государства особая роль в нейтрализа­ции социальных последствий безработицы отводится расширению заня­тости в негосударственном секторе и созданию для него благоприятных условий для привлечения инвестиций и аккумуляции средств населе­ния на инвестиционные нужды этого сектора. В данной связи главным приоритетом экономической политики государства в части содействия занятости населения в настоящее время становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов форми­рования и движения инвестиций по территории России, использова­ния корпоративного и частного капитала с учетом интересов занятости. Особенно актуальной является ориентация государственной фи­нансово-кредитной и налоговой политики на обеспечение наиболь­шей экономической привлекательности вложений отечественных и зарубежных инвесторов в экономику регионов с профессионально подготовленной рабочей силой, обескровленных длительной безрабо­тицей, на структурную перестройку промышленности и повышение конкурентоспособности ее продукции, на содействие развитию в регионах малых и средних предприятий производственного профиля.

Основным принципом корректировки и настройки механизма ско­ординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям реализации приоритетности национально- государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроиз­водства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образо­вания, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ.

К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализа­ции с учетом ориентации России на модель социальной рыночной эко­номики, относятся сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии пред­принимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаи­модействия интересов труда и капитала под контролем государства.

Особенности государственной политики занятости. Политика занятости - органическая часть экономической политики. Она не может осуществляться изолированно в отрыве от структурной и инвестици­онной политики, политики доходов, кадровой политики и политики в области трудовых отношений, которые и определяют в конечном счете характер модели рыночной экономики. Вместе с тем политика занятости должна активно влиять на выбор курса социально-эконо­мических преобразований.

Основное направление корректировки социально-экономической стратегии реформ состоит в ее переориентации с изыскания источ­ников финансовых средств для социальной помощи малообеспечен­ным (такой подход предполагает неизбежность роста безработицы), на активную политику обеспечения занятости населения, поддержки создания; сохранения рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы массовой деградации населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодейству­ющих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде. В программе социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу необходимо предусмотреть меры по обеспече­нию эффективной занятости, несовместимой с практикой избыточного резервирования рабочей силы на предприятиях и разрастанием скры­той безработицы. Эти проблемы должны решаться параллельно - на макро-, мезо- и микроуровнях.

К числу наиболее актуальных социальных критериев политики занятости относятся:

- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

- разработка концепции обеспечения занятости и выжива­ния населения малых городов различного типа в условиях обваль­ного спада производства и разрушения сложившейся региональ­ной практики монопольной их специализации, привязки к одному-двум предприятиям;

- стимулирование вложений в человека, накопления "человечес­кого капитала" (в том числе в развитие его способностей через общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышения квалифи­кации и переподготовку), в наращивание профессионального мастер­ства, формирование мобильности и конкурентоспособности граждан.

Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости. К числу главных направлений деятельности государства по стабилизации социальной ситуации в стране и в интересах восстановления дове­рия населения к курсу реформ следует отнести:

- ориентацию экономической политики на содействие расшире­нию занятости, сохранение перспективных рабочих мест, сокращение безработицы как фактор повышения уровня жизни населения, акти­визации потребительского и инвестиционного спроса, оживления про­изводства, преодоление практики несвоевременной выплаты заработ­ной платы и возврат накопившейся задолженности;

- становление эффективного рынка труда, предполагающее по­вышение цены труда по мере роста национальной экономики;

- отладку механизма увязки формирующегося рынка образова­тельных услуг и профессий с потребностями экономики в кадрах, развитие системы адаптационного обучения, внутрифирменной подго­товки кадров; усиление контроля за выполнением и соблюдением социальных гарантий и трудовых прав граждан, закрепленных КЗОТОМ РФ и другими законами, работодателями всех форм собственности, на муниципальном и региональном уровнях.

Соответственно основными направлениями государственного регулирования в сфере занятости являются:

- выработка и введение действенных стимулов ускорения становления многосекторного хозяйства, расширяющего масштабы занятости и возможности выбора работниками соответствующих ви­дов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

- целенаправленное формирование государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сег­ментов для сохранения рабочих мест;

- реальная и повсеместная поддержка малого и среднего пред­принимательства,

- законодательное оформление существования кооперативной собственности и народных предприятий, отвечающих российским традициям, с целью легализации реальной занятости, в том числе в "челночном" бизнесе, инофирмах;

- становление и развитие муниципальной собственности;

- разработка комплексной и региональных программ создания и сохранения рабочих мест, рассчитанных на нормализацию условий жизнеобеспечения населения; подготовка организационных и норма­тивно-правовых основ для реализации таких программ, отладка ме­ханизма их информационного обеспечения и финансирования;

- введение обязательной социальной экспертизы всех разраба­тываемых программ для оценки их влияния на условия занятости и смягчение социальных проблем регионов;

-совершенствование отношении социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохра­нению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.

