ТОП 10:

Правовая охрана окружающей среды в энергетике



К объектам, вырабатывающим энергию, относятся в основном гидроэлектростанции (ГЭС), тепловые электростанции (ТЭС) и атомные электростанции (АЭС).

Строительство и эксплуатация ГЭС имеет положительное экономическое и социальное значение. На долю ГЭС приходится около 20 процентов электроэнергии, вырабатываемой в стране, и за счет этого экономится значительное количество невозобновимых полезных ископаемых (уголь, нефть и др.). Выполняют определенную положительную роль водохранилища (регулирование речного стока, снижение опасности наводнения и развития эрозии почв, орошение и т.п.).

Вместе с тем ГЭС имеют и негативные последствия экономического и экологического характера. В результате строительства ГЭС в России затоплено свыше 4 млн гектар земель, в том числе около 2 млн гектар сельскохозяйственных угодий и значительная площадь леса, большое количество населенных пунктов. Кроме того, произошло засоление или заболачивание почв, затопление и разложение наземной растительности, развитие новых, нежелательных видов флоры и фауны и т.п.

Поэтому закон (ст. 40 ФЗоООС) требует, чтобы при размещении, проектировании и строительстве ГЭС были учтены реальные потребности в электроэнергии соответствующих регионов и рельеф местности; приняты меры по максимальному сохранению земель, особенно сельскохозяйственных, лесов, памятников природы; обеспечена сохранность рыбных запасов; своевременно проведена вырубка леса при затоплении ложа водохранилища; предотвращена возможность отрицательного изменения окружающей среды и климата и т.п.

При эксплуатации ГЭС должен быть сохранен благоприятный гидрологический режим в верхнем и нижнем бьефах реки. Попуски воды из водохранилища должны производиться так, чтобы не допускать затопления берегов, с одной стороны, и усыхания речного стока, – с другой.

Тепловые электростанции – основные источники электроэнергии и тепла. Они вырабатывают свыше 600 млрд кВтч электроэнергии (примерно 70 процентов от общего количества) и до 800 млн Гкал тепла. Вместе с тем производство электроэнергии и тепла на ТЭС, основанное на сжигании органического топлива, приводит к значительному загрязнению окружающей среды. Свыше 20 процентов всех выбросов от стационарных источников в России, падает на долю ТЭС. При этом далеко не всегда ими соблюдаются установленные нормативы выбросов. ТЭС причиняют значительный вред и земле. Ими нарушено до 20 тыс. гектар земель.

В связи с этим закон (ст. 40 ФЗоООС) требует, чтобы ТЭС были оснащены высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использовали экологически безопасные виды топлива и не загрязняли атмосферный воздух вредными выбросами сверх установленных пределов.

Особое влияние на окружающую среду способны оказать АЭС. АЭС – это целое ядерно-энергетическое хозяйство, где потенциально опасно все, начиная с ядерного топлива и кончая радиоактивными отходами.
В России на десяти атомных станциях работают 30 ядерных энергоблоков. Они вырабатывают около 16% производства электроэнергии в России.

По данным контроля сбросы радиоактивных отходов в водные объекты и выбросы в атмосферу производились в соответствии с выданными разрешениями и ни на одной АЭС превышения норм не наблюдалось.

Но опасность радиационного загрязнения на АЭС остается, о чем свидетельствуют десятки нарушений в их работе, происходящие ежегодно. Правда, не было аварийных ситуаций с выходом во внешнюю среду значительных количеств радионуклидов и радиационного загрязнения окружающей среды не произошло.

Систематические измерения концентрации радиоактивных веществ в атмосфере, водоемах-охладителях, почве, растительности и продуктах питания свидетельствуют об отсутствии какого-либо влияния работы АЭС на состояние объектов окружающей среды.

