Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В рамках предлагаемого модуля изучается правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов: земель, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, озонового слоя, климата, а также особо охраняемых природных территорий и объектов.
Тема 11. Правовое регулирование 1. Земля как объект использования и охраны. 2. Земельное законодательство. 3. Государственное управление землями. 4. Правовые формы использования земель. 5. Правовая охрана земель. 6. Ответственность за нарушение земельного законодательства.
Нормативные правовые акты 1. Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Респ. Беларусь, 2. О мелиорации земель: Закон Респ. Беларусь, 23 юля 2008 г., № 423-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 184. – 2/1520. 3. Об изъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 дек. 2007 г., № 667 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. –№ 6. – 1/9264; 2011. – № 61. – 1/12567. 4. О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 февр. 2009 г., № 58 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 3. – 2, 1/10444; 2009. – № 108. – 1/10671; 2010. – № 66. – 1/11477. 5. О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 марта 2010 г., № 101 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 56. – 1/11418; № 198. – 1/11872; 2011. – № 11. – 1/12314; 2011. – № 69. – 1/12603. 6. Об утверждении Государственной программы сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 августа 2010 г. № 1262 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2010. – № 214. – 5/32431. 7. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам компетенции государственных органов (организаций) в области землеустройства, геодезии и картографии»: Решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 23 июня 2010 г., № Р-466/2010 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kc.gov.by 8. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования земельных отношений»: Решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 21 декабря 2009 г., № Р-405/2009 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kc.gov.by 9. О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г., № 348 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 157. – 1/9824; 2010. – № 292. – 1/12148. 10. Об утверждении положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования их данных: постановлении Совета Министров Респ. Беларусь, 14 апр. 2004 г., № 412 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. –№ 60. – 5/14094; 2008. – № 144. – 5/27818. 11. О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд: Указ Президента Респ. Беларусь, 2 февр. 2009 г., № 58 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2009. – № 32. – 1/10444; № 108. – 1/10671; 2010. – № 66. – 1/11477.
Специальная литература
1. Адиханов, Ф.Х. Теоретические проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения / Ф.Х. Адиханов; под ред. С.Б. Байсалова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. – 270 с. 2. Адиханов, Ф.Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли / Ф.Х. Адиханов // Государство и право. – 2001. – № 1. – С. 32–39. 3. Балезин, В.П. Правовой режим земель населенных пунктов / В.П. Балезин; отв. ред. Н.И. Краснов. – М.: Юрид. лит, 1980. – 93 с. 4. Быстров, Г.Е. Земельная и аграрная реформа в зарубежных странах: правовая теория и практика. – Минск: БГЭУ, 1999. – 196 с. 5. Волков, Г.А. Принципы земельного права России / Г.А. Волков. – М.: Городец, 2005. – 334 с. 6. Гавриленко, В.Г. Энциклопедия земельного права / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. – Минск: Право и экономика, 1999. – 166 с. 7. Гусев, Р.К. Земельное право: уч. пособие / Р.К. Гусев; отв. ред. Г.Е.Быстров. – М.: Инфра, 2000. – 201 с. 8. Ерофеев, Б.В. Земельное право России: учеб для юрид. вузов / Б.В. Ерофеев. – М.: ООО «Профобразование», 2001. – 654 с. 9. Жариков, Ю.Г. Имущественные споры землепользователей Ю.Г. Жариков. – М.: Юрид. лит., 1980. – 111 с. 10. Жариков, Ю.Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений / Ю.Г. Жариков // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 44–54. 11. Забелышенский, А.А. Экологические вопросы советского земельного права. Свердловск: Свердл. юрид. ин-т, 1985. – 57 с. 12. Земельное законодательство зарубежных стран / под ред. Г.А. Аксененка, Н.И. Краснова, Л.П. Фоминой. – М.: Наука, 1982. – 408 с. 13. Игнатович, В.В. Государственное управление землями промышленности, транспорта, связи, энергетики: общее и особенное / В.В.Игнатович // Юрид. журн. – 2005. – № 4. – С. 74–76. 14. Игнатович, В.В. