Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение общей теории занятости, процента и денег

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ „ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ, ПРОЦЕНТА И ДЕНЕГ ДЖ. М. КЕЙНСА”

для студентов специальности 7.050101

Дневной формы обучения

 

Автор Кривобок Владимир Юрьевич

 

Ответственный за выпуск Попов О.Е.

Кривобок В.Ю.

 

 

Харьков, ХНЭУ, 2012

Утверждено на заседании кафедры политической экономии.

Протокол №_____ от _________________ 2012 года

 

Методические указания по самостоятельному изучению курса „Общая теория занятости, процента и денегДж.М.Кейнса” для студентов специальности 7.050101дневной формы обучения В.Ю.Кривобок.– Харьков: Изд. ХНЭУ, 2012. – с. (Русск. яз.)

 

Приведен краткий конспект лекций, приведены вопросы для самодиагностики знаний и вопросы активизирующего характера.

Рекомендовано для иностранных учащихся всех специальностей всех форм обучения.

 

 


Введение

Студенты экономического университета изучают целый комплекс экономических дисциплин. Формирование рыночных отношений в экономике Украины предусматривает теоретическое осмысление сущности экономических явлений, происходящих на макроэкономическом уровне. Именно на изучение классической теории макроэкономического развития и методов макроэкономического анализа направлен курс «Общая теория занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса».

Целью курса «Общая теория занятости, процента и денег Кейнса» является изучение классического подхода Дж. М. Кейнса к макроэкономическому регулированию экономики.

Чтобы реализовать эту цель нужно:

1) знать общую структуру экономики страны;

2) обладать инструментарием количественного анализа экономических процессов;

3) иметь представление о таких категориях как деньги, процент, безработица.

Чтобы овладеть спецкурсом в полной мере, студент должен уметь:

1) пользоваться денежно-кредитным механизмом;

2) быть способным прогнозировать показатели экономического роста;

3) понимать экономическое содержание и значение информации, касающейся деятельности экономики Украины.

Данный спецкурс является продолжением и детализацией отдельных звеньев экономической теории. Знание спецкурса помогут выработать экономическое мышление и ориентацию в классических направлениях экономической мысли.

Необходимым элементом успешного усвоения учебного материала дисциплины является самостоятельная работа студентов с экономической литературой, нормативными актами по вопросам государственного регулирования экономики.

 

 


Профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты после изучения спецкурса „Общая теория занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса ”

Название темы Компетенции
   
Тема 1. Введение в общую теорию занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса - Способность провести анализ процесса возникновения и развития кризисных явлений; - Способность сформулировать предмет исследования; - знание основных методов макроэкономического анализа
Тема 2. Определения и понятия - Способность находить различия в подходах различных школ и течений; - способность сравнивать понятия
Тема 3. Склонность к потреблению - Способность проводить сравнительный анализ факторов, влияющих на потребление; - Способность рассчитывать величины, характеризующие потребление
Тема 4. Побуждение к инвестированию   - Способность формулировать категорию инвестиция; - способность определить факторы, влияющие на инвестирование; - способность рассчитывать инвестиционный мультипликатор
Тема 5. Денежная заработная плата и цены - Способность анализировать заработную плату как экономическую категорию; - Способность рассчитывать величину заработной платы; - Способность рассчитывать изменение номинальной, реальной заработной платы, индекса цен - Способность определять размер повременной, сдельной, повременно-премиальной и сдельно - премиальной зарплаты
Тема 6. Краткие заметки в связи с общей теорией Дж. М. Кейнса - Способность формулировать понятие экономический цикл; - Способность рассчитывать длительность и параметры цикла; - Способность применять модели антициклического регулирования.
Тема 7. Неокейнсианские теории экономического роста - Способность анализировать и применять неокейнсианские теории; - Способность рассчитывать акселератор; - Способность дать сравнительные характеристики разных течений
Тема 8. Современное посткейнсианство - Способность сравнивать, анализировать различные концепции; - способность определять тенденции и факторы экономического роста
Тема 9. Кейнсианская модель макроэкономического Равновесия  
Тема 10. Кейнсианская теория безработицы  

Тема 1. Введение общей теории занятости, процента и денег

Дж. М. Кейнса

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Назовите причины появления книги «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса.

2. В чем заключается основная суть концепции Кейнса?

3. Методы, предложенные Дж. М. Кейнсом для регулирования государственной экономики.

