Заработная плата и занятость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заработная плата и занятость.



Особое место в регулировании труда и в трудовых отношениях занимает оплата труда. Проблема оплаты труда — одна из самых трудноразрешимых
экономике любого типа. К тому же это не только экономическая, но в
меньшей степени социальная проблема, источник социальных напряжений в обществе и трудовых коллективах.

Оплата труда есть основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий. Механизм этой связи по замыслу прост: «больше и лучше
работаешь — больше платят, а если больше платят — работаешь еще лучше В итоге должно возникать самопобуждение роста производительности труда, ограниченное разве что только предельной, высшей производительностью, поднять которую при данном уровне техники и технологии невозможно, сколько ни плати. Таков мудрый замысел, который практически очень не просто воплотить в жизнь.

Проблему оплаты труда пытаются решить с помощью применения простого на первый взгляд правила: «оплата труда должна соответствовать количеству и качеству труда». Это, в принципе, обоснованное правило,
многие другие теоретические рецепты, очень трудно реализовать.

Дело в том, что уже само измерение количества труда представляет нерешимую проблему. Количество труда, рассматриваемое с позиций его
затрат, — это количество затраченной работником физической энергии И
качественных усилий. Увы, определить энергозатраты человека в процессе труда не в силах даже биологи, хотя есть указания на то, что трудовая активность сказывается, например, на содержании адреналина в крови человека. Реально количество затраченного труда приходится определять согласно затратам
рабочего времени в предположении, что между этими двумя величинами существует прямо пропорциональная зависимость. Такое предположение более чем условно, ибо не всегда рабочее время целиком уделяется труду, да и энергоотдача работников бывает разной. Но повременная система оплаты индивидуального труда, широко распространенная в экономике, исходит из
положения, что рабочее время и есть измеритель количества труда. Однако мало знания затрат труда для определения уровня его оплаты, надо
еще знать цену часа рабочего времени, т.е. тарифную ставку, равную количеству денег, уплачиваемых за единицу рабочего времени. Способ установления тарифных ставок на основе строгих расчетов отсутствует, да и вряд ли может существовать, поскольку тариф зависит от множества факторов прежде всего от качественных показателей трудовой деятельности, а выразить эту связь в виде многофакторной формулы, пригодной для расчета, не удается.

Казалось бы, есть простой выход из положения, заключающийся в том,
чтобы платить работнику не за количество затраченного времени, а за конечный результат труда. На вопрос о том, как его измерить, обычно отвечают: «по количеству произведенной продукции». Но ведь отдельный работник обычно не выпускает конечную продукцию, он выполняет определенную работу. На принципе оплаты объема работы основана сдельная оплата труда. Увы, она оказывается на поверку не только не лучше, а в ряде случаев хуже повременной.

Разнообразие видов работ, трудовых операций исчисляется десятками и сотнями миллионов. Чтобы для каждого из этого вида работ устанавливать
нормы часовой или дневной выработки и расценки, приходится загромождать систему управления трудом и оплатой труда колоссальными по объему и сложности расчетами расценок. Да и как надежно рассчитать или экспериментально установить расценки? Поневоле для каждого вида работ определяются тем или иным способом трудоемкость и нормы выработки, что само по себе представляет неимоверные трудности. И опять-таки надо переходить от трудозатрат в нормо-часах на каждую операцию и работу через тарифную цену часа к расценкам отдельных видов работ. Так что сдельная система оплаты труда внутри себя опирается на повременную. Содержание одного персонала нормировщиков, расчетчиков, бухгалтеров влетает в копеечку. А обоснованность такого способа измерения количества и установления оплаты труда в связи с колоссальным объемом операций по установлению и применению расценок и необходимостью их непрерывного обновления по мере изменения технологического процесса оказывается низкой. Поэтому при кажущейся прогрессивности идеи установления норматив-
Нои трудоемкости производства отдельных видов продукции и выполнения
Разных работ и определения на ее основе нормативной стоимости обработки изделий путем использования расценок такой подход не создает базы для объективного исчисления затрат труда и заработной платы. Нельзя не отметить к тому же, что трудоемкость и трудозатраты постоянно изменяются под воздействием технических, технологических, организационных перемен. Так то объективность и надежность нормативной базы сдельной системы оплаты труда сомнительны.