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики: особенности управления / В.В. Игнатович // Весн. Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 3, Гiсторыя. Фiласофiя. Псiхалогiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. – 2006. – № 1. – С. 106–110. 15. Игнатович, В.В. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения: проблемы правового закрепления / В.В. Игнатович // Промышленно-торговое право. – 2006. – № 1. – С. 130–144. 16. Игнатович, В.В. Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики: правовое понятие и особенности / В.В. Игнатович // Европа-2003: сб. науч. статей по материалам Международного науч.-образовательного форума, 4 июня 2003 г., ЕГУ / Европ. гуманитар. ун-т; сост. С.Д. Курочкина. – Минск, 2004. — С. 167–172. 17. Игнатович, В.В. Конституционные основы регулирования земельных отношений / В.В.Игнатович // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. — 2005. – № 2. – С. 145–150. 18. Игнатович, В.В. Права на земли специального несельскохозяйственного назначения / В.В.Игнатович // Право Беларуси. – 2005. – № 7. – С. 34–36. 19. Игнатович, В.В. Правовые основания использования земель транспорта / В.В.Игнатович // Земля Беларуси. – 2005. – № 1. – С. 9–12. 20. Игнатович, В.В. Правовые формы использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики в Республике Беларусь / В.В.Игнатович // Закон. Теория. Практика: сб. науч. тр. / редкол.: С.М.Ананич (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2005. – С. 45–54. 21. Иконицкая, И.А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития / И.А. Иконицкая. – М.: ИГПАН, 1999. –127 с. 22. Копылов, А.Д. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве / А.Д. Копылов. – М.: Статут, 2000. – 254 с. 23. Краснов, Н.И. О понятиях рационального использования и охраны земель / Н.И. Краснов, Г.С. Башмаков // Государство и право. – 1999. – № 10. – С. 38–44. 24. Крассов, О.И. Право частной собственности на землю / О.И. Крассов. – М.: Изд. группа «Юристъ», 2000. – 379 с. 25. Крассов, О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда / Н.И. Краснов. – М.: Наука, 1985. – 223 с. 26. Рябов, А.А. Ответственность за нарушение законодательства о землепользовании / А.А. Рябов; отв. ред. Н.И. Краснов. М.: Юрид. лит., 1981. – 86 с. 27. Самусенко, Л.А. Правовое понятие и состав земель рекреационного назначения / Л.А. Самусенко // Земля Беларуси. – 2004. – № 4. – С.12–14. 28. Сидоренко, А.Ю. Ответственность за нарушение земельного правопорядка: история развития российского законодательства (от «Русской Правды» до 1917 г.) / А.Ю. Сидоренко // Государство и право. – 2000. – № 11. – С. 67–72. 29. Станкевич, Н.Г. Вещные права на землю: Монография / Н.Г. Станкевич. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 160 с. 30. Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: уч. пос. / Н.Г. Станкевич – Минск: Амалфея, 2000. – 480 с. 31. Сыродоев, Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства / Н.А. Сыродоев // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 28–35. 32. Харьков, В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование / В.Н. Харьков // Государство и право. – 2000. – № 9. – С. 28–37.
Контрольные вопросы 1. Дайте понятие земли как объекта использования и охраны. 2. Право собственности на землю: понятие, виды. 3. Право землепользования: понятие, виды. 4. Земельное законодательство. 5. Государственное управление землями. 6. Назовите правовые меры охрана земель. 7. Ответственность за нарушение земельного законодательства: понятие и виды. Тест 1. Что такое земельный участок в соответствии с Кодексом о земле Республики Беларусь? а) Это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации; б) Это часть поверхности земли, не имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации; в) Это часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, но не имеющую правовой статус, отражаемый в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации; г) Это часть поверхности земли, не имеющая установленные границы, и правового статуса, отражаемых в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации. 2. Государственный земельный кадастр - это свод систематизированных сведений о: а) природном положении земель; б) хозяйственном положении земель; в) правовом положении земель; г) все перечисленное. 3. Какие виды земельных правонарушений существуют? а) правонарушения, посягающие на порядок владения землей; б) правонарушения, посягающие на порядок распоряжения землей; в) правонарушения, посягающие на завладения землей; г) правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель; д) правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель; 4. Какой ответственности за земельное правонарушение не существует? а) дисциплинарная; б) административная; в) не правовая; г) уголовная; д) гражданско-правовая. 