Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, критерии и способы обеспечения экономической безопасностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическая безопасность есть один из видов безопасности, под которой понимают состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций, общества и государства от внутренних и внешних угроз, опасностей. Угрозой безопасности называют совокупность условий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба, вреда жизненно важным интересам или самому существованию личности, организации, общества, государства. Угроза — это потенциальная возможность, осязаемая вероятность возникновения бедствия, крупных потерь. Жизненно важные интересы — это совокупность условий и потребностей, соблюдение и удовлетворение которых обеспечивает устойчивое, надежное существование и возможности прогрессивного развития человека, государства, общества, систем их жизнеобеспечения. Опасность характеризуется видом и масштабами ущерба, наносимого здоровью, благосостоянию людей, экономическому и природно-экологическому потенциалу, а также возможных потерь людей, экономики в результате превращения угрозы в реальные действия, ситуации. Исходя из этих понятий и определений выявим сущность и содержание экономической безопасности. Экономическая безопасность есть способность экономики сохранять устойчивое состояние, противодействовать угрозам нарушения этого состояния, предотвращать необратимые кризисные ситуации и восстанавливать стабильное положение. Понятие «экономическая безопасность» относится к организации, группе организаций, отрасли, региону, экономике страны и мира. Предельно допустимый нижний (минимальный) уровень экономической безопасности системы характеризуется сохранением способности выживания, существования после осуществления угрозы и нарушения устойчивого состояния экономической системы. Выживание системы трактуется, с одной стороны, как сохранение жизнеспособности непосредственно после возмущающего воздействия на систему, а с другой — как сохранение достаточного для существования ресурсного потенциала в осязаемой перспективе, включая жизненно важные связи между частями экономической системы, а также внутренние стимулы—побудители производственной деятельности. В силу значительной инерционности и огромных масштабов экономической системы целой страны разрушить целиком ее ресурсный потенциал, включающий трудовые ресурсы, основные средства производства, природные, научно-технические, информационные ресурсы, достаточно трудно даже при крупных нарушениях ее деятельности. Но вполне вероятен подрыв экономического потенциала на долгое время, измеряемое многими годами. К числу самых опасных для экономики относятся угрозы нарушения связей между элементами системы, что способно разваливать ее на невзаимосвязанные части, представляющие «груду ресурсов», ограниченно способных к производительному функционированию. Подобные наиболее «болевые» точки экономики обычно весьма чувствительны к возмущениям, нарушениям стабильности. Выживание, поддержание существования системы требует сохранения ее важнейших структурных элементов и обеспечения взаимодействия между ними. Последнее обусловлено, в первую очередь, обеспечением функционирования «мозга» экономической системы в виде управляющей системы и действием коммуникаций, связывающих центры управления с функциональными частями, элементами. Существование (выживание) экономической системы характеризуется сохранением на определенном уровне, в заданных пределах, ее важнейших (структурообразующих) показателей производства, распределения, обращения, потребления. При спаде показателей, определяющих экономический потенциал и конечное потребление, и при увеличении показателей, характеризующих несовершенство экономики (безработица, уровень бедности, дифференциация доходов), наблюдаются рецессия, способная переходить в деградацию, а то и в деструкцию, развал системы, или ее переход на более низкие уровни существования, функционирования. Анализ состояния и степени обеспечения экономической безопасности системы требует рассмотрения ее показателей во времени, в динамике как результата воздействия разнообразных факторов внутреннего и внешнего характера. При этом часть факторов может трактоваться в качестве угроз экономической безопасности. Сами угрозы, как правило, представляют собой лишь потенциальную опасность для системы. Реализованные угрозы выступают в форме воздействий на систему, приводящих к определенным изменениям ее параметров, в том числе к изменениям показателей состояния и развития. Эти процессы могут быть представлены в виде кибернетической схемы «вход—процесс—выход», отражающей наличие на входе системы угрозы или воздействия, а на выходе — реакции системы, характеризуемой изменениями показателей ее состояния и развития. Любое воздействие на систему в форме возмущения, способное нарушить ее нормальное, запрограммированное, спланированное функционирование, есть угроза. Но угроза становится опасностью, если система не способна ее парировать, гасить возмущения, сохранять устойчивость. Как известно из экономической теории, традиционно развитие, рост или спад экономики рассматриваются в пределах достаточно плавных, стабильно протекающих (устойчивых) экономических процессов. Однако вследствие сильных внешних воздействий, возмущений или накопления внутренних противоречий («напряжений») и структурных изменений в системе возможно возникновение кризиса, т.