 

Вопросы активизирующего характера

1. Исторические условия появления книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

2. Сравнительная характеристика классических постулатов и принципов Дж. М. Кейнса.

Тема 2. Определения и понятия

Определение дохода, сбережений и инвестиций.

Кривая, связывающая уровень безработицы U (в процентах) с уровнем национального дохода Y (в долларах), можно рассматривать как приемлемую модель такой связи в краткосрочном плане. Она просто отражает тот очевидный факт, что чем больше будет производиться товаров и услуг, тем больше для их производства потребуется ресурсов, включая рабочую силу. Так, уровень безработицы падает, если национальный доход растет. Согласно «классической» точки зрения, экономика будет стремиться к равновесному состоянию, что соответствует минимальному уровню безработицы U, в результате того, что с ростом национального дохода реальная зарплата будет снижаться до своего равновесного значения на всех рынках труда. По Кейнсу же, и в этом заключается один из главных моментов его теории, равновесный уровень национального дохода (Y1), есть макроэкономическое равновесие, соответствует условию равенства инвестиций I сбережениям S. При этом полная занятость может и не достигаться либо потому, что "частники" слишком много откладывают (потребляют слишком мало), или потому, что "фирмы" не имеют необходимых стимулов для достаточных инвестиций в производство, что обеспечивает полную занятость.

Повышение уровня инвестиций и снижение уровня накоплений мультипликативно увеличивает национальный доход и снижает уровень безработицы. В этом легко убедиться, заметив, что точка равновесия сдвигается тогда вправо и, согласно а точка U1 опускается по кривой вниз. "Больше тратить!" - Вот основной рецепт процветания.

Кейнс занимается в основном безработицей, поскольку эта проблема была главной в 30 - 50-х годах. Однако позднее экономистам, в том числе и последователям Кейнса, пришлось столкнуться с другой проблемой - инфляцией, то есть ростом цен, особенно остро встала перед Соединенными Штатами во второй половине 60-х годов. И хотя проблему инфляции достаточно трудно встроить в кейнсианскую макроэкономику, однако последователи Кейнса доказывали, что поскольку рост национального дохода и агрегированного спроса толкает экономику к полной занятости, то уровень инфляции при этом должен расти. Как правдоподобную модель такой связи между уровнем безработицы U и уровнем инфляции они предлагали рассматривать так называемую "кривую Филлипса", и названную так именем автора, который ее предложил.

 

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Какие факторы определяют размеры производства и занятости?

2. В чем разница между общей и чистой прибылью?

3. Назовите источники инвестиций.

4. Каков механизм связи сбережения и инвестирования?

 

Вопросы активизирующего характера

1. Механизм связи размеров производства и занятости.

2. Факторы, влияющие на сбережения и инвестирования.

 

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Что означает понятие «склонность к потреблению»?

2. Чем измеряется заработная плата?

3. Что такое мультипликатор?

 

Вопросы активизирующего характера

1. Кейнсианский подход к потреблению.

2. Роль заработной платы в склонности к потреблению.

3. Инвестиции и измерения предельной склонности к потреблению.

Рис. 1. График склонности к ликвидности

 

Указанная на графике зависимость между количеством денег и нормой процента свидетельствует о том, что при увеличении количества денег происходит снижение нормы процента.

Существует ряд мотивов склонности к ликвидности.

Мотив, связанный с доходом. Одна из причин для содержания наличности - это необходимость уравновешивания получения дохода и его расходов, разделенные некоторым интервалом времени. Сила этого мотива, проявляющаяся в решении держать наличные, зависит главным образом от величины дохода и продолжительности интервала между его получением и расходованием.

Мотив перестрахования. Он заключается в том, чтобы обеспечить резерв от всякой непредсказуемости, которая потребует внезапных расходов или в случае появления неожиданных перспектив удачных покупок.

Коммерческий мотив. Наличные держат также и для того, чтобы покрыть расходы возведения дела до момента получения выручки от реализации продукции. Величина такого вида спроса на деньги зависит главным образом от текущего выпуска продукции и от количества рук, через которые эта продукция проходит.

Сила этих трех мотивов зависит отчасти от дешевизны и надежности методов получения наличных, когда она необходима, путем краткосрочных займов в том или ином виде.

