Часть УII Экономическая безопасность социально-экономических систем: теория и практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть УII Экономическая безопасность социально-экономических систем: теория и практика



Глава 24

Экономическая безопасность

государства

241. сущность экономической

безопасности государства

Исторический опыт убедительно свидетельствует, что каждое государство на любом этапе своего развития должно уделять особое внимание проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и отдельных граждан. В условиях современной России, определяемых глубоким экономическим кризисом 90-х гг., обострением существующих внутренних и внешних угроз и появлением новых, особое значение приобретает проблема экономической безопасности.

Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации от 05.03.92 г., с изменениями и дополнениями от 25.12.92 г. «О безопасности»; «Концепция национальной безопасности Российской Федерации, введенная Указом Президента РФ от 10.01.2000 г. Ъ 24 и 4Государственная стратегия экономической безопасности РФ (основные положения), одобренная Указом Президента РФ от 29.04. 96 г. М9 608 и др.

Исходя из перечисленных документов государстветшая стратегия обеспечения экономической безопасности включает:

1) перечень и общую характеристику всей совокупности как внутренних, так и внешних угроз экономической безопасности страны;

2) национальные интересы в области экономики, а также критерии и показатели состояния народного хозяйства, отвечающие требованиям экономической безопасности;

3) меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность — это материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используется немало различных определений понятия «экономическая безопасность». Так, в статье 4Концепция национальной безопасности России в 1995 году [66] отмечается, что экономическая безопасность — это состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути, формы своего экономического развития. Известный российский ученый, академик Л. И. Абалкин считает, что экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [67]. А авторы книги Основы экономической безопасностш полагают, что национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов [68].

По нашему мнению, экономическая безопасность представляет собой такое состояние народного хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных экономических потребностей общества, обеспечивает его зкономическую независимость, стабильное и устойчивое развитие, прогресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, то есть не позволяющую скатиться за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Таким образом, когда речь идет об экономической безопасности государства, кратко можно сказать, что она состоит в способности народного хозяйства развиваться в устойчивом расширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические потребности общества, но ни в коем случае не на уровне ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.

В последние годы в экономической теории проблемы экономической безопасности рассматриваются довольно часто, но в основном односторонне и по устоявшемуся шаблону. По нашему мнению, экономическая безопасность государства должна быть представлена как целостная, единая целенаправленная система. Такой подход не только позволит четко представить систему экономической безопасности государства, но и послужит методологической основой для рассмотрения экономических систем региона, отрасли, предприятия, домашнего хозяйства, личности.

При рассмотрении системы экономической безопасности государства необходимо опереться на важнейшие теоретические положения общей теории систем. Система как отграниченное множество взаимосвязанных элементов имеет свои качественные характеристики, а именно: множественность элементов и их тесная диалектическая связь, совместимость элементов, а также присутствие в системе именно таких элементов, которые позволяют получить новое системноекачество, или как их принято называть в общей теории систем, эмерджентных свойств; внутренняя целостность системы; относительная отграниченыостъ от других систем.

Упорядочиваiошим фактором системы экономической безопасности, позволяющим определить совместимость и состав ее элементов, является причастность каждого из них к полению конечного результата. для определения составных элементов системы экономической безопасности мы должны четко определить конечную цель обеспечения экономической безопасности. Как отмечалось ранее, для обеспечения экономической безопасности государства необходимо добиться того, чтобы экономическая система государства находилась в состоянии, способном развиваться в устойчивом расширенном масштабе, была способна удовлетворять реальные экономические потребности общества на уровне не ниже критического предела, обеспечивать экономическую независимость государства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.

для достижения экономической безопасности в систему экономической безопасности, по нашему мнению, должны войти объект безопасности, субъекты безопасности, механизм обеспечения безопасности и практические действия по обеспечению безопасности.

Объект — это то на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. В настоящее время в экономической литературе нет ясности в понимании и однозначной трактовке объектов экономической безопасности. Чаще всего к ним относят личность, общество, государство, иногда некоторые элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Реально, когда мы говорим об экономической безопасности государства, региона, отрасли и т. д., мы имеем в виду ту материальную основу, которая выступает базой для удовлетворения экономических потребностей. Поэтому объектами безопасности на различных иерархических уровнях выступают экономическая система государства, отрасль народного хозяйства, экономика региона, фирма или предприятие любой организационно-правовой формы как хозяйствующий субъект, домашнее хозяйство, личность.