Высказанные соображения не исключают, конечно, применения сдельной
системы оплаты труда в тех случаях, когда она обладает просто
достоверностью, например при многократно повторяющихся по содержанию и технологии в работах.

Но предпочтительней повременная система оплаты труда, основан на использовании сетки тарифных ставок и должностных окладов. Кстати установление тарифа почасовой оплаты или должностного оклада применительно к определенному уровню квалификации (тарифному разряду, должности) работника позволяет отразить в оплате не только количество, качество труда (в некоторой степени это позволяют сделать и расценки)! Так что если выбирать между повременной и сдельной системами индивидуальной оплаты труда, то следует признать объективной и обоснованной общую тенденцию движения к повременной форме как более простой и удобной.

В экономике, управляемой административными методами, тарифно-квалификационная система, тарифные сетки и должностные оклады воспринимаются как директивные, обязательные. Развитие системы оплаты труда, базирующейся на тарифах и окладах, видится в такой экономике сквозь призму пересмотра тарифных сеток путем изменения средних ставок (обычно
сторону увеличения) и расширения «вилок», то есть допустимого изменения ставок в пределах одного тарифного разряда или одной должности. Иначе говоря, система тарифов и окладов остается обязательной, но с более широким диапазоном выбора в заданных пределах.

В рыночной экономике тарифы и оклады служат в большей мере ориентирами, способствующими установлению оплаты труда в соответствии с общественно признанными, государственно рекомендуемыми нормами. Тем
самым та же тарифно-окладная система не оказывает определяющею воздействия на оплату труда путем навязывания уровней оплаты сверху, за исключением разве заработной платы работников бюджетной сферы. В то же время знание почасовых тарифов и месячных ставок позволяет профсоюзам, коллективам, работникам отстаивать свои права.

Исходя из общих экономических закономерностей следует признать, у работник, будучи владельцем рабочей силы как основного фактора производства, вправе претендовать на долю выручки, дохода, полученных от продажи продукции, созданной с использованием этого фактора. Отсюда вытекает идея подхода к установлению уровня индивидуальной оплаты труда, и долевой части общего объема средств оплаты труда. Такой подход соответствует принципам хозяйственного расчета.

Суть в том, что вначале из дохода предприятия образуется общий фон
оплаты труда всех участников трудового процесса. Конечно, при этом возникает проблема выявления доли дохода, которую следует и допустимое править на оплату труда. Но это уже проблема распределения дохода предприятия, которая решается проще, чем проблема установления уровня оплаты труда работников. Что же касается индивидуальной оплаты труда она приобретает форму разделения образованного из дохода фонда
труда между работниками. В условиях совместного, обобществленного труда строго, надежно установить и тем более рассчитать долевой вклад каждого работника в созданный общими усилиями представляется возможным. Остается один выход - исходить из взаимосоглашения работников, т.е. разделить фонд оплаты труда между всеми участниками трудового процесса таким образом, чтобы принятое распределение было взаимоприемлемым для самих работников и для тех, кто его предложил. Подобный подход приемлем для небольших коллективов, известен как бригадный подряд.

При распределении фонда оплаты труда учитываются условия и обязательства, зафиксированные в договорах, контрактах, трудовых соглашениях. Принимаются во внимание должностные оклады и тарифные сетки и соответственно место в них, занимаемое работником в зависимости от должности, квалификации, профессии, образования. Действуют и факторы, характеризующие качество и результативность труда работника, что находит отражение в виде так называемых коэффициентов трудового участия (КТУ). При наличии свободного рынка труда и рабочей силы (в определенной
степени представленного биржами труда) проблема установления заработной платы становится задачей определения рыночной цены рабочей силы. В этих условиях на уровень оплаты труда существенное воздействие начинают оказывать спрос на рабочую силу и ее предложение. Наиболее естественной формой согласования спроса на труд и предложения труда в экономике рыночного типа служит трудовой контракт между нанимателями рабочей силы, выступающими в роли ее покупателей, и наемными работниками, выступающими в качестве ее продавцов.