Вопрос № 22

Управленческие Отношения

- это система взаимосвязей между субъектами управления, в основе которой лежит заинтересованность одного субъекта в определенном функционировании другого субъекта, на основе вырабатываемых команд, и заинтересованность второго субъекта вести себя соответственно управленческим командам первого для достижения своих целей, поддержания эффективного функционирования, развития и др. Все разнообразие отношений в системе управления можно разделить на отношения: субординации (выполнение команд, распорядительство); координации (согласование, договорные отношения); внешние (связи и взаимодействия систем управления); внутренние (внутри системы в процессе управления); простые и сложные (по числу организационных связей между субъектами и объектом управления); постоянные и временные (по времени существования). У.О. реализуется через управление как вид социальной деятельности. Эффективность У.О. зависит от их научной обоснованности, так как они формируются и развиваются под влиянием закономерностей управления. Основными мотиваторами осуществления У.О. выступают цели, поставленные в управлении. Н.Н. Сечко


 

2.2 Понятие социальной политики государства.
Цель, функции и основные направления социальной политики в России

 

В научном наследии наших философов и социологов прошлого времени социальной политике отводилось заметное место. Так, П. Сорокин, определяя структуру социологии как науки, выделил в ней четыре основные раздела:
  1. Общее учение об обществе.
  2. Социальная механика.
  3. Социальная генетика, изучающая происхождение, развитие общества и общественных институтов.
  4. Социальная политика. Этот раздел является чисто практическим, прикладным. «Его задачей служит формировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и дальше достигать цели улучшения общественной жизни человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье». Социальная политика должна использовать на практике данные теоретической науки в сфере общественной жизни в целях ее улучшения, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса.
Еще раньше на проблему социальной политики обратил внимание известный русский философ С. Булгаков в работе “Философия хозяйства”, в которой определил социальную политику как нерв социальной науки, который владеет ключами от всех ее знаний. “Социальная политика имеет свою область и свой собственный объект: это - действие на совокупности, на социальное тело”. Исходя из определения социальной политики, данного С. Булгаковым, мы можем представить ее как искусство и технику воздействия на развитие социальной сферы общества, социальных отношений, социальной жизни и социального поведения индивидов, групп, на характер и степень удовлетворения потребностей людей, улучшение всей их жизнедеятельности. Каждое современное определение социальной политики выглядит в большей степени условным, не полностью отражающим само понятие. Существует много трактовок социальной политики, хотя каких-то установившихся, общепринятых трактовок не существовало и не существует сегодня. Любая трактовка несет в себе значительную долю истины. Каждая содержит характеристики, действительно свойственные социальной политике. Но ни одна из них, взятая в отдельности, не является достаточной для понимания сущности социальной политики. Академик Т.И. Заславская предлагает различать широкое и узкое понимание термина “социальная политика”. “Социальная политика в узком смысле - это система государственных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, которые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоятельств и не могут своими силами улучшить собственное положение (пенсионеры, дети-сироты, студенты, матери-одиночки, работающие матери, инвалиды детства, низкооплачиваемые работники, жители малых сел и особо удаленных районов, семьи, не имеющие жилья...)”. Социолог Б.В. Ракитский понимает социальную политику как “отношение государства и общества к человеку, к его насущным проблемам, притом, как к сегодняшним, так и к перспективным”. Социолог Ф. Бородкин: “Социальная политика - это комплекс мер субъектов власти, регулирующих неравенство статусов индивидов и групп в обществе”. В политологическом энциклопедическом словаре (М., 1993) дается такое определение социальной политики - “одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширения воспроизводства и своей деятельности и стабильность общественной системы”.
Целью и сущностью содержания социальной политики является достижение общего благосостояния не ниже минимального уровня. Добиваясь этой цели, социальная политика опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной или этнонациональной напряженности и т.п. Функции социальной политики:
  1. Социальная политика выступает в качестве основного средства социального воздействия на массы со стороны главных субъектов управления человеческим обществом (наряду с хозяйственно-экономическими, правовыми, силовыми, идеологическими и т.д.). Она является связующим звеном между субъектами власти и массами.
  2. Социальная политика выполняет жизнеорганизующую функцию, способствует социализации больших социальных групп, удовлетворению их основных социальных потребностей и интересов. Последние, являясь причинами социального действия, способствуют формированию определенных социальных и политических групп. Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения. То есть от социальной политики зависит во многом социальная устойчивость общества, динамизм его развития.
  3. Показательная функция. По характеру проводимой социальной политики, ее целям, задачам, способам осуществления, полученным результатам можно судить о характере всей социальной системы, политической власти, ее демократизме, организованности самого народа, его способности к выживанию в новых условиях.
Социальная политика есть ориентир развития общества, комплексный показатель его благополучия, благополучия отдельного человека, групп, слоев, классов, наций, народов.
Основные направления социальной политики
Направление прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работников развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение уровня культуры, предоставление натуральных услуг через систему социальной инфраструктуры
Функция защитная активная конструктивная
Объект наиболее нуждающиеся, экономически слабые экономически активное население все слои населения

В настоящее время внимание общества к социальной политике вновь заметно ослабло. Данная тема по-прежнему занимает весьма скромное место в структуре социологических знаний, а как самостоятельная подотрасль социальной науки отсутствует вообще. Она в основном отдана на “откуп” экономической науке. Социальной политики нет даже в перечне общесоциологических категорий. Точно характеризует место обсуждаемой темы в социологии Р. Рывкина: “... в науке сложилась парадоксальная ситуация: экономисты социальными проблемами рынка не озабочены, социологи же занимаются изучением общественного мнения, вопросами доверия правительству и т.п. В результате социальная проблематика рынка “провалилась” между экономикой и социологией, хотя это первейшая общественная проблема”.

 

 


[1] Гуслякова Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы// Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул — Москва, 1993. С. 116-119.

 

[2] Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. С. И. Григорьева. М.: Наука, 1994; Григорьев СМ, Социология и социальная работа, Барнаул, 1991; и др.

 

1 Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва. 2005 г., с.395.

1 Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва. 2005 г., с.397.

[3] Руткевич М.Н. Диалектика и социология. М., 1980.

 

[4] Руткевич М.Н. Указ. соч.

 

[5] Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 510.

 

[6] Смелзер Н. Социология. М., 1994.

 

[7] Social Work in Contemporary Society. University of Michigan. Coul, 1984.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.012 с.)