ТОП 10:

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)



Любая хозяйственная и иная деятельность для окружающей среды потенциально опасна. К хозяйственной относится деятельность предприятий по добыче полезных ископаемых, предприятий химической и энергетической промышленности, черной и цветной металлургии и других, которые выдают определенную продукцию.

Иная деятельность – это, например, подготовка нормативно-правовых актов, применение которых окажет влияние на окружающую среду, составление программ и схем по использованию природных ресурсов, градостроительных документов, документации по созданию новой техники и технологии, материалов и веществ и т.д.

Поэтому прежде чем осуществлять такую деятельность, необходимо выяснить, оценить, как и в какой степени она может воздействовать на окружающую среду, дать оценку такого воздействия.

ОВОС посвящены ст. 32 ФЗоООС и специальное Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденную Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 года.[158] Кроме того, к ОВОС применимы отдельные нормы ФЗоЭЭ, которые я в свое время назову.

Определение понятия ОВОС дано в ст. 32 ФЗоООС и в п. 1.1. Положения об ОВОС. Наиболее удачным, на мой взгляд, является определение, данное в ст. 32 ФЗоООС. Согласно этой статье ОВОС понимается как процесс, который проводится в отношении планируемой хозяйственной деятельности независимо от организационно правовых форм и форм собственности субъектов этой деятельности с целью определить, какое прямое или косвенное воздействие может оказать эта деятельность на окружающую среду с вытекающими из этого экологическими, социально-экономическими и иными последствиями.

Хотя, как отмечалось, любая хозяйственная и иная деятельность для окружающей среды потенциально опасна, но ОВОС подвергается не любая намечаемая хозяйственная и иная деятельность, а лишь та, которая содержится в перечнях, данных в ст. 11 и 12 ФЗоЭЭ. ФЗоЭЭ дает перечни объектов, по которым проводится экологическая экспертиза (ЭЭ) на федеральном и региональном уровнях (поэтому два перечня). Объект, должный пройти ЭЭ, предварительно обязательно подвергается ОВОС. Поэтому перечни объектов, по которым проводится ОВОС и ЭЭ, совпадают.

ОВОС проводится по заказу юридических и физических лиц, которые в последующем готовят документацию о намечаемой хозяйственной или иной деятельности на ЭЭ. Ими могут быть хозяйствующие субъекты, инвестор и другие заинтересованные лица.

Исполнителем заказа (разработчиком) является юридическое или физическое лицо, которому заказчик предоставил права и обязанности на проведение работ по ОВОС. Исполнитель должен быть способен проводить ОВОС (соответствующие кадры, техническая и финансовая база и т.д.

ОВОС проводится в установленном порядке и с соблюдением указанных в Положении об ОВОС принципов. Их пять:

1. Презумпция потенциальной опасности для окружающей среды любой хозяйственной и иной деятельности.

2. Недопустимость (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экологических, экономических и иных неблагоприятных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

3. Обязательность альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом возможен так называемый «нулевой вариант» – отказ от намечаемой деятельности.

4. Обязательность участия общественности (общественных организаций и объединений) в процессе проведения ОВОС.

5. Научная обоснованность, достоверность, объективность ОВОС.

ОВОС проводится в три этапа.

Первый этап – предварительная оценка намечаемой деятельности и составление технического задания на проведение ОВОС. В ходе этого этапа заказчик подготавливает и представляет в соответствующие органы власти обоснованную документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности, определяет цели реализации и возможность альтернативы этой деятельности, другую необходимую информацию, предусмотренную законодательством.

На первом этапе заказчик проводит предварительные консультации для выявления участников процесса ОВОС. На этом этапе исполнитель на основе собранной информации дает предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. На основании предварительной оценки заказчик составляет техническое задание (ТЗ) на проведение ОВОС, которое содержит определенный круг сведений:

· наименование и адрес заказчика;

· сроки проведения ОВОС;

· основные методы проведения ОВОС;

· основные задачи проведения ОВОС.

При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов власти по охране окружающей среды, а также мнение других участников процесса ОВОС. ТЗ рассылается участником процесса по их запросам и должно быть доступно для общественности в течение всего времени проведения ОВОС.

Второй этап – проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС. На этом этапе исполнитель проводит исследования с учетом альтернатив реализации целей хозяйственной или иной деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по ОВОС.

Исследования по ОВОС включают в себя такие виды действий:

· определение характеристик намечаемой деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);

· анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

· оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

· определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

· сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

· разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности
и т.д.

На этом этапе заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по ОВОС и высказать по ним свои замечания.

Третий этап – подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС. Окончательный вариант готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом предложений и информации, поступившей от участников процесса ОВОС на стадии обсуждения, а также протоколов общественных слушаний (если они проводились).

Окончательный вариант материалов по ОВОС утверждается заказчиком и передается для использования при подготовке документации на экологическую экспертизу по данному объекту деятельности и включается в состав этой документации.

Как видим, ОВОС предшествует экологической экспертизе и является как бы ее предварительной стадией по тому же объекту.

Положение об ОВОС много внимания уделяет информированию населения и участию общественности в процессе ОВОС. Информирование и участие общественности, как того требует Положение (раздел IV), должно осуществляться на всех этапах проведения ОВОС и обеспечивается заказчиком.

Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти СРФ и органов местного самоуправления, на территориях которых намечается реализация объектов экологической экспертизы, а также на территориях, на которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказывать воздействие.

В публикациях содержатся сведения о:

· названии, целях и местоположении намечаемой деятельности;

· наименование и адрес заказчика или его представителя;

· примерных сроках проведения ОВОС;

· органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;

· предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, сходы, собрания и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;

· сроках и месте доступа к ТЗ по ОВОС;

· иной информации.

Дополнительная информация общественности может осуществляться по радио, телевидению, в периодической печати, через Интернет и иными способами.

Замечания и предложения общественных организаций и отдельных граждан документируются и учитываются на всех этапах проведения ОВОС вплоть до принятия решения о возможности реализации намечаемой деятельности.

 

 

Экологическая экспертиза

Основной нормативной базой для проведения экологической экспертизы (ЭЭ) являются: ФЗоООС, ст. 33; ФЗ от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе» (ФЗоЭЭ);[159] Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденной Правительством РФ 11.06.1996 года;[160] Регламент проведения государственной экологической экспертизы, утвержденной Госкомэкологии РФ 17.06.1997 года.[161]

Экспертиза в переводе с латинского и французского означает проведение опыта. Экспертиза в современном понимании – это исследование, проводимое специалистом (экспертом), каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства, хозяйственной жизни, в том числе в области экологии.

Экспертиза может быть проведена одним или группой специалистов, научно-исследовательским институтом. Она может быть государственной, общественной или частной. Результатом экспертизы является экспертное заключение или акт экспертизы.

Эти общие представления об экспертизе распространяются и на ЭЭ.

Согласно ст. 1 названного Федерального закона ЭЭ – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ.

Если короче, то ЭЭ отвечает на вопрос о допустимости или недопустимости осуществления намечаемой хозяйственной или иной деятельности с точки зрения экологической безопасности.

Как всякое явление ЭЭ основывается на определенных принципах. ФЗоЭЭ (ст. 3) называет их девять:

1) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2) обязательность проведения ЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы;

3) комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

4) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении ЭЭ;

5) достоверность и полнота представляемой на ЭЭ информации;

6) независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области ЭЭ;

7) научная обоснованность, объективность и законность заключений ЭЭ;

8) гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

9) ответственность участников ЭЭ и других лиц за организацию, проведение, качество ЭЭ.

ЭЭ делится на государственную и общественную.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.009 с.)