5. Система правовых мер, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту их от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель – это: а) использование земель; б) охрана земель; в) защита земель; г) воздействие на земли. 6. В каких случаях возможно применение гражданско-правовых способов воздействия к нарушениям земельного законодательства? а) признание земли недвижимым имуществом; б) признание земли объектом гражданских прав; в) признание земли собственностью; г) признание земли движимым имуществом. 7. Кто является субъектами земельных правонарушений? а) юридические лица; б) физические лица; в) должностные лица; г) все выше перечисленные. 8. Возмещение неправомерного вреда осуществляется: а) только физическими лицами; б) только юридическими лицами; в) и физическими и юридическими лицами; г) государством. 9. Вред, причиненный в результате нарушения земельного законодательства возмещается: а) частично; б) в полном объеме; в) не возмещается; г) возмещается по желанию. 10. В качестве земельно-правовых мер воздействия действующее земельное законодательство Республики Беларусь предусматривает: а) возврат подаренных земельных участков; б) возврат самовольно занятых земельных участков; в) принудительное изъятие земельных участков в связи с передачей в наследство участка; г) принудительное изъятие земельных участков в связи с совершением неправомерных действий. 11. Кто является субъектами, обладающими правами на землю? а) землевладельцы; б) землепользователи; в) собственники земли; г) все выше перечисленные. 13. Кто устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель? а) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; б) Президент; в) Совет Министров Республики Беларусь; г) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. 14. Санкции, которые применяются к нарушителям законодательства в порядке, установленном земельным законодательством называются: а) правовые меры воздействия; б) земельно-правовые меры воздействия; в) административные меры воздействия; г) не правовые меры воздействия. 15. Что является родовым объектом земельного правонарушения? а) земельное правонарушение; б) земельный правопорядок; в) отдельные виды отношений по использованию и охране земель; г) объект отсутствует. 16. Ответственность за земельные правонарушения несут: а) лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, и не допустившие нарушения правил пользования и охраны земель; б) субъекты, обладающие правами на землю; в) лица, не состоявшие в земельных правоотношениях, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель.
Задачи 1. Гражданин Республики Польша С., проживающий в Республике Беларусь, получил по наследству жилой дом в деревне Дубна Брестской области, в котором собирается проживать со своей женой, гражданкой Республики Беларусь. Может ли С. приобрести земельный участок, необходимый для обслуживания данного жилого дома, в частную собственность? 2. ОАО был предоставлен во временное пользование земельный участок сроком на 10 лет. По истечении указанного срока ОАО продолжало пользоваться этим участком, в связи с чем, его руководитель был предупрежден о необходимости возвратить временно занимаемый участок. В свою очередь руководитель ОАО указал, что его не поставили в известность о необходимости освободить данный участок, а, следовательно, земельный участок автоматически переходит в постоянное пользование. В каком порядке прекращается временное землепользование? Проанализируйте ситуацию. Решите дело. 3. С., проживающая в деревне К., произвела отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ей на праве собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства Д., который проживает в соседней деревне. Д. собирался использовать этот участок для строительства теплиц и выращивания в них цветов. Соблюдены ли в данном случае условия купли-продажи земельных участков? Проанализируйте ситуацию. Решите дело. 4. В результате аварии нефтепровода, расположенного возле деревни, и разлива нефти были загрязнены пахотные земели принадлежащие СПК. В результате загрязнения земли стали непригодны для выращивания сельхозпродукции. СПК обратился в районный исполнительный и распорядительный орган с ходатайством об исключении этих земель из состава сельскохозяйственных угодий и изъятии участка в связи с непригодностью для использования. В каком порядке производится перевод сельскохозяйственных земель в другие виды при изменении их качественного состояния? Решите дело.