Все это, естественно, радует и утешает. Но нам хорошо известна чреватость АЭС аварийными выбросами и степень их опасности. Поэтому не случайно, что население практически повсеместно выступает против строительства АЭС. Дело доходит до референдумов, как это случилось, например, в Костромской области, где абсолютное большинство избирателей проголосовало против строительства Костромской АЭС.

Но вызывает озабоченность накопление средне- и низкоактивных жидких радиоактивных отходов в открытых водоемах-хранилищах на предприятиях атомной энергетики. Наличие таких хранилищ приводит к проникновению радиоактивных веществ в грунтовые и подземные воды и их загрязнение. Так, под озером Карачай, которое является приемником среднеактивных отходов, сформировалась линза загрязненных подземных вод объемом около 4 млн куб. м и площадью до 10 кв. км. Скорость пространственного перемещения загрязненных вод достигает 8 м/год и существует вероятность проникновения этих вод в другие водоносные горизонты и вынос радионуклидов в гидрографическую сеть.

Поэтому закон (ст. 40 ФЗоООС) предъявляет высокие требования к деятельности, связанной с АЭС. При проектировании, строительстве и эксплуатации АЭС должна быть обеспечена охрана окружающей среды от радиационного воздействия АЭС; соблюдаться установленный порядок и нормативы в технологическом процессе. Размещение АЭС допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающей ее экологическую и радиационную безопасность. Кроме того, проекты размещения АЭС должны содержать решения о безопасном выводе их из эксплуатации.

Как видим, к деятельности ТЭС, ГЭС и АЭС закон предъявляет серьезные требования. Их нарушение влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы.

Реальное причинение вреда окружающей среде и человеку одних энергетических объектов (ТЭС, ГЭС) и потенциальная опасность причинения такого вреда других (АЭС) делают необходимым поиск более экологически безопасных путей и способов получения электроэнергии, потребность в которой возрастает.

Это, например, строительство и эксплуатация энергетических установок, использующих силу ветра и тепловую энергию Солнца и Земли, морских приливов и отливов, малых ГЭС без образования водохранилищ и т.д.

На очереди стоит поиск безопасного ядерного топлива, который может оказаться вполне успешным. Ученым известно, что использование в качестве ядерного топлива изотопа гелия-3 в сочетании с дейтерием делает его безопасным. Но если дейтерия на земле много, то гелий-3 в чистом виде отсутствует. Однако его много в грунте Луны. По оценкам ученых его запасы могут достичь одного млрд тонн. Этого количества, как полагают специалисты, достаточно для покрытия энергетических нужд всего человечества более чем на пять тысяч лет. Ученые мира уже работают над проектами добычи, переработки и транспортировки гелия-3 с Луны на землю.[227]

В ближайшем будущем энергетическая проблема, очевидно, станет для человечества основной головной болью.

 

 

10.5. Правовая охрана окружающей среды
в военной деятельности

Военной признается деятельность, связанная с обучением войск, содержанием и испытанием военной техники, с размещением военных объектов и ведением военных действий и т.п. Она осуществляется Вооруженными силами (далее – ВС). Военная деятельность причиняет окружающей среде огромный вред.

Существенный вред причиняют ей и предприятия оборонных отраслей промышленности. Здесь основными источниками загрязнения и засорения окружающей среды являются промышленные котельные, испытательные станции авиационных, ракетных и автомобильных двигателей, литейные и гальванические производства и т.д.

Так, с предприятий оборонной промышленности России из имеющихся источников выбросов ежегодно в атмосферу поступает около 95,0 тыс. т вредных веществ, в том числе твердых, газообразных и жидких. Среди них окислы азота, серы, углеводороды и специфические вещества. Кроме того, выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных военных объектов и военной техники составляют около 560 тыс. т ежегодно.

В водные объекты сбрасывается загрязненных сточных вод предприятиями оборонной промышленности и военных объектов около 474,0 млн куб. м, из них без очистки – около 98,0 млн куб. м и недостаточно очищенных – примерно 187 млн куб. м.

