Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели

Поиск

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная; финансовая; продовольственная; энергетическая; инфраструктурная; инновационная; внешнеэкономическая.
Производственная безопасность – основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.
Для повышения производственной безопасности необходимы:
- структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- переход на инновационный путь развития экономики;
- социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси – улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств.
Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности.
Для обеспечения продовольственной безопасности требуется, чтобы совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрывались в основном за счет собственного производства.
На внутренний потребительский рынок для расширения ассортимента и развития конкурентной среды должна поступать продукция, аналогичная производимой в Беларуси. Особое внимание должно быть уделено производству зерна и укреплению кормовой базы животноводства, повышению ка­чества продовольственных товаров.
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.
Вместе с тем республика обладает технически развитой и надежно функционирующей энергосистемой. Однако отсутствие необходимого количества инвестиций не позволяет в достаточной степени модернизировать основные производственные фонды предприятий топливно-энергетического комплекса.
К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов, а в производстве собственной электроэнергии и централизованного тепла его удельный вес в 2003 г. достиг 93 %.
Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологи­чески безопасной среды.
Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ.
Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодо­рожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
Главная задача инфраструктурной безопасности – обеспе­чение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первосте­пенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, Единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.

 

 

59- Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Для реализации системы жизненно важных интересов Р Б решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов.

Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Для оценки экономической безопасности, определить объекты и субъекты экономической безопасности, место и роль государственных и иных институтов в реализации мер по ее обеспечению.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.

Субъектами экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством.

Реализация системы экономической безопасности требует четкой организационной структуры и распределения функций и полномочий различных органов вертикали и горизонтали государственной власти.

Главным фактором обеспечения экономической безопасности РБ является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности. Для этого необходимо, сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства и необходимо развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализа-ционных процессов.

 

 

60-Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Р Б, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности РБ и Совет Министров.

Президент РБ наделен полномочиями:

• формировать и руководить деятельностью Совета безопасности РБ

• определять стратегии внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; организовывать деятельность по защите суверенитета РБ, ее национальной безопасности, территориальной целостности;

• контролировать и координировать деятельность государственных органов по обеспечению безопасности;

• издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Р Б; обеспечивать их исполнение.

Основной функцией Национального собрания РБ является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.

Совет Министров РБ руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности РБ; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности РБ, председателем которого является Президент.

При Совете безопасности РБ Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов РБ в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.009 с.)