Элементы экономической системы государства как объект экономической безопасности государства могут быть представлены в соответствии с различными квалификационными признаками, например, исходя из содержания и характера, возникающих в ней отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или места в создании конечного результата и т. д. Так, исходя из содержания и характера возникающих в ней отношений экономическая система общества представляет собой единство трех взаимосвязанных элементов: производителыiых сил, производственных отношений и экономической надстройки, — функционирующих с целью производства благ, необходимых для воспроизводства общества и удовлетворения его потребностей.

Субъекты безопасности — это организации, государственные институты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудни-ки служб безопасности и др.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при введении в действие механизма обеспечения безопасности и организации практических действий.

В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами и органами обеспечения безопасности в России являются;

Президент Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации, в состав которого входит управление экономической безопасности с соответствующими отделами, работающими на постоянной основе, и межведомственные комиссии, создаваемые по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе;

Совет обороны;

Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная дума), которые в своем составе имеют Комитет Совета Федерации по вопросам безопасности и Комитет Государственной думы

по безопасности;

Правительство РФ;

Законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации;

Е Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

щ Министерство обороны РФ;

i Министерство иностранных дел РФ;

Комитет при Президенте РФ по политике информатизации (Роскоминформ);

Гостехкомиссия при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ;

Прокуратура РФ;

Федеральная служба безопасности, имеющая управление экономической контрразведки;

Служба внешней разведки;

щ Федеральная пограничная служба;

Федеральное агентство правительственной связи и информатизации; Главное управление охраны РФ;

Государственный таможенный комитет России;

о Федеральная служба налоговой полиции;

о Министерство по налогам и сборам;

о Федеральная служба по валютному и экономическому контролю;

о другие министерства и государственные комитеты РФ, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности.

Кроме того, к субъектам безопасности относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие правами по обеспечению безопасности [68].

Говоря о субъектах и органах обеспечения экономической безопасности, следует заметить, что государственная система экономической безопасности в СССР выстраивалась десятилетиями. 4Железный занавес» защищал от чуждого влияния не только цдеологию, но и ее основу — социалистическую собственность. Потенциальный противник с середины ЗО-х гг. ХХ в. виделся руководителям государства только извне. Внутренние угрозы существовали всегда, но они не воспринимались всерьез, хотя тоже не оставались без внимания компетентных органов [691. Очень важным составным элементом системы безопасности является механизм обеспечения экономической безопасности. Реализация возможностей обеспечения экономической безопасности государства находится под влиянием целой гаммы факторов: экономических, политических, психологических, научно-технических, социальных и др. Под факторами реализации возможностей обеспечения экономической безопасности понимают такие причинно-следственные связи, существующие в системе обеспечения безопасности, которые выступают движущими силами, побудительными мотивами превращения возможности в действительность и максимизации усилий в использовании внутренних резервов.

Реализация возможностей обеспечения экономической безопасности происходит в определенной последовательности, протекает как объективный процесс, подчиненный определенным закономерностям. Выяснение причинно-следственных связей, последовательности протекания событий обеспечения экономической безопасности, влияния различных факторов на эти события дают возможность определить концептуальную модель — механизм обеспечения экономической безопасности, Он представляет собой теоретическое обоснование последовательности происходящих событий обеспечения экономической безопасности. Это своего рода условный образ, схема динамики обеспечения экономической безопасности, включающая несколько логически последовательных звеньев. Он является теоретическим отображением, представляющим результат познания событий и янлений, которые происходят в реальности.

Формирование механизма обеспечения экономической безопасности — дело очень сложное. Важнейшим его составным элементом выступает необходимость определения потребностей в обеспечении экономической безопасности. В настоящее время наука рассматривает категорию 4потребность не столько как определенное состояние нехватки, нужду, дискомфорт, а и как отнощение необходимого соответствия между нормальным функционированием, развитием организма или протеканием жизненного процесса и условиями или мерой условий этого функционирования. В «Философской энциклопедии отмечается, что потребность — это «состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, вырюкающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности [70].