е. переломной ситуации, характеризуемой снижением уровня безопасности до опасного предела, за которым следует кризис. В подобных условиях события могут развиваться по двум разным сценариям. Во-первых, это сохранение экономической системы ценой мобилизации (расходования) ее внутренних ресурсов и резервов, в том числе предназначенных для будущего развития. Такая ситуация, присущая состоянию российской экономики начала XXI в., характеризуется предельно допустимым физическим и моральным износом основных средств производства, поддержанием культуры, науки, образования, здравоохранения на самом скромном бюджетном «пайке», сокращением затрат на другие государственные нужды. Подобный выход из ситуации затянувшихся финансово-экономических напряжений чреват длительной фазой преодоления экономического спада, однако не ведет к разрушению системы и предоставляет значительные шансы на «выздоровление». Возможен и другой, более тяжелый вариант развития событий, при котором происходит лавинообразное и скоротечное ухудшение показателей состояния системы, которое не удается блокировать доступными методами и средствами. В этом случае имеет место возникновение финансово-экономического кризиса, влекущего за собой необратимый переход экономики, потерявшей устойчивость, в более низкое качественное состояние. В самых критических ситуациях возникают полная потеря устойчивости, экономический крах, ведущие к крупным политическим переменам, изменяющие облик политической и экономической систем страны. Важно заметить, что развитие катастрофических процессов в неустойчивой системе может происходить в результате относительно небольших угроз и воздействий, в том числе и внутреннего характера. Это имеет место, если система уже исчерпала свои ресурсы и резервы или в ней отсутствуют механизмы парирования угроз и воздействий (система потеряла устойчивость или близка к этому состоянию). Высказанные положения нашли довольно широкое развитие в теории катастроф, тесно смыкающейся с теорией устойчивости. Конструктивные приложения теория катастроф получила в физике и механике, а для некоторых задач — и в биологии. Идеи теории катастроф были довольно удачно использованы при изучении истории Земли, природных катаклизмов. Применительно к экономическим системам теория катастроф в чисто прикладном, инструментальном плане вряд ли может быть использована. Она требует адекватного моделирования экономических явлений, тонкого учета связей в социально-экономических системах, порождает практически непреодолимые трудности при попытке количественной оценки уровня угроз и безопасности. Тем не менее многие идеи теории катастроф представляются плодотворными для выявления угроз безопасности и прогнозирования их последствий. С позиций задач прогнозирования и обеспечения экономической безопасности определяющую роль играет анализ характера качественного изменения критериальных показателей, характеризующих состояние экономики и влияющих на безопасность. Разные варианты изменения критериев экономической устойчивости во времени во взаимосвязи с порождаемыми последствиями представлены на рис. 28.1. Кривые 1, 2, 3 иллюстрируют переход из состояния устойчивого развития к спаду, кризису с последующим преодолением кризиса и стабилизацией, тогда как кривая 4 иллюстрирует потерю устойчивости. На рис. 28.1 выделены различные области изменения рассматриваемого показателя (индикатора) устойчивости (в качестве которого могут рассматриваться доходы, прибыль, рыночная стоимость компании, курс рубля и др.): предкризисная область плавного изменения показателей устойчивости системы, представляющая область достаточно устойчивого развития, но обладающая в то же время тенденцией к накоплению факторов, способствующих снижению устойчивости и приближению кризиса, о чем обычно свидетельствуют снижение темпов роста и разброс значений показателя устойчивости; критическая зона, область кризиса, в которой нарушается плавное изменение показателей и начинаются качественно новые процессы изменений Рис. 28. 1. Возможные варианты изменения показателей устойчивости
