ТОП 10:

Правовой режим памятников природы



Правовой режим памятников природы (ПП) регулируется ст. 25–27 ФЗоООПТ, Типовым положением о памятниках природы в Российской Федерации,[279] Положением о памятниках природы федерального значения.[280]

ПП представляют собой уникальные, невосстанавливаемые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также природные объекты естественного или искусственного происхождения. Образно говоря, ПП – это гениальные творения природы.

Выявление природных объектов и комплексов с целью последующего объявления их ПП осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с помощью Всероссийского общества охраны природы.

В зависимости от степени своей уникальности, научной, экологической и эстетической ценности ПП имеют статус (значение) федеральный или региональный. Природные объекты и комплексы объявляются ПП федерального значения, а занятые ими территории – особо охраняемыми территориями федерального значения Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а регионального значения – органами государственной власти СРФ.

Земельные участки, на которых расположены ПП, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей, как правило, не изымаются и для ПП не предоставляются. Предоставление земельных участков для ПП допускается в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости.

Для защиты ПП от неблагоприятного антропогенного воздействия на прилегающих к ним участках суши и водного пространства по решению исполнительных органов власти СРФ могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной и иной деятельности.

Не могут быть объявлены ПП природные объекты и комплексы, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, заповедных зон национальных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных ПП.

ПП могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также единичные природные объекты, в том числе:

· участки живописной местности;

· эталонные участки нетронутой природы;

· участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные аллеи, каналы, древние копи и т.д.);

· места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных;

· небольшие дендрологические парки;

· уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые[281] поля, группы пещер, гигантские наледи и т.п.);

· участки рек, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, пруды и т.п.;

· отдельные объекты живой и неживой природы (деревья-долгожители, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, скалы, утесы, пещеры, гроты и т.п.).

Основная цель объявления природных объектов и комплексов ПП – их сохранение в естественном состоянии. На территории расположения ПП и в отношении самих ПП запрещается хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.

Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых ПП связано с изъятием для них земельных участков, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых ПП не сопровождалось изъятием для них земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами этих земельных участков или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами. В последнем случае возможность, источники, порядок, размеры и формы компенсации расходов физическим и юридическим лицам, обеспечивающим режим охраны ПП, определяется органом, принявшим решение об объявлении природных комплексов или объектов ПП.

По решению органа, объявившего природные комплексы или объекты ПП, последний передается под охрану собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору, на землях которых находится ПП, на основании охранного свидетельства и паспорта ПП установленного образца.

Паспорт ПП содержит:

· наименование ПП и его статус (федеральный, региональный);

· местонахождения ПП;

· краткое его описание;

· описание границ ПП и его охранной зоны;

· площадь, занимаемая ПП и отдельно его охранной зоной;

· установленный режим охранной зоны ПП;

· наименования и адреса юридических и физических лиц, которым передан ПП под охрану;

· фотография размером не менее 9х12 см, иллюстрирующая на момент составления паспорта состояние ПП и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

· карта-схема, позволяющая ясно представить границы и местонахождение ПП и его охранной зоны.

Копии паспорта ПП хранятся у владельцев земель, на которых расположены ПП и его охранная зона, и которым ПП передан под охрану, местной администрации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

ПП и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

ПП и охранные зоны обязательно учитываются при разработке планов социально-экономического развития, территориальных целевых программ охраны окружающей среды, схем землеустройства и др.

Расходы по обеспечению установленного режима ПП и их охранных зон возмещаются за счет государственного бюджета.

Режим охраны ПП не требует полного запрета их использования. Допустимые виды использования каждого ПП устанавливаются в зависимости от его характера и состояния, что указывается в его паспорте. При этом могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения. Разрешения на использование конкретного ПП в тех или иных целях выдаются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, осуществляющим контроль за соблюдением установленного режима охраны ПП.

ПП допускается использовать, в частности, в следующих целях:

· научных (ведение мониторинга состояния окружающей среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

· эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование для выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

· рекреационных (транзитные прогулки);

· природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

· иных целях, в том числе производственных, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов ПП и установленному в отношении их режиму охраны.