Основными загрязняющими компонентами сточных вод являются ионы тяжелых металлов, нитраты, фосфаты, сульфаты, органика, нефтепродукты и взвешенные вещества. В водные объекты попадают такие токсичные вещества, как цианистые соединения, соединения шестивалентного хрома, соли меди, цинка, никеля, кадмия и др.

На предприятиях оборонного комплекса за год образуется до 250,0 тыс. т твердых промышленных отходов, из которых лишь 10% обезвреживается и используется на предприятиях.

В пользовании Минобороны находятся около 13 млн га земель, в составе которых, кроме расположенных на них гарнизонов, входят запасные аэродромы, позиционные районы, охранные зоны особо важных военных объектов, военные лесхозы, подсобные сельские хозяйства и другие. При этом около 54 тыс. га земель нарушено и подлежат рекультивации.

Потенциальными источниками экологической опасности являются содержание ядерного и химического оружия, атомного флота, ракетных средств.

Существенно загрязняется окружающая среда Земли и околоземное пространство при использовании, утилизации и уничтожении ядерного, ракетного, химического и обычного вооружения.

Внутренние и международные воды загрязняются сбросами сточных вод с береговых объектов и кораблей ВМФ.

Районы падения отделяющихся частей ракетоносителей загрязняются остатками высокотоксичного горючего и продуктами его трансформации.

Представляет серьезную экологическую опасность загрязнение земель от проливов нефтепродуктов в районах дислокации авиабаз и складов горюче-смазочных материалов. На многих объектах ВВС установлены серьезные загрязнения грунта и подземных вод нефтепродуктами с образованием линз (скоплений авиатоплива) на поверхности грунтовых вод объемом от 2–3 до 20–30 тыс. куб. м. Линзы формировались в течение десятилетий и в настоящее время выходят за пределы территорий воинских частей и создают угрозу загрязнения поверхностных вод.

Большую экологическую опасность создают хранилища отработанного ядерного топлива в местах базирования подводных и надводных атомных кораблей. Они морально и физически устарели и заполнены.

Многие из названных проблем – результат использования устаревшей техники и технологии, недостаточного финансирования природоохранных мероприятий и отсутствия надлежащего экологического контроля. Они являются и следствием недостатков в правовом регулировании столь опасной для окружающей среды сферы деятельности, как военная.

В ФЗоООС 2002 года этой проблеме посвящена всего одна короткая статья (41). Пункт 1 этой статьи гласит: «Требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды».

Перечень таких ситуаций, как гласит п. 2 ст. 41, определяется законодательством РФ.

Примерно такая же отсылка к общему законодательству в рассматриваемой сфере содержалась и в ныне не действующем Законе об охране окружающей природной среды 1991 года.

До 1996 года законодательство об охране окружающей среды в военной деятельности носило фрагментарный характер. 31.10.1996 года Правительством РФ было принято постановление «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных сил РФ на 1997–2000 годы».[228]

Правда, формально сроки реализации мероприятий, предусмотренных в названном постановлении Правительства, прошли. Но некоторые из них в известной мере уже реализованы, другие носят долговременный характер. Поэтому есть необходимость остановиться конкретно на основных положениях мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства от 31.10.1996 года.

По замыслу Правительства реализация первоочередных мероприятий в совокупности должна обеспечить экологическую безопасность в ВС. Правительство в названном постановлении наметило реализовать семь блоков мероприятий.

Во-первых, внедрить в ВС оценку воздействия на окружающую среду военной техники и вооружения, нормирование сбросов и выбросов, информационное обеспечение экологической безопасности в ВС.

Во-вторых, экологизировать режим деятельности войск и военных объектов в местах их расположения.

В-третьих, совершенствовать систему органов экологического управления и контроля в ВС.

В-четвертых, внедрить в практику такие элементы организационно-экономического механизма, как компенсация причиненного окружающей среде вреда, экологическое страхование, экологический аудит и экологическое лицензирование.