Спекулятивный мотив. Он требует более подробного анализа в сравнении с другими и потому, что этот мотив менее понятен, и потому, что он выступает в роли важнейшего передавательского элемента в механизме действия изменения количества денег.

При нормальных обстоятельствах количество денег, необходимых для удовлетворения мотивов обращения и перестрахования, зависит от общей активности экономической системы и от уровня денежного дохода. Но именно благодаря влиянию на спекулятивный мотив управление денежной системой обеспечивает желаемый результат. Спрос на деньги, который соответствует другим мотивам, обычно не реагирует ни на какие действия, за исключением случаев реального изменения общей экономической активности и денежного дохода. Одновременно опыт показывает, что совокупный спрос на деньги, который отвечает спекулятивным мотивам, конечно эластично реагирует на постепенные изменения нормы процента.

Рассматривая спекулятивный мотив, очень важно, однако, различать изменения нормы процента, обусловленные изменениями в предложении денег для удовлетворения спекулятивного мотива (без каких-либо изменений в ликвидности), и изменения, в первую очередь связаны с изменениями в предложениях, затрагивают саму функцию ликвидности. Изменения в самой функции ликвидности, обусловленные появлением новостей, заставляют пересмотреть предположения, часто имеют прыгающий характер и поэтому дают толчки к таким же прыгающим изменениям нормы процента. Вероятность роста активности на рынке облигаций возникает лишь в той мере, в которой появление новостей по-разному трактуется разными людьми или по-разному затрагивает индивидуальные интересы. Если новости делают вполне одинаковое влияние на суждения и запросы каждого, то норма процента приспособится к новой ситуации без всякой необходимости рыночных сделок купли-продажи. Как правило, изменения в обстоятельствах рождают некоторые перетасовки наличности, хранящейся в руках отдельных лиц, так как эти изменения влияют на разных людей - отчасти вследствие различных мотивов и отчасти вследствие неодинаковой информированности и разной трактовки ситуации.

 

Рекомендуемая литература

[5, с. 241 -326], [2, с. 609-622], [6].

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Что такое предельная эффективность капитала?

2. Как Кейнс определяет роль процента?

В. Что такое долгосрочное предложение?

 

Вопросы активизирующего характера

1. Роль предельной эффективности капитала в экономике.

2. Сравнение кейнсианской и классической теории нормы процента.

3. Новые концепции теории занятости Кейнса.

Теория цен Дж. М. Кейнса.

 

Пока экономисты занимаются так называемой Теорией Стоимости, они обычно учат, что цены определяются условиями спроса и предложения и, в частности, особую роль играют изменения в предельных издержках производства и эластичность предложения в краткосрочном аспекте. Но когда они потом переходят к Теории Денег и Цен, мы больше не слышим ничего об этих простых и понятных понятиях, а углубляемся в мир, где цены определяются количеством денег, скоростью их обращения, инфляцией, дефляцией и т. п. При этом не делается никаких попыток связать эти размытые выражения с предыдущими понятиями эластичности предложения и спроса. При попытках глубже разобраться в сути дела мы попадаем во мрак, где ничего не известно точно и где все возможно.

Учитывая это одной из задач предварительного анализа было найти выход из положения и тесно связать теорию цен с теорией стоимости. Мы считаем неправильным деление Экономической Науки на Теорию Стоимости и Распределения, с одной стороны, и Теорию Денег - с другой. Настоящая граница, на наш взгляд, должна пролегать между Теорией Отдельной Отрасли или Фирмы, где рассматриваются вознаграждения факторов и распределение ресурсов между различными способами использования данной их количества, и теорией производства и занятости в целом. Пока мы ограничиваемся исследованием отдельной отрасли или фирмы, предполагая постоянным общее количество используемых ресурсов, а также допуская временно, что условия в других отраслях или фирмах остаются неизменными, нам не приходится иметь дело со специфическими особенностями денег. Но как только мы начинаем выяснять то, чем же определяются объем производства и занятость в целом, нам сразу же становится необходимым завершена теория денежной экономики.