Контроль за соблюдением установленного режима охраны ПП и их охранных зон возлагается на органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

11.8. Организация охраны особо охраняемых
природных территорий

Вопросы организации охраны особо охраняемых природных территорий решены в основном в ст. 33–35 ФЗоООПТ.

Закон обратил особое внимание организации охраны прежде всего государственных природных заповедников (ГПЗ) и национальных парков (НП). Охрана природных комплексов на территориях ГПЗ и НП осуществляется специальной государственной инспекцией, работники которой входят в штат соответствующего ГПЗ и НП и именуются государственными инспекторами. Директора ГПЗ и НП и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих ГПЗ и НП.

Государственные инспектора по охране территорий ГПЗ и НП наделены широкими правами. Они, в частности, имеют право:

· проверять у находящихся на территориях ГПЗ и НП лиц разрешение на право их пребывания на данной территории;

· проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях охранных зон ГПЗ и НП;

· задерживать на территориях ГПЗ и НП и их охранных зон лиц, нарушающих законодательство РФ об ООПТ, и доставлять указанных лиц в правоохранительные органы;

· направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима ГПЗ и НП, к административной ответственности;

· изымать у нарушителей законодательства РФ об ООПТ орудия незаконного природопользования и транспортные средства на случай последующей их конфискации в судебном порядке, а также незаконно добытую продукцию, соответствующие документы;

· производить на территориях ГПЗ и НП и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей;

· беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях ГПЗ и НП и их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства РФ об ООПТ.


Главные государственные инспекторы и их заместители по охране режима ГПЗ и НП вправе, кроме того:

· ставить вопрос об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей режиму ГПЗ и НП и их охранных зон;

· налагать административные взыскания на нарушителей законодательства РФ об ООПТ;

· предъявлять иски физическим и юридическим лицам о возмещении ущерба, причиненного природным комплексам и объектам ГПЗ и НП, их охранных зон в результате нарушения установленного режима ГПЗ и НП;

· направлять материалы о нарушениях законодательства РФ об ООПТ в правоохранительные органы.

Как это предусмотрено п. 3 ст. 4 ФЗоООПТ, «государственные инспектора по охране территорий ГПЗ и НП пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды».

ФЗоООПТ усилил роль государственных инспекторов охраны территории ГПЗ и НП и признал необходимым экипировать их на уровне органов милиции. Так, они при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке такие специальные средства, как наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак. Государственные инспектора охраны территорий ГПЗ и НП при осуществлении возложенных на них задач вправе носить служебное огнестрельное оружие. Кроме того, они обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

Вышеперечисленные права государственных инспекторов охраны территорий ГПЗ и НП распространяются на работников охраны территорий государственных природных заказников федерального значения (п. 2 ст. 35 ФЗоООПТ).

Закон (п. 1 ст. 35 ФЗоООПТ) в общих чертах предусматривает организацию охраны территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых территорий регионального и местного значения. Охрана названных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами РФ и СРФ.

Органы исполнительной власти СРФ и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

В Законе «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» (п. 3 ст. 27) предусмотрено, что «работники охраны территорий природных парков и государственных природных заказников (регионального значения) пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков».

11.9. Правовая охрана редких и исчезающих видов
растений и животных

В числе основных нормативно-правовых актов, определяющих правовой режим редких и исчезающих видов (РиИВ) растений и животных (РиЖ) можно назвать следующие:

· ФЗоООС. Ст. 60;

· ФЗоЖМ. Ст. 24;

· «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 19.02.1996 года.[282]

· «О Красной книге Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 года.[283]

Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, продажа изделий из шкур которых запрещена: Утвержден Приказом МПР РФ 27.06.1999 года.[284]

Порядок выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ: Утверждены приказом МПР РФ 03.09.2003 года.[285]

· Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную крину Российской Федерации: Утвержден постановлением правительства РФ 06.02.1997 года.[286]

РиИВ РиЖ подлежат особой охране. Рамки этой проблемы очерчены в ст. 60 ФЗоООС и в постановлении Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации», в соответствии с которыми:

1) для охраны РиИВ РиЖ учреждаются Красная книга РФ и красные книги СРФ;

2) РиЖ, виды которых занесены в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования;

3) запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности РиИВ РиЖ, ухудшающая среду их обитания;

4) предприятия и организации, на территории которых имеются РиИВ РиЖ обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов.

