Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности



 

В рамках предлагаемого модуля № 3 изучается правовая охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности: в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности; населенных пунктов. Таже изучается правовой режим экологически неблагополучных территорий.

 

 

Тема 20. Правовая охрана окружающей среды

В процессе хозяйственной и иной деятельности

 

1. Понятие правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

2. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов.

3. Экологические требования в отношении объектов энергетики, нефтегазодобывающих производств, военных и оборонных объектов.

4. Правовое обеспечение экологической безопасности транспортных средств и средств связи.

5. Правовое регулирование обращения с отходами.

6. Экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности.

7. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации предприятий, ликвидации юридических лиц или прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также при их банкротстве.

8. Основные направления и особенности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве.

 

Нормативные правовые акты

1. Воздушный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 117-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 78. – 2/1214; 2007. – № 305. – 2/1397; 200. – № 305. – 2/1398; 2008. – № 184. – 2/1516; 2010. – № 17. – 2/1661; 2011. – № 60. – 2/1818.

2. Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением: Конвенция, 22 марта 1989 г.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 16 сент. 1999 г., № 541 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 36. – 3/73.

3. Базельская конвенция о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением от 1989г.: Указ Президента Респ. Беларусь, 16.09.1999

4. Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции
о биологическом разнообразии, 29 янв. 2000 г.: ратифицирован Законом Респ. Беларусь 6 мая 2002 г., № 97-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.

5. Кодекс внутреннего водного транспорта: Кодекс Респ. Беларусь, 24 июня 2002 г., № 118-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 76. – 2/867.

6. О безопасности генно-инженерной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 96-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1193.

7. О магистральном трубопроводном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 87-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 9. – 2/836.

8. О радиационной безопасности: Закон Республики Беларусь, 5 янв. 1998 г., № 122-З (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. – 1998. – № 5. – Ст. 25; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 2. – 2/1169; 2008. – № 266. – 2/1537.

9. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2007 г., № 278-З (с изм. и доп. от 4 янв. 2010 г., № 109-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 199. – 2/1375; 2010. – № 17. – 2/1661.

10. Конвенция о биологическом разнообразии: Конвенция, 5 июня 1992 г.: ратифицирована постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь, 10 июня 1993 г., № 2358-XII // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 27. – Ст. 347.

11. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 янв. 1999 г., № 237-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 4. – 2/12; 2002. – № 59. – 2/849; 2004. – № 120. – 2/1054; 2008. – № 157. – 2/1441.

12. О перевозке опасных грузов: Закон Респ. Беларусь, 6 июня 2001 г., № 32-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 56. – 2/775; 2006. – № 107. – 2/1235; 2006. – № 122. – 2/1259; 2007. – № 170. – 2/1344; 2007. – № 305. – 2/1397.

13. О газоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2003 г., № 176-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 8. – 2/925.

14. Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2006. – № 107. – 2/1235; 2006. – № 122. – 2/1259; 2008. – № 170. – 2/1464; 2010. – № 6. – 2/1648.

15. О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009–2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 22 июня 2009 г., № 327.

16. Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 183. – 2/1368; 2008. – № 170. – 2/1464; 2010. – № 6. – 2/1645.

 

Дополнительная литература

 

1. Талевлин, А.А. Ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива: правовые проблемы лизинговых отношений / А.А. Талевлин // Журнал российского права. – 2001. – № 5. – С. 62–64.

2. Талевлин, А.А. Статус Международного хранилища радиоактивных отходов применительно к праву окружающей среды / А.А. Талевлин // Законодательство и экономика. – 2004. – № 6. – С. 84–86

3. Жаворонкова, Н.Г. Безопасность населения, территорий и хозяйственных объектов: кол. монография / Н.В. Жаворонкова, Е.В. Кловач, А.И. Иойрыш, О.Л. Дубовик, О.А. Супатаева // М.: ИздАТ, 1994. – 371 с.

4. Круглов, В.В. Правовая охрана окружающей среды в промышленности / В.В. Круглов. – Свердловск, 1983. – 284 с.

5. Серов, Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности / Г.П.Серов. – М.: Ось-89, 1998. – 222 с.

6. Соколовский, В.Г. Международные требования к промышленным производствам по ограничению выбросов / В.Г. Соколовский; Экологический синтезирующий центр «Восток» // Экология производства. – 2006.– № 12.– С. 30–35.

7. Иойрыш, А.И. Правовые проблемы мирного использования атомнойэнергии / А.И. Иойрыш. – М.: «Наука», 1979. – 224 с.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие правовой охраны окружающей среды в процессе хозяйственной и иной деятельности.

2. Определите требования в сфере обеспечения экологической безопасности транспортных средств и средств связи.

3. Проведите обзор законодательства в сфере обращения с отходами.

4. Определите экологические требования при осуществлении генно-инженерной деятельности.

5. Перечислите основные направления и особенности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в сельском хозяйстве.

Тест

1. Под экологическими требованиями в процессе хозяйственной и иной деятельности понимаются:

А) предъявляемые к деятельности необязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды;

Б) предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды;

В) непредъявляемые к деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды.