Важность денег в основном заключается в том, что они выступают звеном, которое связывает между собой настоящее и будущее. Мы можем анализировать условия равновесия в мире, в котором все наши представления о будущем являются неизменными и во всех отношениях надежными и где все события можно предвидеть с самого начала. С другой стороны, мы можем перейти от этой упрощенной модели экономической жизни к проблемам реального мира, в котором наши предварительные расчеты на будущее могут не получить подтверждение и где предположения относительно будущего влияют на то, что мы делаем сегодня. Именно тогда, когда мы совершаем этот переход, в нашем анализе должны появиться деньги. Но хотя теория подвижного равновесия должна обязательно быть выражена в терминах денежной экономики, она остается теорией стоимости и распределения, а вовсе не обособленной «теорией денег". Деньги по своей сути являются, прежде всего, хитроумным средством связи между настоящим и будущим. Мы не можем избавиться от денег, даже уничтожив золото, серебро и другие законные платежные средства. Специфические проблемы денежной экономики будут возникать до тех пор, пока существуют какие-либо активы длительного пользования, способные взять на себя функции денег.

В отдельной отрасли ее собственный уровень цен зависит отчасти от ставок вознаграждения факторов производства и отчасти от масштабов производства. Нет никаких оснований пересматривать этот вывод, когда мы переходим к промышленности в целом. Общий уровень цен зависит отчасти от ставок вознаграждения факторов производства, входящих в состав предельных издержек производства, и отчасти от масштабов производства в целом, т.е. от объема занятости. Однако наиболее важное изменение, с которым мы при этом должны считаться, - это влияние изменений спроса как на расходы, так и объем производства. Когда мы говорим о спросе в целом, а не о спросе на какой-то один отдельно взятый товар в условиях неизменного общего спроса, возникает необходимость привлечения анализа целого ряда абсолютно новых идей.

Если позволить себе упрощение, предположив, что ставки вознаграждений различных факторов производства, входящих в состав предельных издержек, меняются все в равной пропорции, то есть в той же пропорции, что и единицы заработной платы, тогда окажется, что общий уровень цен зависит отчасти от единицы заработной платы и отчасти от объема занятости. Итак, влияние изменений в количестве денег на уровень цен можно рассматривать как такой, который состоит из воздействия на единицу заработной платы, с одной стороны, и по влиянию на занятость - с другой.

Чтобы конкретнее представить себе дело, упростим наши допущения еще больше и предположим, что, во-первых, все неиспользованные ресурсы являются однороднымии имеют одинаковую эффективность при производстве всех товаров и, во-вторых, все факторы производства, которые входят в состав предельных издержек, имеют одну и ту же денежную оплату, пока существует их неиспользованный избыток, в этом случае мы бы имели постоянную доходность и неизменную единицу заработной платы до тех пор, пока существует неполная занятость хотя бы одного фактора, и степень использования ресурсов будет расти в точной пропорции с повышением эффективного спроса, обусловленного возникновением количества денег. Когда будет достигнуто полной занятости всех факторов, то с этого момента единица заработной платы и цены будут расти в точном пропорции с повышением эффективного спроса.

Таким образом, если мы полностью эластичную предложение, пока существуют неиспользованные ресурсы, и совершенно неэластичную предложение, когда достигнута полная занятость, и если эффективный спрос изменяется в той же пропорции, что и количество денег, то Количественную Теорию Денег можно сформулировать следующим образом: " Пока существует неполная занятость факторов производства, степень их использования будет изменяться в той же пропорции, что и количество денег, если же существует полная занятость, то цены будут изменяться в той же пропорции, что и количество денег ".

Указанное выше упрощение позволило нам сформулировать Количественную Теорию Денег, однако дальнейший анализ требует учета следующих возможных осложнений, которые в реальной жизни оказывают значительное влияние на ход событий:

1) эффективный спрос не будет изменяться в точном пропорции с количеством денег;

2) поскольку ресурсы не являются однородными, то доходность будет не постоянной, а убывающей по мере постепенного возрастания степени их использование;

3) поскольку ресурсы не являются одинаковыми по своей эффективности, то предложения некоторых товаров окажутся неэластичными уже тогда, когда все еще остаются неиспользованными ресурсы, пригодные для производства других товаров;

4) единица заработной платы будет проявлять тенденцию к росту еще до того, как будет достигнуто полной занятости всех ресурсов;

5) вознаграждения факторов, входящих в состав предельных издержек производства, не будут изменяться в одинаковой пропорции.

Таким образом, мы сначала должны рассмотреть влияние изменений в количестве денег на величину эффективного спроса. Вообще говоря, увеличение эффективного спроса расходоваться частично на повышение степени использования ресурсов и частично на повышение цен. Таким образом, вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно возрастают по мере повышения занятости факторов. Поэтому Теория Цен, т.е. анализ соотношения между изменениями в количестве денег и изменениями в уровне цен с целью определения их эластичности в ответ на изменения в количестве денег, должна обращаться к пяти усложняющих факторов, перечисленных выше.