Взять под особую охрану РиИВ РиЖ вынудил печальный опыт: за несколько последних веков человеческой цивилизации исчезли с лица Земли многие сотни видов растений и животных. Притом этот процесс постоянно ускоряется. Навсегда исчезли с лица Земли лошадь-тарпан и канадский благородный олень, нет теперь уже стеллеровой морской коровы и карибского тюленя-монаха, не стало странствующего голубя и бескрылой гагарки и т.д. Многие сотни видов РиЖ находятся на грани исчезновения в наше время и нуждаются в особой охране.

Идея об особой охране РиИВ РиЖ на Планете зародилась давно, но первые реальные шаги в этом направлении были сделаны лишь в 1949 году, когда по решению Международного союза охраны природы (МСОП) была создана специальная комиссия по редким видам. В ее обязанности входило изучение состояния редких видов и составление их кадастра (перечня) с указанием необходимых мер охраны. В 1966 году этот кадастр был издан отдельной книгой, получившей название Международной Красной книги или Красной книги МСоП. Она неоднократно дополнялась и в настоящее время в нее внесены свыше 35 тысяч видов животных и растений. Это не правовой документ, так как она подготовлена и утверждена негосударственной организацией и не влечет правовых последствий. Однако сигнал тревоги, данный этой книгой, был воспринят на всех континентах и стал стимулом к заключению многосторонних и двухсторонних конвенций, соглашений и договоров об охране РиИВ. Во многих странах по образцу и подобию Красной книги МСОП появились первые национальные красные книги.

Первое однотомное издание Красной книги СССР вышло в свет в 1978 году. Второе и последнее двухтомное издание Красной книги СССР было выпущено в 1984 году: том 1 – животные и том 2 – растения.

Издание Красной книги СССР стало толчком для подготовки и издания красных книг в союзных республиках. В 1983 году издан первый том Красной книги РСФСР (животные). В него вошли 247 редких видов животных: млекопитающих – 68, птиц – 107, рептилий – 11, амфибий – 4, рыб – 8, моллюсков – 15 и насекомых – 34 вида. В 1992 году вышел в свет второй том Красной книги РФ (растения). В него вошли 533 вида флоры России.

Красная книга РФ, как это предусмотрено названным постановлением Правительства РФ от 19.02.1996 года, обновляется не реже одного раза в 10 лет. Но очередная Красная книга РФ, берущая под охрану животных, вышла в свет только в 2001 году, то есть через 18 лет после первой. В нее вошли свыше 400 РиИВ животных: 155 видов беспозвоночных и 260 видов позвоночных.

Виды и подвиды животных, включенных в Красную книгу 2001 года, делятся на шесть категорий редкости:

0. Вероятно исчезнувшие. Виды и подвиды, известные ранее на территории РФ, но нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных – в течение 100 лет, для позвоночных животных – в течение 50 лет).

1. Находящиеся под угрозой исчезновения. Виды и подвиды, численность особей которых уменьшалась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

2. Сокращающиеся в численности. Виды и подвиды с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

3. Редкие. Виды и подвиды, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории (акватории) или спорадически распространены на значительных территориях (акваториях).

4. Неопределенные по статусу. Виды и подвиды, которые, вероятно, относятся к одной их предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

5. Восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Виды и подвиды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

Имеют категории редкости и растения, занесенные в Красную книгу РФ 1992 года. Их 5: 0 – по-видимому, исчезнувшие; 1 – находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – уязвимые; 3 – редкие; 4 – с неопределенным статусом.

Деление РиЖ на категории редкости играет важную роль для принятия научно-технических, организационно-хозяйственных и других мер по их охране, но правового значения не имеет, так как все виды РиЖ, включенных в Красную книгу, подлежат особой охране и меры, предусмотренные законодательством, распространяются одинаково на все категории.

Ухудшение состояния РиЖ на территории субъектов Федерации вынуждает их готовить свои красные книги. Так, в 1998 году издана двухтомная Красная книга Алтайского края (животные и растения). В нее вошли 134 вида животных и 144 вида растений. В 2002 году вышла в свет Красная книга Алтайского края «Особо охраняемые природные территории».