2. Экологические требования в процессе хозяйственной и иной деятельности детализируются в:

А) Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами»;

Б) Законе Республики Беларусь «О безопасности генно-инженерной деятельности»;

В) Законе Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте»;

Г) Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»;

Д) все перечисленные.

3. Мерами обеспечения экологической безопасности признаются:

А) сохранение, не восстановление и (или) оздоровление окружающей среды;

Б) снижение (предотвращение) вредного воздействия на окружающую среду;

В) рациональное использование природных ресурсов;

Г) материальные, финансовые и иные средства на не компенсацию возможного вреда окружающей среде;

Д) финансовые гарантии выполнения планируемых мероприятий по охране окружающей среды.

4. В архитектурных и строительных проектах должны быть предусмотрены обязательные для осуществления при строительстве мероприятия, связанные с:

А) исключением вредного воздействия строительных работ на окружающую среду;

Б) определением места (площадки) или специального объекта для размещения (захоронения) отходов;

В) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении строительных работ;

Г) рекультивацией земель;

Д) все перечисленные.

5. Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанавливает ряд требований, относящихся к обеспечению экологической безопасности объектов энергетики, в том числе тепловых, гидро- и атомных электростанций, в частности:

А) оснащение объектов энергетики средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение требований в области охраны окружающей среды;

Б) использование экологически небезопасных видов топлива;

В) небезопасное размещение отходов производства;

Г) мероприятия по снижению образования выбросов в окружающую среду газов, оказывающих влияние на климат;

Д) все перечисленные.

6. Экологическим законодательством установлены следующие уровни риска генно-инженерной деятельности:

А) работа с непатогенными генно-инженерными организмами;

Б) работа с условно непатогенными генно-инженерными организмами;

В) работа с патогенными генно-инженерными организмами, способными вызывать опасные инфекционные заболевания и распространять инфекцию, для которых имеются эффективные меры профилактики и лечения;

Г) работа с патогенными генно-инженерными организмами, которые являются возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, обладающих способностью быстро распространяться, и для которых неизвестны эффективные меры профилактики и лечения.

7. Мерами по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности являются:

А) выдача разрешений на не высвобождение непатогенных генно-инженерных организмов в окружающую среду для проведения испытаний;

Б) государственная регистрация сортов генно-инженерных растений, пород генно-инженерных животных и штаммов непатогенных генно-инженерных микроорганизмов;

В) установление требований безопасности генно-инженерной деятельности;

Г) применение мер ответственности за не нарушение требований законодательства о безопасности генно-инженерной деятельности.

8. При радиационной аварии обеспечение радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

А) уровни вмешательства должны обеспечивать предотвращение ранних и ограничение поздних медицинских последствий облучения;

Б) предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

В) виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной;

Г) все перечисленные.

9. Согласно Закону Республики Беларусь «Об обращении с отходами» отходы разделяются по видам в зависимости от:

А) агрегатного состояния – на твердые отходы и жидкие отходы;

Б) степени не опасности – на опасные отходы и неопасные отходы;

В) возможности их использования – на вторичные материальные ресурсы и иные отходы производства и потребления.

10. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходами» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

А) не обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам;

Б) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

В) обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

Г) вести учет финансовых поступлений на транзитные счета;

Д) не представлять первичные статистические данные об обращении с отходами.

Задачи

1. Возле поселка местные органы власти планируют разместить свалку, а непосредственно - полигон твердых бытовых отходов. Жители этого поселка против этого проекта, и хотят донести мнение общественности до представителей власти.

Имеют ли право жители поселка проводить общественные слушания по этому вопросу?

Какие требования предусмотрены действующим законодательством в отношении размещения отходов?

2. З. и С. решили собрать сведения о заболеваниях (аллергических, астматических и др.) жителей своего поселка для того, чтобы инициировать судебный процесс о возмещении вреда, причиненного их здоровью, деятельностью химического комбината расположенного в непосредственной близости от поселка.

Однако в местной поликлинике им было отказано в выдаче выписок из медицинских карточек, поскольку, как было сказано заведующей поликлиникой, эта информация «конфиденциальна».

Правомерен ли отказ зав. поликлиникой в выдаче информации о состоянии здоровья граждан? Будет ли остановлена деятельность химического предприятия, если факты заболеваний людей будут находиться в причинной связи с его деятельностью?

3. В СПК не переупакованные пестициды хранятся в помещении старого склада ядохимикатов. Склад расположен в 25 метрах от территории зерносклада в деревне. Их хранение осуществляется в заводской бумажной упаковке на полу помещения. Помещение для переупаковки непригодных пестицидов отсутствует.

Проанализируйте ситуацию. Определите вид ответственности за данное правонарушение.

4. Начальник хозяйственного управления АО П. систематически, в нарушение действующих правил, осуществлял транспортировку и захоронение, в непосредственной близости от населенного пункта, различные виды ядохимикатов, в том числе особо токсичных веществ, которые содержат ртуть, что привело к загрязнению природной среды. Кроме того, П. привлек к этим работам неподготовленных лиц, скрыв от них характер транспортируемого груза и не приняв мер по обеспечению безопасности.

Какие меры ответственности могут быть применены к П.?

Решите дело.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.035 с.)