Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Право природопользованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», природопользование – это хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду. В зависимости от вида используемого природного объекта выделяют следующие виды природопользования: - право землепользования; - право водопользования; - право недропользования; - право лесопользования; - право пользования животным миром; - право пользования атмосферным воздухом; комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами. В зависимости от юридического титула, на котором основано право природопользования, выделяют: непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов; производное природопользование, осуществляемое на основе иного вещного или обязательственного права. В зависимости от срока пользования различают: - бессрочное; - долгосрочное; - краткосрочное. В зависимости от способа использования различают право природопользования, осуществляемое: - с изъятием природного ресурса; - без изъятия природного ресурса из природной среды. В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование: - общее; - специальное. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (право общего природопользования). Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека. Признаки общего природопользования: - субъектами признаются только физические лица; - осуществляется для удовлетворения собственных потребностей; - осуществляется без получения соответствующих разрешений, без закрепления природных ресурсов за пользователями, безвозмездно. Признаки специального природопользования: ‑ осуществление природопользования в процессе хозяйственной деятельности разрешается юридическим и физическим лицам на основании решений специально уполномоченных государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь; - целевой характер; - рациональность; - платность. Предоставление природного ресурса в пользование всегда осуществляется в соответствии с определенной целью. Например, земельные участки могут выделяться для крестьянского хозяйства, строительства жилого дома или производственного объекта; участки лесного фонда – для заготовки древесины или организации охотничьего хозяйства; участки недр – для добычи полезных ископаемых или геологического изучения и т. д. Цель будущего использования фиксируется в юридическом документе, оформляющем право природопользования: в лицензии на право пользования недрами, договоре аренды земельного участка, лесорубочном билете и др. Природный объект должен использоваться согласно этому целевому назначению. Невыполнение данного требования рассматривается как нарушение законодательства и влечет для природопользователя неблагоприятные юридические последствия (изъятие природного объекта, привлечение к ответственности). Рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов – пользование природными ресурсами таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым позволяют сохранить их способность удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений. В подавляющем большинстве случаев право природопользования является платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вносить установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, водами и другими природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду в процессе своей деятельности. Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. Содержание института права природопользования составляют права и обязанности природопользователей, которые закреплены в природоресурсном законодательстве. Права и обязанности природопользователей возникают с момента·получения документов, удостоверяющих право природопользования. Объем прав и обязанностей субъекта зависит от объема его специальной (экологической) правосубъектности. Специальная (экологическая) правоспособность юридического лица и индивидуального предпринимателя включает правомочие на осуществление деятельности в сфере использования природных ресурсов или правомочие на пользование определенными природными ресурсами. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта и определяются природоресурсным законодательством. Как правило, для возникновения права природопользования требуется наличие юридического состава, т.е. совокупности нескольких юридических фактов: - решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование; - лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом; - довор на пользование природными ресурсами. Основаниями прекращения права природопользования являются: - отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом; - истечение срока природопользования; - смерть гражданина или прекращение деятельности юридического лица; - неиспользование природного объекта в течение установленного законодательством срока; - использование природного объекта не по целевому назначению; - изъятие природного объекта для государственных и общественных нужд и др.
Тема 7. Государственное управление в области природопользования И охраны окружающей среды
Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: - обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; - совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; - научное обеспечение охраны окружающей среды; - создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов; - рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов; - совершенствование системы охраны окружающей среды и природопользования; - формирование и обеспечение функционирования системы особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, национальной экологической сети и биосферных резерватов; - обеспечение сохранения биологического и ландшафтного разнообразия; - обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь; - проведение государственной экологической экспертизы; - предоставление и распространение экологической информации; - организация и развитие системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирование экологической культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для деятельности в области охраны окружающей среды; - оказание содействия общественным объединениям, осуществляющим свою деятельность в области охраны окружающей среды; - привлечение граждан, общественных объединений к охране окружающей среды и контролю за ее состоянием; - международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. К специально уполномоченным республиканским органам государственного управления относятся: – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; – Министерство здравоохранения Республики Беларусь; – Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; – Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь; – Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и иные республиканские органы государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: определяет единую государственную политику; утверждает государственные программы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок предоставления природных ресурсов в пользование и принимает решения о предоставлении их в пользование в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников, национальных парков, а также заказников республиканского значения в случае изъятия земельных участков у землепользователей для этих целей; утверждает схему национальной экологической сети; объявляет зоны экологического бедствия; устанавливает срок приостановления работы промышленных и иных объектов, расположенных в зоне экологического бедствия; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: реализует единую государственную политику Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает (издает) нормативные правовые акты, в том числе разрабатывает, утверждает (вводит в действие) технические нормативные правовые акты; осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды; организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и обеспечивает научно-методическое руководство этой разработкой; устанавливает лимиты на сбор, заготовку или закупку дикорастущих растений и (или) их частей; осуществляет в установленном порядке нормирование, техническое нормирование и стандартизацию в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; координирует деятельность республиканских органов государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; в пределах своей компетенции определяет порядок использования средств государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы; определяет порядок осуществления контроля общественными инспекторами охраны природы и их полномочия; ведет совместно с соответствующими республиканскими органами государственного управления следующие государственные кадастры природных ресурсов: недр, водный, атмосферного воздуха, растительного мира, животного мира, а также отходов и иные кадастры и координирует деятельность этих органов по их ведению; ведет Красную книгу Республики Беларусь, осуществляет государственный контроль за состоянием диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и др. Совет Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: обеспечивает реализацию единой государственной политики Республики Беларусь; принимает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды; устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования; определяет меры по охране окружающей среды, научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению качества окружающей среды; устанавливает порядок использования природных ресурсов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь; определяет порядок разработки лимитов на природопользование; устанавливает лимиты на природопользование, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь; вносит Президенту Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, предложения об установлении отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот; утверждает Положение о Красной книге Республики Беларусь и др. Местные Советы депутатов в области охраны окружающей среды: утверждают территориальные программы и мероприятия по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; распоряжаются на подведомственной им территории природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляют контроль за их использованием; отменяют решения местных исполнительных и распорядительных органов об изъятии и предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в собственность, не соответствующие действующему законодательству Республики Беларусь об охране и использовании земель; передают в установленном порядке выявленные места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, под охрану пользователям земельных участков и (или) водных объектов; осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны окружающей среды: разрабатывают и представляют в местные Советы депутатов территориальные программы и мероприятия по рациональному (устойчивому) использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и принимают меры по их выполнению; принимают меры по защите прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; осуществляют на подведомственной им территории государственный контроль за охраной земель (включая почвы), недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; распоряжаются на подведомственной им территории природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; определяют места размещения отходов и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.011 с.) |