Несомненно, для обеспечения экономической безопасности государства, предотвращения существующих опасностей и угроз или устранения последствий их воз-действия необходимо, чтобы экономическая система государства была способна удовлетворить всю гамму экономических потребностей общества. В основе экономических потребностей лежат материальные условия жизни людей и условия производственной деятельности. Удовлетворение экономических потребностей должно создать материальные условия жизнедеятельности человеческого общества, его духовной жизни, воспроизводить как вещные, так и личные факторы производства. К экономическим потребностям относятся:

щ потребности в материальных благах, к которым относятся блага производственного и потребительского назначения (станки, машины, оборудование, пища,

жилище, одежда и т. д.);

щ потребность в услугах;

сi потребности в энергии, тепле, пространственном перемещении вещей и людей;

сi потребности в научных разработках в интересах экономики;

потребности в условиях, способствующих воспроизводству рабочей силы;

сi потребность в продуктах труда, являющихся материальной основой производительной и социальной инфраструктуры.

Экономические потребности — это своего рода спрос общества к экономической системе. Размеры и структура этих потребностей не однородны. С изменением структуры и возрастанием опасностей и угроз, с усилением международной напряженности, появлением форс-ма>корных обстоятельств, развитием общественных потребностей и производства экономические потребности возрастают. Удовлетворение этих потребностей зависит от возможностей экономики, уровня развития производительных сил, степени зрелости производственных и прежде всего организационно-экономических отношений, эффективности производства и управления, наличия материальных и квалификации трудовых ресурсов и т. д.

Осознанные потребности приобретают форму общественных интересов. Как из вестно, без потребности нет интереса. Хотелось бы таюке подчеркнуть, что и потребность, и интересы имеют общественную форму. Они формируются, возникают в определенном обществе, они не свободны от общества, производственных отношений, господствующих в нем. Поэтому как сама потребность, так и интерес, ее выражающий, выступают в определенной социальной форме. В концентрированном виде общественные интересы представлены в таких официальных документах, как «Концепция национальной безопасности», «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и др.

Осознанные экономические потребности, выраженные через экономические интересы общества, являются информационным потоком для управляющей подсистемы общества по организации производства. Управляющая подсистема на основе внутреннего механизма функционирования экономической системы осуществляет экономическое управление процессом удовлетворения экономических потребностей. На основе учета характера господствующих производственных отношений и объективных экономических законов государство определяет и формулирует цель обеспечения экономической безопасности государства. Следующим составным элементом механизма обеспечения экономической безопасности является определение сил, средств и путей достижения поставленных целей. Несомненно, что в настоящее время главными, определяющими являются интенсивные факторы роста общественного производства, а значит, и укрепления экономической безопасности государства.

Составным звеном механизма обеспечения экономической безопасности должен быть и хозяйственный механизм, то есть совокупность средств, с помощью которых можно достичь поставленной цели. Как правило, хозяйственный механизм включает правовые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, а также совокупность условий, стимулов, побудительных мотивов, объективно существующих в экономике и регулирующих поведение основных экономических агентов.

Если цель показывает направленность функционирования экономики в интересах обеспечения экономической безопасности, а силы, средства и пути достижения поставленной дели — за счет чего эта цель может быть достигнута, то хозяйственный механизм определяет, каким образом используются имеющиеся возможности; он является формой проявления объективных экономических законов, способом хозяйствования. Таким образом, хозяйственный механизм представляет собой сознательно разработанный инструментарий управления.

Определив цели, средства их достижения и хозяйственный механизм обеспечения экономической безопасности, соответствующие органы управления осуществляют непосредственное управление данным процессом.

Управление — это целенаправленный процесс воздействия субъекта управления на управляемый объект для выполнения разработанной программы; это процесс, обусловленный целями, интересами, в конечном итоге

требностями общества.

В ходе использования возмо?кностей экономической системы общества в интересах обеспечения экономической безопасности государства управляющая под- система оказывает влияние на управляемую по различным каналам, используя различные принципы и методы управления: административные, экономические, социально-психологические и др.

