Основные элементы концепции национальной безопасности России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы концепции национальной безопасности России.



В декабре 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ» (4 раздела: 1 – Россия в мировом сообществе; 2 – национальные интересы России; 3 – угрозы национальной безопасности РФ; 4 – обеспечение национальной безопасности РФ). Далее, 10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В.Путин своим указом утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ» в новой редакции. Прошло чуть более 9 лет и 12 мая 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев своим указом утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года» и, что важно отметить, в этом же указе признаны утратившими силу «Концепция национальной безопасности РФ» в редакции декабря 1997 г. и в редакции января 2000 г. Короче говоря, действующей в настоящее время является «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» (12 мая 2009 г.).

Концепция национальной безопасности РФ (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ.

Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ

 

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года состоит из 6 разделов:

1 раздел Общие положения

2 раздел – Современный мир и России: состояние и тенденции развития

3 раздел – Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты

4 раздел – Обеспечение национальной безопасности

5 раздел – Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей стратегии.

6 раздел – Основные характеристики состояния национальной безопасности

1 раздел. - констатируется: Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.

- отмечается: в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения РФ в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.

2 раздел. Констатируется Развитие мира по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Установлены основные характеристики развития мирового общества и текущие приоритеты национальной политики РФ.

РФ будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.
Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций Россия рассматривает в качестве центрального элемента стабильной системы международных отношений, в основе которой - уважение, равноправие и взаимовыгодное сотрудничество государств, опирающихся на цивилизованные политические инструменты разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций.

3 раздел. Установлены национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу, установлены приоритеты национального развития РФ.

Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:
- в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
- в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

4 раздел. В данном пункте установлено основное содержание обеспечения национальной безопасности, которое состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран – лидеров по объему ВВП, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере надолгосрочную перспективу являются:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики;

- снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- потеря контроля над национальными ресурсами;

- ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики;

-сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции.

5 раздел. Установлены основные позиции для реализации стратегии.

Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности РФ Президенту РФ о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. (Секретарь Николай Патрушев)

6 раздел. Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

- уровень безработицы (доля от ЭАН);

- децильный коэффициентт (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); кажется 42

- уровень роста потребительских цен;

- уровень государтсвенного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;

- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в % от ВВП;

- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и спец. техники;

- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Стратегия – это траектория развития экономики и её отраслевой структуры. Одним из пунктов разработки стратегии д.б. оценка состояния развития экономики и выявление проблем её развития. В Российской экономике самые опасные следующие проблемы (противоречия):

1) между национальными и корпоративными интересами

2) между реальным и финансовым сектором.

3) между отраслями, ориентированнными на экспорт и отраслями, ориентированнными на внутренний рынок.

4) между федеральным центром и субъектами.

5) между большинством населения и финансовой олигархией.

Этот документ содержал следующие разделы и важнейшие положения. Государственная стратегия развивает положения концепции национальной безопасности РФ (которая к моменту принятия стратегии ещё только разрабатывалась).

1. Цели и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Принципиально важно, что в этом разделе было определено, что Стратегия экономической безопасности - составная часть нациопальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед

страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Цели Стратегии:

1) обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

2) своевременная адаптация к изменениям в мировом хозяйстве

3) активно влияти на политические, экономические и военные процессы в мире.

Её основная задача – она должна содержать ответы на вопросы о путях решения проблем России в сфере безопасности.

Задачи РФ:

1) Обеспечение условий нормального функционирования экономики

2) формирование структуры производства с высокой степенью обработки

3) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

4) усиление инвестиционной активности в российскую экономику

2. Угрозы экономической безопасности РФ.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

2) деформированность структуры российской экономики;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности.

5) сохранение топливно-сырьевой направленности

6) слабое развитие высокотехнологичных производств

7) низкий уровень инвестиционной активности

3. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ. В этом разделе были впервые сформулированы следующие национальные интересы страны в области экономики:

1) приемлемый уровень жизни населения;

2) устойчивость финансовой системы;

3) рациональная структура внешней торговли;

4) поддержание научного потенциала страны;

5) сохранение разносторонних международных экономических отношений;

6) создание экономических условий, исключаюищх криминализацию общества;

7) определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

4. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

1) мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;

2) разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;

3) учет проблем экономической безопасности.

Государственная стратегия может быть реализована только при соблюдении определённых требований:

1) чёткое разграничение обязанностей между ветвями власти

2) создание эффективного информационного обеспечения.