Тема 12. Правовое регулирование 1. Недра как объект использования и охраны. 2. Законодательство о недрах. 3. Государственное управление недрами в Республике Беларусь. 4. Право пользования недрами. 5. Правовая охрана недр. 6. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
Нормативные правовые акты 1. Кодекс Республики Беларусь о недрах: Закон Республики Беларусь, 15 дек. 1997 г. (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нацыянальнага Сходу Рэспублiкi. Беларусь, 1998. – № 8–9. – Ст. 103 2. Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям: Закон Республики Беларусь, 3 января 2002 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002. – № 6, 2/824 3. О некоторых мерах по реализации Кодекса Республики Беларусь о недрах: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2008 г., № 2045 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларус. – 2009. – № 14. – 5/29088. 4. О некоторых вопросах государственного контроля в области охраны окружающей среды, осуществляемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 июля 2003 г., № 963 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 82. – 5/12801. 5. Об установлении ограничений на пользование недрами на отдельных участках: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 ноября 2007 г. № 563 6. О Государственном совете по вопросам комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов: Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 15 апр. 2010 г., № 559 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 95. – 5/31663. 7. Положение о предоставлении участков недр (геологических отводов) для геологического их изучения: утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 13 янв. 1999 г., № 42 // Нац. реестр правовых актов Респ.Беларусь. –1999. – № 6. –5/47 8. Инструкция о порядке регистрации участков недр (горных отводов), полученных для добычи торфа и сапропелей: утв. постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 1 окт. 2001 г., № 15 (c изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2001. – № 99. –8/7404. 9. Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на пользование недрами: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Респ. Беларусь, от 20.02.2009 г., № 6/8 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 105. – 8/20808. 10. О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам осуществления деятельности в области использования недр: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 авг. 2009 г., № 1053 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 197. – 5/30303. 11. Об утверждении Инструкции об установлении критериев оценки качества и эффективности геологоразведочных работ и геологических отчетов с подсчетом запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 14 мая 2007 г., № 56 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 174. – 8/16837. 12. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра недр Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Рес. Беларусь, 16 янв. 1999 г., № 62 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 8. – 5/83.
Специальная литература 1. Дудиков, М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами / М.В. Дудиков // Экологическое право. – 2006. – № 2. 2. Клюкин, Б.Д. О развитии договорной основы права пользования недрами / Б.Д. Клюкин // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 46-54. 3. Макарова, Т.И. Концессия как правовая форма использования природных ресурсов // Вестн. Высшего хозяйствен. суда Респ. Беларусь. – 2005. – № 4. 4. Мороз, Л.Н. Недра Республики Беларусь: проблемы правового регулирования, использования и охраны. – Минск, 1995. – 235 с. 5. Новикова, Е.В. О новых подходах к формированию проекта Федерального закона "О недрах" // Государство и право. – 2004. – № 3. 6. Сосна, С.А. Право на исследование недр как разновидность прав недропользования (по зарубежному и российскому законодательству) // Государство и право. – 2000. – № 6. – С. 27. Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику недр, как объекта использования и охраны. 2. Дайте понятие права собственности на недра 3. Право пользования недрами: понятие и виды. 4. Определитн субъекты права пользования недрами. 5. Назовите права и обязанности пользователей недрами. 6. Перечислите основания возникновения и прекращения права пользования недрами. 7. Назовите правовые меры охраны недр. 8. Ответственность за нарушение законодательства о недрах: понятие и виды. Тест 1. Недра – это: А) подземное пространство, являющееся неотъемлемой частью земной поверхности, для которой установлен правовой режим; Б) верхняя и нижняя граница недр установленная законодательством; В) часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения 2. С юридической точки зрения имеет значение классификация полезных ископаемых: А) на общераспространенные и необщераспространенные; Б) на отходы, товарно-материальные ценности, историко-культурным объекты; В) по количеству, качеству и условиям залегания пригодные для промышленного и иного хозяйственного использования. 3. Государственный контроль в области использования и охраны недр осуществляют: А) местные Советы депутатов; Б) садоводческие товарищества; В) Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы; Г) Министерство связи и информатизации; Д) все перечисленные. 4. Право пользования недрами представляет собой: А) систему прав и обязанностей недропользователей; Б) систему экономических мер, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр; Г) систему правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей; совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых недропользователями в связи с предоставлением участка недр в пользование. 