Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия – это рыночная структура, при которой большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий.

Поиск

Иногда её ещё определяют как «рынок немногих» или «конкуренцию немногих». Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда и абсолютно) крупных предприятий – характерный признак олигопольного рынка.

При олигополии, в отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии, деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельность, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

Характер производимого олигополией продукта не имеет решающего значения и может быть как однородным, так и диверсифицированным.

Если потребители не отдают особых предпочтений какой-либо фирменной марке, а все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой или однородной олигополией.

Наиболее типичными примерами практически однородной продукции являются цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, продукция химической промышленности.

Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями, то продукция является дифференцированной, а отрасль называется дифференцированной олигополией.

Примерами могут служить рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков и др.

Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей поведения компаний на рынке. Условно выделяют кооперированную и некооперированную олигополии.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение посредством сговора или каким-либо другим способом.

При некооперированной олигополии фирмы определяют оптимальные объемы выпуска и цены независимо друг от друга, на свой страх и риск.

Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.

Нагляднее всего ценовую войну можно проследить на примере дуополии. Дуополия – простейший случай олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты олигополии с несколькими участниками.

Можно сделать вывод, что олигополистические рынки обладают следующими чертами:

1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры. Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.

Антимонопольное регулирование. Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется с целью снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера.

Законодательные меры – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают:

1) запрещение договоров о ценах и разделе рынка;

2) установление контроля за разделом рынка и слияния;

3) регулирование наборов услуг, представляемых потребителям доминирующими продавцами.

Направленность действия данных мер связана с:

А) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным;

Б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.

Экономические меры регулирования деятельности монополий – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное цен и прибыли.

Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цен», то есть верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.

Целью установления потолка цены является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования. «Потолок» должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой – обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.

Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. Цель косвенного регулирования прибылей состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.

 

Семинар.

1.Рыночная власть.

2.Монополия.

3.Монополистическая конкуренция.

4.Олигополия.

5.Антимонопольное регулирование

 

Рекомендуемая литература:

1. Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б. – М. – СПб., Поиск, 2001, стр. [167-169]

2. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005, стр. [201-220]

3. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003г, стр. [183-186]

4. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001, стр. [193-196];

5. Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Л. М. Куликов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006, стр. [171-182].

 

Тест к теме 4

 

1.Государство воздействует на экономику…

а) только посредством обязательных платежей и налогов

б) посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, субсидий, осуществление государственных социальных и экономических программ.

в) только посредством налоговой системы и субсидий.

2.Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью:

а) соблюсти интересы государства, общества в целом, социально незащищённых слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

б) привлечь внимание граждан к социально незащищенным слоям.

в) устранить

 

3.Социальное регулирование направленно на:

а) на обеспе­чение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабозащищенных слоев населения.

б) предельный уровень отдельных цен, запрещая их повышение сверх этого уровня.

в) законодательства о труде и занятости.

4.Организация общественных работ – это…

 

а) острая необходимость в дополнительных рабочих местах.

б) защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей

в) способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда

5.Организация переподготовки населения относится к…

а) сфере приложения труда

б) экономическим мерам, регулирующим структуру предложения

в) структуре спроса на рабочую силу.

 

6. Административные меры общей направленности регулируют:

а) режим работы и отдыха

б) государственные субсидии на расширение производства

в) квотирование рабочих мест для инвалидов

7. Исполнительным органам принадлежит…

а) принятие законов, постановлений, других законодательных актов.

б) роль в управлении экономикой.

в) управление экономикой посредством президентских указов.

 

8. Министерства и ведомства делятся на:

а) трудовые, имущественные, денежные

б) судебные, правовые

в) отраслевые, территориальные, функциональные.

 

Задачи к теме 4

1. "Чистый" монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он — один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар -абсолютно неэластична. Вы согласны с этим утверждением?

Ответ: В реальной жизни редко можно столкнуться с абсолютно неэластичной кривой спроса. "Чистый" монополист ограничен в своей ценовой политике и переключением потребителя на товары-субституты, и пределами платежеспособного спроса населения.

2. Может ли монополист снижать цену каждой последующей (дополнительной) единицы продукции, не снижая при этом цену предшествующих единиц?

Ответ: Нет, не может, если только он не осуществляет ценовую дискриминацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.011 с.)