Цель нашего анализа заключается в том, чтобы обеспечить себя методом для систематического и целенаправленного изучения определенного круга проблем. Именно поэтому после формулирования предварительных выводов путем последовательной изоляции усложняющих факторов мы должны теперь вернуться к нашей исходной позиции и учесть, насколько это возможно, достоверную взаимодействие всех этих факторов. Именно такова природа экономического мышления. Любой другой способ применения формальных принципов познания (без которых, однако, мы заблудились бы как в лесу) привел бы нас к ошибкам.

1. Изменение количества денег оказывает влияние на величину эффективного спроса прежде влияя на норму процента. Если бы этим дело и ограничивалось, то количественный эффект можно было бы вывести из трех элементов: а) графика приверженности ликвидности, который показывает, насколько должна упасть норма процента для того, чтобы дополнительное количество могла быть поглощена теми субъектами, которые изъявят желание держать наличные б) графика предельной эффективности, который показывает, насколько данное падение нормы процента увеличит инвестиции в) инвестиционного мультипликатора, который показывает, насколько при данном приросте инвестиций увеличится эффективный спрос в целом.

Но эта классификация, хотя и полезна в том плане, что вносит определенный порядок и систему в наше исследование, может обмануть своей простотой, если забыть о том, что три названных элемента а), б), в) - сами частично зависят от усложняющих факторов 2, 3, 4, 5, которые мы еще не рассматривали. Ведь график приверженности ликвидности сам зависит от того, насколько Дополнительные деньги поглощаются обращением доходов и хозяйственным оборотом, в свою очередь зависит от степени прироста эффективного спроса и от того, каким образом этот прирост распределяется между повышением цен, повышением заработной платы и увеличением объема производства и занятости. Далее, график предельной эффективности будет отчасти зависеть от того, какое влияние на представление о развитии денежного обращения в будущем окажут побочные явления, которые сопровождают обычно рост количества денег. И наконец, величина мультипликатора будет зависеть от того, как новый доход, который возникает в результате увеличения эффективного спроса, распределится между различными категориями потребителей.

2. Как уже было показано выше, наличие убывающей или постоянной доходности зависит отчасти от того, вознаграждаются наемные работники пропорционально производительности их труда. Если да, то расходы на оплату труда (в единицах заработной платы) будут постоянными, когда занятость увеличивается. Но если все рабочие данной категории получают заработную плату независимо от величины своей индивидуальной производительности, то в этом случае мы будем иметь растущие расходы на оплату труда независимо от эффективности оборудования. Кроме того, если оборудование неоднородно и использование известной его части подразумевает более высокие первоначальные затраты производства на единицу продукции, то предельные издержки производства будут расти еще более того прироста, который обусловливается увеличением расходов на оплату труда. Так, цена предложения, вообще говоря, возрастать по мере роста объема выпускаемой продукции на данном оборудовании. Таким образом, увеличение объема производства сочетаться с ростом цен независимо даже от каких-либо изменений в единицы заработной платы.

3. В пункте 2 мы рассмотрели возможность не совсем эластичного предложения. Если бы существовала совершенная равновесие в относительных количествах специализированных неиспользованных ресурсов, то точка полного их использования достигалась бы для всех них одновременно. Но вообще говоря, спрос на некоторые услуги и товары достигает уровня, за пределами которого предложение становится для данного момента совершенно неэластичным, тогда как в других отраслях все еще существовать большой избыток неиспользованных ресурсов. Таким образом, по мере роста объема производства возникать одна за другой целые серии «узких мест», когда предложение отдельных товаров уже перестает быть эластичной, а их цены станут повышаться до такого уровня, который необходим для переключения спроса на другие товары и услуги.

Общий уровень цен не будет, вероятно, очень сильно расти с увеличением выпуска до тех пор, пока существуют эффективные неиспользованные ресурсы всех видов. Но как только объем производства возрастет настолько, что начнут возникать "узкие места", то можно ожидать резкого роста цен на некоторые товары.