5. Недропользования подразделяется на следующиевиды: А) геологическое изучение недр и добыча полезных ископаемых; Б) строительство и (или) эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитенов, трубопроводов, хранилищ нефти и газа, захоронения отходов производства, сброса сточных вод и т. д.); В) образование особо охраняемых природных территорий и объектов, имеющих научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; Д) сбор минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов. Е) все перечисленные. 6. Участки недр, предоставляемые в пользование могут выступать А) карьерной разработки; Б) геологического отвода; В) земельного надела; Г) горного отвода. 7. Во временное пользование недра предоставляются на срок: А) для геологического изучения недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — до 5 лет; Б) для добычи полезных ископаемых — до 7 лет; В) при совмещении указанных видов пользования — до 25 лет. 8. Право пользования недрами ограничивается, приостанавливается или прекращается в следующих случаях: А) возникновения явной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; Б) возникновения; В) по инициативе пользователя недр; Г) систематического нарушения установленных законодательством правил использования и охраны недр. 9. Пользователь недрами имеет право: А) самостоятельно выбирать карьер для разработки; Б) использовать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке добытое сырье; В) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода; Г) производить геологическое изучение недр за счет собственных средств. 10. Обязанности пользователей недр включают: А) использование участков недр по своему усмотрению; Б) внесение платежей за пользование недрами, предусмотренных законодательством; В) не выполнение требований по охране участков недр, но выполнение требований земельного законодательства; Г) соблюдение технических и технологических требований при пользовании недрами. 11. К требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся: А) полное и комплексное геологическое изучение недр; Б) самовольное пользованием недрами; В) проведение государственной экспертизы геологической информации о недрах; Г) государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; Д) захоронение попутно добываемых и (или) временно не используемых полезных ископаемых. 12. За нарушение законодательства о недрах установлена: А) административная; Б) уголовная; В) гражданско-правовая ответственность; Г) трудовая ответственность; Д) дисциплинарная ответственность; Е) все перечисленные. Задачи
1. На территории АО были обнаружены месторождения угля, залегающего на небольшой глубине от поверхности земли. Для разработки угля АО образовало специальную бригаду. Добытая продукция использовалась как топливо для нужд данного хозяйства, а также отпускалось за соответствующую плату различным организациям. Имеет ли место нарушение законодательства о недрах? Решите дело.
2. Строительному управлению был предоставлен во временное пользование земельный участок, принадлежащий АО, для разработки карьеров по добыче гравия и песка. При выполнении работ строительное управление не приняло мер по сохранению плодородного слоя почвы. После завершения всех работ оно не выполнило требования о приведении земельного участка в состояние, пригодное для его использования. АО обратилось в арбитражный суд с иском к строительному управлению о возмещении Подлежит ли удовлетворению данный иск? Решите дело. Тема 13. Правовое регулирование 1. Воды как объект использования и охраны. 2. Водное законодательство. 3. Государственное управление водами в Республике Беларусь. 4. Право водопользования. 5. Правовая охрана вод. 6. Ответственность за нарушение водного законодательства. Нормативные правовые акты 1. Водный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики. Беларусь от 15 июля 1998 г. (с изм. и доп.) // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. – 1998. № 33. – Ст. 473 2. О питьевом водоснабжении: Закон Респ. Беларусь, 24 июня 1999 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 50. – 2/46. 3. Об утверждении положений по вопросам выдачи разрешений на специальное водопользование и предоставления водных объектов в обособленное водопользование: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 мая 1999 г., № 669 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 39. – 5/785 4. Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 марта 2006 г., № 377 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 52. – 5/22058. 5. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного водного кадастра: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 марта 2010 г., № 345 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 68. – 5/31428. 6. О требованиях к составу и содержанию схем комплексного использования и охраны вод: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 нояб. 2009 г., № 65 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. –№ 266. – 8/21556. 7. О некоторых вопросах выдачи разрешений на специальное водопользование и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 апреля 2003 г. № 14 и от 4 марта 2008 г., № 18: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 9 июля 2010 г., № 31 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. –2010. – № 172. – 8/22635. 8. Об утверждении Инструкции о порядке составления водохозяйственных балансов: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 30 дек. 2008, № 125 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009. – № 58. – 8/20338. 9. Об утверждении Положений по вопросам выдачи разрешений на специальное водопользование и предоставления водных объектов в обособленное водопользование: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 мая 1999 г., № 669 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 39. – 5/785. 10. Об утверждении Инструкции о порядке проведения мониторинга подземных вод: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 14 июня 2006 г., № 39 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 110. – 8/14651.