В-пятых, обеспечить экологическую безопасность при создании и эксплуатации вооружения, военной техники и военных объектов.

В-шестых, экологизировать объекты инфраструктуры ВС, то есть все службы, обеспечивающие деятельность ВС, все коммуникации.

В-седьмых, разработать и внедрить новые методы, технологии и средства экологического обследования, очистки и восстановления окружающей среды.

Мероприятия всех семи блоков постепенно претворяются в жизнь. Но нетрудно заметить, что подавляющая часть из них остаются актуальными и сейчас.

Поэтому не будет преувеличением утверждение о том, что Мероприятия от 31.10.1996 года можно рассматривать как своего рода экологическую доктрину Правительства в ВС на длительную перспективу.

Во исполнение постановления Правительства от 31.10.1996 года в составе Минобороны РФ было создано Управление экологической безопасности в ВС. Оно создано с целью обеспечить экологическую безопасность военной техники, включая космическую и военных полигонов на суше и в акваториях. Управление выполняет следующие основные функции:

· способствует внедрению в военной деятельности природоохранных технологий;

· руководит восстановлением окружающей среды;

· ведет мониторинг состояния окружающей среды, кадастры используемых в ВС природных ресурсов;

· проводит совместно с природоохранительными органами экологическую экспертизу военных объектов;

· организует проведение экологического воспитания и просвещения в войсках и в военных учебных заведениях;

· проводит иную экологическую работу в ВС.

Во исполнение постановления от 31.10.1996 года Правительство РФ 18.05.1998 года утвердило Положение о государственном контроле на объектах Вооруженных сил.[229] Согласно Положению экологический контроль на объектах Минобороны осуществляют должностные лица Управления экологической безопасности в ВС совместно с должностными лицами ФС по экологическому…надзору. Они осуществляют контроль за загрязнением окружающей среды нефтепродуктами, ракетным топливом, компонентами химического оружия, боеприпасами, а также за выбросами и сбросами вредных веществ воинскими частями.

Значительная часть лесного фонда России закреплена за Министерством обороны. Придавая важное значение этим лесам Правительство РФ постановлением от 24.01.1998 года утвердило Положение об осуществлении государственного контроля за этими лесами.[230] Такой контроль осуществляется совместно должностными лицами Управления экологической безопасности в ВС и ФА лесного хозяйства, которые в своей деятельности используют традиционные формы контроля.

Указом президента от 21.04.2000 года утверждена Военная доктрина РФ.[231] Но, к сожалению, в ней не нашлось места экологической безопасности в ВС.

Несмотря на то, что Вооруженные силы причиняют окружающей среде значительный вред, в составе Минобороны нет специальных частей (подразделений), которые устраняли бы этот вред. В связи с этим в литературе можно встретить высказывания о необходимости создания «зеленых войск». Я полностью поддерживаю эту идею, но войска такие, по-моему, следует назвать экологическими. Экологические войска надо обеспечить соответствующими кадрами, специальной техникой для предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций и восстановления природной среды. В их обязанность можно вменить и охрану важнейших экологических объектов, когда им угрожает опасность.

Одна из негативных сторон военной деятельности (точнее, – военно-космической) – падение на землю отделяющихся частей ракетоносителей, которые не свободны от остатков высокотоксичного горючего (гептила) и продуктов его трансформации (преобразования).

Районы падения отделяющихся частей ракет, порядок компенсационных выплат и возмещения причиненного вреда определены постановлением Правительства РФ от 24.03.1998 года, в ред. 02.07.2003 года
«О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет».[232]

Использование районов падения осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми МО РФ с органами исполнительной власти СРФ, на территории которых находятся эти районы. В договорах предусматриваются:

· местоположение и размеры районов падения, периодичность и продолжительность их использования;

· безопасность населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения;

· порядок возмещения Министерством обороны ущерба, причиненного падением отделяющихся частей ракет, и порядок возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для этого;

· проведение работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет;

· и другие меры, связанные с ликвидацией последствий падения отделяющихся частей ракет.