В связи с изданиями Красной книги РФ, красных книг СРФ возникает ряд вопросов, в том числе: какое правовое значение они имеют, какие правовые вопросы решают, как гарантируют особую охрану РиИВ РиЖ, виды которых занесены в красные книги. Ответы на эти вопросы можно найти, если проанализировать законодательство, которое имеет отношение к Красной книге.

Красная книга сама по себе правоотношений по поводу РиИВ не порождает. Она подобно санитарным, техническим, строительным и им подобным нормам, отражающим законы санитарные, технические, строительные и другие, является реакцией на законы природы и также как они, относится к разряду технико-юридических норм.

А технико-юридические нормы, как известно, действуют не самостоятельно, а в совокупности с другими нормами. Таковыми по отношению к красной книге являются нормы, которые были названы в начале параграфа. Эти-то нормы, образно говоря, и являются приводными ремнями для Красной книги. Именно они определяют меры по особой охране РиЖ, занесенных в Красные книги.

Основные требования по особой охране РиИВ РиЖ, виды которых занесены в Красную книгу РФ и красные книги СРФ, содержатся в
ст. 24 ФЗоЖМ и в упомянутом постановлении Правительства РФ
«О Красной книге РФ» и сводятся к следующему:

1) их изъятие из естественной среды допускается в исключительных случаях и только по специальному разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами. Разрешению предшествует, как это предусмотрено в упомянутом Порядке выдачи разрешений, положительное заключение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы;

2) действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности и нарушению среды обитания объектов животного мира, мест произрастания объектов растительного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях (акваториях), где обитают или произрастают объекты животного и растительного мира, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

3) органы исполнительной власти СРФ обязаны создавать необходимые условия для сохранения и развития РиИВ РиЖ, в том числе, например, путем специализации зоопарков, организации питомников, оранжерей и т.п.;

4) оборот РиИВ РиЖ допускается в исключительных случаях по распорядительной лицензии. Содержание диких животных в неволе и выпуск их в естественную среду допускается лишь в случаях, определяемых Правительством РФ;

5) запрещается торговля товарами, изготовленными из шкур животных, виды которых занесены в Красные книги;[287]

6) принимаются меры по охране отдельных видов РиИВ. Примером является специальная Федеральная целевая программа «Сохранение амурского тигра», утвержденная Правительством РФ 08.07.1997 года.[288]

Названные нормативно-правовые акты не только определили правовой режим РиИВ РиЖ, занесенных в красные книги, но и придали самой книге характер официального документа, имеющего правовое значение.

Но правовое значение красной книги этим не ограничивается. Ее появление, точнее, – внесение в нее РиИВ РиЖ, обусловливает проведение большого комплекса научно-технических и организационно-хозяйственных мероприятий, реализация которых в свою очередь облекается в правовую форму. Это выражается в следующем:

1) одной из задач биологических заказников является сохранение и воспроизводство РиИВ РиЖ;

2) места произрастания и обитания РиИВ РиЖ могут быть объявлены памятниками природы. Памятники природы, объявленные таковыми по другим основаниям, могут быть использованы для обеспечения нормальных условий произрастания и обитания РиИВ РиЖ.

Как видим, красная книга постепенно обрастает правовой оболочкой. Напомню, что она сама по себе правоотношений не порождает. Подобно санитарным, техническим, строительным и тому подобным нормам она относится к разряду технико-юридических норм и действует не самостоятельно, а в совокупности с другими нормами.

В итоге хотел бы подчеркнуть, что охрана РиИВ РиЖ – сложное правовое явление, но его стержень – красная книга. Красная книга – сигнал опасности, которая усилиями человечества может быть предотвращена. Но, к сожалению, есть уже и «Черная книга» – книга скорби, печали.
В нее вносятся животные, навсегда исчезнувшие с лица Земли. По данным МСОП, за последние 400 лет исчезло 63 вида и 55 подвидов млекопитающих и 64 вида птиц.

В заключение хотел бы привести короткое стихотворение Сергея Острового «Красная книга»:

Как это страшно – умиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Какой ты оговоркой не владей,

Земля защиты требует, Защиты.

Она спасенья просит у людей.