Одним из важнейших составных элементов системы экономической безопасности является практическая деятельность государства по обеспечению своей экономической безопасности. По нашему мнению, она включает целый ряд практических действий государства. Прежде всего, это уточнение экономических интересов и определение приоритетов в хозяйственной деятельности по обеспечению экономической безопасности. На основе этого разрабатываются основные направления экономической безопасности (формулировка целей и задач, определение сил, средств и мер по их достижению, разработка механизма обеспечения экономической безопасности, организация конкретных действий, контроль и уточнение экономической политики); ведется постоянная работа по выявлению случаев, когда фактические параметры отклоняются от пороговых значений, а также разрабатываются меры по выходу из зоны опасности; организуются работы по выявлению, предупреждению, а в случае необходимости и предотвращению выявленных опасностей и угроз. Несомненно, что в решении всех этих сложных задач огромную роль играют Президент, Правительство, Совет Безопасности, которые координируют деятельность субъектов безопасности, инициируют разработку законов, решают проблемы финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности, организуют экспертизу принятых решений, выявляют и используют не только экономические, но и другие меры по обеспечению безопасности (политические, дипломатические, силовые и др.).

24.2. Основные опасности и угрозы

экономической безопасности

государства

Потребности обеспечения экономической безопасности формируются под влиянием целого ряда факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредсказуемых и т. д. В концентрированном виде они могут выступать как деструктивные факторы, оказывающие влияние на экономическую безопасность. В современной науке выделяют несколько степеней таких деструктивных действий:

Появление зоны риска — вероятность возникновения обстановки, способной

породнть опасность.

Вызов — провокационные действия или средство давления.

Опасность — реальная возможность прячинить зло, нанести ущерб.

Угроза — намерение нанести ущерб (рис. 24.1) факторов. Система реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для экономической безопасности.

Анализ литературы, посвященной данной проблематике, показывает, что в общей системе угроз авторы выделяют, как правило, два аспекта — внутренний и внешний. Так подразделяют угрозы В. И. Ярочкин [71], А. Г. Шаваев [72] и др. Аналогичный классификационный признак используется и в основных официальных документах — Концепции национальной безопасности, 4Государственной стратегии экономической безопасности РФ1и др. Более широкий подход к классификации угроз предлагает В. В. Шлыков — он классифицирует угрозы экономической безопасности по вероятности наступления, возможности прогнозирования, величине ущерба, объекту посягательства, природе и месту возникновения2.

Одним из важных переходов к анализу угрозы является классификация и ранжирование угроз по их характеру и степени той опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз могут использоваться различные признаки. Мы предлагаем классификацию угроз экономической безопасности, которая представлена на рис. 24.2. Из рисунка видно, что угрозы экономической безопасности можно классифицировать:

2 по источнику угрозы (внутренние — источник на территории РФ, внешние — источник расположен за границей государства);

2 природе возникновения угроз (вызванные политикой государства, инициированные иностранными государствами, исходящие от криминальных структур,

исходящие от конкурентов, исходящие от контрагентов);

О вероятности реализации (реальные — могут осуществляться в любой момент

времени, могут реализоваться в случае формирования оп

ределенных условий);

О отношению к человеческой деятельности (объективные — формируются независимо от целенаправленной деятельности, субъективные — создаются сознательно, например, разведывательной, подрывной и иной деятельностью, организованной преступностью, террористическими группами);

объекту посягательства (информации, финавсам, персоналу, деловому реноме);

О возможности прогнозирования (прогнозируемые на уровне хозяйствующего субъекта и не поддающиеся прогнозу);

О последствиям (всеобщие — отражаются на всей дерации или большинстве ее субъектов, ных объектах);

О величине нанесенного (ожидаемого) ные, вызывающие трудности).

территории Российской Феотражаются на отдель-

ущерба

(катастрофические,

1 Концепция национальной безопасности. Принята 05.03.92 ниями от 25.12.92 г.