К примеру, такой договор под названием «Об использовании участков территории Алтайского края под районы падения отделяющихся частей при пуске ракетоносителей с космодрома «Байконур» был заключен 08.01.1998 года между администрацией Алтайского края и Главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения МО РФ.

Отдельно и особо хотелось бы сказать о таком атавистическом атрибуте ВС, как химическое оружие, которое таит в себе колоссальную потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды. Нет нужды доказывать, что его разработка, производство, накопление и применение должны быть запрещены, а имеющиеся запасы – уничтожены.

В России во исполнение Парижской конвенции о запрещении разработки, производства, накопления химического оружия и о его уничтожении, подписанной Российской Федерацией 13.01.1993 года и ратифицированной 05.11.1997 года[233] принят Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 02.05.1997 года.[234]

Названный Закон устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по уничтожению химического оружия, хранящегося на территории Российской Федерации, и по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ. Как установлено ст. 2 Закона, «химическое оружие, хранящееся на территории России, подлежит уничтожению».

Химическое оружие – это отдельные токсичные химикаты или их совокупность, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств.

Химическое оружие представляет потенциальную опасность для населения и окружающей среды не только в связи с возможным его применением по назначению, но и при хранении, перевозке и уничтожении. Поэтому Федеральный закон в отдельной главе (4) предусматривает меры по защите граждан и окружающей среды при проведении указанных работ.

При этом Закон предписывает обеспечить приоритет охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды и соблюдать для этого следующие принципы:

· полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

· разрешительный порядок проведения указанных работ;

· запрещение при хранении химического оружия проведения работ по разгерметизации боеприпасов и устройств, снаряженных токсичными химикатами;

· обязательное ведение мониторинга окружающей среды и здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, государственная поддержка мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и экологических условий их проживания и работы;

· обязательность государственного надзора и контроля за разработкой технологий, предпроектных и проектных материалов по строительству объектов по уничтожению химического оружия, за эксплуатацией, уничтожением или конверсией этих объектов;

· обязательность проведения санитарно-гигиенической, экологической и других экспертиз технологий, предпроектных и проектных материалов строительства объектов по уничтожению химического оружия, их эксплуатации, конверсии или ликвидации.

Ст. 13–15 Закона определяют соответственно круг основных задач по охране здоровья граждан и защите окружающей среды; общие требования по обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и объектах по его уничтожению; общие требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций при перевозке химического оружия.

Названный Федеральный закон о ратификации Парижской конвенции (ст. 2) определил, что расходы на химическое разоружение предусматриваются в структуре федерального бюджета отдельной строкой.

 

 

10.6. Правовая охрана населения и окружающей среды
от радиационной опасности

10.6.1. Источники радиационной опасности

Источником радиационной опасности является ионизирующее излучение – излучение альфа-, бета-, гамма-частиц и потока протонов и нейтронов, которые испускаются в результате естественного или искусственного распада атомных ядер (радиоактивного распада) некоторых химических элементов (веществ) и которые при взаимодействии со средой образуют ионы разных знаков. Ионизирующее излучение радиоактивных веществ, проникая в живые организмы, производит в них изменения.

Если ионизирующее излучение естественного происхождения (присутствие в горных породах, например, калия – 40, тория – 232, урана – 238
и др.), то оно, как правило, из-за низкой радиоактивности негативных изменений в живых организмах не вызывает, так как к такому излучению они привыкли. Если же радиоактивность искусственная, возникшая в результате расщепления атомных ядер (техногенного происхождения – стронций – 90, йод – 131, криптон – 85, цезий – 134, цезий – 137, плутоний – 239, плутоний – 240 и др.), то она представляет большую опасность для живых организмов (наследственные изменения, лучевая болезнь[235] и т.п.).