3) чётко распределены задачи между федеральными, региональными и местными властями

Задачи государства:

1) Выявить предприятия и организации, которые смогут эффективно реализовать проекты и обеспечить рост платёжеспособного спроса.

2) Определить роль и место действующих предприятий в хозяйствующей системе государства и создать эффективный механизм ликвидации неплатёжеспособных предприятий.

3) Составить перечень предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных и оборонных нужд, и которые нуждаются в особой защите со стороны государства

4) Выделить те предприятия, в которых золотая акция должна оставаться у государства.

5) Выделить предприятия, которым необходима государственная поддержка.

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

-создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов: Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990 е годы от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х, высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий.

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.


4. Государственные органы управления и правовое обеспечение национальной безопасности России.

Государственные органы управления (в концепции):

Президент, Федеральное Собрание, Правительства, Совбеза, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Правовая база:

- 5 марта 1992 г. был принят закон РФ «О безопасности» № 2446-1 (впоследствии дважды уточненный: 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.). В нём определено, что безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Тем самым уже в первой половине 1992 г. были определены понятие национальной безопасности. Началась подготовка государственных документов, описывающих содержание национальной безопасности страны.

-апрель 1996 г. Указом Президента РФ была одобрена «Государственная стратегия ЭкБез-ти РФ (Основные положения)» (4 раздела: 1 – Цель и объекты государственной стратегии ЭБ РФ; 2 – угрозы ЭБ РФ; 3 – меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение ЭБ; 4 – деятельность государства по обеспечению ЭБ РФ).

- В декабре 1997 г. Указом Президента РФ была утверждена «Концепция национальной безопасности РФ» (4 раздела: 1 – Россия в мировом сообществе; 2 – национальные интересы России; 3 – угрозы национальной безопасности РФ; 4 – обеспечение национальной безопасности РФ).

-10 января 2000 г. и.о. Президента РФ В.В.Путин своим указом утвердил «Концепцию национальной безопасности РФ» в новой редакции.

-Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 В.В.Путин

-12 мая 2009 г. Президент РФ Д.А.Медведев утвердил «Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года»

Стратегия – это траектория развития экономики и её отраслевой структуры. Одним из пунктов разработки стратегии д.б. оценка состояния развития экономики и выявление проблем её развития. В Российской экономике самые опасные следующие проблемы (противоречия):

1) между национальными и корпоративными интересами

2) между реальным и финансовым сектором.

3) между отраслями, ориентированнными на экспорт и отраслями, ориентированнными на внутренний рынок.

4) между федеральным центром и субъектами.

5) между большинством населения и финансовой олигархией.

Этот документ содержал следующие разделы и важнейшие положения. Государственная стратегия развивает положения концепции национальной безопасности РФ (которая к моменту принятия стратегии ещё только разрабатывалась).

1. Цели и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Принципиально важно, что в этом разделе было определено, что Стратегия экономической безопасности - составная часть нациопальной безопасности страны в целом и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед

страной как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Цели Стратегии:

1) обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам.

2) своевременная адаптация к изменениям в мировом хозяйстве

3) активно влияния на политические, экономические и военные процессы в мире.

Её основная задача – она должна содержать ответы на вопросы о путях решения проблем России в сфере безопасности.

Задачи РФ:

1) Обеспечение условий нормального функционирования экономики

2) формирование структуры производства с высокой степенью обработки

3) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции

4) усиление инвестиционной активности в российскую экономику

2. Угрозы экономической безопасности РФ.

В Стратегии были сформулированы следующие угрозы экономической безопасности:

1) увеличение имущественной дифференциации населения и уровня бедности;

2) деформированность структуры российской экономики;

3) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;

4) криминализация общества и хозяйственной деятельности.

5) сохранение топливно-сырьевой направленности

6) слабое развитие высокотехнологичных производств

7) низкий уровень инвестиционной активности

3. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ. В этом разделе были впервые сформулированы следующие национальные интересы страны в области экономики:

1) приемлемый уровень жизни населения;

2) устойчивость финансовой системы;

3) рациональная структура внешней торговли;

4) поддержание научного потенциала страны;

5) сохранение разносторонних международных экономических отношений;

6) создание экономических условий, исключаюищх криминализацию общества;

7) определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов.

4. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

1) мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;

2) разработка количественных параметров пороговых значений экономической безопасности, выход за пределы которых вызывает угрозу национальным интересам страны в сфере экономики;

3) учет проблем экономической безопасности.