Однако (и это важно) как для рассмотрения данного пункта, так и пункта 2 эластичность предложения зависит и от продолжительности периода времени, который рассматривается. Если мы возьмем интервал времени, достаточный для изменения количества самого оборудования, то конечная эластичность предложения будет, конечно, намного больше. Поэтому умеренная изменение эффективного спроса в условиях, когда существует большое количество неиспользованных ресурсов, приведет в основном к увеличению степени их использования и в очень незначительной степени - к повышению цен. Напротив, более существенное изменение эффективного спроса проявится не столько в увеличении степени использования ресурсов, сколько в росте цен, причем в самом начале это соотношение в пользу повышения цен будет сильнее, чем потом.

4. То обстоятельство, что тенденция к росту единицы заработной платы может проявиться раньше, чем будет достигнуто полной занятости, не требует особых разъяснений. Поскольку каждая группа наемных работников выигрывает от увеличения их собственной заработной платы, то естественно, что этого пытаются достичь все группы, а предприниматели, когда дела у них идут хорошо, скорее всего, согласятся пойти им навстречу. По этой причине известная часть любого увеличения эффективного спроса будет, вероятно, поглощаться тенденцией к росту единицы заработной платы.

Таким образом, кроме конечной критической точки полной занятости, с достижением которой денежная заработная плата должна расти в ответ на увеличение выраженного в денежных единицах эффективного спроса в той же пропорции, в которой растут цены товаров, приобретаемых на заработную плату, мы имеем последовательный ряд более ранних полукритических точек, в случае достижения которых увеличение эффективного спроса также будет обеспечивать рост заработной платы, хотя и не в точном пропорции к росту цен товаров. Подобным образом проявляться и действие эффективного спроса сокращается.

В реальной жизни единица заработной платы не изменяется непрерывно в своем денежном выражении в ответ на каждое небольшое изменение эффективного спроса. Изменение это происходит с определенными разрывами. Точка разрыва определяется психологией наемной рабочей силы, а также политикой предпринимателей и профсоюзов. В открытой экономической системе, где все это означает изменения в отношении расходов на заработную плату в других странах, а также в ходе промышленного цикла, когда даже в условиях замкнутой системы это может означать изменения относительно ожидаемых расходов на заработную плату в будущем, такие точки разрыва могут иметь большое практическое значение. Эти точки, по которым дальнейшее увеличение эффективного спроса, выраженного в деньгах, способно вызывать не непрерывное повышение единицы заработной платы, могли бы рассматриваться как равные над инфляцией, которая имеет определенное сходство (хотя и далеко не полное) с абсолютной инфляцией, которая возникает при росте эффективного спроса в условиях полной занятости.

5. Наше первое упрощение состояло в предположении, что вознаграждения всех факторов, которые входят в состав предельных издержек производства, изменяются в одинаковой пропорции. На самом деле, ставки вознаграждения различных факторов, выраженные в деньгах, проявлять разную степень негибкости, и эти факторы могут иметь также различную эластичность предложения в ответ на изменения ожидаемой денежной награды. Если бы не это, мы имели возможность сказать, что уровень цен складывается под воздействием двух факторов: единицы заработной платы и размеров занятости.

 

Рекомендуемая литература

[5, с. 335 - 364], [2, с. 613-614], [6], [10], [8]

 

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Определите понятие «денежная заработная плата» и «степень использования рабочей силы».

2. Какая функция отражает занятость?

3. Что такое эффективный спрос на рабочую силу?

 

Вопросы активизирующего характера

1. Взгляд на безработицу Дж. М. Кейнса и А. Пигу.

2. Роль функции занятости в макроэкономическом планировании.

3. Регулирование цен на основе кейнсианской теории.

 

 


Тема 6. Краткие заметки в связи с общей теорией Дж. М. Кейнса

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Как Кейнс характеризует экономический цикл?

2. Какая разница между классическим меркантилизмом и кейнсианской теорией?

3. Сущность социальной философии Дж. М. Кейнса.

 

Вопросы активизирующего характера

1. Теория экономического цикла Дж. М. Кейнса.

2. Вопросы социальной философии в теории Дж. М. Кейнса.

3. Политика инвестирования и экономический цикл в макроэкономике.

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Назовите основные положения теорий Э. Хансена и Р. Харрода.

2.Основные факторы и предложения.

3. Какие предложения определяют экономический рост?

 

Вопросы активизирующего характера

1. Роль акселератора в экономическом росте.

2. Концепции экономического роста Э. Хансена и Р. Харрода.