Источники ионизирующего излучения (радиационной опасности) многочисленны и разнообразны. К ним относятся:

· ядерные установки – сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

· радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

· пункты хранения материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов (пункты хранения) – не относящиеся к ядерным установками и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

· ядерные материалы – материалы, содержащие и способные произвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

· радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

· радиоактивные отходы – ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

Такой перечень источников радиационной опасности дан в ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 года «Об использовании атомной энергии» (далее – ФЗоИАЭ), призванного регулировать отношения по использованию атомной энергии в мирных и оборонных целях.[236]

Отнесение источников ионизирующего излучения и радиационной опасности к перечисленным категориям осуществляется эксплуатирующей организацией в порядке, установленном федеральным органом атомного надзора и фиксируется в соответствующем документе.

Для человека источником ионизирующего излучения могут быть и медицинские рентгенорадиологические процедуры. Поэтому при проведении таких процедур дозы облучения граждан-пациентов должны соответствовать нормативам радиационной безопасности.

Федеральный закон от 05.12.1995 года «О радиационной безопасности населения»[237] (далее – ФЗоРБН) требует (ст. 15) обеспечить радиационную безопасность не только при воздействии ионизирующего излучения техногенного происхождения, но при воздействии природных радионуклидов.[238] Речь идет об облучении населения и работников в основном радоном и продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, скапливающимися в жилых и производственных помещениях.

Облучение естественными радионуклидами не должно превышать установленные нормативы. Для этого принимаются соответствующие меры при проектировании, строительстве и эксплуатации жилых и производственных зданий и сооружений.

 

10.6.2. Нормативы ионизирующего облучения

Одним из элементов механизма правового обеспечения радиационной безопасности населения и окружающей среды является государственное нормирование, которое осуществляется путем установления санитарных, строительных, гигиенических и других норм, нормативов и правил в этой области.

Основные гигиенические нормативы (допустимые пределы дозы) облучения населения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения установлены в ст. 9 ФЗоРБН:

· для населения средняя годовая эффективная доза[239] равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) – 0,07 зиверта.
В отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превышает 0,001 зиверта;

· для работников[240] годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) – 1 зиверта. Допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превышает 0,02 зиверта.

В названные предельные дозы облучения не включаются дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами-пациентами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) в течение определенного промежутка времени в пределах, установленных санитарными нормами и правилами.

Вместе с тем Правительство РФ вправе изменить основные гигиенические нормативы в сторону их уменьшения для отдельных территорий с учетом конкретной санитарно-гигиенической и экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.

 

10.6.3. Правовые требования к радиационной безопасности

Общие требования к радиационной безопасности в стране содержатся в ст. 48 ФЗоООС. Согласно п. 1 этой статьи юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышения установленных нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

Более подробные требования к радиационной безопасности содержатся в ФЗоИАЭ и ФЗоРБН, которые можно свести к следующим восьми пунктам.

1. Деятельность по использованию источников атомной энергии, как это предусмотрено ст. 26 ФЗоИАЭ, осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии) – надлежаще оформленного документа, подтверждающего право на занятие этой деятельностью при условии обеспечения радиационной безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ. Лицензия выдается органом государственного атомного надзора эксплуатирующим источники атомной энергии организациям.

2. Решения о месте размещения, о сооружении объектов атомной энергии в зависимости от их назначения и значения, места расположения принимают либо Правительство РФ, либо Правительство РФ совместно с органами власти субъектов Федерации, или органы власти субъектов Федерации, либо даже органы местного самоуправления в порядке, определенном Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных установок и пунктов хранения.[241] Такие решения принимаются на основании заключений государственной и с учетом общественной экологической экспертизы, подтверждающей радиационную безопасность будущих объектов.