В итоге в условиях экономики рыночного типа ведущее место занимает
контрактная, договорная форма оплаты труда. Уровень оплаты труда фиксируется в договоре между работниками и администрацией, который может носить индивидуальный или коллективный характер. В тех отраслях экономики, где интересы трудящихся защищают профсоюзы, уровни оплаты труда складываются под воздействием тройственных соглашений, в которых наряду с нанимателями и нанимаемыми участвуют и представители профсоюзов.

Необходимо отметить, что и в условиях рынка цена труда на рынке рабочей силы складывается под влиянием не только спроса и предложения, но и
ряда иных факторов, на нее могут влиять профессия, образование, пол, возраст, региональные факторы, условия труда, традиции, законодательные
ограничения, установившиеся правила и нормы. Характерно, что в рыночной экономике высоко ценится образование и профессионализм работников,
сложный труд оплачивается выше простого. Это в минимальной мере было
свойственно советской экономике и не стало уделом российской экономики в процессе формирования рыночных отношений.

В России весомое влияние на оплату труда оказывает общественная психология работников и трудовых коллективов. Работники склонны считать повышение оплаты труда приведением ее в соответствие с потребностями людей, с ценами на товары и услуги, а не стимулом роста эффективности. Рост заработной платы воспринимается как временный стимул, нуждающийся в периодическом возобновлении в связи с инфляцией и стремлением жить лучше. Снижение заработной платы как экономическое наказание за плохой ТРУД в российской практике применяется редко, а лишение нерадивого работника зарплаты посредством увольнения только начинает входить в арсенал механизма хозяйствования. Отсюда ясно, почему увеличение оплаты труда слабо влияет на повышение его качества и эффективности.

В лучшем случае повышение заработной платы побуждает работника быть производительнее, с большей отдачей в течение одного-двух месяцев. Затем он чаще всего привыкает к новой заработной плате и начинает желать большего вне зависимости от результатов своего труда. При наличии заметного уровня инфляции связь между ростом оплаты труда и его результатностью еще более ослабевает. Возникает объективная необходимость индексации оплаты труда как основного вида дохода в связи с ростом цен. Социальная функция зарплаты подавляет трудовую.

Надо иметь в виду, что в рыночной экономике стимулом служит собственно заработная плата, а не ее повышение, поскольку уровень оплаты труда призван заинтересовать работника в активном труде и высокой производительности. А угроза лишиться зарплаты целиком достаточно ощутима, чтобы ею пренебрегать. К тому же в условиях рынка работники начинают понимать, что доход и прибыль организации зависят в первую очередь от их трудовых усилий и что их зарплата зависит от дохода.

В любой цивилизованной экономике необходимо гарантирование законом минимальных размеров оплаты труда, которые могут быть дифференцированы по профессиям и квалификационному уровню. При этом существует проблема установления нижнего порога, минимума заработной платы.
Очевидно, что никак не обойти его связь с прожиточным минимумом, желание, чтобы минимальный уровень оплаты труда вписывался в прожиточный минимум, был не ниже его.

Трудовая занятость.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляют задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей
в различных видах деятельности, так и степень удовлетворения этой потребности. Проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Отсутствие полной занятости не есть безработица. Целью обеспечения продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, с учетом социально-демографических факторов.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений,
концепция занятости базируется на принципе исключительного права граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме труда не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Государство отвечает за реализацию права граждан на труд, содействует занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

В рамках данной концепции занятость обеспечивается, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется в рамках экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в России обозначилась проблема многократной и неформальной занятости в виде частично укрываемой трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Неформальная занятость способна переходить в открытую безработицу, кроме того, она негативно воздействует на трудовую мораль, расширяет «теневую» экономику. Многократная занятость отягощает работников и снижает отдачу труда.

Существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. Несомненно, что гораздо труднее выполнить первое условие. Благодаря принятию в России законов о труде и занятости, Трудового кодекса возникла правовая база реализации рыночных принципов функционирования системы занятости.

Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициям и установкам. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении и социальных императивах. Законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду.
Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода. Легализованы как законные, общественно признанные формы трудовой деятельности работа на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида
занятости, но и ее меры, т.е. временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства. Но там, где это возможно и допустимо.
Наряду с постоянной занятостью, на равных с ней правах, на принципах равнодоступности могут иметь место вторичная занятость, работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Важным следствием свободно избранной занятости и режима труда являются возрастающие возможности получения и использования свободного времени — одного из главных достояний человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может выполнять роль стимулятора эффективной работы.

Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не
противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных
форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность преобретают статус таких же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый
план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие такой доктрины занятости призвано привести к ощутимым переменам не только в воззрениях и трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях,
непосредственно в сфере приложения трудовых усилий.

Представляется возможным и уже широко наблюдается смешение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее идивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: предмет труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в огосударствленной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные». Соответственно молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекращает считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, политических и общтвенных деятелей, а удовлетворяется всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией, предпринимательской деятельностью.

Свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец обстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе. Более того, в рыночной экономике отток людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно

трудиться, от доходных объектов труда способно носить более

обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной

экономике. Это никоим образом не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в
России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его
предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на
рынке труда. Основная цель активной политики — всемерное содействие в
трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется
со стороны государства как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие
службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);

2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как
упредительной и профилактической меры содействия занятости через собственно государственные программы обучения и путем стимулирования
участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты зарплаты работнику во время учебы;

3) организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными,
престарелыми, которые способствуют созданию рабочих мест;

4) содействие самозанятости и предпринимательству путем предоставления кредитов и субсидий, налоговых льгот для вновь созданных компаний,
консультационной помощи и обучения предпринимателей;

5) содействие занятости социально слабозащишенных групп населения
(женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) посредством первоочередного направления на переобучение и на работу, целевого квотирования и бронирования рабочих мест, предоставления дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот компаниям, использующим труд данных категорий.

Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует
незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и
нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности бщественного труда и снижению социальной напряженности.

Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в
течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения
в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости.

Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее
следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную.
Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший

желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать

право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, во имя чего действует государственная служба занятости.

Наличие в условиях рыночных отношений наемной рабочей силы обычно ассоциируется, как отмечалось в предыдущей главе, с использованием и присвоением результатов чужого труда частными собственниками средств производства, а следовательно, с эксплуатацией трудящихся. Такая прямолинейная оценка во многом не соответствует реальной действительности.

Во-первых, в лице нанимателя чаще всего выступает не собственник, а администратор предприятия. В этом смысле нет принципиальной разницы между нерыночной и рыночной экономикой, различие лишь в том, что в первом случае в экономике действуют государственные установки и правила приема на работу (по сути, того же найма), а во втором — рыночные, основанные на свободном выборе и на нормах законодательства о труде.

Во-вторых, и в централизованной, и в рыночной экономике часть продукта, произведенного трудом наемного работника, отчуждается, отторгается, изымается в пользу, как собственника средств производства, так и государства. Так что присвоение результатов чужого труда имеет место в любой экономике. Если такое присвоение называть эксплуатацией, то она присуща любой экономике. Проблема здесь не в наличии неизбежного факта отторжения, присвоения части дохода и прибыли, созданных трудом наемного работника, а в том, какая доля у него изымается и в чьи руки присваиваемый продукт в конечном счете попадает, кем он потребляется. Что же
касается последнего, то объем и структура конечного потребления зависят не столько от типа экономики и форм собственности на средства производства, сколько от действующей системы распределения, перераспределения
использования конечного продукта и дохода в денежной форме. Именно от этой системы зависит в последнем счете, кому и что достанется.

Говоря о трудовых отношениях, обусловливающих эксплуатацию и присвоение результатов чужого труда, следует отметить, что в той или иной форме такое присвоение неизбежно и в этом смысле общество без эксплуатации вообще не может существовать. Дети присваивают результаты труд родителей, нетрудоспособные члены общества — результаты труда трудоспособных, наследники — не созданное ими богатство, пользующиеся блага из общественных фондов потребления — средства всего общества.

Осуждать, таким образом, следует не эксплуатацию как весьма размыто
и неопределенное общее понятие и даже не присвоение результатов чужого труда как таковое, а несанкционированные законом и обществом формы присвоения. Такие противозаконные формы, не имеющие ни правовой, ни экономической основы, и есть подлинное проявление эксплуататорских тенденции, стремления жить за чужой счет.