в экономической системе, характеризуемые крутым спадом или переходными неустойчивыми явлениями, колебаниями; • послекризисная область, в которой либо наблюдаются ощутимая стабилизация показателей состояния, переход системы в стационарное или квазистационарное состояние (условно изображенное в виде кривых 1, 2. 5 либо продолжается резкое, неконтролируемое падение вплоть до полной потери устойчивости, изображенное в виде кривой 4. Сам факт начала такого падения является признаком надвигающейся катастрофы, а скорость падения уже не может выступать надежным измерителем экономического явления, так как возникают нестационарные, неуправляемые процессы. Вместе с тем наличие высоких скоростей падения предвещает нарушение устойчивости. Формально определяющим для суждения о потери устойчивости является факт преодоления критического порога, в виде фиксированного, минимально допустимого уровня значения показателя устойчивости. Подобные показатели (индикаторы) уже частично используются в экономической практике в виде минимального, критического уровня душевого потребления, уровня инфляции, переходящей в гиперинфляцию. Эти пороговые значения должны определяться в значительной мере автономно, на основе специальных разработок, а также с учетом опыта, на основе изучения ситуаций реального возникновения кризисов, банкротств Преодоление критического порога означает переход в недопустимую область и может характеризоваться как наступление катастрофы. С позиций экономической безопасности важно не только строить, анализировать представленные выше кривые, но и оценивать, прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также непосредственных экономических и внеэкономических воздействий на их ход. Главное — находить положение критических точек, выявлять возможность резкого, катастрофического спала и достижения критического порога. Заметим, что одновременно с прогнозно-аналитической задачей заблаговременного выявления, предсказания вероятного наступления угроз возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и выработку способа действий в случае наступления катастроф. При всей важности рассмотрения отдельных показателей, характеризующих экономическую безопасность, их изолированный анализ не позволяет выносить обоснованные суждения о безопасности экономической системы в целом. Необходим синтез показателей. Иначе говоря, приходить к заключению о наличии угроз, способных подорвать безопасность системы, желательно на основании не одного, а группы взаимосвязанных критериев. Сложность проблемы применительно к российской экономике усугубляется потерей полноты и достоверности экономической статистики и утратой вкуса к системному экономико-математическому моделированию. Хотя проблемы экономической безопасности должны рассматриваться преимущественно в рамках экономических процессов, тем не менее наиболее сильно катастрофические последствия способны проявляться в социальной и политической сферах. Наибольшую опасность представляют политические потрясения в обществе, вызванные недовольством масс своим экономическим положением. Столь же опасны обусловленные экономическими причинами прямые крупномасштабные разрушения производственного потенциала, социальной инфраструктуры и природной среды. Устойчивость и безопасность социально-экономических систем в существенной степени зависят от социальной психологии масс, проявляющейся в форме стремления к выживанию, сохранению, развитию как целевой установке системы. После проведения демократических реформ в России стремление к самообеспечению экономической безопасности, которое должно быть имманентно присуще обществу в целом, его ячейкам в виде организаций, социальных групп, семей, в значительной степени вытеснено патерналистскими настроениями, желанием возложить груз забот о безопасности на государство, правительство, другие органы власти. Власти же, в свою очередь, не проявили способности быстро преодолеть временную потерю устойчивости, обусловленную рыночными трансформациями экономики и управления, что привело к затягиванию экономического и финансового кризиса, возникновению труднопреодолимых последствий, сказывающихся по сей день. Как следует из представленных выше общих положений, о наличии угроз подрыва безопасности свидетельствуют: неблагоприятная направленность и скорость изменения наиболее важных и представительных показателей, характеризующих состояние и устойчивость экономической системы; приближение величины этих показателей к предельно допустимым критическим значениям, именуемым пороговыми, или даже превышение этих значений (выше порога максимума или ниже порога минимума); отсутствие в системе резерва, запаса устойчивости, позволяющего продержаться некоторое время в зоне критического состояния и затем выйти из такого состояния. Так, например, для коммерческой организации угрозу ее экономической безопасности представляют снижение прибыли и рентабельности, возникновение продолжительной убыточности, неплатежеспособности, не компенсируемой наличием финансовых резервов, достаточных, чтобы удержаться «на плаву» до преодоления негативных тенденций. Применительно к экономической безопасности государства в качестве примера угрозы назовем продолжительное резкое снижение величины валового внутреннего продукта в расчете на душу населения, инвестиций в экономику до уровня, не позволяющего решать задачи воспроизводства главных составляющих ресурсного потенциала: населения и его здоровья, основных средств производства, жилого фонда и коммуникаций, знаний, культурных ценностей. К числу макроэкономических угроз относятся нарастание внешнего и внутреннего долга до критических величин, переход инфляции в гиперинфляцию, крутое падение курса национальной валюты. Задача поддержания, обеспечения экономической безопасности заключается, с одной стороны, в проведении анализа, наблюдения, мониторинга параметров (показателей) экономической устойчивости