Государственная стратегия может быть реализована только при соблюдении определённых требований:

1) чёткое разграничение обязанностей между ветвями власти

2) создание эффективного информационного обеспечения.

3) чётко распределены задачи между федеральными, региональными и местными властями

Задачи государства:

1) Выявить предприятия и организации, которые смогут эффективно реализовать проекты и обеспечить рост платёжеспособного спроса.

2) Определить роль и место действующих предприятий в хозяйствующей системе государства и создать эффективный механизм ликвидации неплатёжеспособных предприятий.

3) Составить перечень предприятий, продукция которых необходима для обеспечения государственных и оборонных нужд, и которые нуждаются в особой защите со стороны государства

4) Выделить те предприятия, в которых золотая акция должна оставаться у государства.

5) Выделить предприятия, которым необходима государственная поддержка.

Регионы

На региональном уровне стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие субъектов Российской Федерации. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне на среднесрочную перспективу определяется:

-создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путём сбалансированного территориального развития.

В долгосрочной перспективе угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией уровней развития регионов России, предотвращаются путём развертывания полномасштабной национальной инновационной системы за счёт формирования перспективных территориально-промышленных районов в южных регионах и Поволжье, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах Российской Федерации.

С одной стороны, четко обозначилась группа экономически развитых регионов: Москва и Санкт-Петербург с наиболее диверсифицированной отраслевой структурой и высоким удельным весом сферы услуг; ряд субъектов РФ с мощным и достаточно конкурентоспособным машиностроительным комплексом (Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская области, Пермский край), а также группа преимущественно сырьевых регионов, специализирующихся на производстве продукции топливно-энергетического комплекса, нефтехимии, черной и цветной металлургии (Тюменская область, Красноярский край, республики Коми, Татарстан, Башкортостан и Саха (Якутия), Белгородская, Липецкая, Вологодская, Оренбургская, Томская, Сахалинская области).

С другой стороны, на противоположном полюсе экономической активности представлены территории, наиболее пострадавшие за 1990 е годы от разрушительных последствий экономического кризиса: республики Северного Кавказа, большинство приграничных районов юга Сибири и Дальнего Востока, а также ряд старопромышленных регионов европейской части страны (Псковская, Брянская, Ивановская, Пензенская области и др.), испытавших в кризисные годы наиболее глубокий спад материального производства.

Развитие экономики субъектов Российской Федерации, расположенных в Центрально-Черноземном регионе, связано прежде всего с использованием его главного конкурентного преимущества- плодородных земель.

Северо-Зап регион - экономич и инновац потенциал Санкт-Петербургской городской агломерации, выход к важнейшим морским коммуникациям, наличие ресурсной базы для топливной, металлургической, химической, лесной и рыбной отраслей.

Развитие юга России основано на использовании конкурентных преимуществ- наиболее благоприятных природно-климатических условий для с/х, высокого рекреационного потенциала.

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом(Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край), необходимо сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли рекреационных услуг.

В регионах, обладающих потенциалом развития перерабатывающих отраслей промышленности (Астраханская, Волгоградская и Ростовская области), экономическое развитие направлено на внедрение в этих отраслях новой техники и технологий.

Урал-добычей минеральных, прежде всего нефтегазовых, ресурсов на основе современных технологий; модернизацией индустриального потенциала Урала, развитием глубокой переработки сырья; развитие деловых, инновационных, образовательных и других услуг; освоение природных ресурсов и их переработке, создание новой транспортной инфраструктуры.

 

6. Роль и место ЭкБез-ти в системе национальной безопасности
ЭкБез – состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита социальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже в условиях неблагоприятных внутренних и внешних процессов.

национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства.

Система обеспечения экономической безопасности страны создается и функционирует в неразрывной взаимосвязи с системой национальной безопасности, в соответствии с Конституцией РФ, фед. законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, программами в области экономической и национальной безопасности.

Экономическая безопасность страны является неотъемлемой составляющей национальной безопасности, ее материальной основой.

Категория национальной безопасности шире категории ЭкБез-ти: оно включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

В Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г №24 указано «Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ».

«Национальная сила» государства определяется, во-первых, способностью вносить вклад в международное сообщество, в его экономическую, финансовую и научно-техническую сферы деятельности, во-вторых, способностью к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях. В-третьих, способностью продвигать и отстаивать свои национальные интересы.

Как и в США, ключевая роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике, поэтому ЭкБез является главным компонентом системы национальной безопасности. Гарантии ЭкБез-ти являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.07 с.)