При этом если в экономике рыночного типа получение части результатов труда работников собственниками средств производства носит достаточно
открытый характер, легализовано и узаконено, то в централизованно- управляемой оно прикрыто видимостью полной оплаты труда в соответствии с
затраченными трудовыми усилиями и отсутствием «нетрудовых» доходов.

 

Тест к теме 5

1.С экономической точки зрения налоги представляют собой…

а) только источники бюджетных поступлений

б) инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне

в) важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа

 

2.Что образует налоговую систему?

а) экономическая деятельность и отрасли экономики

б) совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин)

в) прибыль, прибыль

 

3.Что такое объект налогообложения?

а)лицо, которое фактически уплачивает налог, несет налоговые расходы

б)доход (прибыль), имущество (прибыль), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог

в)это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и др.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов

 

4.Кто впервые сформулировал принципы налогообложения?

а) А. Смит

б) Э. Энгель

в) А. Маршалл

 

5.Что означает принцип неотягощенности?

а) умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика

б) равнонапряженность налоговых изъятий, единств: требований государства к налогоплательщикам, всеобщность налоговых правил

в) четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговой системы

 

6.Что такое всеобщность?

а) охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, и части субъектов, владеющих имуществом

б) устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени

в) принудительность налога, неизбежность его выплаты

 

7.По характеру налогового изъятия налоги делятся на…

а) налоги с юридических и физических лиц

б) общие, специальные

в) прямые и косвенные

 

8.По целевому назначению налоги делятся на…

а) налоги с юридических и физических лиц

б) общие, специальные

в) федеральные, региональные, местные, муниципальные

 

9.Что относят к косвенным налогам?

а) налог на доходы физических лиц

б) поземельный налог

в) налог на прибыль корпораций

 

10.Что является источником уплаты акцизов?

а) средства потребителей, покупателей

б) доходы производителей

в) как средства потребителя, так и доходы производителя

 

11.Что является объектом в налогообложении с оборота?

а) цена или облагаемый оборот

б) облагаемый оборот товаров в денежном исчислении

в) добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров

 

12.Что такое декларация о доходах?

а) не официальное извещение граждан о фактически полученных ими за календарный год доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов

б) условие применения прогрессивной шкалы подоходного налога

в) официальное извещение граждан о фактически полученных ими за календарный год доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих доходов

 

Задачи к теме 5

1. а) Рынок труда — это предложение квалифицированных трудовых услуг большим количеством независимых друг от друга людей.

б) Рынок труда определяется отсутствием какого-либо контроля над заработной платой.

в) Рынок труда -- это конкуренция между предпринимателями с целью найма конкретных видов труда.

Какой из известных Вам типов рыночной струк-туры характеризуют пункты а) — в)?

Ответ:

Рынок совершенной конкуренции.

2. Кто является субъектом спроса и предложения на рынке труда совершенной конкуренции? На рынке труда несовершенной конкуренции?

Ответ:

Спрос предъявляет бизнес (фирмы), поставщики труда — домашние хозяйства. В условиях совершенной конкуренции субъекты спроса и предложения многочисленны и свободно конкурируют. При несовершенной конкуренции спрос может быть со стороны фирмы-монопсонии, а предложение труда осуществляют мощные профсоюзы.

3. "Ковры стоят так дорого, потому что высока заработная плата уникальных мастеров ковроткачества, которых нанимает фирма, производящая ковры ручной работы для индивидуальных заказчиков". Вы согласны с таким объяснением высокой цены на ковры?

Ответ:

В этом утверждении очевидно непонимание категории производного спроса на факторы производства, в данном случае на труд. Ведь именно из-за того, что потребителями ценится такой товар, как ковер ручной работы, привлекаются и специалисты по ковроткачеству с помощью высокой заработной платы. Если такие ковры выйдут из моды, спрос на соответствующий вид труда сократится.

 


Тема 6.Рынок капитала.

(4 часа)

1.Процентная ставка и инвестиции.

2.Рынок земли. Рента.

3.Общее равновесие и благосостояние.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.108 с.)