Вопросы для самодиагностики знаний

1. Каковы основные экономические воззрения Клауера, Давидсона?

2. Радикально ориентированное кейнсианство и его основные положения.

3. Основные характеристики многосекторной модели роста.

 

 

Вопросы активизирующего характера

1. Концепции регулирования экономики Р. Клауер и П. Давидсона.

2. Радикально ориентированное кейнсианство Д. Робинсона и Л. Позинетти.

3. Многосекторные модели экономического роста.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ „ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЗАНЯТОСТИ, ПРОЦЕНТА И ДЕНЕГ ДЖ. М. КЕЙНСА”

для студентов специальности 7.050101

Дневной формы обучения

 

Автор Кривобок Владимир Юрьевич

 

Ответственный за выпуск Попов О.Е.

Кривобок В.Ю.

 

 

Харьков, ХНЭУ, 2012

Утверждено на заседании кафедры политической экономии.

Протокол №_____ от _________________ 2012 года

 

Методические указания по самостоятельному изучению курса „Общая теория занятости, процента и денегДж.М.Кейнса” для студентов специальности 7.050101дневной формы обучения В.Ю.Кривобок.– Харьков: Изд. ХНЭУ, 2012. – с. (Русск. яз.)

 

Приведен краткий конспект лекций, приведены вопросы для самодиагностики знаний и вопросы активизирующего характера.

Рекомендовано для иностранных учащихся всех специальностей всех форм обучения.

 

 


Введение

Студенты экономического университета изучают целый комплекс экономических дисциплин. Формирование рыночных отношений в экономике Украины предусматривает теоретическое осмысление сущности экономических явлений, происходящих на макроэкономическом уровне. Именно на изучение классической теории макроэкономического развития и методов макроэкономического анализа направлен курс «Общая теория занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса».

Целью курса «Общая теория занятости, процента и денег Кейнса» является изучение классического подхода Дж. М. Кейнса к макроэкономическому регулированию экономики.

Чтобы реализовать эту цель нужно:

1) знать общую структуру экономики страны;

2) обладать инструментарием количественного анализа экономических процессов;

3) иметь представление о таких категориях как деньги, процент, безработица.

Чтобы овладеть спецкурсом в полной мере, студент должен уметь:

1) пользоваться денежно-кредитным механизмом;

2) быть способным прогнозировать показатели экономического роста;

3) понимать экономическое содержание и значение информации, касающейся деятельности экономики Украины.

Данный спецкурс является продолжением и детализацией отдельных звеньев экономической теории. Знание спецкурса помогут выработать экономическое мышление и ориентацию в классических направлениях экономической мысли.

Необходимым элементом успешного усвоения учебного материала дисциплины является самостоятельная работа студентов с экономической литературой, нормативными актами по вопросам государственного регулирования экономики.

 

 


Профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты после изучения спецкурса „Общая теория занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса ”

Название темы Компетенции
   
Тема 1. Введение в общую теорию занятости, процента и денег Дж. М. Кейнса - Способность провести анализ процесса возникновения и развития кризисных явлений; - Способность сформулировать предмет исследования; - знание основных методов макроэкономического анализа
Тема 2. Определения и понятия - Способность находить различия в подходах различных школ и течений; - способность сравнивать понятия
Тема 3. Склонность к потреблению - Способность проводить сравнительный анализ факторов, влияющих на потребление; - Способность рассчитывать величины, характеризующие потребление
Тема 4. Побуждение к инвестированию   - Способность формулировать категорию инвестиция; - способность определить факторы, влияющие на инвестирование; - способность рассчитывать инвестиционный мультипликатор
Тема 5. Денежная заработная плата и цены - Способность анализировать заработную плату как экономическую категорию; - Способность рассчитывать величину заработной платы; - Способность рассчитывать изменение номинальной, реальной заработной платы, индекса цен - Способность определять размер повременной, сдельной, повременно-премиальной и сдельно - премиальной зарплаты
Тема 6. Краткие заметки в связи с общей теорией Дж. М. Кейнса - Способность формулировать понятие экономический цикл; - Способность рассчитывать длительность и параметры цикла; - Способность применять модели антициклического регулирования.
Тема 7. Неокейнсианские теории экономического роста - Способность анализировать и применять неокейнсианские теории; - Способность рассчитывать акселератор; - Спос


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.31.194 (0.015 с.)