Фискальная экономическая политика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фискальная экономическая политика



Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюд­жетной, распространяет свое действие на основные элементы государствен­ной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюд­жетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной эко­номической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие круп­ные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, поли­тика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государствен­ных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами го­сударства, их использовании в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источ­ников и способов формирования централизованных государственных денеж­ных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической поли­тики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирова­ние государственного сектора, способствует лучшему использованию произ­водственно-экономического и научно-технического потенциала. Инстру­менты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилиза­ции экономической ситуации, проводить антициклические меры, противо­действующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожа­ющим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора в закупках товаров и услуг весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, рас­ходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах от четверти до половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.

Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздейство­вать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдер­живая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных плате­жей, как пенсии, стипендии, пособия.

В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разде­лять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей эко­номической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой на­ходится экономика. В период экономического бума, резкого подъема дело­вой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловлен­ного нарастающим спадом производства, затуханием экономической актив­ности, государственная фискальная политика носит расширительный харак­тер, направлена на «подогрев» экономики, расширение производства и дру­гих видов экономической деятельности, преодоление спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.

Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой.

Политика стабилизации — это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем ва­лового внутреннего продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых преде­лах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабили­зации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, со­ответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризис­ное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в опре­деленных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономи­ческую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Принято различать автоматическую и регулируемую стабилизацию. Ав­томатические (встроенные) стабилизаторы представляют собой принятые, действующие в экономике правила, нормы, позволяющие автоматически, без вмешательства правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить хозяйство страны в стабильное состояние. Автома­тические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в зако­нодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

Например, при уменьшении доходов автоматически снижается величи­на налога, взимаемого с дохода. Если люди потеряют работу и заработок, им без указаний на то правительства выплачивают пособие по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически возникает право на по­лучение пенсии. Существует минимальный уровень заработной платы, ко­торый устанавливается директивно. Можно назвать великое множество дру­гих подобных автоматически действующих стабилизаторов, предотвращающих экономические катаклизмы при возникновении новых обстоятельств, отклонений от ранее существовавших условий.

Однако встроенные в экономическую систему внутренние стабилизато­ры, уменьшающие возможные колебания в экономике, не обеспечивают тре­буемого уровня стабилизации, в ряде случаев они просто не способны гасить возникающие колебания, предотвращать потерю устойчивости. Так что за­ранее вписать в законодательные акты и другие нормативные документы правила и нормы, гарантирующие стабильность экономики, не удается. На помощь приходит оперативное регулирование, текущая реакция правитель­ственных органов на возникающие отклонения в виде инструментов диск­реционной политики.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оператив­ных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или во из­менение постоянно действующих правил, норм, установлений хозяйствен­ной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляет­ся с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабиль­ной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от склады­вающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов, средств осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, про­граммы материальной помощи, изменение налоговых ставок и другие ана­логичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполне­нию общественных работ с оплатой за государственный счет служит опера­тивным средством борьбы с резко нарастающей безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной обнищанием определен­ных групп граждан, наряду с такими автоматическими стабилизаторами, как предусмотренные законом пособия, правительство прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное резкое снижение доходов предприятий и граждан, временно уменьшают налоговые ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, допол­нительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дис­кретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоян­ные, хотя по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориен­тируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбаланси­рованного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный про­фицит бюджета (превышение государственных доходов над расходами) мо­жет быть направлен на погашение долгов, создание компенсационных ре­зервных фондов, осуществление социальных мероприятий. В периоды спа­да деловой активности органы государственной власти иногда увеличивают совокупный спрос, наращивая государственные закупки даже ценой бюджет­ных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать экономику.

Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюд­жета и до 1 —2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближа­ется к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита приводит к росту внутреннего и внешнего государ­ственного долга, дестабилизирует денежную систему государства, побужда­ет инфляцию.

Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для дости­жения сбалансированности государственного бюджета бюджетная полити­ка должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.

Политика государственных расходов призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, т.е. удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому не­обходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на гра­ни возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничите­лем государственных расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных доходов исходит из имеющихся и потенциаль­ных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, пре­вышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете при­вести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой

Налоговая политика — часть фискальной экономической политики, про­являющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, на­логовых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти пара­метры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государствен­ного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоре­чием налоговой и всей фискальной политики. Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела, желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта, взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево, которое их питает. Об этом неоднократно упоминалось выше при построении кривой Лаффера. Так что в основу государственной налоговой полити­ки должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки. Другое дело, что государство иногда успевает связать себя такими бюджет­ными обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налого­вых поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступ­лений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способ­но стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направле­нием государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирова­ния, налогообложения.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.006 с.)