2 40 государственной стратегии экономической безопасности российской Федерации

(Основные положения)», одобрена Указом Президента рф от 29.04.96 г. }ё 608. При такой классификации угроз, на конкретном этапе экономического развития могут выделяться определенные «приоритеты 6езопасности*, которые не являются постоянными и могут претерпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время в условиях глубокого кризиса главная угроза экономической безопасности Российской Федерации находится во внутренней сфере и определяется внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, демографического, экологического и иного плана. Это приводит к тому, что система угроз безопасности представляет собой динамическую систему причинно-следственных связей с большим числом контуров, обратных связей, наличие которых может значительно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности. Эта особенность ярко проявляется на современном этапе развития государства, характеризующемся наличием большого числа локальных угроз и быстро нарастающими вследствие их взаимодействия кризисными ситуациями. Рассмотренная классификация угроз безопасности в их взаимодействии и динамическом развитии однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической безопасности на любом уровне управления, будь то государство, регион или отдельное предприятие.

Исследование угроз экономической безопасности показывает, что единого мнения по их определению нет. В концентрированном виде в качестве официально сформулированной доктрины они изложены в «Концепции национальной безопасности* и «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации’,. Не вдаваясь в дискуссию по данной проблеме (так как проблемасложная, емкая и требующая самостоятельного анализа), в то же время на основе анализа официальных документов, имеющихся в этой области научных разра боток и публикаций, назовем наиболее актуальные и значимые, зрения, угрозы и опасности.

С методологiiческой точки зрения, по нашему мнению, сленует сделать одно принципиальное уточнение. В подавляющем большинстве официальных документов, в научной и учебной литературе, когда речь идет об обеспечении безопасности того или иного объекта, как правило, рассматриваются угрозы зкономической безопасности. Несомненно, угроза — это намерение нанести ущерб. Она является одним из самых опасных деструктивных факторов безопасности, но реально перечисление угроз не всегда является таковым. В их состав входят, как правило, и другие деструктивные факторы и, прежде всего, опасности. Поэтому с теоретической точки зрения правомерно выделять опасности и угрозы безопасности.

В кГосударственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации отмечается, что в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и странах СНГ в своих экономических и политических интересах.

Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необходимо четко выявить. Наиболее опасными из них в современных условиях, по нашему мнению, являются:

Е] значительный внешний долг и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение, а также усиление попыток использовать его в качестве давления при принятии важнейших экономических и политических решений;

Е] усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических, видов товаров;

Е] дискриминационные меры ряда международных организаций и зарубежных стран во внешнеакономических отношениях с Россией, протекционистская политика по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий, особенно производящих военную и машиностроительную продукцию, с традиционных внешних рынков;

Е] скупка иностранными фирмами наших предприятий с целью контроля над ними и создания условий для обеспечения собственного успеха в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках;

Е] необустроенность таможенной границы и недостаточный экспортный и валютный контроль;

В последние годы особую огасность для экономической безопасности государства, как по нашему мнению, так и по мнению ведущих ученых страны, представляют внутренние опасности и угрозы. К ним следует отнести:

Е] глубокий спад производства валового внутреннего продукта за годы реформ в 90-е гг.;

Е] неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных операций и дрО резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталон н посредническуiо и финансовую деятельность;

О разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики, старение производственной базы;

О увеличение имущественной дифференциапии населения и повыптение уровня бедности, рост безработицы, задержки с выплатой зарплаты и пенсий, социальная напряженность;

О структурная и отраслевая деформироваяность российской экономики, усиление топливно-сырьевой направленности экономики, свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;

О отставание разведки запасов полезных ископаемых от масштабов их добычи; О низкая конкурентная способность отечественной продукции;

О возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями, нарушение межотраслевого баланса народного хозяйства;

О высокий уровень мононолизации экономики, особенно естественных монополий;

О кризис денежной и фииансово-кредитной системы, сохранение инфляционных процессов;

О несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;

О негативная политика в среде приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов;

О криминализация экономики, рост коррупции, срашивание некоторых чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры, ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли, сокрытие доходов, уклонение от уплаты налогов и т. д.

Особую опасность для государства представляет теневая экономика.

Теневая экономка имеет очень древнюю историю. Известно, что еще в античном мире свободные граждане Афин считали уплату налогов печатью рабства, унижением их достоинства. Они сами предпочитали брать дань с покоренных народов и даже со своих союзников. А уклонение от уплаты налогов — это одна из форм проявления теневой экономки.