11.10. Правовой режим природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Правовому режиму природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов посвящены следующие основные нормативно-правовые акты:

· ФЗ от 23.02.1995 года «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ФЗоЛОМиК);[289]

· Положение об округах санитарной, горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения: Утвержденное Правительством РФ 07.12.1996 года;[290]

· Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами: Утвержденное Правительством РФ 07.12.1996 года.[291]


Начнем с понятий. К природным лечебным ресурсам (ПЛР) относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа[292] лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются федеральным органом в области здравоохранения на основании научных исследований и долголетней практики.

Лечебно-оздоровительная местность (ЛОМ) – это территория, обладающая ПЛР и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. ЛОМ являются территориями особо охраняемыми.

Курортом (К) признается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая ПЛР и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Основу для организации и профилактики заболеваний составляют ПЛР. ПЛР предоставляются в пользование юридических и физических лиц для организации лечения и профилактики заболеваний и отдыха населения на основании лицензий в порядке, определяемом Правительством РФ. Минеральные воды могут использоваться, кроме того, для промышленного розлива. Предоставление ПЛР для других целей, как правило, не допускается.

Объем добычи ПЛР лимитируется исходя из их запасов. При этом технические методы и технология добычи должны гарантировать защиту месторождений ПЛР от преждевременного истощения и загрязнения, защиту их от утраты лечебных свойств. В случае нарушения установленных условий использования ПЛР право пользования ими может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

Подробнее остановимся на правовом режиме лечебно-оздорови-
тельных местностей и курортов (ЛОМиК). По социально-экономи-
ческому значению ЛОМиК делятся на федеральные, региональные и местные. ЛОМ определяется как курорт федерального значения Правительством РФ, регионального значения – органами исполнительной власти СРФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и местного значения – в порядке, устанавливаемом нормативно-правовыми актами СРФ.

В границах ЛОМиК запрещается (ограничиваемся) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Для сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения на территории ЛОМ и курортов создаются округа санитарной охраны или горно-санитарной охраны. Для ЛОМиК, где ПЛР относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны, а для остальных – округа санитарной охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны ЛОМиК федерального значения устанавливаются Правительством РФ, регионального и местного значения – исполнительными органами власти СРФ. В пределах округов санитарной, горно-санитарной охраны защите подлежат все природные ресурсы (объекты), имеющие лечебно-оздоровительное значение, в частности:

· месторождения минеральных вод (или их участки) и лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте, или розлива (расфасовки);

· месторождения природных газов и пара, имеющих лечебное значение;

· месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и др.);

· лечебный климат, рапа лиманов и озер;

· акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;

· пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;

· леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции.

Округа санитарной (горно-санитарной) охраны ЛОМиК в зависимости от набора лечебно-оздоровительных свойств и условий могут быть общими или состоять из одной, двух, либо трех зон.

Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На этой территории запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией ПЛР горных и земляных работ, строительство сооружений (насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба. Первую зону условно можно назвать зоной запретного режима.

Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями курортных учреждений и предназначенных для санитарно-курортного строительства.

На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, ПЛР и приводящих к их истощению. Эту зону можно назвать зоной строгого режима.

Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту ПЛР от неблагоприятного техногенного воздействия.

В этой зоне вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и сооружений, а также осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, ПЛР и их истощением. Третью зону можно назвать зоной ограничений.

В целях обеспечения надлежащей защиты ЛОМиК от неблагоприятного воздействия хозяйственной и иной деятельности развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом К., а проектируемые на этих территориях объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны ЛОМиК в зависимости от их статуса утверждаются Правительством РФ или исполнительными органами власти СРФ.

Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны ЛОМиК выносятся на местность и обозначаются соответствующими знаками. Физические и юридические лица должны быть оповещены о границах и режиме этих округов.

Государственный контроль за соблюдением режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны ЛОМиК осуществляют исполнительные органы власти СРФ и федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения.

Для каждого курорта составляется генеральный план его развития. Компактно расположенные курорты могут иметь единый генеральный план. Для районов, где размещается комплекс курортов, составляется схема районной планировки.

Порядок и особенности функционирования, правовой режим конкретного курорта определяется положением о нем, утверждаемым в зависимости от его статуса Правительством РФ или исполнительным органом власти СРФ.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.105.97 (0.023 с.)