3. В целях наиболее полного обеспечения радиационной безопасности размещение и сооружение объектов атомной энергии должны осуществляться как на основании норм и правил в области использования атомной энергии, так и с соблюдением норм и правил в области охраны окружающей среды. При этом должны быть учтены потребности в источниках атомной энергии для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов; наличие необходимых для размещения этих объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии; отсутствие угрозы безопасности для объектов атомной энергии со стороны расположенных вблизи гражданских и военных объектов; возможные социальные и экономические последствия размещения таких объектов для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурно-бытового развития региона.

4. Для радиационной защиты населения в районе размещения объектов атомной энергии устанавливаются особые территории – санитарно-защитная зона (СЗЗ) и зона наблюдения (ЗН), в пределах которых вводится охранный режим и осуществляется постоянный контроль за
радиационной обстановкой. В СЗЗ запрещается размещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к функционированию объектов атомной энергии лечебно-оздорови-
тельных учреждений, объектов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденными проектами СЗЗ. В ЗН органы санитарно-эпидемиологического надзора могут вводить ограничения на те виды хозяйственной деятельности, которые не отвечают требованиям радиационной безопасности и безопасности соответствующих объектов атомной энергии. Для некоторых объектов атомной энергии с учетом характеристики их безопасности СЗЗ и ЗН могут быть ограничены пределами территории объекта, здания, помещения.

5. Законченный строительством объект атомной энергии принимается в эксплуатацию в комплексе со всеми предусмотренными в проекте объектами производственного и бытового назначения. Ввод в эксплуатацию объекта атомной энергии допускается лишь при наличии у эксплуатирующей этот объект организации лицензии на право осуществления данного вида деятельности.

С момента ввода в эксплуатацию объекта атомной энергии функции по обеспечению его радиационной безопасности несет эксплуатирующая организация. Эксплуатирующей признается организация, которая специально создана и признана пригодной эксплуатировать объект атомной энергии и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации объектов атомной энергии, а также деятельность по обращению с ядерными материалами.

6. Помимо выполнения общих требований, предъявляемых ко всем объектам атомной энергии, особые условия должны соблюдаться при эксплуатации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками. Так, дополнительно к общим они должны соблюдать правила Морского регистра. Им разрешено заходить только в порты, перечень которых определен Правительством РФ, и в порядке, установленном федеральным органом атомного надзора. При этом администрация порта Российской Федерации должна располагать планом мероприятий по защите работников порта и других лиц в случае аварий на плавсредствах и при необходимости обеспечить его реализацию. Плавсредства с источниками атомной энергии, терпящие бедствие, могут заходить в порты РФ только в случае предварительного уведомления администрации порта и органов местного самоуправления.

7. Одно из требований к использованию атомной энергии касается транспортирования ядерных материалов и радиоактивных веществ. Их перемещение должно осуществляться в соответствии со специальными правилами транспортировки особо опасных грузов и с соблюдением норм и правил по использованию атомной энергии и по охране окружающей среды. Перевозчик ядерно-опасных материалов и веществ должен иметь лицензию на право ведения работ с использованием атомной энергии.

8. Российское законодательство (глава XIV ФЗоИАЭ) допускает экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области атомной энергии. Но они осуществляются, во-первых, в соответствии с международными обязательствами России о нераспространении ядерного оружия и, во-вторых, при соблюдении требований радиационной безопасности населения.

Особую тревогу у российской общественности вызывает ввоз в Россию радиоактивных отходов в виде отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с иностранных ядерных установок. Как решается этот вопрос в законодательстве?

Ответ на него дается в ст. 48 ФЗоООС. Согласно п. 3 этой статьи «Ввоз в РФ радиоактивных отходов (РАО) и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в космическое пространство РАО и ядерных материалов запрещается, кроме случаев, установленных настоящим ФЗ».

Эти случаи оговорены в п. 4 ст. 48 ФЗоООС. В Россию из иностранных государств могут ввозиться облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов (ОЯТ). Цель ввоза: временное технологическое хранение с последующей переработкой для использования ценных компонентов (плутония и урана).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.02 с.)