и выявлении угроз, а с другой — в принятии мер, предотвращающих опасное снижение уровня экономической устойчивости системы. Основные методические трудности управления экономической безопасностью состоят в сложности определения вида, состава, величин, предельных значений параметров системы, характеризующих ее безопасность в зависимости от типа, уровня, исходного состояния этой системы. Очевидно, что критерии безопасности на макро- и микроэкономическом уровнях существенно различаются между собой, хотя отдельные из них могут иметь сходный характер. Строго говоря, каждой системе в каждый данный момент времени присущи свойственные ей значения показателей, уровней экономической безопасности и предельно допустимые величины этих показателей. Наиболее представительные показатели (параметры состояния), характеризующие меру устойчивости, именуют индикаторами (указателями) экономической безопасности. В последние годы в связи с обострением проблем поддержания устойчивого состояния экономики предпринимаются попытки выделения типовых макроэкономических индикаторов экономической безопасности страны и установления их нормативных пороговых значений. Отметим наличие особенностей, затрудняющих решение этой задачи, не всегда учитываемых исследователями, авторами публикаций в области экономической безопасности: круг индикаторов экономической безопасности системы не может быть установлен однозначно, между разными индикаторами существуют причинно-следственные связи и взаимозависимости, в связи с чем могут использоваться на равных правах различные совокупности индикаторов; пороговые величины определенного индикатора безопасности мог>-зависеть от значений других индикаторов, в связи с чем необходимо устанавливать пороговые величины с учетом взаимосвязи показателей экономической безопасности; фактически не существует строго известного, заранее заданного порога, при пересечении которого система сразу же попадает в необратимое кризисное состояние. Системам экономической природы более свойственно наличие пороговой полосы, критической зоны, в пределах которой вероятность возникновения кризисного состояния становится ощутимо высокой. Система способна находиться в этой опасной зоне без полной потери устойчивости в течение определенного периода, зависящего от наличия резервов и степени живучести системы; 4) совокупность рассматриваемых индикаторов безопасности можно сократить, выделяя из экономической безопасности ее отдельные виды, части, такие как финансовая, бюджетная, налоговая, кредитная безопасность, и определяя соответствующие им группы индикаторов. Рассмотрим наиболее типичные виды угроз экономической безопасности страны. К ним относятся: крутой спад производства до уровня, неспособного обеспечить удовлетворение насущных потребностей экономики и населения; снижение объема валового внутреннего продукта в расчете на душу населения до предела, способного подорвать независимое существование государства, породить социальные катаклизмы в связи с обнищанием народа; уменьшение доли инвестиций в национальном доходе и общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу до величины, предельно сдерживающей техническое и технологическое обновление производства, освоение научно-технических достижений, развитие науки и образования; старение основных средств производства, зданий, сооружений, коммуникаций, способное приводить к массовому возникновению чрезвычайных ситуаций, техногенных катастроф; ухудшение экологии, состояния окружающей среды, порождающее опасность для жизни и существования людей, животного и растительного мира в земной, водной, воздушной среде; увеличение зависимости национальной экономики от импортных поставок жизненно важных для страны и ее населения товаров и услуг, не обеспеченных собственными запасами и надежными гарантиями; незащищенность экономики страны от внешних и внутренних опасностей военного и террористического характера; попадание значительной части экономики в скрытую от государственного контроля и регулирования криминальную, теневую область, массовое сокрытие доходов и уклонение от налогов; -коррумпированность аппарата управления экономикой; -недопустимо высокий уровень инфляции, способный перерастать в гиперинфляцию; -невозврат кредитов, невыполнение долговых обязательств, неплатежи на уровне -организаций, компаний, финансовых структур, регионов, государства, бартерные расчеты, -дезорганизующие экономику и финансовую систему; -дефицитность государственного, региональных и местных бюджетов на уровне, подрывающем финансирование социально-экономических проектов и программ, бюджетной сферы; -увеличение государственного внешнего и внутреннего долга до уровня, приводящего к дефолту; - недопустимо высокая дифференциация доходов, накоплений, имущественных ценностей разных слоев населения; - рост безработицы сверх допустимого предела; - ухудшение демографической ситуации, наносящее ощутимый ущерб воспроизводству населения и трудового потенциала; - распространение эпидемических и других заболеваний; - значительное снижение продолжительности жизни людей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.01 с.) |