Специальная литература 1. Алехнович А.В., Кулеш В.Ф. Рациональное использование и охрана ресурсов речных раков Беларуси. / А.В. Алехнович, В.Ф. Кулеш // Природные ресурсы (Межведомственный бюллетень) – 2005. – № 1. – C. 34-43 2. Архилюк, В.И. Международно-правовой режим пограничных рек и сотрудничество государств по рациональному использованию и охране окружающей среды. – М, 1986. 3. Директива Европейского парламента и Европейского Союза № 2000/60/ЕС от 23 октября 2000 г., устанавливающая основы для деятельности Сообщества в области водной политики. 4. Дудиков, М.В. Проблемы правового регулирования прекращения права пользования недрами // Экологическое право. – 2006. – № 2. 5. Калиниченко, Т.Г. Договоры в водных отношениях // Экологическое право. – 2006. – № 1. 6. Колбасов, О.С. Теоретические основы права пользования водами в СССР. – М., 1972. 7. Корбут, Н.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек. История и современность. – М.: Наука, 1987. 8. Макарова, Т.И. Концессия как правовая форма использования природных ресурсов // Вестник Высшего хозяйствен. суда Респ. Беларусь. – 2005. – № 4. 9. Пилецкий, К.В. Юридическое понятие водопользования // Весцi НАН Беларусi. Сер. гуманiтар. навук. – 2000. – № 2. – С. 37-41. 10. Сиваков, Д.О. Водное право: уч.-практич. Пособие / Д.О. Сиваков. – М.: Юстицинформ, 2009. – 296 с. 11. Худая М., Счисленок В. Новый Водный кодекс республики // НЭГ. – 1998. – № 38. – С. 1-4.
Контрольные вопросы 1. Дайте характеристику водам как объекту использования и охраны. 2. Проведите обзор водного законодательства. 3. Право водопользования: понятие и виды. 4. Перечислите права и обязанности водопользователей. 5. Назовите основания возникновения и прекращения права водопользования. 6. Назовите меры правовой охраны вод. 7. Ответственность за нарушение водного законодательства: понятие и виды. Тест 1. В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь, вода – это: А)вся вода на территории Республики Беларусь; Б) вся вода, находящаяся в водных объектах, представляющих собой сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распределения и черты режима; В) вся вода, находящаяся в любых водных объектах. 2. К поверхностным водным объектам относятся: А) водоемы; Б) водотоки; В) водостоки. 3.Подземные воды, это: А) воды во всех физических состояниях; Б) воды в земной коре; В) воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры во всех физических состояниях. 4. Государственный контроль в области использования и охраны вод осуществляют: А) органы по природным ресурсам и охране окружающей среды; Б) органы государственного ветеринарного надзора; В) органы по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике. 5. Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают: А) иностранные государства; Б) физические и юридические лица; В) юридические лица; Г) физические лица. 6.В соответствии с Водным кодексом Республики Беларусь водные объекты предоставляются в пользование для следующих целей: А) удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других нужд населения; Б) сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей; В) отведения сточных вод из жилых и хозяйственных построек. 7. Водопользование может быть: А) общее и специальное; Б) обособленное и совместное; В) первичное и вторичное; Г) все перечисленные виды. 8. Водные объекты … в концессию в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь. А) не передаются; Б) передаются; 9. Водные объекты предоставляются в … пользование: А) временное; Б) постоянное В) временное и постоянное. 10. Право водопользования юридических и физических лиц подлежит прекращению в следующих случаях: А) минования ненадобности в водопользовании или отказа от него; Б) истечения срока землепользования; В) ликвидации юридического лица, которому было предоставлено право водопользования; Г) передачи лесохозяйственных сооружений и устройств другим пользователям; Д) возникновения государственной необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования. 11. Основные обязанности водопользователей заключаются в следующем: А) использовать водные объекты в целях, для которых они предоставлены, и соблюдать установленные условия водопользования; Б) рационально использовать ресурсы недр; В) вести учет количества забираемых и используемых вод, осуществлять контроль за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; Г) соблюдать режим особо охраняемых природных территорий; Д) проводить согласованные в установленном порядке мероприятия по охране вод от истощения и улучшению их состояния. 12. Водное правонарушение – это: А) виновное противоправное деяние, посягающее на установленный порядок использования и охраны земель; Б) не виновное действие, нарушающее водное законодательство; В) виновное противоправное деяние, посягающее на установленный порядок использования и охраны недр и нарушающее законодательство о недрах; Г) виновное противоправное деяние, посягающее на установленный порядок использования и охраны вод и нарушающее водное законодательство.
Задачи 1. На территории садоводческого товарищества находится озеро. Гражданин П, член данного товарищества, решил проложить трубопровод от водного объекта к своему земельному участку для полива огорода. Свое решение он согласовал с председателем садоводческого товарищества и получил устное одобрение. В ходе проверки соблюдения экологического законодательства, местным
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.02 с.) |