Масштабы и разнообразие форм существования теневой экономки в наши дни значительно больше. Она охватила практически все сферы общественного производства и существует во всех странах мира. Это связано с тем, что причины, ее порождающее, весьма разнообразны: экономические, политические, социальные, психологические, моральные, криминальные и т. д. Теория теневой экономики в наших экономической и юридической науках разработана пока недостаточно, так как исследования начались лишь в последние годы, с переходом нашейстраны к рыночной экономике. Раньше, при административно-командной системе ее существование умалчивалось. Считалось, что это явление присуще только капитализму, а социалистический экономический базис не может нести в себе противоречий, на которых базируется теневая экономика. Наличие черного рынка», подпольного, незаконного производства объявляли наследием капитализ- ма или происками врагов народа, с которыми необходимо вести беспощадную борьбу. Западная научная мысль уделяла этой проблеме значительное внимание. Ее разработке посвящены сотни научных работ, в которых раскрывается сущность теневой экономики, анализируются ее структура, методы определения масштабов, способы борьбы. В последние годы эти проблемы разрабатываются и отечественными учеными.

Экономика общества имеет составляющие: официальную и неофициальную (теневую). Официальная экономика — это та часть народного хозяйства, которая функционирует по существующим в государстве законам. Ее деятельность учитывается, контролируется и регулируется соответствующими государственными институтами.

Существование теневой экономики обусловлено корыстными целями, желанием путем организации подпольного производства, незаконной перепродажи товаров и услуг, сокрытия доходов, использования механизмов недобросовестной конкуренции и монополизма получить дополнительный, как правило, скрытый от уплаты налогов доход. Нередко в положении теневика оказываются и обычные предприниматели, которые под гнетом налогового пресса и таможенных пошлин вынуждены скрывать часть своих доходов для элементарного выживания и сохранения хотя бы минимальных возможностей для развития производства. Появлению теневой экономики способствуют несовершенство законодательной базы, хлынувший в экономику поток криминальных элементов, боссов уголовного мира, коррумпированность части бюрократии и многое другое.

Сущность теневой экономики и ее составные элементы, официально используемые Госкомстатом РФ, по версии Системы национальных счетов ООН (СНС ООН), принятой в 1993 г., представлены на рис. 24.3.

Из представленной схемы видно, что процесс производства охватывает первый и второй блоки (*скрытая» и «неформальная»). Поэтому при расчете масштабов теневого сектора рассчитываются именно эти две составляющие. Третий блок — это криминальная, противозаконная деятельность, где происходит лишь перераспределение ранее созданного продукта

Согласно исследованию, проведенному Фридрихом Шнайдером и Энсте [73], теневой сектор есть практически в любой стране, а его многом определяются тем, какой в стране экономический порядок, власть, лучше законодательная база и управляемость (табл. 24.1).

домеником размеры во где сильнее

ведомостей, в 1998 г. оборот наркотиков в России составил 2,4 Млрд долларов. На долю Санкт-Петербурга приходилось 23%. В 2000 г. объем оборота наркотиков мог составить 656,1 млн долларов. Только от одного героина наркодельцы Санкт-Петербурга получили чистую прибыль, равную 7—8 млн долларов [74].

Существование теневой экономики наносит огромный ущерб обществу, угрожает национальным интересам и национальной безопасности государства. Все это заставляет общество и правоохранительньте органы вести решительную борьбу с «тенью. Основные опасности и угрозы национальным интересам современной России, которые несет теневая экономика, конспективно показаны на рис. 24.4. 24.3. Важнейшие критерии

и показатели экономической

безопасности государства

Состояние объекта экономической безопасности может быть оценено целой гам- мой качественных и количественных критериев и показателей. В постановлении Правительства РФ от 27.12.96 г.? 1569 <ю первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положении)» приведен перечень критериев экономической безопасности России, К ним относятся:

Е’ способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроиз

водства;

Е’ зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

Е’ уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погааiения;

Е’ обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения;

Е’ уровень безопасности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества;

Е’ доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;

Е’ поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.084 с.)